Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 09:43, шпаргалка
1. Место и роль философии в культуре
2. Предмет философии. Структура философского знания: онтология, гносеология, логика и другие отрасли, их осн. предметы и задачи.
3. Философия Древней Индии и Древнего Китая.
...
40. Многополярный мир и толерантность. Глобальные перемены, проблемы и перспективы человечества. Научная футурология: методологический анализ ее возможностей.
Феномен самоорганизации в синергетике
объясняется сложным
Существовавшие представления об исключительно дезорганизующей роли хаоса были значительно подорваны открытиями ХХ века. И.Р. Прихожин показал, что развитие систем сопровождается не переходом хаоса в порядок и обратно, а их взаимодействием.
В дальнейшем было получено теоретическое представление о диссипативных системах (диссипация – рассеяние вещества и энергии). «Жизнеспособность» данных систем поддерживается за счёт их постоянного обмена с внешней средой веществом и энергией. С прекращением обменных процессов диссипативные системы перестают существовать.
Диссипативные системы многообразны. Они существуют как в природе, так и в обществе. «Человек, как и любой организм, - отмечает В.П. Бранский, - представляет собой типичную диссипативную систему, которая может существовать как физически, так и духовно только при условии постоянного обмена со средой веществом, энергией и информацией (питание, дыхание, теплообмен, выделение, размножение, познание, производство утилитарных и духовных ценностей, общение и т.п.)».
Итак, определяя соотношение между диалектикой и синергетикой, принципиальные положения которой рассмотрены на примере теории диссипативных структур, можно согласиться с мнением исследователей, считающих парадигму самоорганизации естественнонаучной основой диалектических представлений о развитии, современным теоретическим опровержением «метафизических и механических представлений о неорганической материи как косной массе, приводимой в движение силой»
24.Законы диалектики. Движение и развитие. Категории диалектики (всеобщие связи бытия, категории детерминизации).
Диалектика (искусство вести беседу, спор) – это учение о всеобщей связи и развитии природы, общества и человека. В истории философии условно отмечают три этапа развития диалектики. 1) Античный период, который был наивный и стихийный, т.к. опирался на житейский опыт и наблюдения. Например, Гераклит говорил: «Все течет, все изменяется»; «Все переходит в свою противоположность, мокрое высыхает, сухое увлажняется»; «Борьба – отец всего». Для Платона диалектика – это процесс познания, т.е. постепенный переход от единичных понятий к общим и к миру идеальных сущностей. Также диалектика видна в философии Зенона, Аристотеля, Плотина и др. 2) В немецко-классический период диалектика развивается Кантом, Фихте, Шеллингом, но систематизировал диалектику Гегель, он создал идеалистическую диалектику, которая заключалась в развитии мирового духа. 3) Материалистическая диалектика разработана Марксом и Энгельсом и развита Лениным и другими философами. Суть ее в том, что развитие мира заложено не в мировом духе, а в самой материи, т.к. материя, по мнению этих философов, является основой мира. Основные законы диалектики. 1. Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные. Этот закон характеризуется следующими категориями: качество, количество, мера, скачок. Качество – это философская категория, выражающая внутреннюю определенность предмета, в которой предмет остается самим собой, а не другим. Под качеством понимается, также, граница существования предмета, совокупность свойств предмета. Количество – это философская категория, выражающая внешнюю определенность предмета: его величину, число, объем, степень развития свойств и т.д. Мера – есть единство количества и качества. Это интервал или границы, в которых не происходит существенных изменений предмета, где не меняется свойство и определенность предмета.Скачок – это коренной перелом в развитии, качественное преобразование предмета. Скачки бывают быстрые и медленные, революционные и эволюционные. Пример перехода количества в качество (Лед 00С – вода – Пар 1000С)
2. Закон единства и борьбы противоположностей. Этот закон характеризуется следующими категориями: тождество, различие, противоположность, противоречие. Тождество – это отношение вещи к себе самой и к другим вещам, характеризующееся совпадением сторон и свойств. Абсолютное тождество – это полное совпадение всех сторон и свойств. Конкретное тождество содержит в себе элементы различия. Различие – это отношение вещи к себе самой и к другим вещам, имеющее несовпадение всех сторон и свойств. Существенные различия переходят в противоположности. Противоположность – это различия, доведенные до крайности. Диалектические противоположности не существуют друг без друга, взаимоисключают, предполагают друг друга, находятся в постоянной борьбе. Например: мужское и женское начало, холодное – теплое, правое – левое, плюс – минус и т.д.
Противоречие есть единство противоположностей. Любой объект включает в себя пары таких противоположностей. Например: земной шар содержит в себе южный и северный полюс. Внутренняя противоречивость выступает в качестве источника движущей силы, причиной саморазвития объектов. В процессе развития объекты находятся в постоянном противоречии, они снимаются лишь на время, когда объект переходит на следующий, качественно новый уровень развития. Но, на этом новом уровне снова возникает противоречие, которое разрешается (снимается) на новейшем уровне, и так продолжается пока объект развивается. 3. Закон отрицания отрицания. Этот закон включает в себя категории: «диалектическое отрицание» и «отрицание отрицания». Диалектическое отрицание есть процесс перехода объекта из одного качественного состояния в другое, путем не простого отвержения или отбрасывания существующих качеств, а сохраняя и вбирая в себя его существенные моменты. Например, теория относительности Эйнштейна полностью не отрицает физику Ньютона, как заблуждение, а лишь рассматривает ее, как частный случай. Отрицание отрицания есть законченный цикл развития объекта. Это возврат объекта, как бы, в исходное положение, но на более высоком уровне. В результате образуется спиралевидный характер развития, в котором один цикл включает в себя три фазы: 1) начальное состояние; 2)отрицание начального состояния, переход на новое качество; 3) отрицание нового качества, переход в новейшее качество. Закон отрицание отрицания можно отследить на примере развития биологических видов растений и животных. Например: семя – растение – новое семя, потомство – стадо – новое потомство. В науке это: теория – практика – новая теория и т.д. Основные диалектические категории. Как было отмечено ранее, принцип диалектического развития заложен в противоположных началах, в дальнейшем отраженных в парных категориях. Рассмотрим некоторые из них. 1) Единичное и общее. Единичное – это индивидуальные неповторимые черты и свойства, принадлежащие одному предмету. Общее – это черты и свойства, принадлежащие нескольким предметам. Общее выражается в родовых понятиях по отношению к единичным, например: стол, машина, и т.д. 2) Явление и сущность. Явление – это внешняя, сравнительно изменчивая сторона предметов и процессов. Сущность – это внутренняя, сравнительно устойчивая, определяющая сторона предметов и процессов. Например: под явлением можно рассматривать поведение человека, его действия, а под сущностью его характер или его определенный психотип. В диалектике сущность глубже, явление богаче. 3) Часть и целое. Часть – это отдельные элементы (предметы), которые в своей совокупности образуют целое. Целое – это объединение отдельных элементов (предметов), образующих новое свойство, отличное от отдельных предметов. Например, в биологии молекулы образуют клетки, клетки – органы, органы – тело. Соотношение части и целого нашло свое отражение в системном подходе, в котором имеются следующие категории: Элемент – это часть системы, которая предполагается в данных условиях далее не делимой. Система – это целостная совокупность взаимосвязанных элементов. Структура – это устойчивая взаимосвязь между элементами системы. Иерархия – это взаимосвязь систем различных уровней. Каждая система состоит из подсистем, и сама как подсистема входит в состав большей системы. 4) Содержание и форма. Содержание – это вся совокупность частей целого, то из чего состоит целое. Форма – это способ существования и выражения содержания. Например, внутреннее и внешнее строение тела человека есть форма, а содержание – это его клеточная, физиологическая, психологическая и т.д. структура.
Следующие пары категорий
рассматриваются в разделе
Разное понимание соотношения необходимости и случайности привело в философии к двум направлениям: фатализму и волюнтаризму. Фатализм абсолютизирует необходимость и понимает ее как неизбежность, рок, судьба. Волюнтаризм абсолютизирует случайность, все явления сводит к случайным действиям субъектов. 7) Возможность и действительность. Возможность – это потенциальная действительность, предпосылки возникновения нового. Действительность – это реализованная возможность, объективно все существующее. Не всякая возможность становится действительностью. Так, например, не всякий желудь станет дубом, но во всяком желуде потенциальный дуб.
25. Проблема сознания
в философии: основные
Проблема соотношения идеального содержания и материального носителя. В философии складывается материалистический и идеалистический подход в понимании проблемы сознания. Как правило, это исходит из первичности или вторичности сознания по отношению к материи. Для объективных идеалистов сознание первично и выступает в качестве надприродной мировой субстанцией, а человеческое сознание является лишь его частью. Для субъективных идеалистов сознание – это субстанциональная основа субъекта (человека). Для материалистов сознание вторично и оно выступает как определенное свойство материи. Так, например, др. гр. фил. Демокрит понимал сознание как особые сорта атомов, состоящие из огня и воздуха.
Материалисты XVII-XVIII вв. сознание понимали гилозоистически. Согласно гилозоизму (с греч. живое вещество) даже неживая материя обладает сознанием или способностью к ощущению. Так, например, Спиноза говорил, что «камень мыслит», а Дидро утверждал, что «камень ощущает».
В XIX в. получает распространение физикализм – вульгарный материализм. С позиции вульгарного материализма сознание материально, и оно лишь следствие физиологических процессов организма. Так, физикалисты Д.Армстронг и Дж.Смарт отождествляли духовные процессы с кровообращением, дыханием и т.д. А Фогт говорил, что «мозг вырабатывает мысль, также как печень желчь».
Диалектический материализм рассматривает проблему сознания через теорию отражения. Отражение – это такое всеобщее свойство материи, которое характеризуется как изменение объектов в результате их взаимодействия между собой. В зависимости от сложности материи возникают следующие формы отражения: а)неживой природе - мех., физ., хим. отражение. б)В живой природе: 1)) раздражимость (реакция растений на холод, тепло, свет, и т.д.); 2) чувствительность (чувство холода, света, боли и т.д.); 3)психическое отражение составляют ощущение, восприятие и представление (способность реагировать на различные ситуации). 4)Сознание – это высшее свойство отражения высоко организованной материи, и оно выступает как функция головного мозга человека. Сознанию свойственно оперировать понятиями, суждениями и выводить умозаключения.
О происхождении сознания диалектический материализм опирается на теорию Дарвина, оно возникло в результате долгого эволюционного процесса, которому способствовали труд, речь и общество. В.И.Ленин определяет сознание как субъективный образ объективного мира.
Основные особенности человеческого сознания. Сознание (соотнесенность знания). Соотнесенность первичных различий и ориентаций, определяющих многообразные отношения человека к миру, включая отношение к другим и к самому себе.
Главными условиями для возникновения сознания являются: 1) наличие развитого мозга, готового воспринимать, накапливать и хранить информацию. Имеется ввиду сложный орган, которому соответствует человеческий мозг. 2) наличие общества, т.к. вне общества сознание не существует. (История про Маугли, это сказка.) 3) наличие языка, т.к. за словом стоит мысль. Мысль без языка это пустота. Сознанию свойственны следующие качества: 1) Идеальность, т.е. сознание не обладает качеством материальности (цвет, запах, вкус и т.п.). По-другому, сознание – есть идеальный заменитель материального. 2)Интенциональность – направленность на предмет, т.е. сознание не может быть беспредметным. Предметами сознания выступают окружающий материальный мир во всем его многообразии, а так же все стороны духовного мира. 3) Идеаторность – способность творить, конструировать и воспроизводить идеи, а не просто отражать объекты. 4) Рефлексивность – направленность мысли на саму себя (мысль о мысли). Учитывая основные особенности сознания, определение может быть следующим. Сознание - это духовная реальность бытия, которая включает в себя идеальность, интенциональность, идеаторность и рефлексивность.
26. Сознание и проблема идеального. Мышление, логика, язык.
Философский спор о действительности уходит корнями в антиномию «мира по мнению» и «мира по истине», выявленную античным мудрецом Демокритом. В учении Платона действительность двояка: одна есть чувственный мир, другая - мир идеальных сущностей (эйдосов). По мнению Гегеля, «все действительное разумно, все разумное действительно». Совпадение «действительности» с «материей» обнаруживается в марксистской философии. В философских направлениях ХХ века действительность имеет антропологическую, психологическую, феноменологическую, семиотическую и пр. способы толкования. В понимании действительности следует учитывать ее онтологическую и гносеологическую составляющие. В онтологическом плане действительность представлена как совокупность материальных тел, существующих объективно в пространстве и времени, наглядно данных нам в представлении. В гносеологическом плане образ действительности возникает в результате деятельности мышления, которое с помощью языка логически упорядочено.
Человек может выразить свои мысли двояким образом - в языке и речи, с одной стороны, и в поступках и действиях тела, прежде всего в работе руки, с другой, но при этом он одинаково использует знаково-символическую функцию деятельности. Внеязыковых форм выражения действительности не существует, поскольку мышление без языка не существует. В философии и психологии довольно остро стоит проблема о взаимодействии языка и мышления с точки зрения их адекватности друг другу. Наша речь (или любой другой способ выражения языка через жест, позу, мимику и т.п.) не всегда тождественна мысли. В действительности, можно сказать, что речь недостаточна по отношению к мысли, которая изначально богаче смыслами. Поэтому в языке нам не всегда удается четко и правильно выразить то, о чем мы думаем. Следовательно, образ действительности так, как он возникает в мышлении и так, как он реализуется в языке, не одинаков.
Логика демонстрирует правильность мышления, а соблюдение ее законов - тождества, недопустимости противоречия, исключенного третьего, достаточного основания - позволяет выразить в языке доказательные представления о действительности.
Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.
Язык является обобщением действительности выраженной в понятиях и операциях с понятиями. Т.о. язык является материальной оболочкой сознания, материальным его потребителем. Это относится и к речи и к письму и к электронному (машинному) языку. Сущность связи сознания с языком выражается в том, что сознание первично как идеальное свойство человека. Язык вторичен, как материальный носитель сознания, т.е. сознание первично, материя вторична в этом и заключается суть идеализма. В то же время существует проблема первичности языка по отношению к сознанию. Существуют 3 основных правила языка:1) прежде чем сказать подумай. 2) думай когда и что говоришь. 3) не говори все то, о чем думаешь. Вопрос о функциях языка. 1) Язык является внешним выражением сознания, т.е. первейшее значение в языке имеет его форма (качество формы). 2) Язык является средством передачи сознания, т.е. определенной информационной оболочкой. 3) Язык фиксирует, закрепляет и увековечивает сознание. 4) Язык систематизирует, организует и классифицирует сознание. 5) Язык выполняет ф-ию общения между людьми.
Сознание и язык неразрывно связаны друг с другом и вместе выражают одну материально-идеальную систему. Существуют 2 основных типа языков: естественный язык, выраженный в устной речи и в форме письма и искусственный язык, символический и технический.