Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 09:43, шпаргалка

Краткое описание

1. Место и роль философии в культуре
2. Предмет философии. Структура философского знания: онтология, гносеология, логика и другие отрасли, их осн. предметы и задачи.
3. Философия Древней Индии и Древнего Китая.
...
40. Многополярный мир и толерантность. Глобальные перемены, проблемы и перспективы человечества. Научная футурология: методологический анализ ее возможностей.

Вложенные файлы: 1 файл

Shpora_filosofia.doc

— 564.00 Кб (Скачать файл)

Религиозные ценности занимают особое место в иерархии человеческих целей и ценностей. В той или иной степени к ним причастно большинство населения нашей планеты.

Все многообразие ответов  на вопрос о смысле жизни можно объединить в 2 группы: Религиозные и светские версии. Религия и религиозная философия связывают смысл индивидуального бытия с богом, предлагая искать цель и оправдание жизни в потустороннем мире. Из обещания вечной жизни выводится абсолютность нравственных постулатов, поскольку их нарушение обрекает человека на вечные страдания. Религиозный смысл жизни заключается в служении богу, выполнении религиозных заповедей, приготовлении к переходу в вечность. Земная жизнь сама по себе оказывается лишенной смысла. Она дана человеку в качестве испытания. Для того кто выдержит испытание, уготовано бессмертие в потустороннем. Религиозная цель жизни спасение бессмертной души.

Светская философия отрицает идею бога, отказывается от поиска смысла в потустороннем, но при этом либо подчиняет индивидуальную жизнь надличностным, внечеловеческим целям, либо пытается обнаружить смысл в самой жизни. Например, смысл индивидуальной жизни может напрямую выводиться из общего исторического смысла и подчинять жизнь личности задачам общества. Такой ответ о смысле жизни дает Платон, Гегель, марксисты и др. С другой стороны, экзистенциалисты и персоналисты настаивают на первичности индивидуального бытия, ищут смысл жизни в ней самой. По мнению их философов, человек сам хозяин своей судьбы, его сознание и воля позволяют обрести твердую основу без обращения к надличностным и потусторонним силам. Как выразил эту мысль Камю, «либо мы не свободны, и ответ за зло лежит на всемогущем боге, либо мы свободны и ответственны, а бог не всемогущ».

 

36. Человек и природа. Экологическая проблема: естественнонауный, философския, религиозный и социально-политический аспекты.

Являясь «частью» природы, человек  постепенно, в процессе труда и  общения формировался как социальное существо. Этот процесс имеет своим  исходным пунктом выделение человека из животного царства и означает формирование социальных побудительных мотивов в поведении. В силу вступает наряду с естественным и социальный отбор: выживали и оказывались перспективными те древнейшие общности людей, которые в своей жизнедеятельности подчинялись определенным социально значимым требованиям, например сплоченности, взаимопомощи, заботе о судьбе потомства, что формировало зачатки нравственных норм. Социально значимое закреплялось и естественным отбором, и передачей опыта. В преобразовании первобытного стада (охватывающего собой эпоху становления человечества до родового общества) в собственно человеческое общество все большую роль играли социальные закономерности на фоне активного действия биологических. Это осуществлялось в первую очередь в процессе труда, навыки к которому постоянно совершенствовались, передаваясь от поколения к поколению и образуя тем самым вещественно фиксированную «культурную» традицию. Язык — важнейшее средство осуществления трудового процесса (невозможного без общения), обусловивший мощный прогресс в развитии человеческого мышления. Все усложнявшаяся в дальнейшем структура трудового процесса, а также расширявшиеся возможности общения лежали в основе формирования социальных отношений. Процесс становления человека - это процесс становления его сущности. А сущность человека, согласно К. Марксу, есть совокупность всех общественных отношений. Следовательно, становление человека являло собой становление собственно общественных отношений и тем самым становление общества. Но общество всегда существует лишь в конкретно-исторической форме. Первой такой формой явилось родовое общество. Если процесс становления человеческого общества завершается возникновением рода, то формирование человека завершается возникновением человека современного типа . Такова диалектика становления человеческого общества. Между природным и общественным нет пропасти: общество остается частью более обширного целого — природы. Но каждое при этом обладает своей спецификой. Человек живет на Земле в пределах тонкой ее оболочки — географической среды. Она есть зона обитания человека и сфера приложения его сил. Географическая среда — это та” часть природы, которая составляет необходимое условие жизни общества, будучи вовлеченной в процесс общественного производства. С самого своего возникновения человеческое общество изменяло окружающую природу и само изменялось под ее воздействием. Каждое общество преобразует географическую среду, используя достижения предыдущих эпох, и в свою очередь как бы передает ее в наследство будущим поколениям, превращая богатство ресурсов природы в средства культурно-исторической жизни.

Проблемы экологии. Экология (от греч. обиталище, местопребывание) — это и есть наука о родном доме человечества, об условиях обитания тех, кто его населяет. Известно, что человеческая деятельность является тем каналом, по которому осуществляется постоянный «обмен веществ» между человеком и природой. Любые изменения в характере, направленности и масштабах человеческой деятельности лежат в основе изменений отношения общества и природы. С развитием практически - преобразующей деят-сти человека увеличились и масштабы его вмешательства в естественные связи биосферы, последствия к-го он не всегда может учесть. В прошлом использование человеком сил природы и ее ресурсов носило преимущественно стихийный характер: человек брал у природы столько, сколько позволяли его собственные производительные силы. Но научно-техническая революция столкнула человека с новой проблемой — с проблемой ограниченности природных ресурсов, возможного нарушения динамического равновесия сложившейся системы, а в связи с этим и необходимостью бережного к ней отношения. Если, таким образом, прошлый тип отношения общества к природе носил стихийный характер, то в новых условиях возник и новый тип — отношение глобального, научно обоснованного регулирования, охватывающего как природные, так и социальные процессы, учитывающего характер и границы допустимого возд-вия общества на природу с целью не только ее сохранения, но и воспроизводства. Человечество вплотную столкнулось с такими проблемами, к-ые угрожают его собственному сущ-ванию. К ним относятся в первую очередь загрязнение атмосферы, истощение и порча почвенного покрова, химическое заражение водного бассейна. Таким образом, человек в результате собственной же деят-сти вступил в острое противоречие с условиями своего обитания. Мы все воюем с природой, а нам необходимо мирное сосуществование с ней. И не только в узко прагматическом смысле но и в широком нравственном масштабе: ведь мы призваны не властвовать над природой (и, безусловно, не покорять ее), а, наоборот, будучи детьми ее, должны заботиться и любить ее.

 

37. Взаимосвязь человека  и общества: человек в системе социальных связей. Роль личности в истории.

Человечество на каждом этапе своего развития разрабатывала принципы, критерии дифференциации человеческих черт и качеств, а значит вырабатывало представления о совершенном человеке. Идеал человека – это своеобразный ориентир, аккумулирующий в себе общие типические черты личности, являющиеся социальным идеалом в те или иные времена. Уже в древности был создан идеал человека, качества которого определялись системой господствовавших в то время ценностей. Значимость этих качеств определялась реалиями времени, эпохой, в условиях которой жил создатель той или иной модели идеала. Рассмотрим представление о совершенном человеке  в культурах разных эпох. Древний мир. В Древнем Китае в книге «Луньюя» записано: «Если в человеке естественность превосходит воспитанность, он подобен деревенщине, если же воспитанность превосходит естественность, он подобен ученому-книжнику. После того, как воспитанность и естественность в человеке уравновесят друг друга, он становится благородным мужем». В древнем Китае разработку совершенного человека можно найти в учении Конфуция и его последователей, в учении о «благородном муже», которому свойственны такие качества как гуманность (жень), долг-справедливость (и), ритуальное благоговение (ли), мудрость (чжи), искренность (синь), сыновняя почтительность (сяо) лежащая в основе семейных и государственных отношений. В Древней Индии в учении Будды есть понятие metta- любовь, отсутствие ненависти. В таком состоянии человек преодолевает  в себе вражду и чувственную привязанность к миру и реализует себя в одинаково благосклонном отношении ко всем живым существам. Античность. Греки и римляне выработали представление об идеальном типе человека, которые восприняли почти все последующие культурные эпохи. С одной стороны, наивысшее развитие демократического строя, полисной системы обусловило разнообразие культурной жизни: религией, мифологией, фольклором и т.д. С другой стороны, тяготение к гражданской элитарности приводит к выработке более или менее возвышенного аристократического идеала, отражающего другую сторону жизни того же античного общества – ее очевидную элитарность. Поэтому античные греческие мастера искусства, писатели и мыслители создают образы физически прекрасных богов и героев в мифологии и изобразительном искусстве, образы людей, обладающих совершенным телом, в скульптуре, и разносторонне развитых, полноценных как в физическом, так и в духовном плане – в литературе. В этическом аспекте вышеперечисленным требованиям духовно отвечала личность Сократа. Сократ применял так называемую майевтику, искусство ведения беседы по средствам искусно задаваемых вопросов, что помогало обнаружить противоречие  в рассуждениях собеседника и привести его к истине. Во всем наблюдается этическая направленность мыслей Сократа. Он считал, что добродетели человека можно научить, а зло происходит от незнание добра. Средневековье. В средневековой культуре совершенный человек – это, по существу, евангелический человек, руководствующийся заповедями христианской морали. Основной принцип этических концепций данной культуры – это утверждение моральной ответственности человека за свои поступки. Особую роль в средневековой культуре отводят не столько человеческому разуму, поврежденному грехопадением, сколько Откровению Бога. Таким образом, исходя из теоцентризма, как основного принципа средневековой культуры, мыслители создают идеал совершенного человека, который, подобно Иисусу Христу, способен на всеобъемлющую любовь. Совершенный человек должен любить ближнего, не лгать, не убивать, иметь сильную и непоколебимую веру в Бога, непрестанно трудиться, чтобы завоевать божью благодать, должен соблюдать все божьи заповеди. Возрождение. Совершенный человек эпохи Возрождения универсален, он гений, в котором высшее уже составляет его природу, потенциально присуще и нуждается не в достижении, а в развертывании, актуализации и воплощении. В связи с антропологизмом, ведущим принципом эпохи, в культуре доминирует гуманизм. Культура Ренессанса характеризуется отказом от авторитетов, материального богатства, социальной карьеры, обращением к опыту, доверием к собственному разуму, обузданием фантазии с помощью естествознания. Таким образом, совершенный человек должен обладать всеохватывающим умом, творческой энергией, всесторонне развитыми способностями, умеренным утилитаризмом, чувством собственного достоинства, свободомыслием и образованностью, гармонией духовного и телесного, единством личного и общественного. Новое время. В Новое время наблюдается фанатическая вера в науку, в ее абсолютную безупречность. Радикально настроенным мыслителям казалось, что силой разума можно устранить общественные несовершенства. Исходя из приоритета разумного способа познания мира известным становится изречение английского философа Ф. Бэкона: «Знание - сила». Поэтому совершенный человек эпохи Нового Времени – это человек, обладающий высоким интеллектом, разгадывающий тайны бытия, строящий собственную жизнь. В качестве образца совершенного человека этой эпохи может быть приведен Фауст Гёте и сам творец одноименного произведения, в личности которого тесно переплелись поэтическое творчество, научные изыскания и философско-мировоззренческие поиски. Современный век (XX-XXI). Стремительное развитие техники и науки обусловило их всеобъемлющее влияние на современный мир. Совершенный человек в современную эпоху понимается как разносторонний и обязательно соответствующий информационно-технологическим стандартам: освоивший информационно-коммуникативные технологии, компьютерную технику, систему управления. К совершенному человеку предъявляются требования знаний, компетентности, профессионализма, умение оперативно ориентироваться в изменяющейся обстановке, требования высочайшей ответственности. Таким образом, совершенный человек – это «рыночный человек», человек – робот. Он должен выработать свое отношение к миру, поднявшись от будней повседневности до исторических общечеловеческих проблем.

 

38. Социальная философия  и философия истории. Социальное  пространство и социальное время.

 Социальная философия представляет собой философское исследование общества, рассматриваемого в его историческом развитии. Социальная философия изучает структуру социальных систем, их функционирование и эволюцию, социальные институты и социальные ценности, общество как единое целое и его развитие. В задачи социальной философии входят также исследование природы человека и ее изменений в ходе истории, выявление смысла истории и, насколько это возможно, ее основных тенденций. Особое внимание социальная философия уделяет изучению современного общества и перспектив его развития в обозримом будущем. Современная социальная философия должна давать также анализ и критику существующих социальных концепций, подобных либерализму, консерватизму и социализму. И наконец, социальная философия очерчивает на одре место среди других наук об обществе, исследует особенности социального познания в целом и возможности достижения объективного знания об обществе и его истории. Социальное пространство – это всеобщая форма существования различных социальных субъектов, начиная от человека и кончая обществом. Оно выражает порядок сосуществования, структурность и протяженности общественных систем, социальных действий и процессов. В зависимости от места расположения, доступности использования, размеров и других особенностей различное социальное значение будут иметь, например, полезные ископаемые, водные бассейны, лес, земля и т.д. Социальное время – это форма общественного бытия, которая характеризует становление человеческой деятельности и последовательность различных стадий в историческом развитии. Социальное пространство и время складываются объективно в процессе жизнедеятельности общества. К социальному пространству относится не просто географическая территория, освоенная человеком. Более существенным признаком является локализация, сосуществование, степень совместимости различных видов деятельности человека. Социальное пространство нельзя рассматривать в отрыве от социального времени, по которому можно судить о координации и насыщенности социальных процессов и человеческих действий. Социальное пространство и время выступают активными регуляторами общественных отношений. Наглядно пространственно-временную организацию социальной жизни можно проследить, например, на истории градостроительства и архитектуры, исследовании проблем коммуникации и т.д. Есть существенные различия между современным городом и городом античности или средневековья. В архитектуре отражаются не только историческая эпоха, но и национальные, социально-экономические и социально-политические отношения, природные особенности.

Пространство-время  является, по сути, важнейшей составляющей порядка вещей и людей, что обеспечивает протекание повседневной жизни людей, их общение, уклад их непосредственного личностного бытия. Формирование человеческого индивида, становление его личности в значительной мере детерминировано приобщением его к существующему порядку пространства-времени, самим фактом его наличия. Так ребенок с детства наблюдает вокруг себя вещи, во взаимоотношениях с родителями он усваивает элементы общения, действий с предметами, пространственные формы. Повторяющиеся и сменяющиеся контакты ребенка с близкими создают такую длительность действий и представлений, появляются все новые и новые предметы, которые в совместном воздействии обретают человеческий смысл. Так что пространственные формы не только воплощают определенную организацию человеческой деятельности, но выступают и качественными характеристиками времени человека, его содержательной наполненности, его интервалов.

 

39. Формационная и  цивилизационная концепции общественного  развития

Формационный подход был предложен основоположниками марксизма — К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В. И. Лениным. Ключевое понятие, используемое при формационном подходе — общественно-экономическая формация. - охватывает все стороны общественной жизни в их взаимосвязи. Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития.

Вся история  рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества.

В общественно-экономической  формации есть два главных компонента — базис и надстройка. Базис — экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производственные отношения. Надстройка - государство, политические и общественные институты. К переходу от одной общественно-экономической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе.

Производительные  силы постоянно развиваются, совершенствуются, а производственные отношения остаются прежними. Возникает конфликт, противоречие между новым уровнем производительных сил и устаревшими производственными отношениями. Рано или поздно, насильственным либо мирным путем происходят изменения в экономическом базисе — производственные отношения либо постепенно, либо путем коренной ломки и замены их новыми приходят в соответствие с новым уровнем производительных сил.

В состав формации включаются этнические формы общности людей (род, племя, народность, нация) обусловленные  в своем возникновении, эволюции и исчезновении обеими сторонами  способа производства: как характером производственных отношений, так и ступенью развития производительных сил.

Также в состав формации входит тип и форма семьи, которые на каждом историческом этапе  предопределены обеими сторонами способа  производства.

В чистом виде ни в одной стране общественно-экономическая  формация не обнаруживается: всегда присутствуют такие общественные связи и учреждения, которые принадлежат другим формациям. «Чистых» формаций не бывает, также потому, что единство общего понятия и конкретного явления всегда противоречиво и общество всегда находится в процессе развития.

В целом К. Марксом  было выделено пять общественно-экономических формаций:• первобытнообщинная;• рабовладельческая;• феодальная;• капиталистическая;• коммунистическая (социалистическая). Также им было указано на особый политико-экономический тип общества (фактически на шестую формацию) — «азиатский способ производства». Вывод: Формационный подход широко распространен в мировой философии, особенно в социалистических и постсоциалистических странах. Он имеет как достоинства, так и недостатки. Достоинства: понимание истории как закономерного объективного процесса, глубокая разработка экономических механизмов развития, реалистичность, систематизация исторического процесса. Недостатки: не учитывает других факторов (культурных, национальных), излишняя схематичность, оторванность от специфики общества, линейность, неполное подтверждение практикой (пропуск некоторыми обществами рабовладельческой, капиталистической формации, нарушение линейности, скачки как вверх, так и вниз, экономический крах коммунистической (социалистической) формации).

Цивилизационная концепция  общественного развития. Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби (1889—1975). Центральное понятие, используемое его сторонниками, — цивилизация (от лат гражданский, государственный) — уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры.Цивилизация, по Тойнби, — устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. История — нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли. Согласно Тойнби, цивилизации могут быть основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках. К основным цивилизациям относятся:• шумерская;• вавилонская;• минойская;• эллинская (греческая);• китайская;• индусская;• исламская;• христианская. Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и т. д.). Движущими силами истории, согласно Тойнби, являются: 1)вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия); 2)ответ цивилизации в целом на вызов; 3)деятельность талантливых, богоизбранных личностей (великих людей). Развитие всей истории строится по схеме «вызов — ответ». По своей внутренней структуре цивилизация состоит из: 1)творческого меньшинства; 2)инертного большинства. Творческое меньшинство ведет за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации. Творческое меньшинство не всегда может определять жизнь большинства. Большинство склонно «тушить» энергию меньшинства, поглощать его. В этом случае развитие прекращается, начинается застой. Цивилизации конечны в своем существовании. Подобно людям, они рождаются, растут, живут и умирают. Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии: 1)зарождение; 2)рост; 3)надлом; 4)дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"