Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2013 в 14:00, шпаргалка

Краткое описание

Жизнь каждого человека связана с соблюдением норм и правил поведения, они из них носят рекомендательный характер, вторые нормы и правила обязательны, они предписаны в уставах, кодексах, законах. Но за этой повседневностью есть более глубокие пласты реальности – это искусство, религия, наука, философия.
Философия описывает связи человека на основе понятия мировоззрения.

Вложенные файлы: 1 файл

RAMKA_1.doc

— 454.00 Кб (Скачать файл)

 

Первой философской  школа была -  Милетская. Главными представителями это  школы были Фалес, Анаксимен, Анаксимандр. Для них главным было изучение природы, считали, что природа более совершена, чем человек и общество в целом, природа развивается гармонически.

 Так же  интересовались первоосновой всего  сущего. Фалес считал, что первоосновой является вода.Согласно его учению все начинается с воды и в нее возвращается. Тем самым, вода понималась и как первооснова, и как первоначало, из которого возникают все вещи.

Анаксимен, ученик Фалеса, считал, что первоосновой является воздух. Согласно философу разряжение воздуха приводит к возникновению огня. А сгущение порождают ветры, тучи, воду, землю. Камни. (легенда про два круга – впервые встает проблема «ученого незнания»).

Анаксимандр утверждал, что первоосновой является апейрон (с греч.безграничное) и не определял его ни как воздух, ни как воду, ни как что-либо иное. Апейрон – это какая-то неограниченная природность, из которой возникает все сущее.У Анаксимандра апейронактивен. Благодаря его движению одни вещи рождаются, другие умирают. Анаксимандр был стихийным диалектиком. Он учил, что из единого апейрона выделяются противоположности теплого и холодного, сухого и влажного. Возникновение мира он рассматривал как борьбу и обособление противоположностей, прежде всего как борьбу тепла и холода.

 

Вторая  школа – элейская школа. Ее представителем является Парменид. Он считал, что бытие и мысль о бытие это одно и то же, что бытие есть. А небытиянету. А раз нетнебытия, то нет и движения. Учеником Парменида был Зенон Элейский. Философ прославился выявлением противоречий между разумом и чувствами.(Ахилес никогда не сможет догнать черепаху, поскольку каждому его шагу также соответствует шаг медлительной черепахи.Стрела, выпущенная из лука, в каждый момент времени покоится в определённой точке, потому зафиксировать момент движения невозможно.)

 

Еще одной  школой досократовского периода  является что пифагорейцев. Ее основатель – Пифагор. Основу мироздания Пифагор  и его последователи  видели в  числе. Они подняли число на уровень  реальной сущности всех вещей. Важнейшими числами являлись – единица, двойка, тройка, четверка. Пифагору приписывается учение метемпсихозе – переселение души из одних тел в другие.

 

 

 

 

 

 

 

№8 Философия Сократа. Атомистическое учение Демокрита.

Одним из наиболее выдающихся философов античности является Сократ.  учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность — поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика(метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов), диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности. 

Сократ считал, что благородные люди смогут управлять государством без участия философов, но, защищая истину, часто вынужден был принимать активное участие в общественной жизни Афин.

Цель философии  Сократа - самопознание как путь к  постижению истинного блага; добродетель  есть знание, или мудрость. Для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца.

Демокрит  развивал атомистическое учение. Предпосылкой атомизма была потребность дать материальное объяснение наблюдаемых свойств вещей — их множества, движения и изменения.  Согласно философу атомы неизменны – они всегда были и всегда будут теме же самыми. Они неизменны, неделимы, но отличаются по форме, размерам и положению относительно друг друга. Он отрицает наличие целесообразности в природе. Свойства горько, сладко и т.д. существуют условно, не по природе самих вещей. Не отличал причинность и необходимость, поэтому отрицал случайность, рассматривая ее как результат незнания. Согласно Демокриту душа человека состоит из мельчайших, круглых, огнеподобных, постоянно мятущихся атомов; обладая внутренней энергийностью, она является причиной движения живых существ. Атомическое учение распространяется Демокритом на учение о жизни и душе. Жизнь и смерть организма сводится к соединению и разложению атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Душа не бессмертна.

В основе воспитания лежит способность к стыду, т.е. совесть. Демокрит считал, что человека бесстыжего воспитать нельзя.

 

 

 

№9 Философские системы  Платона и Аристотеля.

Любимым учеником Сократа был Платон. Платона считают объективным идеалистом. Он утверждал, что идея первична, а материя вторична. Согласно Платону, все идеи находятся на небе и там же находится душа человека, которая созерцает эти идеи, затем вселившись в тело новорожденного душа, принимает идеи, что она видела на небе – так осуществляется познание. Считал, что чувства обманывают человека, и поэтому советовал для познания истины "закрыть  глаза и заткнуть уши" и довериться своей вспоминающей о своем божественном прошлом душе

Сущность  любого феномена находится в идеи, а не в предмете. Главной идей является идея добра(идея бытия, идея ценности).За первооснову всего сущего Платон брал: огонь, воздух и землю.

Лучшей формой правления государства является аристократия, а не демократия.

 

Аристотель, будучи учеником Платона, в то же время был не согласен с философской концепцией платонизма, что нашло выражение в следующих его словах: «Хотя Платон и истина мне дороги, однако священный долг велит мне отдать предпочтение истине».

Считал, что  первоосновой мира являются 4 элемента: огонь, воздух, вода, земля. Конкретные вещи есть результат всевозможных комбинаций этих элементов. Утверждал, что потенциальное бытие становится реальным, когда вещество приобретает форму.

Философ считал, что душа присуща всем объектам живой природы(растениям, животным, человеку). Она имеет три уровня: вегетативный – душа растения, чувственный – преобладает у животных, разумный – присущ лишь человеку. По его мнению, разумна та душа, которая мыслит и познает.

 

 

№10 Основные этапы развития средневековой философии, ее проблематика и представители. Патристика.

В эпоху средневековья  господствует религиозная философия, которая в своем становлении  и развитии делится на 2 этапа:

  1. Патристику
  2. Схоластику

В основу этих построений заключена идея Бога.

В патристике обосновываются христианские догматы  и каноны, проводится их оправдание, а схоластической философией эти  догматы и каноны анализируются  с точки зрения норм и логики.

 

Патристика  охватывает период 5-7 вв. крупнейшим ее представителем является Августин Аврелий (Блаженный). Этот богослов утверждал, что Бог сотворил мир из ничего, сотворил человека и наделил его свободой. Благодаря этой свободе человек совершает не только хорошие, но и злые дела. Бог, согласно Августину, находится вне времени, пребывая в вечности. Человек же неразрывно связан со временем.

По-новому решается в философии Августина и проблема познания. Истина раскрывается не через пассивное созерцание и не в понятийном мышлении, а только в божественном откровении. Все остальные способы познания дают знание неполное, приблизительное, и только Бог может открыть ее, в какой-то момент научив человека своим откровением. Путь познания есть для Августина восхождение разума, ведомого верой, к Богу. Фактически познания начинаются с чувственного восприятия (т. к. Бог познается через Его творения) и как бы по ступеням поднимается к истине.

В учении Августина большое место  занимает проблема общества и истории. В сочинении «Два града» он пишет о граде земном и граде небесном. Град земной – это люди, град небесный - 

 

Этапы развития средневековой философии:  
1. Этап патристики(2- 8 век, конец этапа–деятельность Боэция–первого схоласта)  
2. Этап становления схоластики((7–12 вв.)–Боэций, Эриуген, П.Абеяр)  
3. Расцвет схоластики(13 век–Бэкон, Альберт Великий, Фома Аквинский)

Основные проблемы средневековой философии: проблема бытия; проблема познания; взаимоотношение  разума и веры; проблема универсалий (общих понятий); познание универсалий; философия истории; проблема времени. 

 

№11 Схоластика. Ее метод и основные проблемы. Спор об универсалиях.

Схоластика (9-14 вв.) – это тип религиозной  философии, где все подчинено  теологии, а догматы соединены  с рационалистической методикой  и есть особый интерес к формально-логическим проблемам.

Важнейшей проблемой  для схоластиков была проблема общих понятий (универсалий). Мыслители поделились на 3 лагеря:

  1. Реалисты
  2. номиналисты
  3. Концептуалисты

Реалисты утверждали, что общее понятия существуют до единичных вещей и вне их.

Номиналисты ут-ли, что реально существуют только единичные вещи. А общие понятия отражают их сущность и находятся в уме человека.

Концептуалисты – общие понятие существуют в уме человека, но определяют сущность вещей.

 

 

№12 Философия Фомы Аквинского.

Видным представителем схоластики является Фома Аквинский. Он пытался примерить веру и разум.

                    - Бог                                            


                     - ангелы/архангелы


 

                           - св. люди


                            - человек!!

                           -животные

 

                       - растения

                    -неживой мир

 

Только Бог — подлинное, истинное бытие. Всё остальное существующее в мире обладает не подлинным бытием (даже ангелы, стоящие на высшей ступени в иерархии всех творений). Чем выше стоят «творения», на ступенях иерархии, тем большей автономией и самостоятельностью они обладают.

Фома Аквинский  считал, что сила разумения души (то есть степень познания ею Бога) определяет красоту человеческого тела.

Конечная цель жизни человека — достижение блаженства, обретаемого в созерцании Бога в загробном мире.

Фома Аквинский  выдвинул принцип: истины науки и  истины веры не могут противоречить  друг другу; между ними существует гармония. Мудрость — стремление постичь Бога, наука же — способствующее этому средство.

Фома Аквинский  рассматривал принцип индивидуации: форма не единственная причина вещи (иначе все индивиды одного вида были бы неразличимы), поэтому был  сделан вывод — в духовных существах формы индивидуализируются через самих себя (потому что каждое из них — отдельный вид); в телесных же существах индивидуализация происходит не через их сущность, а через собственную материальность, количественно ограниченной в отдельном индивиде.

 

 

 

№13 Специфика и круг проблем философии эпохи Возрождения: гуманизм, натурфилософия, пантеизм, социально-политическая мысль.

Философию эпохи  Возрождения отличают ярко выраженные антропоцентризм и гуманизм. Человек  не только выступает в ней важнейшим  объектом рассмотрения. Но и оказывается  центральной фигурой цепи космического бытия.

Характерные черты философии Возрождения:

1) философия возрождения  является гуманистической, и потому  антропоцентричной, то есть в  центре философии – проблема  человека, как самоценного существа  и через призму этого – понимание мира. Итальянский антропоцентризм определил то, что в центре учений – этика.

2) философия возрождения  носила выраженный антисхоластический  характер и понимание схоластики  в негативном плане

3) усиливаются мотивы  натурализма и материализма (формально идеологические учения).

 

Основные проблемы философии Возрождения  
* Сущность и предназначение человека.  
* Критика средневековой схоластики.  
* Теоретические и методические начала естествознания  
* Философские вопросы политики и права 

 

Гуманизм. Главным принципом всей гуманистической этики Ренессанса было учение о высоком назначении человека, о его достоинстве — dignitas. Он гласил, что человек, наделенный разумом и бессмертной душой, обладающий добродетелью и безграничными творческими возможностями, свободный в своих поступках и помыслах, поставлен в центр мироздания самой природой. 

Пантеизм. В пантеизме находит выражение концепция, что «Бог» лучше всего понимается в сближении со Вселенной[4]. Пантеисты не верят в личностного, антропоморфного Бога или Бога-творца. Несмотря на существующие различные течения внутри пантеизма, центральные идеи в большинстве форм пантеизма постоянны: Вселенная как всеобъемлющее единство и святость природы. Пантеизм отвергает антропоцентризм, признавая фундаментальное единство всего живого и необходимость почтительного отношения к природе.

Натурфилосо́фия (от лат. natura — природа) — исторический термин, обозначавший (примерно до XVIII века) философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания[1]. Яркими представителями натурфилософии в cредние века являлись схоласты. 

 

 

 

№14 Проблемы научного познания в философии Нового времени. Рационализм  и эмпиризм.

Философия Нового времени сделала крупный шаг  в развитии теории познания (гносеологии). Главными стали проблемы философского научного метода, методологии познания человеком внешнего мира, связи внешнего и внутреннего опыта. Ставилась задача получения знания, которое было бы основанием всей получаемой системы знаний. Выбор разных путей решения этой задачи обусловил появление двух основных гносеологических направлений – эмпиризма и рационализма

 В новое время потребности производства и естественный процесс увеличения научных знаний сделал актуальным проблему сознания

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"