Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2013 в 14:00, шпаргалка

Краткое описание

Жизнь каждого человека связана с соблюдением норм и правил поведения, они из них носят рекомендательный характер, вторые нормы и правила обязательны, они предписаны в уставах, кодексах, законах. Но за этой повседневностью есть более глубокие пласты реальности – это искусство, религия, наука, философия.
Философия описывает связи человека на основе понятия мировоззрения.

Вложенные файлы: 1 файл

RAMKA_1.doc

— 454.00 Кб (Скачать файл)

2 период  Возрождение 14-15 века (Ф. Скорина ,С. Будный,В.Тяпинский,А. Волан,Л. Сапега): Критика религии, проблема человека и его прав на достойную жизнь, патриотизма, войны и мира, общего и индивидуального блага, общественного согласия как условия процветания человека и общества, а также рассмотрение права как особого надклассового института, важнейшего регулятора общественных отношений в государстве

3 период 17-18 века (М. Смотрицкий,С. Полоцкий,К. Лыщинский,К. Нарбут): Отстаивается право народа на веру предков, на развитие родного языка и культуры.  Страстные выступления за воссоединение белорусского, украинского и русского народов. В XVII – первой половине XVIII века в связи с установившимся в обществе господством иезуитской идеологии начинает культивироваться схоластика. Примерно с середины XVIII века имеет место преодоление теологического рационализма схоластики сначала в рамках эклектической философии, а затем в философии Просвещения. Высказываются идеи, касающиеся природы человека, его извечных прав, стремления к счастью. Человек становится мерой всех вещей. Одной из основных черт философии этого периода было отрицание провиденциализма в развитии общества и человека.

4 период 19-нач. 20 века (И. Хрептович,И.Стройновский,М. Коялович): В философии отразились особенности национально-освободительного движения в Беларуси, процесс формирования белорусской нации, национального самосознания и национальной идеи. Возрастает интерес к истории Западной Руси, ее культуре и языку. Результат оказался неожиданным: ряд исследователей постепенно приходят к выводу, что Западная Русь (Беларусь) - это не Польша и не Россия, она имеет свою особую историю, культуру, язык. Идея преобразования общества и человека на основе разума и образования.

5 период  с 1917г. (В. Самойла,Я. Окунь ,И. Абдиралович): Как ответная реакция на утвердившую свои позиции революционную марксистскую идеологию развивается религиозная философия. Она дает философское обоснование пути обновления общества - пути, основанному на христианской этике. С одной стороны, неприятие большевистской идеологии и практики, но с другой стороны, осознание еще большей опасности для Беларуси, заключающейся в  полонизации ее Западной части, вера в историческое будущее Беларуси. Утверждение марксистской идеологии.

№30 Просветительская деятельность Е. Полоцкой и К.Туровского

Выдающимся  мыслителем Киевской Руси в период ее расцвета был наш соотечественник Кирилл Туровский (ок. 1130— ок. 1182). Его "Поучения", "Слова" и религиозные стихи были широко известны в древнерусском обществе. Вопрос о взаимоотношении души и тела Кирилл Туровский решал в теологическом плане, заявляя, что душа нетленна, бессмертна и свободна. Вместе с тем в "Притче о человеческой душе и телеси" имеется суждение о взаимозависимости души и тела, суть которого заключается в том, что душа постоянно нуждается в помощи тела, как и тело в свою очередь — в поддержке души; сила разума и тела — в их взаимопомощи. Разум для Кирилла Туровского — высшая ценность человеческой жизни. Он призывал к просвещению и "книжному почитанию", приводящему человека к душевному равновесию и счастью. В литературном и философском наследии Кирилла Туровского содержатся также высказывания, свидетельствующие о его интересе к логике и ораторскому искусству. Лишь в процессе постоянного чтения и приобретения теоретического навыка, считал он, человек постигает искусство доказательства. Не утруждающий же свой мутный ум, не могущий по порядку изложить течение мыслей подвергается насмешкам, подобно слепому стрельцу, не могущему попасть в намеченную цель.

В теологии Кирилл Туровский придерживался той  точки зрения, согласно которой Христос  имел исключительно божественную природу. По его мнению, рассказ о сотворении Богом человека "по образу и подобию своему" явился причиной "человекообразного" представления Бога. А это, полагал Кирилл Туровский, ересь, поскольку Бог "не имеет меры и качества" и не может быть представлен в пространстве и времени.

В литературном наследии Кирилла Туровского нашли отражение  также эстетические представления раннего средневековья. Его проповеди и "Слова" являются образцом ораторского искусства, которое призвано не только поучать, но и доставлять удовольствие слушателям. Кирилл Туровский отмечал ценность чувственной красоты, но ставил ее значительно ниже духовной. В соответствии с ортодоксальным христианством в красоте земной он видел отблеск красоты божественной. Идеал красоты у него — "божественные ангелы". Плотские вожделения "отражают красоту образа". Высшее украшение человека — добродетельная жизнь.

 

 

№31 Социально-философские и гуманистические  идеи в белорусской философии  эпохи Возрождения и Просвещения.

Особое место в белорусском  Возрождении занимает Франциск Скорина (1486—1551) — первопечатник, просветитель и мыслитель-гуманист, деятельность которого составила целую эпоху в развитии национальной культуры. Он был первым, кто понял, каким путем белорусский народ должен войти в семью европейских народов, не утрачивая своей самобытности. Он утверждает самоценность человеческой жизни. Для Скорины высшее благо — благо земное, т.е. интеллектуально насыщенная, нравственно совершенная и общественно полезная жизнь на земле. Человека он рассматривает как бы в трех измерениях — как существо разумное, нравственное и общественное. В основе этической концепции Скорины лежит идея о необходимости и возможности постоянного совершенствования человеческой природы. Истоки нравственности Скорина видел в самом человеке, его разуме, личном отношении к Богу. По мнению Скорины, счастье человека заключается в том, чтобы делать добрые дела для ближних, “познавать мудрость и истину”, заниматься науками.

Сымон Будный(1530—1593) —  открытие типографии в Несвиже, издание  в 1562 г. на белорусском языке лютеранского “Катехизиса. С помощью родного языка Будный хотел научить “истинной вере” свой народ. Он отрицал божественную природу Христа, веру в бессмертие души и загробный мир. Будный выражал прогрессивное требование эпохи, для которой, прежде всего, было характерно обращение к человеческому разуму. Он отрицательно относился к смертной казни, что было прогрессивным для того времени.

Василий Тяпинский (1540—1603)—  видный белорусский гуманист-просветитель и переводчик. В “Предисловии”  к Евангелию Тяпинский подверг  резкой критике духовенство, выступавшее противником развития науки и образования. Просветитель ратовал за открытие школ на родном языке, доступных простому народу. Тяпинский говорит о славном прошлом белорусского народа. В общем падении духовности прежде всего виноваты служители церкви — высшие и низшие. “Духовные учители” сами не знают родного языка. Возрождение народа Тяпинский видит в распространении просвещения, поэтому берется за перевод Евангелия на белорусский язык.

Идея правового общества и государства получила обоснование в произведениях Льва Сапеги (1557—1633). Он утверждал, что церковь и духовенство обязаны служить интересам общества, оказывая помощь государственным органам в поддержании общественного порядка. Он считал, что права придуманы людьми для их общей пользы и создают их те, кто имеет власть. Основное назначение права — гарантировать народу свободу личности, безопасность и право собственности. Право обеспечивает людям свободу. В “Предисловии” к Статуту Сапега подчеркивал, что если государь отступает от своей обязанности и заботится только о личных интересах, а не общем благе, то его называют не государем, а тираном. Сапега был сторонником юридического просвещения граждан. Он пробудил от средневекового сна общественную мысль Беларуси.

В XVII в. вместе с католицизмом приходит западноевропейская схоластика. Наиболее видный ее представитель — Мелетий Смотрицкий (прим. 1575—1633), пытавшийся соединить православную веру с философией Платона и канонизированного Аристотеля. Среди белорусских мыслителей были и такие, которые, не порывая со схоластикой, вместе с тем не мирились с ее крайностями, боролись за развитие просвещения и научных знаний. К числу их исследователи относят Симеона Полоцкого (1629—1680), Альберта Дыблинского и др.

В данный период открыто  заявило о себе материалистическое мировоззрение в лице мыслителей-атеистов. Наиболее яркими представителями были Стефан Лован и Казимир Лыщинский (1634—1689). Все то, что Лыщинского как мыслителя волновало, он изложил на латинском языке в труде “О несуществовании Бога”. Он был приговорен к сожжению на костре. Но приговор смягчили,  и ему отрубили голову. Атеизму Лыщинского присуща достаточно четкая социальная направленность. Отвергнув Бога как творца Вселенной, он не считал незыблемым и существующий общественный порядок. В трактате философ высказал также догадку о выполнении религией социального заказа власть имущих. Атеизм Лыщинского – вершина развития атеистической мысли Беларуси XVII в.

В 1697 г. белорусский язык был официально запрещен в государственном  делопроизводстве и книгопечатании Речи Посполитой. Однако в последней трети XVIII в. в Беларуси под влиянием не только французского Просвещения, но и творчества прогрессивных белорусских мыслителей конца XVII — начала XVIII в. получают распространение идеи Просвещения. Выразители этих идей Б. Добшевич, К. Нарбут, М. Почобут считали свободу мысли обязательным условием развития науки. Взгляды большинства белорусских просветителей развивались в русле теории “натурального права”, которая была изложена в труде Т. Млоцкого “Свидетельство об истоках натурального права” (1779. Последующие события (война 1812 г., а также русификаторская политика царизма) вызвали кризис идеологии и философии Просвещения и вместе с тем их своеобразный ренессанс в Виленском университете. Это выразилось, в частности, в появлении философских работ Яна и Андрея Снядецких, в использовании идей Просвещения в деятельности легальных и тайных обществ шубравцев, филоматов, филаретов, “военных друзей” и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№32 Философия и развитие национального  самосознания в 20 – нач. 21 века.

Пятый этап в  формировании национального самосознания белорусского народа приходится на начало XX века. Обозначившиеся в это время  процессы национального возрождения, стремление отдельных представителей белорусского этноса заявить о белорусах как самостоятельной, уникальной, самобытной нации, способной создать собственную государственность, качественно повлияли на оформление системы этнического самосознания белорусов, которое приобрело ряд черт, сохранившихся и до наших дней. - о родном белорусском языке, который к началу XX века приобрел форму литературного языка; - о собственной этнической территории, границы которой еще во второй половине XIX столетия были определены в этнографических и исторических исследованиях целого ряда ученых.- об общих антропологических чертах (психике, чертах характера, внешнем виде). По антропологическим данным, белорусы являются типичными представителями большой европеоидной расы ее восточноевропейского типа. - об особенностях культуры и общем историческом прошлом.

 Процессы  формирования национального самосознания  белорусов продолжались все XX столетие. На эти процессы серьезное  влияние оказали многие факторы,  в том числе неоднократное  изменение границ республики; политика  белоруссизации (20-е годы XX века), способствовавшая национальному возрождению; тоталитарная система СССР, которая Препятствовала нормальному развитию белорусской нации; изменение национальною состава страны в связи с войнами, миграциями, репрессиями; урбанизация; изменение роли семьи в передаче этнического опыта, родного языка; недоработка государственных учреждений образования, культуры, информации, которые не смогли обеспечить качественную трансляцию этнокультурной информации от поколения к поколению. Несмотря на сложные условия развития этнического самосознания, значительная часть коренного населения Беларуси, в том числе национальная интеллигенция, проводила работу по воспитанию белорусов через учебные занятия, творческую деятельность народных и профессиональных художественных коллективов, музеи, СМИ, через обновление и сохранение культурного и исторического наследия, а также посредством семьи. Это положительно повлияло на сознание молодого поколения белорусов, которое на данный момент представляет собой наиболее действенный элемент социальной структуры белорусского общества, способный создать и поддерживать национальную идею. Коренные изменения в национальном самосознании белорусов произошли во второй половине 80-х годов, когда в Советском Союзе была начата «перестройка». В нашей республике с целью преодоления отставания национально-культурного развития коренного этноса, возрождения белорусского языка и народной культуры образовался ряд новых общественных национальных объединений: «Талака», «Паходня», «Таварыства беларускай мовы iмя Ф. Скарыны» и т. д. Их деятельность, а также позитивные изменения в функционировании государственных структур, молодежных и общественных организаций содействовали политическим новшествам: принятию Декларации о государственном суверенитете БССР (1990), прекращению существования СССР, образованию СНГ (1991), принятию Конституции Республики Беларусь (1994), избранию первого Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. Все это создало благоприятные условия для развития белорусского языка, литературы, искусства, изучения национальной истории, а также положительно воздействовало на формирование национального самосознания белорусского народа.

Славянофилы (А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, И. В. Киреевский) обосновывали идею о мессианской  роли России в истории человеческой цивилизации. Они считали, что политическое устройство России должно базироваться на монархии. Основой духовности должно быть православие. Русскому народу присущи такие ценности, как соборность, коллективизм, общинность.

 Западники  (Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, В. Г. Белинский, А. И. Герцен) придерживались идеи "европеизации" России. Россия должна смотреть на Запад как на образец. Она должна перенять западный экономический уклад, западные республиканские формы государственного устройства и западные духовные ценности.

 Спор, начатый  славянофилами и западниками,  то затихал, то вновь возникал, вовлекая в свою орбиту новых  идеологов. 

 Вопрос о  том, куда больше тяготеет Россия - к Западу или Востоку, не  потерял значения и в наши  дни.

 

 

 

№33 Основные направления развития и типологические черты русской философии. Философия истории П.Я, Чаадаева.

Корни русской философии уходят в глубь славянской истории. Уже  в древнерусских литературных памятниках обнаруживаются идеи философского характера. В период формирования и укрепления Московского княжества в русском религиозном сознании рождается идея о том, что историческая роль "православного царства" отныне принадлежит русскому государству. Именно Русь становится оплотом христианства на заключительном, итоговом этапе мировой истории. Этот идеал "православного царства" будет постоянно доминировать в русской общественной мысли. В XVII в. в России на смену господствующим направлениям философской мысли византийского типа приходит западноевропейская схоластика, распространителями идей которой стали созданные по образцу западных университетов Киево-Могилянская и Московская духовные академии. В XVIII в. как философское течение заявляет о себе материализм. Виднейшие его представители — Михайло Ломоносов (1711—1765) и Александр Радищев (1749—1802). Их философские взгляды формировались под влиянием идей европейского Просвещения. Достоинство материалистических воззрений Ломоносова заключалось в том, что они опирались на естественнонаучный материализм, в центре же философии Радищева была проблема человека. Чадаев  Выдающимся русским философом и социальным мыслителем был Петр Яковлевич      (1794-1856). Родоначальник русской религиозной философии. Отвергая расхожее воззрение на характер всемирно-исторического прогресса утверждал, что ни воображаемым сцеплением причин и следствий, ни деятельностью личности не объясняется смысл и единство процесса: истинным руководящим и объединяющим принципом человеческой истории является Провидение, или вполне мудрый разум, управляющий не только течением событий, но и влияющий на ум человека, который всегда шел по пути, указанному ему Высшим разумом. Чаадаев считал, что русский народ постоянно повторяет прошлое европейской истории, а истины давно известные в других странах, в России только открываются. Чаадаев делал вывод: должно произойти сближение России с Западом и воссоединение русской православной церкви, мистический дух которой должен быть при этом усвоен Западом, с католической; строгую организацию, которой он хотел использовать в России. За это по приказу Николая I был объявлен душевнобольным и взят под надзор.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"