Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 20:25, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Вложенные файлы: 1 файл

Filosofia_otvety_k_ekzamenu_format.docx

— 85.60 Кб (Скачать файл)

— философское  знание выполняло не только мировоззренческую  функцию, но и функцию мудрости, в  том числе житейской мудрости, праведности помыслов и поступков  людей;

— этическая  и историческая мысли основывались на теократическом принципе христианства: эмпирическая, земная, светская реальность подчинялась божественному началу;

— смысл истории  раскрывался через борьбу двух начал  — Бога и дьявола, олицетворяющих силы добра и зла, света и тьмы. Набором правил практической философии наполнено «Поучение» князя Владимира Мономаха (1053–1125), изложившего этический кодекс поведения, следуя которому можно жить в согласии с Богом, побеждать дьявола и своих врагов. С XVI в. появляется идея русского религиозного мессианства — особой миссии русского царства и народа — идея Святой Руси. Она стала первым идеологическим оформлением национального русского самосознания.

Уже с XVII в. многие рассматривали философию как  мирское знание, начиная тем самым  процесс ее секуляризации — освобождения от церковного влияния.

В XVII в. происходила  постепенная смена средневекового типа русской философии ее новоевропейским  типом, а в XVIII в. русская философия  была освобождена от церковного влияния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19,Русская философия Серебряного  века.

20

 

21,Происхождение  человека. Антропосоциогенез.

К вопросу  о происхождении человека антропологи  и философы подходят с различных  и внешне даже противостоящих друг другу позиций. Антропологи озабочены  поисками «недостающего звена» в  биологической эволюции от обезьяноподобного  предка человека к Homo sapiens. Философы стремятся  выявить и обрисовать сам «прерыв  постепенности» - революционный скачок, который имел место в процессе человеческого становления. Антропосоциогенез  – это скачок от биологического к социальному. Этот скачок подразделяется на два скачка: Переход от животных предков человека к предчеловеку. Переход от предчеловека к человеку. Переход от животных предков человека к предчеловеку. У современной  человекообразной обезьяны и людей  был один и тот же предок, который  жил 70 миллионов лет назад. Учёные назвали это животное «тупайя». От тупайи произошли все обезьяны. 40 миллионов лет назад – появляются высшие обезьяны – «дриопитеки».10 миллионов  лет назад дриопитеки разделяются  на две группы: Дриопитеки, спустившиеся на землю.На земле были очень высокие  травы, что стало предпосылкой для  становления на задние конечности, предпосылкой к прямохождению. Дриопитеки, оставшиеся на деревьях (эволюционировали к современным человекообразным обезьянам). Современные учёные говорят, что могла иметь место и  мутация, вызванная повышением радиации в результате, например, падения  метеорита. И именно вследствие этой мутации и появились прямоходящие существа. Основной закон биологической эволюции. Возникают и передаются из поколения в поколение только те свойства организма, которые так или иначе способствуют выживанию и размножению вида, то есть сохраняются только те гены, которые нужны для воспроизведения самих этих ген. Естественный отбор и привёл к тому, что началась эволюционная цепочка. В результате естественного отбора начинается история предчеловека. За этот промежуток времени в результате естественного отбора изменяется осанка, конечности, череп, исчезает волосяной покров. Все эти изменения происходят на фоне становления человеческого труда. По прошествии некоторого времени у человека возникает членораздельная речь. Труд и членораздельная речь являются основными условиями для социальной наследственности. Именно труд и членораздельная речь и обусловили возникновение сознания. Труд предчеловека, со временем, из эпизодического, имеющего случайный характер, действия, становится постоянным занятием. Происходит постепенное назревание конфликта между биологическим и социальным. Этот конфликт явился причиной скачка в антропосоциогенезе, в развитии человека: скачёк от неандертальского человека к кроманьонскому. Конфликт биологического и социального разрешился в пользу социального, вследствие чего окончательно завершается второй скачёк – переход от предчеловека к человеку.

 

 

 

 

 

 

 

 

22, Смысл человеческого бытия. Свобода  и ответственность.

Следует сразу подчеркнуть, что смысл жизни — это проблема, которая встает перед человеком, когда он отвлекается от ежедневных практических дел и сиюминутных интересов и осознает, что он конечен.

1)Религиозная  версия смысла жизни.

Соответственно этой версии эмпирическая жизнь сама по себе бессмысленна. Люди воюют, страдают, болеют и умирают, кругом море зла и несправедливости. Все преходяще. Однако в нашей душе присутствуют идеи вечности, добра, справедливости и идея Бога как источника всех вечных прекрасных начал. Смысл жизни в том, что существуют Бог и бессмертная душа. Они открывают для нас перспективу прекрасной вечности и привносят осмысленность в суетливую и полную пороков земную жизнь. Настоящий смысл обретает тот, кто уже здесь, в этой юдоли скорби, повернулся сердцем к потустороннему, озаряющему наш короткий век божественным светом. 

2)Атеистическая нигилистическая версия смысла жизни.

Эмпирическая  жизнь сама по себе бессмысленна. Человек жаждет ориентироваться на абсолютное и запредельное, но не может себе этого позволить, так как наука отвергает существование Бога. Последовательный рационалист должен сознательно принять бессмысленность жизни и жить, выражаясь словами французского экзистенциалиста Альбера Камю, «не отрывая глаз от абсурда». Это особого рода стоическая доблесть. Камю считает, что человеку вовсе незачем кончать жизнь самоубийством, спасаясь от бессмысленности мира. Напротив, его бытие превращается в героический бунт. Этот бунт против абсурда выражается в чувственном и игровом проживании каждого момента жизни, которая может оборваться в любую минуту. Никакие социальные ценности и нравственные нормы не ограничивают больше «абсурдного человека», который наслаждается эмпирическим миром, все время глядя в глаза грядущей смерти.

3) Безрелигиозная  гуманистическая версия.

Эта версия прекрасно высказана  в трудах психоаналитика Эриха Фромма. Он полагает, что смысл конечной человеческой жизни — в самореализации, в актуализации всех заложенных в человеке способностей. Человек не может отменить смерть, но он может сам придавать смысл собственной жизни. Тогда она из слепого спонтанного течения превращается в истинное искусство, где каждый раскрывает свои лучшие силы, проявляется как неповторимая индивидуальность.

Ответственность – категория, отражающая особое социальное и морально правовое отношение личности к обществу, которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм. Эта категория обнимает философско-социологическую проблему  соотношения способности и возможности человека выступать в качестве субъекта (автора) своих действий и более конкретные вопросы: способность человека сознательно выполнять определенные требования и осуществлять стоящие перед ним задачи; совершать правильный моральный выбор; достигать определенного результата, а так же связанные с этим вопросы правоты или виновности, возможности одобрения или осуждения, вознаграждения или наказания. О. Рассматривается в связи с философской проблемой свободы. Необходимость и свобода. Вопрос о отношениях свободы и необходимости извечен. Люди обладают значительной свободой в определении целей своей деятельности, средств для достижения этой цели. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в жизнь как осуществлением возможности путем выбора определенной цели и плана действий. Свобода воли - это способность чел принимать решения и совершать поступки в соответствии со своим интересами, целями, оценками и идеалами, выражающаяся в его избирательной деятельности, основанной на познанных им объективных свойствах и отношен вещей, законом связей явлений и событий объективного мира. Т.е. каждое действие человека есть сплав свобод и необходимостей.  Свобода личности, общества заключается не в воображении независимости от объекта законов, а в способности выбирать, принимать решения. Как же свобода соотносится с необходимостью? С одной стороны свобода присутствует в необходимости, т.е. необходимость реализуется только через свободу, в виде бесконечной цепи выбора в деятельности людей, которая, однажды начавшись, привела к данному общественному состоянию. Это означает, что в историческом процессе необходимость не только сознается, но и создается. С другой стороны необходимость содержится в свободе в виде объективно данных исторических обстоятельств, объективных условий деятельности людей. В общем свобода есть осознанная необходимость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23,Проблема  познания в философии. Субъект  и объект в познании. Чувственное  и рациональное познание.

Философия выделяет два различных вида: чувственное  и рациональное. Первый вид связан с деятельностью наших органов  чувств (зрение, слух, осязание). Второй подразумевает работу разума – абстрактно-понятийное мышление человека.          

   Основные  формы чувственного познания: ощущения, восприятия, представления.

  1. ощущение – элементарный психический процесс, состоящий в запечатлении отдельных свойств предметов и явлений материального мира в момент их непосредственного воздействия на наши органы чувств.
  2. восприятие – целостное отражение в сознании предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Наиб важные особенности восприятия: предметность, целостность и структурность.
  3. представление – сохраненные памятью образы предметов, когда-то воздействовавших на органы чувств. В отличие от ощущений и восприятий для представлений не нужно непосредственного контакта органов чувств с предметом.

Рациональное  познание в основном сводится к понятийному  абстрактному мышлению. Абстрактное  мышление представляет собой целенаправленное и обобщенное воспроизведение в  идеальной форме существенных и  закономерных свойств, связей и отношения  вещей. Основные формы рационального познания: понятия, умозаключения, гипотезы, теории.

  1. понятие – мысленное образование, в кот обобщаются предметы некоторого класса по определению совокупности признаков. Обобщение осуществляется за счет абстрагирования, т.е отвлечения от несущественных, специфических особенностей предметов. В отличие от ощущений и восприятий понятия лишены чувственного, наглядного своеобразия.
  2. суждение – форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается.
  3. умозаключение – рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, логически следующее из первых.
  4. гипотеза – выраженное в понятиях предположение, имеющее целью дать предварительное объяснение какому-либо факту или группе фактов. Подтвержденная опытом теория трансформируется в теорию.
  5. теория – высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности.

Т.о., в  процессе познания выделяются две человеческие познавательные способности: чувственная  и рациональная. Конечный результат  – истина – достигается только совместными усилиями этих двух составляющих.

 

 

 

 

 

24,Истина  как цель познания. Проблема критерия  истины.

Имеются разные понимания истины. Истина - это соответствие знаний действительности»;  «Истина —это опытная подтверждаем ость»; Истина – это свойство само согласованности знаний; «Истина - это полезность знания, его эффективность»; «Истина —это соглашение».

Истина есть соответствие субъектных представлений объекту (реальности).

Важное место в теории познания занимают формы истины: 1)относительная и 2)абсолютная.

Под абсолютной истиной в настоящее время понимается такого рода знание, которое тождественно своему предмету и потому не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания.

В применении к достаточно развитому  научному теоретическому познанию абсолютная истина —это полное, исчерпывающее знание о предмете (сложноорганизованной материальной системе или мире в целом); относительная же истина —это неполное знание о том же самом предмете.

Наиболее надежным критерием истины является все же практика.

Практика лежит и в основе логического, и аксиологического, и всех других критериев истины. Какие бы способы установления истинности суждений и концепций ни существовали в науке —будь то формально-логическая проверка, соотнесение со всеобщей философской методологией, обще значимость (интерсубъективность), интуитивное чувство и т. п., —все они в конечном итоге через ряд посредствующих звеньев оказываются связанными с практикой. В этом отношении можно утверждать, что практика —главный критерий истины.

Практика не единственный критерий истины, есть много других критериев; практика — ведущий критерий. Остальные критерии дополнительные, содействующие установлению достоверности знания, выполняющие важные эвристические функции (особенно в ситуациях, когда нет возможности обратиться к практической проверке).

 Проблема  критериев истины.

Что дает людям гарантию истинности знания? Декарт, Спиноза, Лейбниц - критерии истины ясность и отчетливость мышления Выдвигался и такой критерий истины, как общезнанчимость: истинно то, что соответствует мнению большинства. Однако вспомним Коперника. Он один был  прав, а остальные - нет.

Существует  и прагматический критерий истины: истинные идеи - это те которые хорошо работают.( полезные) Что лучше работает на нас, ведет нас, что лучше всего  подходит к каждой части жизни  и соединимо со всей совокупностью  нашего опыта. Если представления о  боге будут удовлетворять этим критериям - то они истинные.

Критерии  истины заключаются в практике. Именно в практике должен человек доказать истинность, т.е. действительность своего мышления. Один из принципов мышления гласит: некое положение является истинным, если возможно доказать, применимо  ли оно в той или иной конкретной ситуации. Этот принцип выражается  термином реализуемость. Посредством  реализации идеи в практическом действии знание соизмеряется, сопоставляется со своим объектом, выявляя тем  самым настоящую меру объективности, истинности своего содержания.

В качестве критерия истины практика работает не только как предметная деятельность. Она выступает и в опосредованной форме - как логика, закалившаяся в  горниле практики. Можно сказать, что логика - это опосредованная практика. Наш разум дисциплинируется логикой вещей, воспроизведенной в  логике практических действий и всей системе дух культуры.

Нельзя  забывать, что практика не может  полностью подтвердить или опровергнуть какое бы то ни было представление, знание. “ Атом неделим” - так считалось  много веков и практика подтверждала это. Практика хранит молчание относительно того, что находится за пределами  ее исторически ограниченных возможностей. Однако она постоянно развивается, совершенствуется. В процессе развития истинного знания, увеличения его  объема наука и практика все больше выступают в нераздельном единстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25,Понятие  науки. Научные революции и  смена типов рациональности.

История взаимоотношения философии  и науки складывалась не однозначно и  тем не менее существуют следующие  этапы их  взаимоотношений:

  • Синкретическое,  т.е. неразличимое, единство науки и  философии. Они не различаются ни предметом, ни методом , ни достигнутыми результатами (6 в. до н.э. – 17 в. н.э.).
  • Начало различия предметной области философии и науки. Представление о том, что философия должна заниматься воспитанием человека, а изучение природы предоставить науке (17-19 в.)
  • Многообразие предложений о том, чем должна заниматься философия:

а) ф-ия должна давать единую картину  мира, основываясь на новейших достижениях  естествознания;

б) ф-ия должна представлять человека во всем ее многообразии проявлений;

в) ф-ия есть теория познания, теория научного познания, теория науки;

г) ф-ия  может быть предварительным  изучением, исследованием, постановкой  проблем в исследовании любого явления (19-20 века).

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"