Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 21:52, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Философии»
Агностицизм - философское учение о принципиальной непознаваемости бытия, отрицающее саму возможность выявления его закономерностей и постижения объективной истины. Человеческие чувства ограничены по своим возможностям, поэтому нельзя «полностью» познать постоянно изменяю
Все проблемы философской теории познания касаются либо средств и путей постижения истины, либо форм ее реализации, структуры познавательных отношений и т. п. От того как трактуется истина, как решается вопрос достижима ли она - зависит жизненная позиция человека. Разные определения: истина - соответствие знаний действительности; истина - опытная подтверждаемость; истина - свойство самосогласованности знаний.
Существуют разные формы истины. Они подразделяются по характеру отражаемого (познаваемого) объекта, по видам предметной реальности, по степени полноты освоения объекта и т. п.
Абсолютная истина - такого рода знание, которое тождественно своему предмету и потому не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Когда констатируется что-либо, существующее или существовавшее в действ ( в 1688 открыты красные кровяные тельца) «абсолютны» не только год открытия этого явления, но и утверждение о том, что это явление имеет место в действ. В применение к достаточно развитому научно теоретическому познанию абсолютная истина - полное, исчерпывающее знание о предмете;
относительная истина - неполное знание о том же самом предмете.
Концептуальная истина - соответствие убеждений индивида тому или иному комплексу религиозных или естественнонаучных догматов.
Научная истина - адекватность представления о положениях, как следствиях научных теорий.
Объективная истина - такое содержание человеческих знаний, которое не зависит от воли и желания субъекта. Она определяется содержанием отражаемого объекта.
Относительная истина - не содержит полного представления об изучаемом предмете и содержат такие элементы, которые могут быть изменены в процессе познания (в будущем)
Операционная истина - правильность представления субъекта о методах и средствах познания.
Предметная истина - поток информации, идущей от материальных систем микро-, макро- и мегамиров.
Экзистенциальная истина -соответствующие действительности знания духовно-жизненных ценностей людей, таких идеалов как идеалы добра, красоты, справедливости и т. п.
10. Диалектика как теория и методология познания. Принципы, категории и законы диалектики.
Диалектика является ядром философии и выполняет методологическую роль. Проявляется это в принципах, законах и категориях. Т.е. диалектики как системы: принципы, законы и категории. Диалектика - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Диалектический подход - это познание предмета, постоянно развивающегося, содержащего внутренние противоположности. Основные принципы диалектики - всеобщая связь, становление и развитие, которые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов. Принцип целостности: проблема несводимости целостности к простой сумме частей заключается в связи, объединяющей предметы в сложные комплексы, во взаимовлиянии частей. Принцип детерминизма: реальные природные, общественные и психические явления и процессы детерминированы, т.е. возникают, развиваются и уничтожаются закономерно, в результате действия определенных причин, обусловлены ими.
В марксизме диалектика выступает как учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития бытия и мышления. Материалистическая диалектика выражается в системе философских категорий и законов.
Главные законы:
1) количественно качественных изменений, . Количество и качество находятся в тесном единстве друг с другом. Они не просто различны, они противоположны по своим свойствам. Эта противоположность выражается в том, что качественные изменения затрагивают свою систему - выход за рамки своего бытия. Количественные изменения происходят в рамках этого материального объекта. Качественные изменения происходят резко, количественные - постепенно. Качественные изменения в одном отношении буду выступать как качественные, в другом - как количественные. Взаимные переходы количества и качества проявляются в деньгах, где лучшее качество денег - их количество. Количество вещи так же объективно, как и качество. Взаимосвязь количества и качества проявляется в понятии меры. Постоянно происходят количественные изменения, и в определенном интервале они не влекут возможных качественных преобразований. Понятие меры отражает границы, амплитуду количественных изменений, где качество сохраняется. Итак данный закон позволяет раскрыть механизм развития.
2) взаимное проникновение полярных противоположностей и превращение их друг в друга, когда они доведены до крайности (единство и борьба противоположностей). Он утверждает, что источником развития является разрешение противоречий. Этот закон характеризуется такими категориями: тождество, различие, противоположность, противоречие, единство и борьба. тождество - категория характеризующая равенство одинаковость предмета с самим собой или между предметами. различие - одна из форм проявления противоречий. противоположность - противостоящие друг другу силы, стороны, тенденции развития (примеры: север - юг, "+" - "-"). противоречие - отношение между двумя противоположностями. Для взаимодействия этого закона характерно 2 основных момента: единство и борьба.,
3) отрицание отрицания - спиральная форма развития. От источника развития (единство и борьба противоположностей) логика человеческого познания переходит к направленности развития, что характеризуется законом отрицания отрицаний. Отрицание заключается в том, что развитие проходит 3 этапа: тезис, антитезис(переход в противоположность), синтез(соединение некоторого свойства тезиса и антитезиса, приводящее к новому качественному состоянию )
Для диалектики характерно формирование парных категорий, отражающих "полярные" стороны целостных явлений, процессов.
Категории.
Единичное характеризует отдельный предмет, явление, процесс, отличающийся по своим пространственным, временным и другим свойствам от иных, в том числе подобных ему, предметов, явлений, процессов. Общее - объективно существующее сходство характеристик единичных предметов, их однотипность в некоторых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе связей.
Сущность - внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определяющая его природу, совокупность черт и другие характеристики. Явление - внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые характеристики того или иного предмета.
Содержание - совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса. Форма - принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания. Причина-следствие (simple).
Качество - целостная, интегральная характеристика предмета (единство его свойств) в системе его связей и отношений с другими предметами. Количество - характеристика явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах.
Мера - диалектическое единство качества и количества или такой интервал количественных измерений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета. Скачок - переход количественных измерений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (в результатете превышения меры).
Категории - наиболее общие понятия, отражающие основные свойства и закономерности явлений объективной реальности.
Противоположность - философская категория для обозначения таких сторон предметов которые одновременно:1) неразрывно связаны 2) взаимоисключают друг друга 3) взаимопроникают и при определенных условиях переходят друг в друга
Противоречие - внутреннее состояние тенденций сторон предмета или процесса, проникающих друг в друга и одновременно отрицающих друг друга.
Категории системного исследования: система - упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией; элемент - неразложимый далее компонент сложных предметов, явлений, процессов; структура - относительно устойчивый способ (закон) связи эл-тов того или иного сложного целого.
11. Наука как знание, деятельность, социальный институт. Роль и значение науки в культуре.
Формы научного познания:
1) Парадигма - теория (или модель постановки проблем) применяется в качестве образца решения исследуемой задачи
2) Проблема - преграда, трудность
объективно возникающий в ходе
познания вопрос, решение которого
представляет существенный
3) Гипотеза - допущение или предположение, истинное значение которого неопределенно
4) Теория - в широком
смысле - комплекс взглядов, идей, представлений,
направленных на истолкование
и объяснение каких-либо
Формирование науки как социального института в структуре общества происходило исторически. Научные представления постепенно превращались в составную часть культуры общества. Занятие наукой становилось самостоятельной и вполне достойной и респектабельной сферой человеческой деятельности. Непосредственно включаясь в процесс социального развития, наука начинает выступать в качестве социальной силы. Возрастающая роль породила особый статус в культуре и новые черты ее взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности. Наука и ее сущность, место в развитии общества Наука является основной формой человеческого познания. Говоря о современной науке в её взаимодействиями с различными сферами жизни человека и общества, можно выделить три группы выполняемых её социальных функций:
1) культурно-мировоззренческие,
2)наука как непосредственная производительная сила,
3)как социальная сила
(используется при решении
В этом историческом порядке
функции возникали и
Сл., многообразие наук об обществе:
1) Этнография изучает
быт и культуру народов
2) Юридическая наука
рассматривает сущность и
3) Языкознание изучает язык, его культуру, законы функционирования и развития.
4) Педагогика имеет
своим предметом вопросы воспит
5) Литературоведение
изучает художественную
6) Экономика изучает экономические отношения людей, законы, управляющие производством, распределением и обменом материальных благ.
Для научного знания характерно наличие 2 уровней: эмпирический и теоретический. Для эмпирического знания характерна фактофиксирующая деятельность. Теоретическое знание - это сущностное знание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Теория - это обобщение практики, опыта или наблюдений. Наблюдение и эксперимент - важнейшие методы исследования в научном знании. Эмпирический и теоретический уровни связаны, предполагают друг друга, хотя исторически, эмпирическое предшествовало теоретическому. В процессе научного познания применяется мысленный эксперимент, когда ученый в уме оперирует образами и понятиями, мысленно создает нужные условия. Теория - это высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства, закономерности, и. т. д. Теория - развивающаяся система верных, проверенных практикой научных знаний. Сердцевину научной теории составляют входящие в нее законы. Многообразию форм современного теоретического знания соответствует и многообразие типов теорий, а также многообразие их классификаций.
Научное знание, как и другие виды, необходимо для того, чтобы направлять и регулировать практику. Но сущ-ют особенности, отличающие науку от других форм познавательной деятельности: