Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 21:52, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Философии»
Как и всякая деятельностьть, научное познание регулируется идеалами и нормами, которые выражают ценностные и целевые установки науки. Это:
В общем виде наука - это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Наука зародилась в древности. Предпосылки появились на Древнем Востоке: Египет, Вавилон, Индия, Китай. Здесь накапливаются и осмысливаются эмпирические знания о природе и обществе, возникают зачатки астрономии, математики, этики, логики. Это достояние воспринято и переработано в стройную теоретическую систему в Древней Греции, где появляются мыслители, специально занимающиеся наукой, отмежевавшись от мифологических и религиозных традиций. С тех пор до самой инд рев главной функцией науки было объяснение, а ее основной задачей - познание с целью раздвинуть горизонты мира, видения природы, частью которой является сам чел. Но тем не менее длительное время научное знание пребывало в эмбриональном состоянии. Становление развитой науки требовало постоянной опоры на факты, широкой распространенности, последовательной рационализации, доминирования соответствующего менталитета.. Ситуация изменилась к 16-17 в, в Новое время формы мышления и в целом менталитет человека, бывшие ранее исключением, стали достоянием большинства образованных людей. Наука стала важным фактором жизни. Без этого становление индустриального общества вообще не могло состояться. Естественно, что многие науки появились значительно позже, например, генетика, социология, кибернетика. В наши дни наука имеет разветвленную структуру и научных знаний, и науч учреждений. Она стала важнейшим фактором формирования дух жизни общ, культуры и практики общения.
Современную науку можно определить как сферу исследовательской деятельности, направленную на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении, включающую в себя все условия и моменты этого производства: ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научно-исследовательской работы; понятийный и категориальный аппарат, систему научной информации, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве предпосылки, или средства, или результата научных исследований. Эти результаты могут выступать как одна из форм общественного сознания.
Наука призвана все в
большей степени
Много времени потребовалось для того, чтобы предлагаемые наукой ответы на вопросы стали элементами общего образования. Без этого научные представления не могли превратиться в составную часть культуры общества. Одновременно с этим процессом возникновения и укрепления культурно-мировоззренческих функций науки занятие наукой постепенно становилось в глазах общества самостоятельной и вполне достойной, рекспектабельной сферой человеческой деятельности. Т.е. происходило формирование науки как социального института в структуре общества.
Важной стороной превращения
науки в производительную силу явилось
создание и упорядочение постоянных
каналов для практического
Возрастающая роль науки в общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания. в этой связи остро становится проблема особенностей научного познания и соотношения с другими формами познавательной деятельности. Эта проблема в тоже время имеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами. Оно необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях развития НТР поскольку выяснение закономерностей научного познания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными феноменами духовной и материальной культуры.
Наука как социальный институт – это значит что она общезначимая, призванная решать определенные задачи.
Классификатор эмпирических знаний 18века Карл Линней
12 Понятие научного метода и методологии. Эмпирический и теоретический уровни познания
Метод - способ построения и обоснования системы философского и научного знания, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.
Методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учений об этой системе. Особое место в разработке проблем методологии принадлежит Сократу, Платону и Аристотелю. Сократ видел истину в сопоставлении разнородных представлений и понятий и их сравнение. Если теория представляет собой результат процесса познания, то методология является способом достижения и построения этого знания. Основой различных методов является единая диалектико-материалистическая методология, которая соотносится со сложной иерархией конкретных способов и приемов деятельности на различных уровнях организации материального и духовного производства. Философский уровень методологии реально функционирует не в виде жестких систем норм, формальных приемов, а в качестве общей системы принципов и регуляторов человеческой деятельности.
Всеобщих методов в истории познания известно два: диалектический и метафизический(вещи изменяются только количественно). Это общефилософские методы. Метафизический метод с середины XIX века начал все больше и больше вытесняться из естествознания диалектическим методом.
Вторую группу методов познания составляют общенаучные методы, которые используются в самых различных областях науки, т. е. имеют весьма широкий междисциплинарный спектр применения.
Общелогические методы познания
Анализ — это расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения.
Синтез — это соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое.
Индукцией называется такой метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок.
Дедукция — это способ рассуждения, посредством которого из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера. Дедукция отличается от индукции прямо противоположным ходом движения мысли. В дедукции, как это видно из определения, опираясь на общее знание, делают вывод частного характера. Одной из посылок дедукции обязательно является общее суждение. Если оно получено в результате индуктивного рассуждения, тогда дедукция дополняет индукцию, расширяя объем нашего знания.
Аналогия — это такой прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках.
Моделирование — это изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание».
Классификация общенаучных методов тесно связана с понятием уровней научного познания.
В науке различают эмпирический и теоретический уровни исследования. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на изучаемый объект и реализуется посредством наблюдения и эксперимента. Теоретическое исследование связано о обобщением идей, формулировкой гипотез, законов, принципов, программ. Данные эмпирического исследования фиксируются в виде единичного или частного высказывания. Теоретического - в виде общего. Различаются эмпирические и теоретические суждения и способом проверки их истинностного значения: эмпирические проверяются путем верификации (подтверждение физическим экспериментом), теоретические - путем фальсификации (опровержение мысленным экспериментом).
Теоретический и эмпирический уровни функционируют в фактическом и логическом единстве и друг без друга не составляют науки, а только ее возможность.
Эмпирическое и теоретическое познание - философские методологические категории, характеризующие две основополагающие формы научного познания, а также структурны компоненты и уровни научного знания. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на объект и опирается на данные наблюдений и экспериментов. Теоретическое исследование связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата науки и направлено не всестороннее познание объективной реальности в ее существующих связях и закономерностях.
В структуре научного знания выделяют 2 уровня знания – эмпирический и теоретический, которым соответствуют 2 вида научного познания – эмпирическое и теоретическое исследование.
Эмпирическое исследование направлено непосредственно на объект и опирается на данные наблюдений и экспериментов. Оно предполагает формирование на основе данных наблюдения особого типа знания – научного факта, который возникает как результат очень сложной рациональной обработки данных наблюдений: их осмысления, понимания. В этом смысле любые факты науки представляют собой взаимодействие чувственного и рационального.
Научные методы эмпирического исследования: