Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 06:43, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"

Содержание

Вопрос 1. Философия как разновидность мировоззрения 3
Вопрос 2. Специфика философского знания 5
Вопрос 3. Предмет и методы философии 6
Вопрос 4. Функции философии 7
Вопрос 5. Основной вопрос и основные направления философии 8
Вопрос 6. Общее понятие и характерные черты китайской философии 11
Вопрос 7. Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии 12
Вопрос 8. Даосизм – древнейшее философское учение Китая 13
Вопрос 9. Социально-философские школы Древнего Китая -конфуцианство и легизм 14
Вопрос 10. Древнеиндийская философия 15
Вопрос 11. Буддизм и его основные идеи 16
Вопрос 12. Древнегреческая философия: 17
Вопрос 13. Первые философские (досократические) школы Древней Греции 19
Вопрос 14. Философия софистов и Сократа 21
Вопрос 15. Философия киников и стоиков 23
Вопрос 16. Философия Платона 25
Вопрос 17. Философия Аристотеля 28
Вопрос 18. Философия Эпикура 30
Вопрос 19. Теологическая философия средних веков 30
Вопрос 20. Философия Августина Блаженного 33
Вопрос 21. Философия Фомы Аквинского (томизм) 34
Вопрос 22. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения 35
Вопрос 23. Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения 36
Вопрос 24. Социально-политическая философия эпохи Возрождения 39
Вопрос 25. Арабская (арабоязычная) философия средних веков 42
Вопрос 26. Рационализм и эмпиризм как направления в философии 44
Вопрос 27. Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции 45
Вопрос 28. Философия Нидерландов (Голландии) эпохи Возрождения и нового времени 47
Вопрос 29. Английская философия нового времени (материализм, эмпиризм, социально-политическая направленность) 50
Вопрос 30. Философия Лейбница. Учение о монадах 53
Вопрос 31. Философия французского Просвещения XVIII в. Общая характеристика 54
Вопрос 32. Деистическое направление философии французского Просвещения XVIII в. 55
Вопрос 33. Атеистическо-материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII в. 57
Вопрос 34. Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направление французской философии 58
Вопрос 35. Немецкая философия XIX в. как явление мировой философии, ее основные направления и идеи 60
Вопрос 36. Философия Иммануила Канта 62
Вопрос 37. Философия Гегеля 65
Вопрос 38. Философия субъективного идеализма 68
Вопрос 39. Философия Шеллинга 70
Вопрос 40. Философия Людвига Фейербаха -завершение периода немецкой классической философии, начало перехода к материализму 71
Вопрос 41. Философия вульгарных материалистов 73
Вопрос 42. Философия марксизма 73
Вопрос 43. Философия позитивизма Огюста Конта 75
Вопрос 44. Неклассическая идеалистическая философия Шопенгауэра, Ницше, Дильтея 76
Вопрос 45. Бытие 78
Вопрос 46. Материя (материальное бытие) 79
Вопрос 47. Сознание. Общее понятие, основные подходы, происхождение 82
Вопрос 48. Материалистическое объяснение природы сознания. Теория отражения 83
Вопрос 49. Диалектика 85
Вопрос 50. Альтернативы диалектики 88
Вопрос 51. Проблема человека, личности в философии. Общественная природа человека 90
Вопрос 52. Общество 93
Вопрос 53. Общество и природа 96
Вопрос 54. Познание (гносеология) 100
Вопрос 55. Философия истории 101
Вопрос 56. Будущее 104
Вопрос 57. Общая характеристика русской философии 105
Вопрос 58. Русская философия XIX в. 108
Вопрос 59. Русская философия ХХ в. 111
Вопрос 60. Американский прагматизм. Новаторство философии Джона Дьюи 114
Вопрос 61. Психоанализ 117
Вопрос 62. Современная теологическая философия 119
Вопрос 63. Основные направления современной позитивистской философии 120
Вопрос 64. Герменевтика 122
Вопрос 65. Экзистенциализм (экзистенциональная философия Кьеркегора, Ясперса, Сартра, Камю, Хайдеггера) 123

Вложенные файлы: 1 файл

философия конспект лекций якушев.doc

— 996.50 Кб (Скачать файл)

123

2. Ранний  период философии Фейербаха характерен  критикой идеалистической философии, особенно Гегеля. Так, Фейербах:

• отвергает идею тождества бытия и мышления;

• не признает наличия абсолютной идеи — самостоятельной субстанции и превопричины материального мира;

• логически доказывает невозможность отчуждения (превра¬щения) абсолютной идеи в материальный мир — окружаю¬щий мир очевиден и осязаем, в то время как абсолютная идея — лишь догадка разума, выдумка Гегеля;

• не признает единства философии и религии;

• отвергает диалектику (ошибка Фейербаха).

Философию Гегеля Фейербах считает искусственной, под¬верженной предрассудкам, обращенной в прошлое, не соответ¬ствующей новейшим достижениям науки.

3. В противовес  объективному идеализму Гегеля  Фейербах вы¬двинул теорию антропологического  материализма. Суть этой теории  в том, что:

• единственно существующими реальностями являются при¬рода и человек;

• человек является частью природы;

• человек есть единство материального и духовного;

• человек должен стать главным интересом философии;

• идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;

• Бога как отдельной и самостоятельной реальности не суще¬ствует; Бог — плод воображения человека;

• природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима;

• все, что нас окружает (предметы, явления), — различные проявления материи.

4. Особое  место в философии Фейербаха занимает проблема Бога. В отличие от прежних философов-материалистов, искав¬ших компромисс между своими материалистическими взглядами и идей существования Бога, — деистов и др., Фейербах:

• выступает с атеистических позиций;

• тесно увязывает проблему Бога с антропологией.

Можно выделить следующие основные положения атеистиче¬ско-антропологической теории Л. Фейербаха:

• Бога как самостоятельной реальности нет;

• Бог — порождение сознания человека;

• религия — глубоко разработанная мифологически-фантасти¬ческая идеология и не имеет ничего общего с реальностью;

124

• распространение религии стало возможным благодаря неве¬жеству человека, его тяжелым жизненным условиям;

• корни религии — в чувстве бессилия человека перед внеш¬ним миром, его зависимости от него и незащищенности;

• мысль о Боге — сверхсильном разумном существе — утешает человека, притупляет его страх и аффекты;

• Бог — идеальный образ человека, созданный человеком, это то, чем хотел бы себя видеть человек;

• Бог в действительности не является творцом, Он — творение человека, его разума, в то время как истинный творец (а не творенье) — человек.

5. Также  Л. Фейербахом были затронуты  вопросы познания (гно¬сеология).

Фейербах был оппонентом И. Канта, который выдвинул теорию об ограниченных познавательных способностях разума человека и непознаваемости внутренней сущности вещей и яв¬ления окружающего мира (агностицизм). Наоборот, согласно Фейербаху окружающий мир познаваем, а познавательные воз-можности разума безграничны. Однако безграничность возмож¬ностей познания разума наступает не сразу, а развивается по¬степенно, по мере эволюции человека, накопления опыта, роста научно-технического прогресса.

Суть данной идеи (о постепенном увеличении познавательных способностей разума и в перспективе их бесконечности) философ выразил словами: "То, что не познаем мы, познают наши потомки".

Основу познания, по Фейербаху, составляют субъективные чув¬ственные ощущения, в основе которых лежит объективная реаль¬ность и которые осознаются разумом. Таким образом, гносеология Фейербаха базируется на материалистических принципах при со¬единении и уравнении эмпирического и рационального подходов.

6. Социально-политические  взгляды Фейербаха были обуслов¬лены  его антропологической философией. Суть этих взглядов в следующем:

• человек — уникальное биологическое существо, наделенное волей, разумом, чувствами, желаниями;

• полнокровная реализация человеком своего "Я" возможно только во взаимодействии с "Ты" (то есть другими людьми) — человек может жить только в обществе;

• основой связей между людьми в обществе, стержнем обще¬ства должна стать религия;

• данная религия должна быть основана не на вере в выду¬манное сверхъестественное существо — в Бога, а на иных принципах;

125

• необходимо отбросить традиционную религию (христианст¬во, мусульманство и т. д.) и заменить ее религией любви лю¬дей к друг другу и религией любви внутри семьи как наибо¬лее отвечающей природе человека;

• смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью.

Вопрос 41. Философия вульгарных материалистов

1. Вульгарный (от французского — простой, примитивный, обычный) материализм — направление  в философии, получив¬шее широкое  распространение в XIX веке.

Сторонники вульгарного материализма:

• полностью отрицали дух (идею) как реальность;

• единственной реальностью считали материю;

• отрицали за сознанием качество идеальности, пытались объ¬яснить сознание как химический процесс;

• были атеистами;

• в своих исследованиях опирались на достижения естествен¬ных наук (закон сохранения энергии, закон сохранения ма¬терии, социальный дарвинизм и др.);

• придерживались идеи географического детерминизма (влияние географии, климата на человека и иные процессы бытия);

• отвергали диалектику;

• всему стремились дать однозначное объяснение, исключающее двойственность и противоречия (по принципу "черное — белое");

• значительно упрощали положения традиционного материализма.

2. Представителями  вульгарного материализма были  Бюхнер, Фохт, Молешотт.

Людвиг Бюхнер (1824 — 1899) — философ, вульгарный мате¬риалист, врач-естествоиспытатель по основной профессии. На¬писал книги: "Природа и наука", "Психическая жизнь животных", "Дарвинизм и социализм".

В своей философии Бюхнер:

• обосновывал несостоятельность идеалистических философ¬ских концепций;

• лучшим и наиболее истинным философским учением считал философию Людвига Фейербаха;

• был последователем "социал-дарвинизма" — механически переносил законы жизни и взаимоотношений животных на жизнь людей и общества.

Яков Молешотт (1822 - 1893) выдвинул теорию, согласно которой мышление есть физиологический процесс.

126

Карл Фохт (1817 - 1895) - философ, вульгарный материа¬лист, врач-естествоиспытатель по профессии:

• критиковал библейское учение о происхождении человека;

• считал человека близким родственником обезьяны;

• враждебно относился к идее социализма, поскольку, по его мнению, она не соответствует естественной природе человека;

• считал мышление и сознание физиологическо-химическим процессом — "мозг выделяет мысль, как печень желчь".

Вопрос 42. Философия марксизма

1. Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 — 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 - 1895) во второй половине XIX в. и является со¬ставной частью более широкого учения — марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и со¬циально-политическую проблематику (научный коммунизм).

Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX - первой половине ХХ вв.

В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возве¬дена в ранг официальной государственной идеологии и была превращена в догму.

Актуальной задачей для сегодняшнего марксизма является освобождение от догм и приспособление к современной эпохе, учет результатов научно-технической революции и реальности постиндустриального общества.

2. Возникновению  марксизма и марксистской философии спо¬собствовали:

• предшествующая материалистическая философия (Демокри¬та, Эпикура, английских материалистов XVII в. — Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII в., и осо¬бенно атеистическо-материалистическая философия Людви¬га Фейербаха середины XIX в.);

• бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в сфере производства, механизация труда);

127

• крушение идеалов Великой французской революции (свобо¬да, равенство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни;

• нарастание социально-классовых противоречий и конфлик¬тов (революция 1848 — 1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.);

• кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кри¬зис буржуазного брака и нравственности).

3. Главными  произведениями основателей марксизма  являются:

• "Тезисы о Фейербахе" К. Маркса;

• "Капитал" К. Маркса;

• "Экономическо-философские рукописи 1844 г." К. Маркса;

• "Манифест Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Эн¬гельса;

• "Святое семейство" и "Немецкая идеология" К. Маркса и Ф. Эн¬гельса;

• "Диалектика природы" Ф. Энгельса;

• "Анти-Дюринг" Ф. Энгельса;

• "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" Ф. Энгельса;

• "Происхождение семьи, частной собственности и государст¬ва" Ф. Энгельса.

4. Марксистская  философия материалистична по  своему харак¬теру и состоит  из двух больших разделов —  диалектического ма¬териализма  и исторического материализма (нередко  историче¬ский материализм рассматривается  как часть диалектического).

5. Философским  новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса  стало материалистическое понимание  истории (исторический материа¬лизм). Суть исторического материализма  в следующем:

• на каждом этапе общественного развития люди для обеспе¬чения своей жизнедеятельности вступают в особые, объек¬тивные, не зависящие от их воли производственные отноше¬ния (продажа собственного труда, материальное производст¬во, распределение);

• производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая является бази¬сом для институтов государства и общества, общественных отношений;

• указанные государственные и общественные институты, об¬щественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису;

128

• базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;

• в зависимости от уровня развития производительных сил и про¬изводственных отношений, определенного типа базиса и над¬стройки выделяются общественно-экономические формации — первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки общества); рабовла-дельческое общество (экономика основана на рабстве); азиатский

• способ производства - особая общественно-экономическая фор¬мация, экономика которой основана на массовом, коллек¬тивном, жестко управляемом государством труде свободных людей - земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай); феодализм (экономика осно¬вана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян); капитализм (промышленное производство, осно-ванное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих); социалистическое (коммунистическое) общество — общество будущего, осно¬ванное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства;

• рост уровня производственных сил приводит к изменению про¬изводственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя;

• уровень экономики, материальное производство, производ¬ственные отношения определяют судьбу государства и обще¬ства, ход истории.

6. Также  Марксом и Энгельсом выделяются  и разрабатываются

следующие понятия:

• средства производства;

• отчуждение;

• прибавочная стоимость;

• эксплуатация человека человеком.

Средства производства - уникальный товар, функция труда высшего уровня, позволяющие производить новый товар. Для производства нового товара помимо средств производства необхо¬дима сила, обслуживающая их, - так называемая "рабочая сила".

В ходе эволюции капитализма происходит процесс отчужде¬ния основной работающей массы от средств производства и, следовательно, от результатов труда. Основной товар - средства производства - сосредоточиваются в руках немногих собствен¬ников, а основная масса трудящихся, не имеющая средств про¬изводства и самостоятельных источников заработка, в целях обеспечения своих насущных потребностей вынуждена обра¬щаться к собственникам средств производства в качестве наем¬ной рабочей силы за заработную плату.

129

Стоимость произведенного наемной рабочей силой продукта выше стоимости их труда (в виде зарплаты), разница между ни¬ми, по Марксу, является прибавочной стоимостью, часть которой идет в карман капиталисту, а часть вкладывается в новые сред¬ства производства для получения в будущем еще большей при¬бавочной стоимости.

Выход из данного положения основоположники марксистской философии видели в установлении новых, социалистических (комму¬нистических) общественно-экономических отношений, при которых:

• будет ликвидирована частная собственность на средства произ¬водства;

• будет ликвидирована эксплуатация человека человеком и при¬своение результатов чужого труда (прибавочного продукта) уз¬кой группой лиц;

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"