Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 06:43, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"
Вопрос 1. Философия как разновидность мировоззрения 3
Вопрос 2. Специфика философского знания 5
Вопрос 3. Предмет и методы философии 6
Вопрос 4. Функции философии 7
Вопрос 5. Основной вопрос и основные направления философии 8
Вопрос 6. Общее понятие и характерные черты китайской философии 11
Вопрос 7. Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии 12
Вопрос 8. Даосизм – древнейшее философское учение Китая 13
Вопрос 9. Социально-философские школы Древнего Китая -конфуцианство и легизм 14
Вопрос 10. Древнеиндийская философия 15
Вопрос 11. Буддизм и его основные идеи 16
Вопрос 12. Древнегреческая философия: 17
Вопрос 13. Первые философские (досократические) школы Древней Греции 19
Вопрос 14. Философия софистов и Сократа 21
Вопрос 15. Философия киников и стоиков 23
Вопрос 16. Философия Платона 25
Вопрос 17. Философия Аристотеля 28
Вопрос 18. Философия Эпикура 30
Вопрос 19. Теологическая философия средних веков 30
Вопрос 20. Философия Августина Блаженного 33
Вопрос 21. Философия Фомы Аквинского (томизм) 34
Вопрос 22. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения 35
Вопрос 23. Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения 36
Вопрос 24. Социально-политическая философия эпохи Возрождения 39
Вопрос 25. Арабская (арабоязычная) философия средних веков 42
Вопрос 26. Рационализм и эмпиризм как направления в философии 44
Вопрос 27. Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции 45
Вопрос 28. Философия Нидерландов (Голландии) эпохи Возрождения и нового времени 47
Вопрос 29. Английская философия нового времени (материализм, эмпиризм, социально-политическая направленность) 50
Вопрос 30. Философия Лейбница. Учение о монадах 53
Вопрос 31. Философия французского Просвещения XVIII в. Общая характеристика 54
Вопрос 32. Деистическое направление философии французского Просвещения XVIII в. 55
Вопрос 33. Атеистическо-материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII в. 57
Вопрос 34. Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направление французской философии 58
Вопрос 35. Немецкая философия XIX в. как явление мировой философии, ее основные направления и идеи 60
Вопрос 36. Философия Иммануила Канта 62
Вопрос 37. Философия Гегеля 65
Вопрос 38. Философия субъективного идеализма 68
Вопрос 39. Философия Шеллинга 70
Вопрос 40. Философия Людвига Фейербаха -завершение периода немецкой классической философии, начало перехода к материализму 71
Вопрос 41. Философия вульгарных материалистов 73
Вопрос 42. Философия марксизма 73
Вопрос 43. Философия позитивизма Огюста Конта 75
Вопрос 44. Неклассическая идеалистическая философия Шопенгауэра, Ницше, Дильтея 76
Вопрос 45. Бытие 78
Вопрос 46. Материя (материальное бытие) 79
Вопрос 47. Сознание. Общее понятие, основные подходы, происхождение 82
Вопрос 48. Материалистическое объяснение природы сознания. Теория отражения 83
Вопрос 49. Диалектика 85
Вопрос 50. Альтернативы диалектики 88
Вопрос 51. Проблема человека, личности в философии. Общественная природа человека 90
Вопрос 52. Общество 93
Вопрос 53. Общество и природа 96
Вопрос 54. Познание (гносеология) 100
Вопрос 55. Философия истории 101
Вопрос 56. Будущее 104
Вопрос 57. Общая характеристика русской философии 105
Вопрос 58. Русская философия XIX в. 108
Вопрос 59. Русская философия ХХ в. 111
Вопрос 60. Американский прагматизм. Новаторство философии Джона Дьюи 114
Вопрос 61. Психоанализ 117
Вопрос 62. Современная теологическая философия 119
Вопрос 63. Основные направления современной позитивистской философии 120
Вопрос 64. Герменевтика 122
Вопрос 65. Экзистенциализм (экзистенциональная философия Кьеркегора, Ясперса, Сартра, Камю, Хайдеггера) 123
• в основе познания лежит чувственное восприятие (отраже¬ние органами чувств окружающей действительности в разуме человека);
• самостоятельного познания разумом без участия чувственно¬го восприятия не существует.
Вопрос 33. Атеистическо-
1. Атеизм — направление в философии, сторонники которого полностью отрицают существование Бога в каких-либо его про¬явлениях, а также религию.
Материализм — направление в философии, не признающее самостоятельного идеального (духовного) начала в сотворении и бытии окружающего мира и объясняющее окружающий мир, его явления, человека с точки зрения естественных наук.
Атеистическо-
97
Ее видными представителями являлись Мелье, Ламетри, Дид¬ро, Гельвеций, Гольбах.
2. Жан Мелье (1664 — 1729) — священник по профессии, в процессе жизни пришедший к полному отрицанию Бога и рели¬гии (атеизму), философ-материалист:
• не допускал существования ничего сверхъестественного (в том числе и Бога);
• не верил в наличие идей, обособленных от материи, бессмертие души;
• считал, что весь окружающий мир состоит из особой суб¬станции — материи;
• материя является первопричиной всех вещей, всего сущего, она вечна, несотворима, реально существует, изменяется и постоянно развивается благодаря заложенному в ней самой свойству - движению;
• материя состоит из мельчайших частиц, в результате комби¬нации которых образуются вещи;
• познание — отражение материи самой материей;
• источником большинства знаний являются чувства;
• причиной социальных антагонизмов видел частную собст¬венность, которая возникла "по злой воле" некоторых лиц, желающих избавиться от физического труда;
• выступал за свержение абсолютизма, ликвидацию сущест¬вующего государства и частной собственности;
• в качестве общества будущего видел союз братских общин, члены которых равны, вместе живут, вместе занимаются производительным трудом, равномерно делят полученные доходы и радуются жизни.
За социально-политические взгляды Мелье зачастую относят к социалистам-утопистам, первым коммунистам.
3. Жюльен
Ламетри (1709 — 1751) также выступал
с атеистиче¬ски-
• полностью отвергал идеализм и теологию;
• считал окружающий мир совокупностью различных прояв¬лений единой субстанции — материи, которая несотворима, вечна, бесконечность;
• душа, сознание, чувства, по Ламетри, имеют естественное происхождение, являются свойствами материи;
• поскольку материя самодостаточна, то нет вечной необходи¬мости в Боге;
• выступал за полную познаваемость мира, причем главную роль в познании отводил органам чувств;
98
• был утилитаристом — считал, что смысл жизни человека — личное счастье;
• считал частную собственность гарантией свободы человека;
• идеалом государства видел "просвещенный абсолютизм".
4. Дени Дидро
(1713 — 1784) - один из самых выдающихся
фран¬цузских философов-
Философские взгляды Дидро близки к взглядам других фран¬цузских просветителей-материалистов:
• признавал материю единственно существующей субстанци¬ей, проявлением которой считал все единичные вещи;
• движение объяснял таким свойством материи, как разнород¬ность (взаимодействие бесчисленного множества разнород¬ных частей материи приводит к движению);
• отвергал духовное начало мироздания, считал сознание свойст¬вом материи;
• в основе общества и государства видел "общественный дого¬вор", исходя из которого, отрицал божественность власти короля и феодалов;
• идеалом государства считал "просвещенную монархию", а эко¬номики — разделенную разумно, с учетом интересов боль¬шинства частную собственность.
5. Сходные
взгляды имели такие философы-
Значение деятельности
французских философов атеистическо-
• четко выделили два ведущих философских направления — мате¬риализм и идеализм ("линию Демокрита" и "линию Платона");
• освободили философию от многих религиозных предрассудков;
• дали более реалистическое определение субстанции — материя;
• выдвинули идею (распространенную в настоящее время) о сознании как свойстве материи отражать саму себя;
• подвергли критике доопытное, сверхчувственное ("чистое") знание;
99
• обосновали и распространили теорию материалистического сен¬суализма (в основе познания лежат чувственные ощущения);
• выдвинули идею о том, что все единичные вещи являются раз¬личными комбинациями микрочастиц;
• обратили внимание на движение не как на сверхъестествен¬ное явление, а как на свойство материи;
• обосновали идеи социальной справедливости;
• идеологически подготовили Великую французскую революцию.
Вопрос 34. Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направление французской философии
1. Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направле¬ние получило широкое распространение в философии Франции во второй половине XVIII — начале XIX вв.
Представители данного направления жестко критиковали су¬ществующий общественно-экономический и политический строй, выдвигали проекты построения нового общества и государ¬ства, основанного на общественной собственности, где торжествует идея справедливости, понимаемая социалистами-утопистами как всеобщее равенство. Социалистическо-утопические (коммуни¬стические) идеи нашли поддержку среди широких слоев просто¬го народа Франции накануне и во время Великой французской революции 1789 - 1794 гг.
Видными социалистами-утопистами Франции (первыми коммунистами) были Мабли, Бабеф, Сен-Симон, Фурье.
2. Габриэль Мабли (1709 — 1785) - философ, историк, писатель (брат Кондильяка), один из зачинателей социалистическо-утопи¬ческого направления в философии Франции:
• подвергал суровой критике философию Просвещения в це¬лом (называл свое время "веком болтовни и парадоксов");
• отвергал и материализм, и деизм;
• считал, что атеисты, материалисты, деисты (а к их числу при¬надлежало большинство философов — современников и со¬отечественников Мабли) слишком схематично, механически подходят к изучению окружающего мира и человека, убива¬ют душу народа, практически не уделяют никакого внима¬ния морали;
• главным назначением философии считал распространение морали и нравственности; этой же цели должна быть подчи¬нена сильная, поддерживаемая государством, широко рас¬пространенная религия;
100
• был сторонником идеи дуализма Декарта, согласно которой человек совмещает в себе как материальное (телесное) начало, так и духовное, — отсюда большое влияние на поступки и пове¬дение людей, по Мабли, оказывают страсти, любовь к себе, стремление избежать неприятностей, тяга к удовольствиям;
• считал, что сама природа человека заставляет его жить со¬обща с другими людьми - в обществе;
• видел в первобытнообщинном строе, где все было общим, а дея¬тельность людей направлена на обеспечение себя и соплемен¬ников (а не на обогащение), золотой век человечества;
• был сторонником идеи о том, что причиной гибели перво¬бытного коммунизма, "золотого века человечества", а также причиной всех несчастий и противоречий в обществе яви¬лось возникновение частной собственности и разделение людей на классы;
• идеалом общества видел первобытнообщинный коммунизм, призывал возвратиться к обществу без частной собственности, без деления на классы, без оторванной от народа власти, где торжествовали бы равенство, справедливость, братство людей;
• одновременно считал, что его идеалы неосуществимы на прак¬тике, частная собственность вечна и неуничтожима, классо¬вое разделение будет всегда, а народ не сможет подняться на восстание в силу своей забитости, а даже если и свергнет существующий строй, то в силу человеческой природы, страстей, стремлению к наживе и т. д. не сумеет удержаться в рамках коммунизма.
3. Франсуа
Бабеф (псевдоним - Гракх Бабеф) (1760 -
1797) считается первым коммунистом-
• решительно отвергал все философские теории, которые, по его мнению, носили половинчатый характер и не имели це¬лью принесение народу счастья;
• подвергал жесткой критике существующее общество и госу¬дарство;
• главным социальным злом видел возникновение частной соб¬ственности и разделение общества на противоположные классы -богатых и бедных;
• считал лучшим и практически осуществимым общество, где нет классового деления, частной собственности, вся земля разделена поровну между теми, кто на ней работает, где су¬ществует полное экономическое и политическое равенство, совместный труд и всеобщее, равномерное, государственное распределение произведенного всем обществом продукта между всеми его членами;
101
• был убежден, что указанное (коммунистическое) общество можно построить только путем насильственной революции бедных против богатых и жесткого революционного порядка. Бабеф стал первым философом-коммунистом, который по¬пытался осуществить свои идеи на практике. Им была продела¬на работа по подготовке вооруженного восстания, найдены сто¬ронники, составлены манифесты и программа действий будущего революционного правительства. Данная организация получила название "Заговор во имя равенства". В 1797 г. заговор был рас¬крыт, а Бабеф и некоторые его соратники были казнены.
В дальнейшем, в XIX и ХХ вв., его учение о коммунистическом обществе и о вооруженном восстании как средстве его достижения получило название бабувизма и нашло много сторонников.
4. Клод Сен-Симон
(1760 - 1825) продолжил традицию утопи¬
• близко подошел к диалектическому пониманию мира (един¬ство и борьба противоположностей);
• выдвинул теорию социальной физиологии, в которой рас¬сматривал общество как целостный организм;
• в качестве определяющей, базовой сферы жизни общества видел экономику (экономика, производственные отношения определяют все — политику, социальные отношения, миро¬воззрение) — экономический детерминизм;
• выдвинул идею о том, что в зависимости от развития экономики и производственных отношений общество в своем развитии переходит от низших форм к высшим, от одной ступени — к другой (что было зачатком будущей теории общественно-экономических формаций К. Маркса);
• целью философии видел создание лучшего, разумного общества;
• лучшее общество, по Сен-Симону, то, которое предоставляет его членам максимум возможностей для удовлетворения по¬требностей;
• в качестве лучшего Сен-Симон видел так называемое "про¬мышленное общество", которое будет построено по иерархи¬ческому принципу, причем критерием нахождения на той или иной ступени социальной лестницы будут исключитель¬но способности человека (так называемая "иерархия способ-ностей"), будет запрещено право наследования (чтобы уров¬нять всех в возможностях, предотвратить праздность и тунеяд¬ство, дать каждому "начать с нуля" и добиться того положения в обществе, которое отвечает его способностям), будет введена всеобщая обязанность трудиться, а экономика будет разви¬ваться по плану (чтобы избежать перепроизводства или дефи¬цита и были удовлетворены потребности всех членов общества);
102
• руководить данным обществом будут лучшие представители индустриального "класса" (то есть буржуазия), но не в каче¬стве собственников, а в качестве управляющих различными звеньями народнохозяйственного организма.
Также Сен-Симон считал, что:
• пролетариат и буржуазия сольются в один класс — индустри¬альный;
• оптимистически смотрел в будущее — человечество обречено (в силу неуклонного прогресса экономики) на построение идеального общества;
• считал, что новое общество возникнет не революционным, а эволюционным путем — неуклонно развивающаяся экономика приведет к тому, что общество из классово-антагонистического постепенно преобразуется в ассоциативное;
• выдвинул идею о замене существующей религии "новой религи¬ей", смыслом которой будет лозунг: "Человек человеку - брат". 5. Франсуа Фурье (1772 - 1837) также принадлежал к числу видных социалистов-утопистов. Можно выделить следующие основные положения его философии:
• буржуазная мораль лжива;
• атеизм опасен, так как лишает человека надежды на будущее;
• человек, история, общество развиваются по законам природы;
• буржуазное общество имеет три основных вида противоре¬чий — между личными интересами (магнатов, буржуа) и обще¬ственными (остальным народом), социально-экономические (несбалансированное, дающее то избытки, то кризис произ¬водства), моральные (буржуазный брак и т. д.);
• идеальное общество — "общество гармонии", которое будет основано на всеобщей трудовой обязанности, правильном распределении, высоком уровне экономики, свободе любви и нравов, уважении к Богу.
Вопрос 35. Немецкая философия XIX в. как явление мировой философии, ее основные направления и идеи
1. Немецкая философия XIX в. — уникальное явление мировой философии.