Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 06:43, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"
Вопрос 1. Философия как разновидность мировоззрения 3
Вопрос 2. Специфика философского знания 5
Вопрос 3. Предмет и методы философии 6
Вопрос 4. Функции философии 7
Вопрос 5. Основной вопрос и основные направления философии 8
Вопрос 6. Общее понятие и характерные черты китайской философии 11
Вопрос 7. Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии 12
Вопрос 8. Даосизм – древнейшее философское учение Китая 13
Вопрос 9. Социально-философские школы Древнего Китая -конфуцианство и легизм 14
Вопрос 10. Древнеиндийская философия 15
Вопрос 11. Буддизм и его основные идеи 16
Вопрос 12. Древнегреческая философия: 17
Вопрос 13. Первые философские (досократические) школы Древней Греции 19
Вопрос 14. Философия софистов и Сократа 21
Вопрос 15. Философия киников и стоиков 23
Вопрос 16. Философия Платона 25
Вопрос 17. Философия Аристотеля 28
Вопрос 18. Философия Эпикура 30
Вопрос 19. Теологическая философия средних веков 30
Вопрос 20. Философия Августина Блаженного 33
Вопрос 21. Философия Фомы Аквинского (томизм) 34
Вопрос 22. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения 35
Вопрос 23. Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения 36
Вопрос 24. Социально-политическая философия эпохи Возрождения 39
Вопрос 25. Арабская (арабоязычная) философия средних веков 42
Вопрос 26. Рационализм и эмпиризм как направления в философии 44
Вопрос 27. Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции 45
Вопрос 28. Философия Нидерландов (Голландии) эпохи Возрождения и нового времени 47
Вопрос 29. Английская философия нового времени (материализм, эмпиризм, социально-политическая направленность) 50
Вопрос 30. Философия Лейбница. Учение о монадах 53
Вопрос 31. Философия французского Просвещения XVIII в. Общая характеристика 54
Вопрос 32. Деистическое направление философии французского Просвещения XVIII в. 55
Вопрос 33. Атеистическо-материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII в. 57
Вопрос 34. Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направление французской философии 58
Вопрос 35. Немецкая философия XIX в. как явление мировой философии, ее основные направления и идеи 60
Вопрос 36. Философия Иммануила Канта 62
Вопрос 37. Философия Гегеля 65
Вопрос 38. Философия субъективного идеализма 68
Вопрос 39. Философия Шеллинга 70
Вопрос 40. Философия Людвига Фейербаха -завершение периода немецкой классической философии, начало перехода к материализму 71
Вопрос 41. Философия вульгарных материалистов 73
Вопрос 42. Философия марксизма 73
Вопрос 43. Философия позитивизма Огюста Конта 75
Вопрос 44. Неклассическая идеалистическая философия Шопенгауэра, Ницше, Дильтея 76
Вопрос 45. Бытие 78
Вопрос 46. Материя (материальное бытие) 79
Вопрос 47. Сознание. Общее понятие, основные подходы, происхождение 82
Вопрос 48. Материалистическое объяснение природы сознания. Теория отражения 83
Вопрос 49. Диалектика 85
Вопрос 50. Альтернативы диалектики 88
Вопрос 51. Проблема человека, личности в философии. Общественная природа человека 90
Вопрос 52. Общество 93
Вопрос 53. Общество и природа 96
Вопрос 54. Познание (гносеология) 100
Вопрос 55. Философия истории 101
Вопрос 56. Будущее 104
Вопрос 57. Общая характеристика русской философии 105
Вопрос 58. Русская философия XIX в. 108
Вопрос 59. Русская философия ХХ в. 111
Вопрос 60. Американский прагматизм. Новаторство философии Джона Дьюи 114
Вопрос 61. Психоанализ 117
Вопрос 62. Современная теологическая философия 119
Вопрос 63. Основные направления современной позитивистской философии 120
Вопрос 64. Герменевтика 122
Вопрос 65. Экзистенциализм (экзистенциональная философия Кьеркегора, Ясперса, Сартра, Камю, Хайдеггера) 123
В целом советская философия имела ярко выраженный ма¬териалистический характер и развивалась в жестких рамках мар¬ксистской философии (диалектического и исторического мате¬риализма), что делало ее несколько догматической.
Большое влияние на советскую философию оказало философ¬ское творчество В.И. Ленина, который пытался развить марксистское материалистическое учение и приспособить его к условиям России.
Можно выделить три этапа развития советской философии:
• 1917 — 30-е гг. — время продолжающихся дискуссий при сильном давлении официального марксизма-ленинизма;
• 30-е — 50-е гг. — период полной идеологизации философии, превращения ее в служанку официальной власти; сильное,
196
определяющее влияние на философию позиции И.В. Стали¬на по ряду философских вопросов;
• 50-е — 80-е гг. — время возрождения самостоятельности со¬ветской философии.
К основным направлениям, которыми занималась советская философия 60-х — 80-х гг., можно отнести следующие:
• проблема ценностей;
• проблема нового толкования марксизма-ленинизма, возвра¬щения к "истинному Марксу", "истинному Ленину";
• проблема гносеологии;
• проблема сознания;
• проблема идеальности;
• проблема культуры;
• проблема философских методов.
Среди имен, оставивших наиболее яркий след в советской фи¬лософии:
• Н.И. Бухарин (проблемы сознания, психики);
• А. Богданов (теория систем — "тектология");
• А.Ф. Лосев (проблемы человека, истории);
• A.M. Деборин (творческое понимание материализма);
• Л. Гумилев (вопросы истории, этногенеза);
• М. Мамардашвили (проблемы человека, морали, нравственности);
• В. Асмус (широкий круг исследований);
• Ю. Лотман (общество, философия, история).
6. Далеко
не все философы нашли
По этой причине в эмиграции, в различных иностранных государствах возникло особое философское направление, полу¬чившее название "философия русского зарубежья". Его видными представителями являлись Д.С. Мережковский, Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, П.А. Сорокин и другие.
П. С. Мережковский (1864 — 1941) разрабатывал проблемы взаимоотношений человека и Бога.
По Мережковскому, в своей жизни человеческая личность проходит три этапа:
• языческий;
• приобщения к христианству;
• полной внутренней гармонии человека, его слияния с хри¬стианством.
197
Идеалы человека и общества Мережковского — христианин, гар¬моничная и добродетельная личность, живущая с такими же другими личностями в религиозном безгосударственном объединении.
Философия Л. Шестова (1866 — 1938) была близка к экзи¬стенциализму, и ее главной темой был человек, его жизнь, его поступки, его права.
Согласно Шестову, человек и человеческая жизнь уникальны, жизнь человека независима от внешних обстоятельств, человек имеет право активно добиваться реализации своих прав и интересов, "ге¬рой" же имеет право открыто противопоставлять себя обществу.
Философия Н.А. Бердяева (1874 — 1948) носит многоаспект¬ный характер, однако в ней преобладает экзистенциональная и религиозная направленность. Можно выделить следующие ос¬новные положения философии Бердяева:
• высшей ценностью в окружающем мире является свобода;
• свобода, "соборность" (единство духа и воли) составляют осно¬ву существования человека;
• свобода человека подвергается угрозе извне;
• данную угрозу несут в себе прежде всего общество и госу¬дарство, которые являются соответственно объективацией всеобщей воли и механизмом подавления; общество и госу¬дарство стремятся подчинить человека, подавить его инди¬видуальность; задача человека — сохранить свою самобыт¬ность, не дать обществу и государству ассимилировать себя;
• ключевую роль в жизни человека играет также религия;
• Бог должен быть нравственным символом, примером для человека;
• отношения между Богом и человеком должны быть "на рав¬ных"; Бог не должен выступать в роли Господа (господина), а человек — в роли его раба;
• человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить Бога самим собой.
В своих социально-политических взглядах Бердяев отводит значительную роль проблеме исторической судьбы России и русского народа. По Бердяеву, строящийся в СССР социализм (коммунизм) имеет истоки в русском национальном характере (общность, взаимовыручка, стремление к равенству, справедли¬вости, коллективизму). Россия не должна принимать сторону ни Востока, ни Запада. Она должна стать посредником между ними и выполнить свою историческую миссию. Историческая миссия России — построить "Царство Божие" (то есть общество, осно¬ванное на взаимной любви и милосердии) на Земле.
Философия Бердяева имеет эсхатологическую направлен¬ность (обосновывает "конец света" в будущем).
198
Она также оказала большое влияние на развитие европей¬ского экзистенционализма — учения о человеке и его жизни.
Питирим Сорокин (1889 - 1968) - русский философ, жив¬ший и работавший в США, сделал главной темой своей фило¬софии проблемы человека и общества.
Им были подробно разработаны актуальные для западного мира теории:
• стратификации;
• социальной мобильности.
Стратификация — разделение общества на многочисленные социальные группы (по уровню дохода, профессии, националь¬ности, влиянию) — страты.
Важнейшим условием демократии и устойчивости общества является социальная мобильность населения — возможность пере¬хода из одной страты в другую.
История, по Сорокину, — процесс смены ценностей. Со¬гласно мнению философа большую угрозу для человечества в современный период стали представлять рост бездуховности и неограниченное развитие науки и техники.
Вопрос 60. Американский прагматизм. Новаторство философии Джона Дьюи
1. Прагматизм
— направление идеалистической
философии, которое имеет своей
главной целью не нахождение
абстрактной истины при
Основателями прагматизма считаются американские фило¬софы Ч. Пирс и У. Джемс. Но особый вклад в дальнейшую раз¬работку их учения, в становление и развитие современного прагматизма внес Джон Дьюи (1859 — 1952).
Дьюи — автор более 30 книг и 900 научных статей по фило¬софии, социологии, педагогике и другим дисциплинам. Его фи¬лософия не получила широкого распространения в СССР и Ев¬ропе, однако пользуется большой популярностью в США и ряде англоязычных стран. 80% американцев, знакомых с философией, считают Дьюи лучшим философом Америки своего времени.
К заслугам Дьюи зачастую относят то, что он разрушил многие стереотипы традиционной философии (философского фундаментализ¬ма) и новаторски взглянул на важнейшие философские проблемы.
199
2. По своей
философской направленности Д. Дьюи
был эмпи¬ристом, то есть в
своих исследованиях особую
• отвергал идею первотолчка, считал поиски первопричины всего сущего бессмысленными;
• выдвинул мысль о том, что центральным понятием филосо¬фии является понятие опыта, вокруг изучения которого необ¬ходимо построить все философские исследования;
• под опытом понимал все то, что имеется в человеческом сознании, как врожденное, так и приобретенное в процессе человеческой жизни;
• особую роль отводил человеческому сознанию как носителю опыта;
• делил опыт на чувственный, сверхчувственный (спиритиче¬ский, духовный), религиозный, моральный, а также художе¬ственный, социальный, культурный и другой, — имея в виду, что в совокупности опыт охватывает все сферы жизни.
3. Цель философии
(по Дьюи, Джемсу и др.) — помочь
человеку в потоке опыта
Если ранние американские прагматики (Джемс) считали, что философия в тесной связи с опытом помогает найти истину, которая ведет к новому опыту и в дальнейшем к достижению поставленных целей (то есть является связующим звеном внутри цепочки опыта и между опытом и поставленной целью), то Дьюи новаторски развил данную идею и уточнил задачи философии.
4. Согласно
Дьюи основная задача
Поскольку значительная доля опыта (исключая узкопрофес¬сиональный, спиритический и др.) накапливается при взаимо¬действии индивида с обществом и внутри общества, то важней¬шим условием совершенствования опыта является совершенст¬вование самого общества — социальная реконструкция.
Социальная реконструкция включает в себя:
• совершенствование отношений собственности, что подразу¬мевает наделение собственностью как можно большего числа людей, расщепление собственности между собственниками, с одной стороны, и ее максимальное объединение для про¬изводственно-хозяйственных целей, с другой стороны (фак¬тически речь идет об акционировании собственности);
200
• через акционирование и иное совершенствование отноше¬ний собственности — приближение человека к результатам своего труда, сокращение паразитирующей прослойки, при¬сваивающей часть результатов труда (крупные единоличные собственники, работодатели, монополисты и др.);
• более справедливое распределение произведенных материаль¬ных благ;
• борьбу с бедностью, постоянную заботу государства об улучше¬нии благосостояния граждан;
• обеспечение прав человека и совершенствование демократи¬ческого государственного устройства;
• наведение порядка в обществе, совершенствование, профес¬сионализацию управления во всех сферах человеческой жиз¬ни и деятельности;
• сглаживание внутренних и международных конфликтов. Другим ключевым средством совершенствования опыта поми¬мо социальной реконструкции Дьюи считает применение к опыту глубоко разработанных научных методов "высоких технологий".
Дьюи обращает внимание, что человечество достигло высо¬чайших результатов во всех сферах жизни (особенно в науке и технике — то есть совершило научно-техническую революцию) благодаря разработке и внедрению в производство новейших научных методов, "высоких технологий", в то время как ни на¬учные методы, ни высокие технологии абсолютно не применя¬ются к управлению обществом, морали, опыту.
Следовательно, опыт можно преобразовать, используя со¬вершенные научные методы и высокие технологии, причем вне¬дрять данные методы и технологии необходимо прежде всего в образовании (начальном, среднем, высшем) и через образование.
Третий важнейший путь реконструкции опыта — совершен¬ствование мышления (также на основе научных методов). 5. Поскольку согласно Дьюи основная задача философии за¬ключается в том, чтобы совершенствовать опыт путем примене¬ния к нему новейших научных методов, возникает вопрос о самом научном методе: что такое научный метод? каковы его основные характеристики?.
Учение о методе занимает значительное место в философии Дьюи.
По Дьюи:
• метод — порядок (процесс) приобретения знания и дальней¬шего функционирования приобретенного знания в ходе че¬ловеческого опыта;
• основная задача науки и научного метода — оптимальное достижение человеком своих целей;
201
• от того, насколько способствует научный метод достижению целей, зависит его истинность; то есть метод, при использо¬вании которого цель достигнута, — истинный (правильный); а тот метод, который не ведет к цели или усложняет ее дос¬тижение, — ложный;
• следовательно, научный метод является инструментом ус¬пешной человеческой деятельности, достижения целей. Данный подход к методу как средству достижения цели по¬лучил название инструментализма.
Исходя из идей инструментализма и диалектики, Дьюи дела¬ет ряд выводов:
• не может быть "метода вообще" (либо методы, не направленные на практический результат, не заслуживают внимания);
• существуют конкретные методы для достижения конкретных целей;
• следовательно, необходимо выявить конкретный механизм дей¬ствия метода.
Для поиска конкретного механизма действия метода Д. Дьюи выводит учение о проблематической ситуации и путях ее разре¬шения, суть которого в следующем:
• потребность в методе (как в опыте) возникает при наличии актуального (действительного) сомнения, которое мешает дальнейшим действиям;
• данное актуальное сомнение порождает "проблематическую ситуацию" — конкретную (любую) жизненную ситуацию, ко¬торую необходимо решить с помощью конкретных шагов;
• решение проблематической ситуации зачастую связано с выбором альтернатив (в решениях и поступках);
• цель научного метода — превратить проблематическую си¬туацию в решенную ситуацию;
• действие научного метода осуществляется в процессе преоб¬разования проблематической ситуации в решенную;
• следовательно, научным методом (конкретным воплощением его действия) являются конкретные шаги по превращению про¬блематической ситуации в решенную.
Джон Дьюи выделяет следующие конкретные шаги (этапы преобразования проблематической ситуации в решенную):
• ощущение затруднения, препятствия (зачастую тревожное, не имеющее четкого объяснения) — в данном случае необходи¬мо: выяснить источник подобного ощущения; осознать про¬блему; четко сформулировать, в чем заключается проблема;
• после того как имеющаяся проблема четко сформулирована, неопределенная ситуация превращается в проблематическую;
202
на данном этапе необходимо: четко поставить конечную цель; осознать возможные трудности;
• выдвижение гипотезы (решение последовательности дейст¬вий), которая приведет к решению проблемы, устранению проблематической ситуации;