Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 17:33, шпаргалка

Краткое описание

1. Философия как наука
Предмет философии
Философия – древнейшая система знаний: 8 век до н.э. в древней Индии в форме мировоззрения, с 6-3 века до н.э. в Древней Греции превращается в науку, а в XX веке – самая сложная теоретическая наука, ибо объединяет в себе признаки двух разнородных систем знаний: мировоззрения и науки. Они противоположны по таким основаниям:
а) наука стремится к однозначности, а мировоззрение многозначно, ситуативно и исторично.
б) наука вне идеологии, а мировоззрение непосредственно связано с ней и политикой.

Вложенные файлы: 2 файла

Философия_шпор.doc

— 685.00 Кб (Скачать файл)

► Учение Августина Аврелия Блаженного (354-430 гг.). Идеи:

1. Идея прогресса общества от "града земного" к "граду божьему".

Град земной – люди, которые в суете, аморальны, вне истинной религии, живут физическими потребностями.

Град божий – люди живут в истинной религии, абсолютно моральны и высокодуховны.

2. Идея абсолютности добра (оно от Бога) и относительности зла (оно от человека). Все виды зла есть нарушение христианских норм.

3. Августин Блаженный дал первое  теоретическое доказательство первичности  Бога в онтологии, гносеологии  и аксиологии.

► Учение Фомы Аквинского (1225-1274 гг.). Фома Аквинский – гений католического варианта философии и всей христианской философии.

1. Дал завершенное философско-теоретическое  обоснование католической веры. Это учение официально поддерживается  католицизмом до сих пор.

2. Формулировка идеи о необходимости разума для понимания сущности Бога и веры в целом. Эта идея помогала мыслителям избегать преследования инквизиции. Разум помогает человеку познать могущество Бога, поэтому его можно использовать, а не отвергать ради веры.

3. Классификация христианских добродетелей: любовь, надежда, вера, мудрость, отвага, справедливость, умеренность.

4. Идея о бессмертии души как  субстанции бытия в составе  тела человека. Она [душа] абсолютно  невещественна, вечна во времени, неуничтожима.

5. Сформулировал понимание иерархии общества и смысл государства, а именно, бóльшая часть общества – это люди, которые должны заниматься физическим трудом. Меньшая часть общества занимается умственным трудом. Священники и государство имеют смысл деятельности в том, чтобы помочь людям перейти в потусторонний мир с положительными эмоциями и верой.

► Учения прогрессивных философов:

ü Бэкон Роджер (13 в.) впервые мысль "Знание – сила".

ü Оккам Уильям (1390-1450 гг.). Идея: "Не умножай сущностей при объяснении" – стремись объяснить бытие конкретными реальными причинами минимального количества. В естествознании (и медицине) это идеал.

ü Пьер Абеляр (1079 г. – 12 в.). Идея: "Общие понятия – это имена, а в реальности их не существует".

Проблемы христианской философии

1. Теологические проблемы: Бог – персона (личность), которая обладает всевозможными совершенствами, находящимися за пределами физического мира, абсолютно идеальна и требует к себе особого почитания.

Доказательства бытия Бога:

1) Онтологическое (Кентерберийский  Ансельм): идея о том, что Бог существует, потому что люди мыслят о том, что он существует.

2) Доказательство по принципу "так  должно быть":

ü Если есть причины, то должна быть первая причина.

ü Если есть движение, то должно быть начало движения.

ü Если есть необходимость (случайность), то должна быть первая необходимость.

ü Если есть совершенство и безобразие, то должно быть высшее совершенство.

ü Если есть цель, то должна быть высшая цель бытия.

Всё это есть Бог!

2. Проблема соотношения разума  и веры. Варианты веры:

ü абсолютное преобладание веры над разумом

ü разум второстепенно помогает вере (блаженный).

ü разум помогает вере при условии первичности веры (Фома Аквинский).

3. Проблема реальности существования  общего и единичного

1) Общее – это звуки речи  и понятия мышления, она существует идеально, равноценно номинализму (Абиляр).

2) Общее существует реально в  мире идей, в сфере духа равноценно  реализму (Фома Аквинский).

3) Общее и единичное существуют  в вещах как их стороны (Р.Бэкон)

и др.

Арабская философия средневековья

Учения мыслителей, появившиеся с 7 в. в рамках исламской традиции мировой культуры.

Гении: Авиценна, Аверроэс.

Авиценна (980-1037)

Энциклопедист, врач.

1. Идея трех форм существования  общих понятий:

а) в Боге,

б) в реальных вещах как их сущность,

в) понятие.

2. Идея дуализма бытия: материя (вещество) и дух – начало разнообразия  природы.

3. Идея атрибутов бытия: движение, пространство, время.

4. Идея приоритета науки в  проблемах общественной жизни.

Аверрок (1126-1196)

Энциклопедист, врач, гений философии.

1. Идея двойственности истины: истина  не одна (религиозная), а две –  научная и религиозная. Каждая  дает знания по предметам, существующим  самостоятельно.

2. Идея деизма: мысль, что Бог, создал  мир, но далее не вмешивался  в него, и все развивалось по естественным законам.

Индуизм

► Нагарджуна и его школа разрабатывали классические учения древнеиндийской философии: Санкхья, Вайшешика. В них доказывалось, что смысл жизни – спасение от физического мира путем развития духовности. В буддийской философии развивается онтологическое содержание (Васубандху и др.).

В рамках буддизма возникает дзэн-буддизм, который принят в Японии и отличается высоким уровнем атеизма.

 


10. Философия эпохи Возрождения

Философия эпохи Возрождения (ФЭВ) – исторический тип философии, существовавший с середины 14 в. по середину17 в. в Западной Европе.

Специфика ФЭВ

1. Антропоцентричность содержания философских идей исследователей – всех философских проблем на основе идеи первичности человека.

2. Принципиальная антирелигиозная и антидогматическая направленность. Официальная догматика и схоластика полностью отрицались и утверждалось свободомыслие в противовес веры.

3. Восстановление идеалов античной культуры: гармония тела, разума и моральности, идеал реализма, идеал красоты в реалистичном понимании, идеал гармонично развитого человека (интеллектуал со здоровым телом и высоко развитой духовностью).

4. Эстетизм – исследование проблем  с использованием художественно-образной  речи, обращение к персонажам  искусства и литературы светской  культуры.

5. Наличие многообразных направлений, которые исследовали реальные  проблемы своего времени.

(Направления: гуманистическая Ф., натурфилософия, социально-политическая  Ф., религиозная Ф.)

Гуманистическая философия

Гуманистическая философия – это направление в философии эпохи Возрождения, в котором теоретически доказывалось, что человек – высшая ценность бытия и равен ценности Бога.

► Петрарка – "отец гуманизма". Впервые в художественно-публицистической форме доказал, что человек, его свобода, разум превосходят по ценности схоластику и официальную догматику.

► Пико делла Мирандола – гений гуманизма.

1. Человек – это микрокосм  бытия, т.е. живое существо, в котором  в концентрированном виде представлено  все многообразие окружающего  мира (земли, космоса и духовность Бога).

2. Свобода – это первичное  качество человека.

3. Смысл жизни – постоянное  совершенствование в форме стремления  к божественному, которое традиционно  является символом высшего совершенства, придуманного человеческой культурой.

Помпонацци

Врач, философ. Его идеи:

1. Идея независимости философии  от теологии. Религия нужна для  воспитания людей, а философия  – для развития науки.

2. Идея естественной сущности  души: душа материальна, поэтому  смертна, однако, человек разумом  способен создать идею бессмертия души и реализовать эту идею в своем творчестве, поэтому в культуре общества бессмертие означает память в текстах культуры.

Индекс запрещенных книг: за период 1048-1058 гг. появилось 40 тыс. экземпляров новых книг и их сожгли.

3. Смысл жизни – счастье, достигнутое на основе рациональной деятельности и рационального познания.

Гуманисты поддерживали в культуре Европы новые прогрессивные идеи, противоречащие официальной католической религии и утверждающие новые формы светской культуры (светская мораль, нерелигиозное искусство, живопись, архитектура).

Натурфилософия ФЭВ

(Эразм Роттердамский, Мишель Монтень)

Натурфилософия – это учение мыслителей о сущности и качествах природы на основе достижений естествознания и логических рассуждений. В сравнении с античной натурфилософией она более совершенна, потому что европейские ученые-одиночки достигли более высоких результатов в астрономии, математике, алхимии, частично в медицине.

► Николай Кузанский – гений натурфилософии. Идеи:

1. Ввел идею пантеизма в сложной теоретически оформленной терминологии, благодаря чему он не был обвинен инквизицией в ереси.

Пантеизм – система знаний, в которой доказывается, что Бог – не персона догматической религии, а всеобщее состояние бытия, в результате чего: "Бог во всем" (в камне, в комаре и т.д.). Эта идея очень сложна и на обыденном уровне не имеет особого значения, но очень важна для науки: в условиях подавления науки, когда доказывается, что Бог создал всё, а познавать это не нужно (ибо грешно), идея пантеизма дает теоретическое обоснование для творчества ученых по принципу "Если Бог во всем, а Бог совершенен, то мы, познавая мир, познаем совершенство Бога".

Социальные основы пантеизма – становление капитализма в Европе, для которой проповеди религией не дают экономического эффекта, прибыль возможна только через торговлю, производство, технику, а они невозможны без точного знания.

2. Идея гелиоцентрического понимания мира. Эту идею он обосновал теоретически в понятиях: шар, круг, многоугольник.

3. Познание реализуется в единстве рационального и чувственного. Первично рационально познание, а чувственный уровень лишь дополняет разум.

4. Диалектическая идея о единстве  конечного и бесконечного.

► Джордано Бруно – символ бескорыстной науки в его крайнем выражении (самоотверженность: за свои идеи он после восьми лет в инквизиции был сожжен в 1600 г. так и не раскаявшись). Идеи:

1. Идея пантеизма в четкой  формулировке "Бог – мировой  разум (душа), поэтому он во всем  и познать его можно человеческим  разумом, потому что подобное  познается подобным."

2. Идея бесконечности миров: т.к. Бог – всемогущий разум, то он создал не один мир, как считается в католицизме, а множество разных миров.

3. Идея гелиоцентризма: Земля не центр мира, а одна из частей, входящих в состав Солнечной системы – мир, в центре которого Солнце.

4. Открытая критика католических  догм о непорочном зачатии, о  богоподобности Папы Римского (он  лишь наместник Бога, ибо он  непогрешим), догм об аде и рае, о бессмертии души и др.

5. Идея создания религии разума вместо религии веры.

Религия веры – это религиозное знание, в котором излагаются сведения, не соответст-вующие реальности, но необразованными людьми они воспринимаются за истинные ("чудеса").

Религия разума – вера в способность разума человека познать высший разум бытия – Бога (эта идея распространена среди ученых ХХ в.)

► Парацельс – основатель мистической натурфилософии. Он обосновал идеи единства медицины, философии, алхимии и астрологии.

Развил идею жизненной силы, которая имеется в вещах и может быть использована человеком по своим потребностям, особенно для лечения. Он был талантливым врачом, сам изготавливал лекарства из растений и минералов и достиг совершенства в этом.

 

Натурфилософы поддерживали идеи ученых: Коперника, Кеплера, Галилея, Браге, Торничелли и др. А ученые использовали мысли натурфилософов для обоснования своих идей и защиты от инквизиции.

Социально-политические учения

Первые произведения социально-философской проблематики в европейской культуре, которая отличалась реалистич-ностью понимания сущности политики, права и моделей будущего справедливого общества.

► Макиавелли – теоретик политики. Написал легендарный труд "Государь". Идеи:

1. Указал, что политика – особый  вид деятельности по достижению, сохранению или преодолению власти  в ее основной форме – государственной власти.

Особенность политики в том, что для достижения власти приемлемы любые средства: истина и ложь, правда и заблуждения, коварство и открытая демократическая деятельность и т.д. Так как преимущественно человек, занятый политикой, отличается тщеславием, завистью, то основные средства у него – аморальные и даже уголовно наказуемые (обман избирателей, борьба с политическими противниками, вплоть до убийства, ибо "Цель оправдывает средства") – такова основа политики.

В современной культуре эта идея практически полностью реализуется, но теоретически (с точки зрения гуманности) осуждается как неправильная.

Учение Макиавелли обозначает политику, в которой игнорируются нормы морали – гуманность, справедливость, добро.

2. Идея фортуны или ответственности человека за свои действия.

Фортуна – период жизни человека, когда есть возможность резко изменить условия жизни с точки зрения материальной выгоды. Человек может отказаться от нее, но тот, кто решился действовать, обязан знать, что есть ответственность перед совестью, законами общества, близкими людьми и Богом.

► Гроций – теоретик права, доказал, что существует два вида законов – божественные и человеческие.

Божественные законы создаются от имени Бога, а человеческие – от имени государства и не должны противоречить друг другу.

Человеческие законы делятся на гражданские и естественные. Это права человека от природы на труд и частную собственность, на личную безопасность, право на свободу мысли, веры, действий в рамках государства. Эти естественные права должны соблюдаться гражданским правом, т.е. законами, создаваемыми теоретиками государства.

Эта мысль подтвердилась после буржуазной революции.

► Учения Мора, Кампанеллы, Мюнцера о моделях будущего справедливого общества.

Томас Мор.

Справедливое общество – такое, где:

1) все трудятся не больше 6 часов  в день, а остальное время занимаются  отдыхом и совершенствованием;

2) нет частной собственности  – все производится обществом  и потребляется людьми совместно;

Если вам понравились шпаргалки, скажите мне спасибо ).doc

— 22.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"