Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 17:33, шпаргалка
1. Философия как наука
Предмет философии
Философия – древнейшая система знаний: 8 век до н.э. в древней Индии в форме мировоззрения, с 6-3 века до н.э. в Древней Греции превращается в науку, а в XX веке – самая сложная теоретическая наука, ибо объединяет в себе признаки двух разнородных систем знаний: мировоззрения и науки. Они противоположны по таким основаниям:
а) наука стремится к однозначности, а мировоззрение многозначно, ситуативно и исторично.
б) наука вне идеологии, а мировоззрение непосредственно связано с ней и политикой.
2. Идея имморализма – последовательное критическое отрицание моральных идеалов: сострадания, долга, доброты, гуманности. Символ имморализма Ницше – афоризм "Слабые и неудачники должны умереть, помочь им в этом наша задача – это первый принцип нашей любви к человеку"; больной – паразит общества, нужна новая этика врача.
3. Идея воли к власти (могуществу) – стремление к осуществлению тех норм жизни, которые возвышают человека над толпой (или среднем уровнем современной культуры).
Воля к власти – сущность всех человеческих действий, но не каждый это понимает.
4. Идея сверхчеловека – такого индивида (личности), который преодолел массовый уровень культуры и её недостатки и стремится развивать новые ценности, при этом он последовательно проходит стадии верблюда, льва и ребёнка.
Верблюд – добровольное усвоение всего объема культуры.
Лев – решительный отказ от традиций, вредных для себя.
Ребёнок – начало усвоения новых ценностей.
Сверхчеловек Ницше – это личность, которая усваивает общечеловеческие идеалы в их чистоте, т.е. неизвращенной корыстью форме.
(Ницше – гений МФ. Он в 24 года стал профессором и доктором филологических наук. Причем последние 10 лет своей жизни провел в психиатрической клинике.)
15. Зарубежная философия ХХ века
Зарубежная философия ХХ века – это современный, максимально теоретически развитый уровень мировой философии, охватывающий множество учений разных стран и народов.
Особенности:
1. Плюрализм философских идей и направлений, наличие различных, самодостаточных и несводимых друг к другу философских теорий и направлений по одной философской проблеме или с учетом всей совокупности философских проблем.
2. Полярность сциентизма и
Сциентизм – система знаний, которая абсолютизирует значение рациональности и точного естествознания в культуре общества.
Антисцинтизм – система знаний, которая абсолютизирует значение идеалов гуманности, духовности в решении философских проблем.
3. Преимущественно высокий
Экзистенциализм
Экзистенциализм – направление философии ХХ века, исследующее проблемы индивидуального существования человека в бытии.
Создатели:
1) Первые идеи высказал А.Н. Бердяев,
Л.Шестов в России в 20-е годы,
но теоретически четко
2) К. Ясперс (1883-1969) "Смысл и значение истории".
3) Во Франции Ж.-П. Сартр "Бытие и ничто".
Достижения экзистенциализма:
1. Разработка идеи о том, что человек – сущность бытия и его существование есть критерий определенности бытия, т.е. понятия материи, духа, Бога, природы, субстанции не имеют никакого значения для философии, если не устанавливается их связь с человеком. Бытие – это великое ничто, которое превращается в нечто, если человек включается в его состав, но не знанием, не практикой, не верой, не желаниями, а экзистенцией, т.е. индивидуальным существованием. Это идея антропоцентризма в крайней форме, не признающая самостоятельности природного бытия в целом.
2. Разработка экзистенциальной онтологии – понимания бытия с точки зрения понятий индивидуальной жизни человека. Они установили, что первичное понятие экзистенции человека – это настроение (психологическое ожидание и переживание происходящего в действительности и собственной жизни).
Настроение делится на состояния:
ü Страх – переживание человеком бесконечности и ничтожности бытия в сравнении с личным переживанием своей свободы. Страх – не просто эмоция в психологии, а фундаментальное жизненно-образующее начало настроения, т.к. только через страх бытие входит в сознание человека, а человек, обнаруживает себя одиноким и свободным существом.
ü Ужас – чувство страха, доходящее до подавленности, оцепенения. Благодаря ужасу человек осмысливает свою жизнь как бытие к смерти.
ü Бытие к смерти - осознание ценности своей жизни, т.к. смерть – прекращение всех настроений. После осознания бытия к смерти человек переходит в состояние заботы.
ü Забота – настроение активного стремления к преодолению своей ограниченности. Если же человек не осознал бытие к смерти, то он становится не заботой, а маном – это такая же неопределенность, как и бытие.
ü Заброшенность – настроение, в котором возникает чувство ответственности за себя и за окружающий мир.
ü Забвение – настроение, при котором чувство ответственности вытесняется из уели жизни из-за жизненной суеты, самообмана или иллюзий. Забвение неизбежно, т.к. человек ограничен, но свобода человека дает возможность не допускать длительное время перехода к забвению.
Смысл жизни человека – постоянное стремление к бесконечному совершенствованию, чтобы не реализовать неизбежность (фатум) забвения и чтобы человек не превратился в ман ещё на начальных стадиях своей жизни.
Значение экзистенциализма:
1. Теоретически обосновал идеал
гуманности в условиях
2. Развил идею личной
3. Стимулировал развитие
4. Стимулировал творческие
Позитивизм
Позитивизм – направление в философии ХХ века, которое исследует все проблемы на основе первичности критериев научного знания, отвергая мировоззренческое содержание философского знания.
Создается в середине XIX века: Огюст Конт, Гектор Спенсер, Стюарт Милль.
На рубеже ХХ века: Авинариус, Мак (эмпириокритики).
В ХХ веке гении: Витгенштейн, К.Поппер, Б.Рассел, Фейерабенд и др. – все они принадлежат к высшей форме философского знания, их труды очень сложные, но логически правильно организованы.
Достижения позитивизма:
1. Обоснование идеи о том, что в философии и науке не должно быть неопределенных, двусмысленных и логически нечетких понятий, выводов, абстрактных рассуждений. Для этого необходимо организовать философское знание на идеалах естествознания, а затем провести методологическое исследование в теоретическом познании, чтобы исключить из науки понятия, не имеющие положительного значения для прироста нового знания.
Напр., понятия душа, дух, материя, бог, бытие, природа – сами по себе двусмысленны, точно определить их можно только в конкретном исследовании. А некоторые понятия и вовсе невозможно логически определить ни в какой из наук: понятия "бог", "дух", "душа" должны быть предметом веры.
Понятие "материя" может быть определено как вещество с его свойствами, поэтому используется в физике, химии, биологии.
Логические позитивисты (Витгенштейн) создали фундаментальные труды, в которых абсолютизировали идею точности философского знания. Утверждали, что логическая форма мысли определяет содержание и сущность внешнего мира. Это идеализм не очень высокого научного уровня.
2. Обоснование идеалов теории: максимальная простота, минимальная сложность, верификация и фальсификация, непротиворечивость аксиом (исходных положений теории, которые не доказываются в ней, а признаются истинными только в данной теории).
3. Обоснование понимания
4. Распространение идей
Особенно идеологичны такие понятия, как капитализм, коммунизм, а также все, связанное с пропагандой этих идей в мировой культуре. Если в 19 веке существовали некоторые основания для идеологии коммунизма и капитализма, то со второй половины ХХ века в обществе развивается конвергенция, и градация систем государств должна быть по признакам: аграрное – индустриальное, техногенное – традиционное, открытое – закрытое.
Значение позитивизма:
1. Обеспечил соблюдение идеалов
точности и определенности
2. Обеспечил критерии различия паранауки и науки.
Паранаука – система знаний, по внешним признакам похожая на науку, но не имеющая последовательного научного содержания (напр., уфология).
Философия бессознательного
Философия бессознательного – особое направление в зарубежной философии ХХ века, основанное на достижениях психологии и раскрывающее сущность и законы общественно-культурных процессов на основе идеи первичности неосознанных, нерациональных, стихийно-инстинктивных свойств психики.
Варианты философии бессознательного:
ü Учение З.Фрейда о первичности сексуальной энергии либидо в культуре общества и в жизни индивида.
ü Учение К.Г.Юнга (ученик Фрейда) о первичности архетипов психики.
ü Учение Райха о первичности сексуальных особенностей поведения человека в экономике, политике и культурной жизни общества.
ü Учение А.Адлера о первичности комплекса неполноценности в жизни индивида и в свойстве культуры общества.
ü Учение Э.Фромма о первичности социального характера.
ü Учение Лакана о первичности психосексуальных свойств в языке (языковой природе бессознательного).
Все эти люди – психопатологи, специалисты или разрабатывали учения психопатологов в своих творческих интересах (напр., Фромм).
Достижения Фрейда
1. Впервые теоретически обосновал необходимость понимания бессознательного не в смысле мистического, а в смысле активного состояния психики, которое действует стихийно на сознание человека и заставляет его совершать неразумные поступки.
2. Раскрыл структуру психики как целого, в которой такие составляющие части:
ü Бессознательное – уровень психики, где господствуют либидо и связанные с ним инстинкты, желания, стремления.
ü Предсознание – часть психики, которая стихийно вытесняет очень высокую активность бессознательного.
ü Сознание – окультуренная часть психики человека, выражающаяся в языке и соблюдении норм общества, в котором живет человек.
ü Сверхсознание – общественные идеалы, которые действуют на сознание у высокоразвитых индивидов.
3. Создал методику лечения психических больных, названную "психоанализом" – это особая последовательность вопросов врача и ответов пациента, когда они стимулируют свободные воспоминания, ассоциации друг у друга.
Достижения К.Г.Юнга
1. Открыл архетипы психики
2. Установил два типа личности
по обращенности личности
Достижения Э.Фромма
Определил понятие социальный характер и его виды.
Социальный характер – это бессознательные психические влечения, которые сложились стихийно во время жизни человека в обществе, а затем определяют сознательную жизнь человека и развитие государства.
Основные труды Фромма: "Бегство от свободы", "Иметь или быть", "Душа человека", "Искусство любви".
Виды характеров:
ü Некрофилический характер – психическое влечение к одностороннему, социально аномидному (суицидное поведение), получение наслаждения от созерцания трупов и даже половой связи с ними, от преступления.
ü Рыночный характер – психическое влечение к успешной деятельности в обществе благодаря развитию таких своих качеств, которые легко продаются (живость, общительность, эстетичные формы и др…).
ü Накопительский характер – стремление к максимальному владению благами с минимальными тратами.