Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 22:23, шпаргалка
Вопрос №1. Возникновение философии, ее место и роль в системе духовной культуры.
Возникла философия в VI в. до н.э. В это время одновременно на Западе (в Греции) и на Востоке (в Индии и Китае) возникает новый тип теоретических знаний, противопоставляемых традиционной мифологии.
Исторически первой формой мировоззрения считается мифология. Миф — это первомысли человечества. Именно в мифологической форме существовали первоначальные ответы на вопросы об устройстве мирозда¬ния, возникновении культуры и человека.
2.1. Материализм Фейербаха существенно
отличается от материализма XVIII века, поскольку,
в отличие от последнего, не сводит всякую
реальность к механическому движению
и рассматривает природу не как механизм,
а скорее как организм. Он характеризуется
как антропологический, так как в центре
внимания Фейербаха - не отвлеченное понятие
материи, как у большинства французских
материалистов, а человек как психофизическое
единство, единство души и тела. Исходя
из такого понимания человека, Фейербах
отвергает его идеалистическую трактовку,
при которой человек рассматривается,прежде
всего как духовное существо. Согласно
Фейербаху, тело в его целостности как
раз и составляет сущность человеческого
”Я”. Духовное начало в человеке не может
быть отделено от телесного, дух и тело
- две стороны той реальности, которая
называется организмом. Человеческая
природа, таким образом, толкуется Фейербахом
преимущественно биологически, и отдельный
индивид для него - не исторически-духовное
образование, как у Гегеля, а звено в развитии
человеческого рода.
Началом нового, материалистического
периода в творчестве Фейербаха следует
считать 1839 год. Именно в этом году он окончательно
порывает с гегелевской философией и становится
материалистом. Критикуя идеалистическую
трактовку познания и будучи недоволен
абстрактным мышлением, Фейербах апеллирует
к чувственному созерцанию. Полагая, что
ощущение составляет единственный источник
нашего познания. Только то, что дано нам
через органы чувств: зрение, слух, осязание,
обоняние, - обладает, по Фейербаху, подлинной
реальностью. С помощью органов чувств
мы познаем как физические объекты, так
и психические состояния других людей.
Фейербах не признавал никакой сверхчувственной
реальности и отвергал возможность чисто
отвлеченного познания с помощью разума,
считая последнее изобретением идеалистической
спекуляцией.
Знаменитая книга Фейербаха «Сущность
христианства», написанная в 1841году, была
уже настоящим триумфом материалистической
философии. Цель этой книги философ определил
как «сведение религии к антропологии».
Религия как проблема проходит красной
нитью через творчество Фейербаха. Он
пишет, что его первой мыслью был бог, второй
– разум, а третьей и последней – человек.
Фейербаха интересует не идея человечества,
а реальный человек, который, прежде всего
– природа, тело, чувственность и потребности.
То есть идеализм надлежит отвергнуть,
так как упразднил конкретного человека.
Теизм неприемлем, ибо не бог творит человека,
а человек создает бога. Фейербах в этой
работе провозгласил материализм и атеизм,
признал, что природа существует независимо
от сознания, что она есть основа, на которой
вырос человек, что вне природы и человека
нет ничего, и что созданное религией божественной
существо есть лишь фантастическое отражение
человеческой сущности. Такова основная
идея этого произведения. Имя Фейербаха
стало для того периода символом борьбы
с темнотой, суеверием и деспотизмом. После
«Сущности христианства» Фейербах выпускает
в свет целый ряд произведений: «Основные
положения философии будущего» (1843г.),
«Сущность религии» (1845г.) и другие. В этих
произведениях он дает стройное изложение
и обоснование своих материалистических
взглядов. Но труды Фейербаха, вышедшие
после революции 1848-49 годов, уже не оказывали
такого влияния и глубокого воздействия
на читателей, как его первые материалистические
сочинения. И его работа «Теогония» не
оставила почти никакого значимого следа
в этот период времени. В 1867-69 годах Фейербах
пишет свое главное этическое произведение
– «Эвдемонизм», в котором утверждает,
что стремление к счастью является двигательной
силой поведения людей, основой моральных
отношений. «Эвдемонизм» не был, однако,
опубликован при жизни Фейербаха и увидел
свет лишь в 1874 году.
2.2. Антропологический принцип Фейербаха в теории познания выражается в том, что он по-новому интерпретирует само понятие ”объект”. По Фейербаху, понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для всякого человека - это другой человек, ”Ты”. Именно любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного существования, а тем самым к признанию существования вообще внешних вещей. Из внутренней связи людей, основанной на чувстве любви, возникает альтруистическая мораль, которая, по убеждению Фейербаха, должна встать на место иллюзорной связи с богом. Любовь к богу, согласно немецкому философу, есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви - любви к другим людям.
Вопрос34Категория бытия в философии. Основные формы бытия и диалектика их взаимосвязи.
Категория бытия допускает любую форму существования мира. Мир существует в бесконечном многообразии проявлений и форм, включает в себя бесчисленное множество конкретных вещей, процессов, явлений, которые объединяются в определенные группы, различающиеся спецификой своего бытия. Каждая наука исследует закономерности развития конкретной специфической разновидности бытия, которая определяется предметом данной науки. В философском анализе целесообразно выделить следующие основные специфические формы бытия:
1) Бытие вещей, явлений и процессов, в котором в свою очередь необходимо различать:
а) бытие явлений, процессов и состояний природы, так называемая «первая» природа;
б) бытие вещей, предметов и процессов, произведенных человеком, «вторая» природа.
2) Бытие человека, в котором можно выделить:
а) бытие человека в мире вещей;
б) специфически человеческое бытие;
3) Бытие духовного (идеального), в котором выделяются:
а) индивидуализированное духовное;
б) объективированное духовное;
4) Бытие социального:
а) бытие индивида;
б) бытие общества.
Бытие вещей, явлений и состояний природы, или бытие первой природы, существует до, вне и независимо от сознания человека. Бытие каждого конкретного явления природы ограничено во времени и пространстве, оно сменяется их небытием, а природа в целом бесконечна во времени и пространстве. Первая природа являетсяобъективной и первичной реальностью, ее большая часть и после возникновения рода человеческого по-прежнему существует как совершено самостоятельная, независимая от человечества реальность.
«Вторая природа» - бытие вещей и процессов, произведенных человеком, - зависит от первой, но, будучи произведенной людьми, она воплощает в себе единство природного материала, определенного духовного (идеального) знания, деятельность конкретных индивидов и социальных функций, предназначения данных предметов. Бытие вещей «второй природы» есть социально-историческое бытие, комплексная природно-духовно-социальная реальность, она может вступать в конфликт с бытием первой природы, находясь в рамках единого бытия вещей и процессов.
Бытие отдельного человека представляет собой единство тела и духа. Человек для самого себя и первая, и «вторая природа». Не случайно в традиционной, классической философии человека нередко определяли как «мыслящую вещь». Но бытие человека как мыслящей и чувствующей «вещи» в мире природы явилось одной из предпосылок возникновения и общения, т.е. предпосылкой формирования специфики человеческого бытия. Бытие каждого конкретного человека есть взаимодействие, во-первых, мыслящей и чувствующей «вещи» как единства природного и духовного бытия, во-вторых, индивидуальной особи, взятой на данном этапе эволюции мира вместе с миром, и, в-третьих, как социально-исторического существа. Его специфика проявляется, например, в том, что: без нормального функционирования в человеке его духовно-психической структуры человек как целостность не полноценен; здоровое, нормально функционирующее тело является необходимой предпосылкой духовной, умственной деятельности; человеческая деятельность, телесные действия человека зависят от социальной мотивации.
Бытие каждого конкретного
индивида ограничено во
Это то, что мы называем всеобщим бытием. Основным компонентом, с помощью которого осуществляются всеобщие связи между этим бесконечным множеством вещей, выступает единичное. Другими словами, мир наполнен множеством единичных явлений, вещей, процессов, которые взаимодействуют друг с другом. Это мир единичных сущностей, к которым следует отнести людей, животных, растения, физические процессы и многое другое. Но если исходить только из всеобщего и единичного, то человеческому сознанию будет очень трудно, а скорее, невозможно ориентироваться в этом многообразном мире. Между тем в этом разнообразии имеется немало таких единичностей, которые, отличаясь друг от друга, в то же время имеют немало общего, порой даже сущностного, что позволяет их обобщить, объединить в нечто более общее и целостное. Это то, что лучше всего обозначить как особенное. Разумеется, все эти формы бытия тесно взаимосвязаны друг с другом, и их классификация как всеобщего, единичного и особенного, отражая реально существующее, помогает человеку лучше разобраться в бытии. Если эти состояния представить предметно на примерах, то это будет выглядеть следующим образом:
С учетом сказанного выше, формы человеческого бытия можно представить так:
Кроме этих форм бытия, которые служат объектом нашего теперешнего анализа, существует еще социальное бытие, или бытие общества, природа которого будет рассмотрена в рамках учения об обществе. Прежде чем переходить к выяснению того, что такое природное бытие, отметим, что человеческое знание об этой самой первой и важнейшей форме бытия, благодаря чему, собственно, и стало возможным высказываться по поводу рассматриваемой проблемы, опирается на весь опыт практической и умственной деятельности человека, на многочисленные факты и аргументы прикладных и теоретических наук, собранные и обобщенные за все время существования культурного человечества. Эти же выводы убедительно подтверждаются современной наукой. Природное бытие — это материализованные, т.е. видимые, ощущаемые, осязаемые и т. п. состояния природы, которые существовали до появления человека, существуют сейчас и будут существовать в будущем. Характерная особенность этой формы бытия — ее объективность и ее первичность по отношению к другим формам бытия. Объективный и первичный характер природы подтверждается тем, что она возникла и существовала за много миллиардов лет до появления человека.
Вопрос 35 Материалистическая
концепция бытия: понимание материи в
истории философии. Современные представления
о строении и свойствах материи.
Материалистическая концепция в естествознании,
развивавшаяся великими представителями
всех времен и народов, состоит в том, что
объекты и явления окружающего мира существуют
независимо от нас, от нашего сознания
и восприятия этих объектов и явлений.
Исходной материалистической предпосылкой
является признание того, что материя,
материальный мир первичны, а сознание,
мысль вторичны. Это фундаментальное положение
отнюдь не тривиально.
Изложение материалистической концепции
общества и его истории Маркс и Энгельс
завершают рассмотрением форм общественного
сознания. Они выясняют, в частности, отношение
господствующего сознания к господствующему
классу и тем самым вскрывают классовую
природу идеологической надстройки. В
Немецкой идеологии впервые всесторонне
применен классовый подход к идеологическим
течениям, последовательно проведен принцип
партийности в философии.
Изложение материалистической концепции
общества и его истории Маркс и Энгельс
завершают рассмотренном форм общественного
сознания. Они выясняют, в частности, отношение
господствующего сознания к господствующему
классу и тем самым вскрывают классовую
природу идеологической надстройки.
Основные положения теории строения,
сформулированные А. М. Бутлеровым, базируются
прежде всего на материалистической концепции
познаваемости мира.
Представление об электромагнитном поле
как виде материи, характеризующейся приведенными
выше свойствами, полностью соответствует
материалистической концепции, введенной
еще Фарадеем и Максвеллом. Этой материей
является электромагнитное поле, все изменения
в котором происходят с конечной скоростью.
Как ни парадоксально, но именно этот
факт обеспечил поддержку новым воззрениям
со стороны противников материалистических
концепций в химии и биологии. Именно поэтому
ньютонианские идеи нашли достаточно
быстрое приложение к толкованию химических
процессов, протекающих в организмах,
по сравнению с более медленным проникновением
в химическую науку в целом
Идеализм ориентирован на мысль, на идеализированный
мир чистых, абстрактных сущностей, то
есть таких объектов, без которых просто
немыслима наука - математика, теоретическое
естествознание и др. Вот почему трансцендентальный
идеализм Декарта, Канта, Гуссерля, ориентированный
на математику и теоретическое знание
вообще, - не менее научен, чем материалистические
концепции природы того же Декарта, того
же Канта, Гольбаха и др. Ведь теории - это
мозг науки. Без теорий эмпирические исследования
тел, веществ, существ, сообществ и всякой
иной материи еще только готовятся стать
наукой. Чтобы нормально действовать и
мыслить, человеку нужны две руки, два
глаза, два полушария мозга, чувства и
разум, разум и эмоции, знания и ценности
и множество полярных понятий, которыми
нужно тонко владеть. Таким же образом
устроено и такое человеческое дело, как
наука с ее опытом, теорией и всем прочим.
Это сопоставление показывает, что такая
последовательность ( собственность -
семья - нация - сознание) явно осознавалась
авторами Манифеста. И действительно,
она соответствует их общей материалистической
концепции, согласно которой структура
общества складывается из ряда звеньев:
производительные силы - производственные
и другие общественные отношения - политическая
надстройка - формы общественного сознания.
Обратим, наконец, внимание на самообознование
и доказательство Лагранжем фундаментального
для его механики принципа виртуальных
перемещений, который сводится им к чисто
техническому принципу блоков. Тогда мы
увидим, насколько глубоко было проникновение
материалистических концепций в основу
аналитической механики Лагранжа и насколько,
следовательно, ложно клеветническое
изображение механики Лагранжа махиетскими
фальсификаторами истории науки, как комбинации
формализма с пресловутым принципом экономии
мышления.
Более существенно то, что Ломоносов,
последовательно проводя в науке материалистическую
концепцию атомизма, одним из первых дал
правильное и ныне общепринятое объяснение
природы теплоты, как движения мельчайших
частиц, составляющих данное тело.Материалистическая
концепция Маркса диалектически возникла
как антитезис идеалистической концепции
Гегеля ( указ, соч.
В конечном счете проблема ценности есть
проблема мировоззренческая, философская.
Холл упоминает об идеалистической философии
ценностей, апеллирующей к религии; с нею
выступила в прошлом веке неокантианская
баденская школа ( В. В противоположность
им, советские философы разрабатывают
материалистическую концепцию ценностей.
Ценности суть предметы, явления и их свойства,
которые нужны ( необходимы, полезны, приятны
и пр.
Но их концепции первобытности, античности
и т.п. не входят в качестве составных моментов
( даже периферийных) ни в материалистическое
понимание истории, ни в марксизм целом.
Энгельса о первобытности, античности,
религии, искусстве и т.п. ни в малейшей
степени не может свидетельствовать о
несостоятельности материалистического
понимания истории. Даже выявление неверности
тех или иных идей Маркса, входящих в его
теорию капиталистической экономики,
являющуюся одной из трех основных частей
марксизма ( наряду с марксистской философией
и теорий научного социализма), прямо не
затрагивает центрального ядра материалистической
концепции истории.. Структурность, движение,
пространство и время предстают как неотъемлемые
характеристики материи, то есть такие
ее свойства, без которых материя не существует.
Вместе с тем сами эти свойства не могут
быть отделены от материи. Таким образом
все многообразие материалистических
концепций явно тяготеет к монистическому
взгляду на мир, а в качестве субстанции,
то есть основы мира, в них выступает понятие
материи.
Вопрос 36Пространство, время и движение как формы бытия материального мира. Пространство и время как формы существования материи |
Пространство и время, как и движение – атрибуты материи, основные условия ее бытия. Это объективно-реальные формы существования материи.Представление о самостоятельном и независимом существовании пространства и времени получило всестороннее развитие в концепции И. Ньютона, который выдвинул понятие "абсолютного пространства" и "абсолютного времени". По Ньютону, абсолютное (математическое) пространство есть чистая протяженность, "пустое вместилище событий". Согласно этой концепции пространство и время независимы друг от друга, от материальных тел и их движения, они однородны, непрерывны. Пространство трехмерно и симметрично, время одномерно, равномерно течет от прошедшего к будущему. Такое представление опиралось на геометрию Евклида и соответствовало законам классической механики. Эти представления имеют серьезные основания и потому, что в сфере обыденного опыта ни протяженность, ни длительность от взаимодействий объекта не зависят. Кроме того, есть целый ряд пространственно-временных характеристик, для которых связь пространства и времени не обнаружена (например, их топологические свойства). И, наконец, с чисто "житейской" стороны для каждого из нас имеет смысл рассматривать пространственно-временные отношения как фон для процессов, соизмеримых с земными процессами (земные часы, земные измерения расстояний).Пространство – объективно-реальная форма бытия материи, выражающая ее протяженность и структурность, сосуществование и взаимодействие элементов материальных систем. В обыденном сознании пространство воспринимается как расположение одного объекта возле другого, то есть свойство "соседства" материальных объектов.Время – объективно-реальная форма бытия материи, отражающая длительность существования всех объектов и последовательность смены состояний движущейся материи. В обыденном сознании время воспринимается как последовательность событий. Оно отражает простейшее, но всеобщее свойство материальных явлений: следовать друг за другом.Но наряду с объективной реальностью существует и субъективная реальность, поэтому необходимо говорить и о пространстве, и о времени этой реальности. В этой связи существует понятие перцептуального пространства и времени, как формы субъективного восприятия пространства и времени. Эти восприятия отличны от объективной характеристики пространственно-временных форм бытия материи и таковы, каковы наши индивидуальные ощущения их. А ощущения, в свою очередь, зависят от уровня духовной культуры человека, его возраста, конкретной временной или пространственной ситуации и т.п. Перцептуальное время может останавливаться, в нем можно возвращаться назад, в прошлое, его можно обгонять. По особому воспринимается и пространство в субъективной реальности.Существование перцептуального времени и пространства есть объективная предпосылка для субъективной трактовки самих пространственно-временных форм материи.Естественнонаучная философия, опираясь на достижения позитивных наук, определяет содержание пространства и времени как форм бытия материи в их объективных свойствах. Свойства
пространства:1. Свойства времени:1. Объективность.2. 3. Относительность, то есть зависимость от скорости движения материи. Так, например, экспериментально доказано, что при увеличении скорости движения микрообъектов, увеличивается время их жизни.Три основных сферы материального мира – неживая природа, жизнь и общество – характеризуются специфическими пространственно-временными структурами. В свою очередь, в неживой природе, представленной возникшими в нашей Метагалактике уровнями организации материи, существуют особенности пространства-времени в мега-, макро- и микромире. Об этих особенностях данной сферы материального мира по разному поводу, то есть в связи с характеристикой иных ее свойств уже говорилось выше (кривизна пространства-времени; расширение и процесс разбегания галактик; сжатие и т.п.). Возникновение социально организованной материи связано с формированием новых, качественно специфических пространственно-временных структур. Пространственные структуры, определяющие общественную жизнь, не сводятся ни к пространству неживой природы, ни к биологическому пространству. Здесь возникает и исторически развивается особый тип пространственных отношений, в которых воспроизводится и совершенствуется человек как общественное существо. Социальное пространство, вписанное в биосферу и космос, обладает особым человеческим смыслом. Оно функционирует как система, расчлененная на ряд подпространств, характер которых и их взаимосвязь исторически меняются по мере развития общества от ранних стадий человеческой истории (дикость, варварство) до современных цивилизационных форм и уровней. |