Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 10:19, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 17 вопросов по дисциплине "Философия".

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 88.07 Кб (Скачать файл)

Природа вложила  в каждого человека естественное чувство любви к самому себе. Правда, эгоизм — по справедливому признанию — заслуживает порицания. Но эгоизм есть, по Аристотелю, не любовь к себе, а лишь чрезмерная степень этой любви [см. там же]. Кто, как Платон, стремится провести единение государства в чрезвычайных размерах, для того все это (т. е. возможность помощи друзьям и товарищам) отпадает. По Аристотелю, для построения государства идеального не требуется революционного разрушения существующего государства и переделки существующего реального человека. Задача политика и законодателя — не строить на месте разрушенного. Политика не создает людей, а берет их такими, какими их создала природа [см. 11, I, 3, 1258 а 21 — 23]. Необходимо ввести такой государственный строй, который при наличии данных обстоятельств оказался бы легче всего приемлемым и гибким: улучшить государственный строй — задача менее сложная, чем изначала установить его [см. там же, IV, 1, 1289 а]; и хороший законодатель, и истинный политический деятель не должны упускать из виду не только абсолютной наилучшей формы, но и формы, относительно наилучшей при соответствующих обстоятельствах [см. там же, IV, 1, 1288 в]. 

Но помочь усовершенствовать  существующие формы государственного строя возможно только при условии, если политический деятель знает, сколько  вообще имеется возможных видов  государственного устроения. Поэтому  предлагаемому Аристотелем проекту  наилучшего государства у него предшествует и в этот проект постоянно внедряется рассмотрение всех главных типов  государственной организации, известных  Древней Греции. 

Эта классификация  и этот анализ покоятся, как на незыблемой основе, на разделении всех людей, составляющих государство, на два основных класса: рабовладельцев и рабов. Каковы бы ни были формы государственной власти и управления, они уже предполагают как нечто естественное и необходимое  деление членов общества на господствующий класс рабовладельцев и лишенный всех политических и гражданских  прав класс рабов. Различия между  формами монархической и тиранической, -аристократической и олигархической, политией и демократическим устройством (о них речь впереди) — только различия между способами господства рабовладельцев. Политическая борьба между сторонниками всех этих видов управления государством не отражается на рабах. Грань между «свободнорожденными», имеющими право на. власть и на «досуг», и рабами не колеблется, в чью бы пользу ни решался спор сторонников различных политических систем.

13. Философия эпохи эллинизма: Основные идеи и представители. 
 

Период от Великого похода Александра Македонского в 334 году до н.э. и до потери Грецией в 147 году до н.э. независимости называется эпохой эллинизма, то есть эпохой внедрения греческой культуры в страны, завоеванные македонцами. В эллинистических государствах связи между человеком и государством ослабевали, вместо греческого понятия "гражданин" появилось понятие "подданный". Первой из эллинистических школ была школа Эпикура (341-270 гг. до н.э.), организованная в предместье Афин, вдали от городского шума, в саду и по месту своего нахождения получившая название "Сад Эпикура". На воротах сада была надпись: "Гость, тебе будет здесь хорошо, здесь удовольствие - высшее благо".

Онтологию, гносеологию  и этику Эпикура пронизывают  единые материалистические принципы. Эпикур и его последователи - единственные в античности, кто продолжили развитие атомизма Демокрита

Концепция отклонения атомов является оригинальным вкладом  Эпикура в развитие атомистики. Она  утверждала, что случайность в  картине мира - такой же объективный  фактор, как и необходимость. В  центр своих философских воззрений  Эпикур помешает этику. Оформленная  в целостную систему, она получила название эпикурейства. Основной проблемой  человеческой жизни Эпикур считал преодоление  страха - смерти, загробных мучений, перед богами. Под счастьем Эпикур понимал удовольствие. Истинное удовольствие - это отсутствие телесного страдания  и наказания (агония) и невозмутимость души (атараксия). Эпикур рекомендовал избегать общественной деятельности и  заниматься больше частной жизнью. "Проживи незаметно" - вот правило  индивидуалистической эпикурейской этики.

Школа Эпикура  просуществовала до 1 века до н.э. Однако идеи ее нашли свою вторую жизнь  в Италии. Самым крупным приверженцем эпикуреизма здесь был Тит Лукреций Кар (99-55 гг. до н.э.), прославившийся своей философской поэмой "О природе вещей". Сам Лукреций не является творцом тех идей, которые он запечатлел в своей поэме. В конце 4 века до н.э. в Афинах родилась еще одна философская школа, основателем которой был Зенон из Китиона (о. Крит). Не будучи афинянином. Зенон не имел права арендовать целое здание, поэтому он проводил свои лекции в некоем Портике (часть здания, подобие лоджии). По-гречески Портик. - "Стоя", поэтому учеников школы стали называть стоиками, а учение школы - стоицизмом.

Для стоиков, как  и для эпикурейцев, цель жизни  состоит в достижении счастья. Видным представителем римского стоицизма  является Сенека (5 г. до н.э. - 65 г. н.э.) - воспитатель будущего императора Нерона и фактический правитель империи  в этот период. Одна из постоянных тем  раздумий Сенеки - тема смерти. Задачу философии он видел в том, чтобы  научить человека жить и умереть, дать человеку внутреннюю независимость  и душевный покой. Вся жизнь должна быть подготовкой к смерти. "Дурно  живет тот, кто не умеет хорошо умереть". Главное для Сенеки это  свобода человеческого духа. Он был  решительным противником рабства, в первую очередь, не социального, а  добровольного, когда люди находятся  в полной зависимости от похоти, скупости, страха. Величие стоического  духа проявляется в господстве над  своими страстями и состоит в  том, чтобы, не ропща принимать все  как должное.

Для стоиков  необходимость (судьба, рок) непреложны, и свободу они понимают как  признание этой необходимости. "Каждый человек несчастен настолько, насколько  полагает себя несчастным".

Философия стоиков, уводившая человека от превратностей  жизни внешней к духовным глубинам жизни внутренней, давала утешение представителям различным слоям  населения Римской империи и  получила в ней широкое распространение. Последней крупной оригинальной философской школой античности был  неоплатонизм. Создатель этого учения - Плотин (204-270 гг.) - организовал в  Риме школу, которая в отличие  от всех предыдущих учила подняться  над земным измерением жизни, оставить мирскую суету для того, чтобы  созерцать божественное и достигать  его. Плотин развивает платоновское учение о высшем Благе как принципе бытия. Мир образуется из материи  благодаря проникновению в нее  света эманации Единого. Отношения  Единого и материи опосредуются Умом и Душой, которая, дробясь на множество душ, оказывается деятельной причиной природы. Душа человека находится  в связи, как с божественной душой, так и с чувственным миром. Цель земной жизни состоит в том, чтобы отрешиться от чувственного мира, телесности и слиться с Единым. К этому ведут катарсис (очищение), теория (созерцание) и экстаз (мистический союз с Единым).

С онтологией Плотина  тесно связана его этика. В  экстатическом слиянии с Ядиным состоит высшая добродетель. Лишь совершенство нравственной жизни приводит к экстазу. Для Плотина жизнь - это борьба, а идеальный человек - это постоянный борец за нравственное совершенство. Учение Платона о Благе Плотин дополняет развернутым учением о зле как лишенности добра. Так как материя - последняя ступень деградации Единого, то она обделена Благом и в этом смысле она - зло. Поэтому зло не есть негативная сила, противостоящая позитивной. Зло - это просто лишенность позитивного, его дефицит. Оно, в отличие от Блага, не обладает субстанциональностью. Если эллинистическая этика отстаивала самоценность человеческого бытия, то плотиновская этика цель добродетельной жизни видела в очищении и слиянии с Божеством, Единым. Неоплатонизм завершает развитие античной философии.

14. Средневековая  ф. Патристика.

Средневеко́вая филосо́фия, филосо́фия Средневеко́вья — исторический этап развития западной философии, охватывающий период с V по XIV века. Характеризуется теоцентричностью взглядов и приверженности идеям креационизма идеологами (богословами) данного периода развития философской мысли. Общая характеристика 

Средневековье — это господство религиозного мировоззрения, находящего своё отражение в богословии. Философия становится служанкой  теологии. Её основная функция —  истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия  Бога. Попутно развитие получила логика, осуществлялась разработка понятия  личности (спор о различии ипостаси и сущности) и спор о приоритете единичного или общего (реалисты и  номиналисты). Патри́стика (от греч. πατήρ, лат. pater — отец) — философия и теология отцов церкви, то есть духовно-религиозных лидеров христианства до VII века. Учения, выработанные отцами церкви, стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения. Патристика внесла огромный вклад в формирование этики и эстетики позднеантичного и средневекового общества. Характерной особенностью средневекового философского мышления, свойственного патристике, является то, что мыслители в целях подтверждения своих идей обращаются к самому авторитетному и древнему источнику — Библии. Она рассматривается как полный свод истин, сообщенных людям Богом. Следовательно, важно уяснить смысл библейских текстов, чтобы получить ответы на философские вопросы. Отсюда задача философа сводится к тому, чтобы раскрыть, выявить подлинный смысл положений Библии и отразить их в своих собственных сочинениях. К этим принципам относятся:

теоцентризм — признание в качестве источника всего сущего Бога;

креационизм —  признание того, что Бог создал все из ничего;

провиденциализм — признание того, что Бог правит всем;

персонализм —  признание того, что человек —  “персона”, сотворен Богом по собственному подобию и наделен совестью;

ревеляционизм — признание того, что самый надежный путь познания наиболее важных для человека истин состоит в постижении смысла Священного писания. Круг проблем, интересовавший представителей патристики, был широким. По сути дела вся проблематика античной философии в той или иной мере осмысливалась и отцами христианской церкви. И все же на переднем плане осталась проблема человека и его устройства в мире. Однако если представители кинизма, эпикуреизма и стоицизма возлагали обязанность устройства в мире на личность и усматривали в ее деятельности средство для этого, то христианские философы поставили устройство человека в мире в зависимость от Бога. Человеческая деятельность и свобода оказались подчинены воле всевышнего. Волевые усилия людей и их деятельность стали рассматриваться сквозь призму их соответствия божеским установлениям. Ответственность за совершающееся в мире переносится за пределы мира. “Не судите, да не судимы будете” — читаем мы в Библии. Ответственность перед людьми опосредуется ответственностью перед Богом. Именно перед Богом и придется отвечать грешникам. . Свобода воли рассматривается как источник греха. Избавить от греха может познание сотворенного Богом мира. Еще один широко обсуждавшийся круг проблем относился к этике. Одной из них была проблема добра и зла в мире. Многие христианские философы периода патристики считали, что зло в мире своим источником имеет дела людей, являющиеся реализацией их свободной воли, пораженной заблуждениями. Другие мыслители видели источник зла в происках дьявола.

Большое внимание христианскими философами периода  патристики уделялось пропаганде заповедей  религиозной морали. Сочинения, посвященные  этому, поражают глубиной проникновения  в духовный мир человека, знанием  человеческих страстей и желаний. Для  этих сочинений характерен всепроникающий гуманизм.

В своих сочинениях отцы церкви стремились дать конкретные рекомендации тем, кто стремился  избежать греха и спастись от гнева  Божия.

Затрагивалась в трудах христианских философов  периода патристики антологическая проблематика и проблемы теории познания. Христианские мыслители не сомневаются  в реальности существования мира и признают полезность его познания, так как в ходе познания проявляется  величие создателя.

15. Философия  Августина Блаженного.

На богословии и философии Августина лежит  глубокий отпечаток его темперамента и биографии. Августин придерживается материалистического взгляда на «дурную природу» человека, которая  является следствием первородного греха  и передается через половую жизнь.

Для Августина  человек - это душа, которой служит тело. Но человек - это единство души и тела. Однако именно его темперамент  и постоянная борьба против нравов того времени привели к чрезмерному  превозношению божественной благодати  и одержимости идеей о предопределении

Августин внес некоторые заблуждения в развитие западной ветви христианского вероучения. Он развил учение о чистилище, как  о промежуточном месте между  раем и адом, где души грешников  очищаются. Августин отстаивал учение о роке, предопределении, отвергая этим свободу воли человека. По мнению Августина, Бог устраивает будущие дела; это устроение непреложно и неизменно. Но предопределение, не имеет ничего общего с фатализмом язычников: Бог наказывает, чтобы явить свой гнев и силу. Всемирная история представляет собой арену, на которой совершаются Его деяния. Одни люди удостаиваются вечной жизни, другие - вечного проклятия, и среди последних - младенцы, умершие некрещеными.

Поскольку первородный  грех передается половым путем, он является общим для всех и неизбежным, как  и сама жизнь. В конечном счете, церковь  состоит из ограниченного числа  святых, предназначенных к спасению еще прежде сотворения мира. Большую ценность имеет вклад Августина в разработку христианского толкования истории. Августин обладал широкими мировоззренческими взглядами на историю. Он видел в ней универсальность и единство всех людей. Августин возвышал духовное над преходящим, земным в своем утверждении о суверенности Бога, который стал Творцом истории во времени. Несмотря на разнообразие трактуемых им предметов Августина по-настоящему занимали лишь два события: для него привели в действие и определили историю грех Адама и искупительная жертва Христа. Он отвергает теорию вечности мира и вечного возвращения, т. е. он считает, что история линейна. Все, что начинает существовать, делает это вследствие воли Бога. Еще до Сотворения Бог имел в своем сознании план, который и будет частично реализован во времени в виде существования всего земного, а в конечном счете полностью осуществлен уже за пределами исторического развития при участии сверхъестественной силы Божьей, т. е. конец, или цель истории для Августина находится вне ее пределов, во власти вечного Бога.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"