Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 10:19, шпаргалка
Работа содержит ответы на 17 вопросов по дисциплине "Философия".
После первородного греха единственное значимое событие -- это Воскресение. Истина, одновременно историческая и спасительная, возвещена в Библии, так как, по его мнению, судьба еврейского народа показывает, что у Истории есть смысл и конечная цель: спасение человечества. В целом, история состоит в борьбе между духовными потомками Авеля и Каина. Все исторические периоды относятся к граду земному, начало которому положило преступление Каина, и противоположность которого - Град Божий. Град людей, временный и смертный, и держится на естественном воспроизведении потомства. Град Божий -- вечный и бессмертный, место, где совершается духовное обновление.
Поскольку истинная цель христианина это спасение, а единственное упование - окончательный триумф Града Божьего, то все исторические катастрофы, в конечном счете, лишены духовного смысла.
16. Судьбы платонизма
и аристотелизма в средневековой философии.
Схоластика. Выше я акцентировал
роль и значимость античного наследия.
Философия – по крайней мере наша философия
– в полной мере связана с греческой философией,
следует направлениям, намеченным ею,
и осуществляет установки, предусмотренные
греческой философией.
Ее вечные проблемы
– это выдвинутые греками проблемы
познания и бытия, пророческий
завет Сократа: 'у'v(o0l oaavtov («познай самого
себя»); это поиски ответов на вопросы
«кто я семь?» и «где я семь?», т. е. «что
такое бытие?» и «что такое мир?» и, наконец,
«что я делаю?» и «что я должен делать в
этом мире?».
В зависимости
от ответов на эти вопросы и
принятых установок выявляются последователи
либо Платона, либо Аристотеля, либо Плотина,
если, правда, предпочтение уже не отдано
стоицизму или скептицизму.
В средневековой философии – поскольку она является философией – мы легко распознаем каждую из перечисленных мною типичных установок. И однако, вообще говоря, положение средневековой философии – и, разумеется, философов – достаточно отличается от ее положения в античности. По мере завершения работы по оформлению догматических основ христианства патристика постепенно переходит в схоластику. Патристика боролась с язычеством и пропагандировала этико-религиозную доктрину христианства в мире, еще не вполне принявшем новую религию и утверждающую его мораль. Схоластика, опираясь на авторитет Священного писания, философские идеи патристики, стремится включить в обиход философствования наследие языческой античности и прежде всего наследия Платона, Аристотеля, Плотина и Прокла. Делает это она для того, чтобы осмыслить и рационализировать окружающую человека действительность. Одной из важнейших проблем схоластики выступает проблема соотношения мира рационального знания и мира духовного опыта. Решение этой проблемы требовало соотношения разума и веры. Представители схоластики, размышляя об этом соотношении, пришли к выводу о том, что вера и разум должны находиться в гармоническом единстве друг с другом. Дело в том, что разум при надлежащем использовании ведет к приближению к Богу, к единению с Ним. Иными словами, истины разума и веры не могут противоречить друг другу. Такова суть одного из главных выводов схоластической средневековой философии. Схоласты считали, что сущность вещей может быть постигнута человеческим разумом. Однако это требует точности в использовании языка и тонкости понимания различий вещей. Этого можно достичь лишь при наличии основательно разработанного, опирающегося на знание логики метода. Суть схоластического метода сводится к тому, чтобы обеспечивать движение мысли от анализа способов высказывания о сущем, к анализу реальности. При этом схоластика исходит из убеждения, согласно которому понятия укоренены не только в человеческом разуме, но и в Божественном уме, созидающем бытие. Иными словами, понятие рассматривается как бы существующим двойным способом в уме человека и в бытии. Ключом к постижению мира считается постижение универсалий.
17. Синтез представлений о мире и человеке в категориях средневековой философии. Фома Аквинский. Фома Аквинский (1225/1226 — 1274) считается самым крупным представителем схоластической философии, основными Фома Аквинский стремился использовать философию для обоснования и доказательства истин веры. Он считал, что философская теология является высшим выражением философской рефлексии.
Согласно представлениям Фомы, предметом философии являются истины разума, а предметом теологии — истины откровения. Конечным объектом философии и теологии является Бог, выступающий создателем мира и вдохновителем его развития. Бог, по учению Фомы, представляет собой вечное, наисовершеннейшее духовное существо, это — чистая форма, источник всех возможных форм, благодаря которой из пассивной материи возникают самые разнообразные вещи.
В произведении
“Сумма теологии” приводятся пять
доказательств существования
Бог рассматривается как “неподвижный двигатель”, приводящий все в движение;
Бог рассматривается как первая причина;
Бог является источником необходимости в мире;
Бог есть источник совершенства, сам являясь совершенным;
Бог устанавливает конечные цели и поэтому не может не существовать.
Фома считал Бога благом и источником блага. Бог, по мнению христианского мыслителя, вездесущ и выступает источником любви и радости. Он добр и ему чуждо чувство ненависти.
Согласно учению Фомы, люди и животные обладают душами, но человеческие души отличаются от душ животных, так как первые являются разумными, а вторые чувственными. Однако даже человеческая душа лишена способности непосредственного содержания Бога и Божественных идей, но ей открыт путь рационального познания.
Фома полагал,
что человек ищет счастья по своей
природе как существо, стремящееся
реализовать свои потенции. Наивысшее
счастье человека мыслитель видит
в познании Бога. На этом пути человек
должен сознательно избрать бедность,
облегчающую путь к Богу. Этому
способствует следование Божеским установлениям,
в соответствии с которыми должен
жить и действовать каждый христианин.
Моральные заповеди, дарованные Богом,
рассматриваются как
Номиналисты (от латин. nomina — имена) доказывали, что реально существуют конкретные вещи, предметы, явления с их качествами и свойствами, а общее, понятия связаны лишь с человеческим сознанием. Это имена, которые человек дает вещам, группам и классам вещей. Одни номиналисты, например, Росцелин (ок. 1050 — 1110), Пьер Абеляр (1079 — 1142), Уильям Оккам (ок. 1300 — 1350) считали, что общее суть лишь дуновение звука, существует только в уме человека. В самих вещах нет ни ничего общего, ни частного. Другие, как, например, Дунс Скот (ок. 1265 — 1308) полагали, что общее не есть только продукт ума, оно имеет основание и в самих вещах, как их сущность, и после них, как понятия, которые наш ум отвлекает от этих сущностей.
Номинализм представлял собой умонастроение, содержащее зародыш материалистического понимания мира вещей. Не случайно поэтому в 1092 г. в Суассоне было осуждено церковным собором учение Росцелина, а в 1121 г. — учение Абеляра. Не следует забывать, что средневековый номинализм содержал лишь зародыши материализма, но не отрицал Бога и его могущества.
Уильям Оккам приобрел особую известность среди представителей номинализма в европейской средневековой схоластике. Ему принадлежит идея, согласно которой “сущности не следует умножать без необходимости”. Эту идею он выразил на самом деле иначе, а именно: “Бессмысленно делать из большего то, что может быть сделано из меньшего”. Данная идея получила в философии статус принципа, названного “бритвой Оккама”. Согласно этому принципу, имея дело с предметами, важно установить, какие сущности явно присутствуют и далее необходимо формулировать высказывания в терминах этих сущностей.