Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 12:51, шпаргалка
1. Научная революция 17 века. Развитие науки в Новое время (17-18 вв.).
2. Развитие философии и науки в Новое время. Проблема метода. Проблема идеала знания.
3. Достижения естествознания в 19 веке. Идеалы классической науки.
4. Кризис оснований классической науки и научная революция в 19-20 вв.
...
39. Марксистский подход к исследованию социальной реальности.
Больцано: бесконечное множество равносильно своей части, таким образом, часть равна целому – философская проблема. Кантора это не смутило → теория множеств, быстро уперся в парадоксы.
1903 – Рассел, парадокс о множестве всех множеств, не содержащее себя в качестве элемента.
Кризис основания в математике (до сих пор). Теория Коши (обоснование пределов) → патологические функции → теория действительного числа → теория множеств → парадоксы Рассела → кризис основания.
Выводы (Пуанкаре): 1) математика – аксиоматическая наука; 2) все аксиомы – результат соглашения; 3) правила вывода, дедуктивные и индуктивные, тоже результат соглашения. Истины в математике нет. Непротиворечивая полная система может существовать, но она не истинна. Формализм (применимо к чему угодно), релятивизм (можно использовать любые аксиомы).
5. Синергетический подхода в современном познании.
(Лекция + семинар Шестаковой) Понятие синергетики: а) общетеоретическое: синергетика – общетеоретический подход, опирающийся на открытые системы (самоорганизация + системность); б) частнонаучное; в) как парадигмы (не отрицает предшествующее, включает все, но раньше к этому не были готовы). «Синергетика» - «согласованность», «энергия совместного действия». Ее придумал Герман Хаккен. Синергетика – междисциплинарная дисциплина, изучающая системы, состоящие из подсистем разной природы (например, социум: люди, техника, наука); она ищет причины поведения систем и хочет рассмотреть неожиданные последствия. Философско-методологическое значение синергетики – как новая парадигма, дает новые методы и подходы в науке.
Цель – выявление общих закономерностей и общей методологии во всех дисциплинах – самоорганизующиеся системы (например, социум, исторический процесс, природные процессы). Системы открыты, развитие их непредсказуемо.
Главные понятия – хаос и система; изучается переход от хаоса к системе, развитие и умирание системы (т.е. переход ее обратно в хаос). Изменение в системе происходит в результате самоорганизации. Хаос – то, что предшествует творению мира, не беспорядок, а система, способная стать миром. Не негативная характеристика. Становление – процесс (разрабатывал Гегель), у синергетиков это постоянный переход, активность, взаимодействие. Пригожин: два типа систем – простые (линейное развитие, подвержены стагнации и упадку) и диссипативные (развиваются с точки бифуркации, раздвоения → ветвление, линии развития могут быть связанные; спонтанность!). Точка бифуркации – упорядоченный хаос, порядок был заложен изначально. Диссипативность системы заложена изначально; простая система не может диссипировать. Принцип достижимости всего, в том числе того, что нельзя помыслить (свобода сознания и действия). Диссипативные системы колеблются от упорядоченности к хаосу. В системе все связано → действие в одном конце затрагивает другой, даже неизвестный первой стороне. Диалогичность (коммуникативность): иерархия элементов-подсистем, подчиненность постоянно меняется. Принцип дополнительности – физик Гейзенберг обнаружил, что нельзя одновременно зафиксировать две разные характеристики, надо сопоставить два результата. Принцип неопределенности – принципиальная неполнота исследования (постоянная трансформация). Неопределенность – набор возможностей; случайность – конкретно-особенное проявление неопределенности. Теория катастроф; теория относительности; фракталы (связь с архетипами Юнга). Чем более неравновесна система, тем больше у нее шансов развиться на новом уровне.
→ Черты синергетики:
1) Нелинейность – диссипативные структуры, все системы в момент развития.
2) Неустойчивость
– несохранимость системы,
3) Открытость
системы – обмен веществом
и энергией с другими
4) Подчинение – эволюция, коэволюция.
Варела, Матурано (Чили), биологи. Рассматривают все системы как живые (условно) → все развивается по кругу (система развивается, приспосабливаясь), эти процессы автономны (важно не столько качество среды, сколько способность системы к ней приспособиться) → активность и гибкость систем: самосохранение и познание – «автопоэзис», созидание и самопорождение. Развитие зависти от того, насколько хорошо система понимает, как ей развиваться. Человек творит себя через свою активность в познании. Когнитивный актор – познающий субъект, добывает и творит информацию, а не наблюдает и искажает, как у позитивистов. В процессе познания: чем опыт, полученный при научном исследовании, приходится для личности исследователя. «Лишь теория решает, что наблюдаемо, а что нет», все решает исследователь.
Автопоэзис.
1) Самоотчет, самовопрошание, самореференция (активность, использование разных методов, подходов; междисциплинарные подходы приветствуются).
2) Вненормативность
(восприятие любого фактора
3) Порождающая
и регенеративная стратегия (
4) Цикличность
и гиперцикличность: цикличность
– имманентная структура,
«Знать» - вести себя адекватно (таким образом активность – добывать и применять знание) → понимание и знание как взаимодействие (в герменевтике объект – это сумма подходов к нему), поиск сути – поиск подхода к объекту. Самосознание – тоже взаимодействие. Истинное подсознание – адекватное системе → проблема языка.
Идея идентичности: не просто индивидуальная самотождественность, а с учетом активности, самосохранения и т.д. «Автоэзис»: жизнь человека – результат его наблюдения за собой.
Наблюдатель – позиция, гипернаблюдатель – без вовлеченности. Анализ текста – наблюдатель, вопрос о том, почему и как я его анализирую – гипернаблюдатель. Мир, который созидается, не определен, каждый наблюдатель действует в границах собственного представления. «Граница моего языка – это граница моего мира». Проблемы языка – проблемы перевода с одного языка на другой, уравновешивание. Нужны другие люди, которые поймут сделанное кем-то. Идея телесной вовлеченности в процесс понимания. «Узнавая, как мы узнаем, мы творим себя». Интертекстуальность: индивидуальный телесный опыт должен быть переведен в универсальное. Проблема идентичности – важно, в какой области получен результат → «бритва Оккама» → вторая половина 20 века – привлечение любых методов, так как сложность с аттрибутированием (междисциплинарные исследования). Наблюдатель изменяется в процессе исследования (а не объект). Познание перестало быть чисто научным; постоянное познание себя, ежедневное. Много случайных результатов. Выбор собственной идентичности. Постмодернизма: нет абсолютной истины, она множественна и текуча → размывание идентичности. Возможен новый виток.
Попытка построить неиерархическую модель рациональности: раньше – четкая структура, сейчас сочетание системы и отдельных точек, постоянно меняется. Идея коллективного разума возрождается. Укрупнение и упрощение систем (после сброса сложности в процессе развития диссипативных систем, новый уровень). Искусственный интеллект: человеческая идентичность в виде программы. Идея кластерной личности. Новая модель: не один человек познает и делает выводы, а все люди во взаимодействии.
6. Глобальный эволюционизм как принцип философии науки.
(Лекция Шулевского) Началось с идей судьбы (рока), зародившейся в недрах городской культуры Вавилона; в античности – идея космоса; в средние века – идея Бога; в эпоху Возрождения – идея природы; с середины 19 века – идея развития (эволюции). К концу 20 века идея развития стала богом западного мира.
Идея прогресса оправдывает технократическую экспансию Запада. Она стала некритичной, когда стала доминировать → вместо знания порождает хаос в мировоззрении и науке. Две основные проблемы: где брать ресурсы и куда девать отходы; в мировоззрении – откуда и куда идет знание. В мире, кроме развития, есть вечное → не история литературы, а история в литературе. Идея развития есть только у европейцев.
Наука зависит от развития → развитие надо оценивать тем, что от него не зависит - география. На Западе постоянно ускоряющийся прогресс → или движение к цели, или бегство от чего-то, на Западе – бегство от смерти и хаоса; на Востоке развитие – движение к просветлению (буддизм). Юг (античный): развитие – переход от хаоса к космосу. Север – доминирует вечность, нет развития. В центре – Россия, постоянная борьба всего.
Мифология.
1) Развитие – война богов, вначале – не хаос, а единство земли и неба, а хаос – зияние, щель, из него родилось время, питающееся разрушением неба и земли. Новое лучше, чем старое, по определению. Развитие идет из одной точки в другую → не универсально.
2) Развитие как
история – историческая
3) Развитие – непрерывное изменение. Сократ: познай самого себя. Буддизм: и ты увидишь, что ты ничтожество. Человек себя познать не может; можно познавать космос, мудрость и т.д., человек не может разделиться на субъект и объект, не разрушая себя.
Религия: в христианстве процесс развития – только после грехопадения, после Апокалипсиса мир останется, не будет только времени и развития. Развитие – узурпатор.
Философские концепции развития.
Основные логические аспекты развития.
1) Развитие – восхождение от простого к сложному, от абстрактного к конкретному (Гегель). Субъект развития – разум. Три закона диалектики.
2) Развитие –
самовыражение, проявление
3) Развитие –
рост многообразия функций,
4) Развитие – возвращение, углубление себя (Платон). Субъект – память (память: всепонимание → отражение → диалектика). Ступени: чувства → числа → идеи. Душа с помощью чувств натыкается на проблемы, с помощью чисел решает.
5) Развитие –
формирование целостности,
6) Развитие – преображение, воскресение (религия). Рождение → жизнь → смерть → воскресение. Субъект – вера.
7) Развитие – деградация, умирание (мифы). Постмодернизм: подражание, копирование. Вещи → образы вещей → символы вещей → симулякры (без аналогов в мире вещей и мыслей). Субъект – деконструкция, разрушение (термин «дерево» отрезает у дерева все остальные смыслы).
Взаимодействие: два субъекта и объект взаимодействуют. → Действие: переход возможности в действительность (Аристотель). Постоянное взаимодействие. → Становление: конкретное движение.
Развитие – пороки: не объясняет, как возникает само развитие, и предполагает константы (пространство, время). Как возникли? → нужно более общее понятие → Творение. Что до него? Вечность. У бога была премудрость начать творение. В Ведах первовещество – знание, поэтому вещи, созданные из него, можно познать.
Искусственное: нет искусственной вечности → с эпохи Возрождения: чем заменить Бога? Эволюцией. Как может Люцифер выбраться из бездны самостоятельно? С помощью технологий → атеизм. До этого жизнь противопоставлялась Богу, бытие – вечности. С эпохи Возрождения: жизнь – смерть, бытие – небытие → как достичь избавления от смерти без Бога? Клонирование → искусственное бессмертие достижимо только после создания искусственной жизни.
Периодизация развития. Ступени.
1) Формирование
условий, предпосылок,
2) Формирование начала, причины предмета. Количественный рост предпосылок → из следствий предыдущей системы они становятся причиной новых. Эмпирическое естествознание – наблюдение посредством орудий (термометр и т. д.). (Маркс: формальное подчинение труда капиталу).
3) Превращение начала-причины в систему (Маркс: реальное подчинение труда капиталу). В науке – когда она стала производительной силой. Гегель: есть ли что-то более сложное, чем система →
4) Превращение системы в целостное.
Все методологии: а) системные (усеченная пирамида) – берут то, что входит в систему, остальное отсекают; б) целостные (цветок лотоса) – изучаемое в центре, остальное помогает раскрывать изучаемое, выход из системного тупика (Энгельс обнаружил противоречие у Гегеля: система конечна, а метод требует развития).
Для смены системы нужна была революция. Если есть еще целостное, то нужна не революция, а реформация.
Современный общенаучный эволюционизм.
В середине 19 века – диалектический и исторический материализм, синтез диалектики и развития. В начале 20 века – начали расходиться. Бергсон, позитивизм (Конт, Спенсер) – развитие без диалектики; есть диалектика без развития.
Идея развития:
а) в биологии и социологических
исследованиях; б) в химии, механике,
квантовой физике его нет. В биологии
и социологических исследования
Варианты решения проблемы.
1) Ноосфера (Вернадский):
накопление научного знания
2) Синергетика (Хакен, Пригожин): диссипативные структуры, бифуркация. До этого главное понятие – закон, в синергетике – порядок (закон – частный случай порядка). Принцип самоорганизации, нет регресса. Хаос – не самостоятельная творческая сила, а переходное состояние чего-то. Хаос нужен порядку для чего-то.
3) Коэволюция (Н.
Н. Моисеев): существующий тип
развития реализуется, так как
одно развивается за счет