Шпаргалка по "Философии науки"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 13:41, шпаргалка

Краткое описание

1.Предмет философии науки. Основные концепции философии науки.
4. Наука в культуре современной цивилизации
5. Становление опытной науки.
....
14-15. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации.
17. Наука как социальный институт, различные подходы к определению социального статуса науки
18. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки.

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы1 (2).docx

— 158.61 Кб (Скачать файл)

1.Предмет  философии науки. Основные концепции  философии науки.

Философия науки как дисциплина, наряду с  философией истории, логикой, методологией, представляет рефлексию о бытии  науки. Возникла она сравнительно недавно  – во второй половине XX столетия и  причиной ее появления стала необходимость  осмыслить место, функции науки  в условиях современной научно-технической  революции. Уместно привести определение  философии науки, изложенное в коллективной работе «Философия науки и техники»: «…предметом философии науки  являются общие закономерности и  тенденции научного познания как  особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в  исторически меняющемся культурном контексте»[1].

Философия науки, таким образом, может быть представлена как особое знание о  науке в целом, ее месте в культуре, о том, как совершается научный  поиск, какова динамика научного знания, методы и методология исследовательской  деятельности. В круг интересов философа науки входят вопросы о критериях  научности знания, способах его обоснования, чем одна теория отличается от другой, какова логика научного знания, модели его развития и другое. Все это  вопросы, идущие от специфики самой  философии, для которой характерен предельно общий подход к осмыслению разнообразных феноменов, и в  этом случае философия науки занята рефлексией над наукой в ее предельных глубинах и подлинных первоначалах.

Но  и внутри самой науки возникают  специфические проблемы, решение  которых также требует философского подхода, критической рефлексии.

Кроме того, в спектр философии науки  попадает и рефлексия о соотношении  философии и науки. Как они  взаимодействуют, какое влияние  оказывает философия на науку, а  наука - на философию? Здесь философия  науки включает в себя методологию  и социологию научного познания, эпистемологию.

Философию науки следует отличать от других дисциплин, изучающих те или иные аспекты науки. К таковым относятся  история науки, науковедение, социология науки, психология науки. Обозначим в общих чертах их отличия. 

 

История науки носит  дескриптивный, описательный характер, она занимается описанием отдельных  открытий и изобретений в разных областях науки и в разные исторические периоды. Предметом науковедения является изучение форм взаимодействия науки с общественными структурами, социологии науки – анализ структуры научных сообществ, взаимодействие между ними. Психология науки изучает важнейшие компоненты процесса научного творчества: воображение, интуицию, фантазию, озарение и пр. В отличие от них философия науки исследует сам процесс познания в совокупности его элементов и сторон, общий характер взаимодействия науки и общества, рост и развитие научного знания в целом. 

 

Не следует также  отождествлять философию науки  как дисциплину с философией науки  как одним из направлений современной  западноевропейской философии, задачей  которого является выявление особенностей научного познания и его специфики для разных областей действительности, а также динамики научного познания, его закономерностей. Философия науки в этой ипостаси существует в разнообразии философских школ: неоконтианства, позитивизма и неопозитивизма, критического рационализма, «философии и методологии научного познания» и др. 

 

Как видно, задачи обеих этих «философий» схожи, различие заключается в том, что философия  науки как дисциплина рассматривает  науку в широком контексте  развития истории, культуры, ценностных аспектов бытия человека в современном  мире. Философия науки как дисциплина возникла позже, в середине XXстолетия, и она стремится довести анализ науки до мировоззренческих проблем. Этим отличается данная дисциплина от науковедения, к примеру, или истории науки, социологии науки. Ее специфика вытекает из самой природы философии – быть «самосознанием культуры». Во все времена, с самого ее возникновения, философия занималась анализом основных форм духовной деятельности человека, отвечала на запросы культуры, эпохи. К примеру, в античности на первый план осмысления мира выдвинулись проблемы натурфилософии (милетцы, Гераклит, Демокрит), человека (софисты, Сократ, Платон), политики (Аристотель). В средние века философы занимались анализом доминирующей формы общественного сознания – религии, в эпоху Просвещения – права. В эпоху Нового времени внимание философов акцентируется на проблемах научного метода. Можно говорить о том, что основы методологии науки заложили мыслители XVII века Ф.Бэкон и Р.Декарт. О работе И.Канта «Критика чистого разума» также можно говорить как о философии науки в таком ее аспекте, как соотношение науки и методологии науки. Как возможна наука в качестве объективного, общезначимого знания, ставил вопрос И.Кант. Его ответ сводился к признанию значения опыта, факта, критики как основы общезначимых положений для науки. 

 

В наше время доминирующей формой общественного сознания является наука, а потому, как заявляет один из отечественных философов А.Д. Панин, сегодня без философии  науки не может быть никакой философии (хотя с этим можно и поспорить).  

 

Философия науки  как одно из направлений западноевропейской философии возникла из осмысления соотношения, взаимодействия философии и науки. Она опирается на позитивистский призыв к философам отказаться от метафизических абстракций и обратиться к исследованию позитивного (научного) знания. Именно позитивизм претендует на роль философии науки (в представлении  О.Конта). 

 

Философия науки  как дисциплина, безусловно, испытывает огромное влияние западноевропейского  направления философии науки. Оно, прежде всего, в том, что концептуальные основы, стержневые проблемы философии  науки как дисциплины рассматриваются  с позиций выводов и разработок конкретных авторов конкретных школ западноевропейского направления. 

 

В отечественной  философии проблемы философии науки  наиболее активно стали обсуждаться  в 60-е годы XX столетия. К их числу  следует отнести вопросы диалектики, логики и методологии научного познания, социальной философии, теории отражения. Пальму первенства философы отдали теории как форме научного познания, обоснованию  истинности научных знаний, соотношению  различных научных методов (индукции, дедукции, анализа, синтеза, моделирования  и др.), логике формирования теоретических  концепций. 

 

Наиболее выдающимися  отечественными специалистами в  области философии науки, внесшими значительный вклад в разработку перечисленных проблем, являются ученые и философы: Б.М. Кедров, П.В. Копнин, В.С. Степин, Г.И. Рузавин, М.В. Мостепаненко, Л.Б. Баженов, П.Н. Федосеева, Л.А. Микешина, В.А. Лекторский, П.П. Гайденко и др. 

 

В этот же период появляется большое количество работ по философии  физики, философии биологии, философии  истории, философии психологии, философии  математики, медицины. Особое место  занимают философские проблемы социально-гуманитарного  знания.  

 

2. Говорить о философии науки невозможно, не уяснив вопроса о том, что же такое наука. При определении понятия «наука» следует учитывать по крайней мере три аспекта ее бытия: познавательный, социальный и социокультурный. При таком подходе наука предстает как «особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о мире»[2], как «социальная система, состоящая из профессиональных сообществ, основной целью которых является получение, распространение и применение научного знания»[3], и как специфическая сфера культуры (наравне с моралью, религией, философией, искусством). 

 

Кратко рассмотрим содержание этих трех аспектов бытия  науки.  

 

Наука как познавательная деятельность имеет цель: выявить законы, по которым существуют объекты материального мира, с тем, чтобы эти объекты преобразовывать в соответствии с потребностями человека.  

 

Наука возникла из практической деятельности, обыденного, повседневного, житейского опыта, однако, в отличие от него, приобрела способность  опережать практику по освоению объектов материального мира. «Она способна выходить за рамки каждого исторически-определенного  вида практики и открывать для  человечества новые предметные миры, которые могут стать объектами  практического освоения лишь на будущих  этапах развития цивилизации»[4]. Происходит это благодаря тому, что ученый способен, учитывая общие закономерности природы и общества, отталкиваться от них, создавать теоретические модели с помощью абстрактных и идеальных объектов. Истинность или ложность этих моделей проходит проверку экспериментальным методом, и, как следствие, в случае подтверждения эмпирически проверяемых моделей они объявляются относительно истинными, в случае же опровержения либо отвергаются, либо подвергаются исправлениям, пересмотру.  

 

Деятельность ученых в поиске и утверждении истины, ее проверки требует не только эксперимента, но и использования специальных  приборов, технических изобретений (микроскопа, телескопа, кино- и фотокамеры, химических реактивов пр.), что и  позволяет опережать исследование объектов, не существующих в действительности.  

 

Наука как познавательная деятельность исходит из положения  об объективном характере познаваемых  предметов, нацелена на выявление предмета исследования, реальных законов бытия.  

 

Как пишет Г.И. Рузавин, «объективность, предметность и нацеленность исследования на открытие все новых явлений и процессов природы и общества придают научному познанию необходимую целостность, превращая науку в систему объективно истинных понятий, суждений и теорий»[5].  

 

Из вышеизложенного  следует, что науке присущи такие  характерные только для нее признаки, как обоснованность и доказательность  знания, способность прогнозировать, предвидеть ход отдельных процессов  и явлений, системность, нацеленность на практику, методологическая рефлексия.   

 

Наука как социальный институт начала формироваться в XVII-XVIII вв., когда в Западной Европе возникли первые научные сообщества, академии, стали выпускаться научные журналы. На сегодняшний день наука представляет сложную сеть «взаимодействующих друг с другом коллективов, организаций и учреждений – от лабораторий и кафедр до государственных институтов и академий, от «невидимых колледжей» до больших организаций со всеми атрибутами юридического лица, от научных институтов и научных парков до научно-инвестиционных корпораций, от дисциплинарных сообществ до национальных научных и международных объединений»[6].  

 

В процессе развития науки менялись ее функции в социальной жизни. Так, в период становления  науки как социального института (эпоха Возрождения и Новое  время) она приобретала мировоззренческую  функцию в борьбе с теологией  и религией. Затем, в процессе бурного  развития науки и техники, она  становится производительной силой  общества. Никто не может отрицать то огромное влияние, какое оказывает научно-технический прогресс на все сферы жизни общества и человека. 

 

Сегодня наука –  не только социальный институт, но и  социальная сила, поскольку ее методы, научные знания широко используются в решении самых разных проблем, возникающих в обществе. 

 

К примеру, методы и данные конкретных наук широко используются при разработке планов и программ социального, экономического развития. Здесь необходимы участие ученых, комплексное применение знаний и методов естественных, технических и общественных наук. 

 

Функции науки как  социальной силы чрезвычайно необходимы в решении глобальных, экологических  проблем современности. Не секрет, что  именно развитие науки, научно-технический  прогресс породили эти проблемы, но, с другой стороны, никто иной, как сами ученые указали на эту опасность, именно они обозначили симптомы надвигающейся опасности для человечества и привлекли к ней внимание общественности, руководителей государств, учреждений, предприятий. Объяснение причин возникновения экологической опасности, поиски путей разрешения этих проблем, выдвижение целей, задач и средств для их достижения – все это является прерогативой ученых в современном мире.  

 

Наука как специфическая сфера культуры рассматривается с точки зрения ее взаимодействия с другими формами общественного сознания (искусством, религией, философией, моралью и т.д.), а также выявления специфических для науки и отличительных от других форм общественного сознания признаков. 

 

Поскольку вопрос об отношении науки и искусства, науки и философии будет рассмотрен в наших лекциях позже, а о  специфических ее особенностях говорилось двумя абзацами выше, ограничимся  положением о том, что, являясь неотъемлемой частью культуры, она, прежде всего, нацелена на окультуривание самого человека, субъекта познавательной деятельности. Познание мира для каждого происходит в  уже сформировавшихся в определенной культуре знаниях, способах и методах  познания, специфических понятиях и  тем самым способствует социализации личности. Научные знания глубоко  проникают в быт людей, формируют  их мировоззрение и тем самым  становятся социальной силой, формирующей  личность, способствующей ее врастанию  в определенную культуру. 

 

3. Начало систематическому анализу науки было положено позитивизмом. Возникает он в 30-40-е годы XIX столетия, а его основателем считается французский философ, социолог, методолог и популяризатор наук О.Конт (1797-1857). Последователи О.Конта – Г.Спенсер, Д.С. Милль и др. составили ядро школы позитивизма. (В России это течение представлено именами П.Лаврова, Н.Михайловского.) Можно сказать, что философия позитивизма – это философия научного знания. В своем развитии позитивизм прошел IV стадии: первый позитивизм (О.Конт, Г.Спенсер, Д.С. Милль, И.Тэн и др.); второй позитивизм, представленный именами Э.Маха, Р.Авенариуса, В.Оствальда; третий позитивизм, или неопозитивизм в форме аналитической философии (К.Поппер, А.Куайн, К.Айдукевич, Л.Витгенштейн и др.) и философов Венского кружка, на основе которого сформировался логический позитивизм в лице М.Шлика, О.Нейрата, Р.Карнапа и др.), и, наконец, четвертый позитивизм, или постпозитивизм (Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд и др.)[7]. 

Информация о работе Шпаргалка по "Философии науки"