Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 13:41, шпаргалка
1.Предмет философии науки. Основные концепции философии науки.
4. Наука в культуре современной цивилизации
5. Становление опытной науки.
....
14-15. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации.
17. Наука как социальный институт, различные подходы к определению социального статуса науки
18. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки.
1.Предмет
философии науки. Основные
Философия
науки как дисциплина, наряду с
философией истории, логикой, методологией,
представляет рефлексию о бытии
науки. Возникла она сравнительно недавно
– во второй половине XX столетия и
причиной ее появления стала необходимость
осмыслить место, функции науки
в условиях современной научно-
Философия
науки, таким образом, может быть
представлена как особое знание о
науке в целом, ее месте в культуре,
о том, как совершается научный
поиск, какова динамика научного знания,
методы и методология
Но
и внутри самой науки возникают
специфические проблемы, решение
которых также требует
Кроме того, в спектр философии науки попадает и рефлексия о соотношении философии и науки. Как они взаимодействуют, какое влияние оказывает философия на науку, а наука - на философию? Здесь философия науки включает в себя методологию и социологию научного познания, эпистемологию.
Философию науки следует отличать от других дисциплин, изучающих те или иные аспекты науки. К таковым относятся история науки, науковедение, социология науки, психология науки. Обозначим в общих чертах их отличия.
История науки носит дескриптивный, описательный характер, она занимается описанием отдельных открытий и изобретений в разных областях науки и в разные исторические периоды. Предметом науковедения является изучение форм взаимодействия науки с общественными структурами, социологии науки – анализ структуры научных сообществ, взаимодействие между ними. Психология науки изучает важнейшие компоненты процесса научного творчества: воображение, интуицию, фантазию, озарение и пр. В отличие от них философия науки исследует сам процесс познания в совокупности его элементов и сторон, общий характер взаимодействия науки и общества, рост и развитие научного знания в целом.
Не следует также отождествлять философию науки как дисциплину с философией науки как одним из направлений современной западноевропейской философии, задачей которого является выявление особенностей научного познания и его специфики для разных областей действительности, а также динамики научного познания, его закономерностей. Философия науки в этой ипостаси существует в разнообразии философских школ: неоконтианства, позитивизма и неопозитивизма, критического рационализма, «философии и методологии научного познания» и др.
Как видно, задачи обеих этих «философий» схожи, различие заключается в том, что философия науки как дисциплина рассматривает науку в широком контексте развития истории, культуры, ценностных аспектов бытия человека в современном мире. Философия науки как дисциплина возникла позже, в середине XXстолетия, и она стремится довести анализ науки до мировоззренческих проблем. Этим отличается данная дисциплина от науковедения, к примеру, или истории науки, социологии науки. Ее специфика вытекает из самой природы философии – быть «самосознанием культуры». Во все времена, с самого ее возникновения, философия занималась анализом основных форм духовной деятельности человека, отвечала на запросы культуры, эпохи. К примеру, в античности на первый план осмысления мира выдвинулись проблемы натурфилософии (милетцы, Гераклит, Демокрит), человека (софисты, Сократ, Платон), политики (Аристотель). В средние века философы занимались анализом доминирующей формы общественного сознания – религии, в эпоху Просвещения – права. В эпоху Нового времени внимание философов акцентируется на проблемах научного метода. Можно говорить о том, что основы методологии науки заложили мыслители XVII века Ф.Бэкон и Р.Декарт. О работе И.Канта «Критика чистого разума» также можно говорить как о философии науки в таком ее аспекте, как соотношение науки и методологии науки. Как возможна наука в качестве объективного, общезначимого знания, ставил вопрос И.Кант. Его ответ сводился к признанию значения опыта, факта, критики как основы общезначимых положений для науки.
В наше время доминирующей формой общественного сознания является наука, а потому, как заявляет один из отечественных философов А.Д. Панин, сегодня без философии науки не может быть никакой философии (хотя с этим можно и поспорить).
Философия науки как одно из направлений западноевропейской философии возникла из осмысления соотношения, взаимодействия философии и науки. Она опирается на позитивистский призыв к философам отказаться от метафизических абстракций и обратиться к исследованию позитивного (научного) знания. Именно позитивизм претендует на роль философии науки (в представлении О.Конта).
Философия науки
как дисциплина, безусловно, испытывает
огромное влияние западноевропейского
направления философии науки. Оно,
прежде всего, в том, что концептуальные
основы, стержневые проблемы философии
науки как дисциплины рассматриваются
с позиций выводов и разработок
конкретных авторов конкретных школ
западноевропейского
В отечественной
философии проблемы философии науки
наиболее активно стали обсуждаться
в 60-е годы XX столетия. К их числу
следует отнести вопросы
Наиболее выдающимися отечественными специалистами в области философии науки, внесшими значительный вклад в разработку перечисленных проблем, являются ученые и философы: Б.М. Кедров, П.В. Копнин, В.С. Степин, Г.И. Рузавин, М.В. Мостепаненко, Л.Б. Баженов, П.Н. Федосеева, Л.А. Микешина, В.А. Лекторский, П.П. Гайденко и др.
В этот же период появляется большое количество работ по философии физики, философии биологии, философии истории, философии психологии, философии математики, медицины. Особое место занимают философские проблемы социально-гуманитарного знания.
2. Говорить о философии науки невозможно, не уяснив вопроса о том, что же такое наука. При определении понятия «наука» следует учитывать по крайней мере три аспекта ее бытия: познавательный, социальный и социокультурный. При таком подходе наука предстает как «особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о мире»[2], как «социальная система, состоящая из профессиональных сообществ, основной целью которых является получение, распространение и применение научного знания»[3], и как специфическая сфера культуры (наравне с моралью, религией, философией, искусством).
Кратко рассмотрим содержание этих трех аспектов бытия науки.
Наука как познавательная деятельность имеет цель: выявить законы, по которым существуют объекты материального мира, с тем, чтобы эти объекты преобразовывать в соответствии с потребностями человека.
Наука возникла из
практической деятельности, обыденного,
повседневного, житейского опыта, однако,
в отличие от него, приобрела способность
опережать практику по освоению объектов
материального мира. «Она способна
выходить за рамки каждого исторически-
Деятельность ученых
в поиске и утверждении истины,
ее проверки требует не только эксперимента,
но и использования специальных
приборов, технических изобретений
(микроскопа, телескопа, кино- и фотокамеры,
химических реактивов пр.), что и
позволяет опережать
Наука как познавательная
деятельность исходит из положения
об объективном характере
Как пишет Г.И. Рузавин, «объективность, предметность и нацеленность исследования на открытие все новых явлений и процессов природы и общества придают научному познанию необходимую целостность, превращая науку в систему объективно истинных понятий, суждений и теорий»[5].
Из вышеизложенного следует, что науке присущи такие характерные только для нее признаки, как обоснованность и доказательность знания, способность прогнозировать, предвидеть ход отдельных процессов и явлений, системность, нацеленность на практику, методологическая рефлексия.
Наука как социальный институт начала формироваться в XVII-XVIII вв., когда в Западной Европе возникли первые научные сообщества, академии, стали выпускаться научные журналы. На сегодняшний день наука представляет сложную сеть «взаимодействующих друг с другом коллективов, организаций и учреждений – от лабораторий и кафедр до государственных институтов и академий, от «невидимых колледжей» до больших организаций со всеми атрибутами юридического лица, от научных институтов и научных парков до научно-инвестиционных корпораций, от дисциплинарных сообществ до национальных научных и международных объединений»[6].
В процессе развития
науки менялись ее функции в социальной
жизни. Так, в период становления
науки как социального
Сегодня наука – не только социальный институт, но и социальная сила, поскольку ее методы, научные знания широко используются в решении самых разных проблем, возникающих в обществе.
К примеру, методы и данные конкретных наук широко используются при разработке планов и программ социального, экономического развития. Здесь необходимы участие ученых, комплексное применение знаний и методов естественных, технических и общественных наук.
Функции науки как социальной силы чрезвычайно необходимы в решении глобальных, экологических проблем современности. Не секрет, что именно развитие науки, научно-технический прогресс породили эти проблемы, но, с другой стороны, никто иной, как сами ученые указали на эту опасность, именно они обозначили симптомы надвигающейся опасности для человечества и привлекли к ней внимание общественности, руководителей государств, учреждений, предприятий. Объяснение причин возникновения экологической опасности, поиски путей разрешения этих проблем, выдвижение целей, задач и средств для их достижения – все это является прерогативой ученых в современном мире.
Наука как специфическая сфера культуры рассматривается с точки зрения ее взаимодействия с другими формами общественного сознания (искусством, религией, философией, моралью и т.д.), а также выявления специфических для науки и отличительных от других форм общественного сознания признаков.
Поскольку вопрос
об отношении науки и искусства,
науки и философии будет
3. Начало систематическому анализу науки было положено позитивизмом. Возникает он в 30-40-е годы XIX столетия, а его основателем считается французский философ, социолог, методолог и популяризатор наук О.Конт (1797-1857). Последователи О.Конта – Г.Спенсер, Д.С. Милль и др. составили ядро школы позитивизма. (В России это течение представлено именами П.Лаврова, Н.Михайловского.) Можно сказать, что философия позитивизма – это философия научного знания. В своем развитии позитивизм прошел IV стадии: первый позитивизм (О.Конт, Г.Спенсер, Д.С. Милль, И.Тэн и др.); второй позитивизм, представленный именами Э.Маха, Р.Авенариуса, В.Оствальда; третий позитивизм, или неопозитивизм в форме аналитической философии (К.Поппер, А.Куайн, К.Айдукевич, Л.Витгенштейн и др.) и философов Венского кружка, на основе которого сформировался логический позитивизм в лице М.Шлика, О.Нейрата, Р.Карнапа и др.), и, наконец, четвертый позитивизм, или постпозитивизм (Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд и др.)[7].