Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 12:51, шпаргалка
1. Научная революция 17 века. Развитие науки в Новое время (17-18 вв.).
2. Развитие философии и науки в Новое время. Проблема метода. Проблема идеала знания.
3. Достижения естествознания в 19 веке. Идеалы классической науки.
4. Кризис оснований классической науки и научная революция в 19-20 вв.
...
39. Марксистский подход к исследованию социальной реальности.
I. 1) Наблюдение.
Данные наблюдений выражаются в форме записей в протоколах наблюдений, где указывается, кто наблюдал, время, приборы (если они применялись). Иногда включают ошибки наблюдателя, наслоение внешних воздействий, систематические и случайные ошибки приборов – в таком случае не могут служить эмпирическими основаниями для теоретических построений.
Такими основаниями выступают эмпирические факты, фиксируемые на языке науки. Соответствующий объект исследования может быть выявлен только через структуру отношений, участвующих в эксперименте фрагментов (объекты оперирования). Научные наблюдения целенаправленны и осуществляются как систематические, которые предполагают особое деятельностное отношение субъекта к объекту, конструирование приборной ситуации. Случайные наблюдения могут быть импульсом к развитию только тогда, когда они переходят в систематическое наблюдение. Жесткая фиксация структуры наблюдения позволяет выделить из бесконечного многообразия взаимодействий те, которые интересуют исследователя. Осуществление систематического наблюдения предполагает использование теоретических знаний – применяются при определении целей и при конструировании приборной ситуации. Т.о. любое наблюдение несет на себе отпечаток предшествующего развития теорий.
I. 2) Предметная структура экспериментальной практики может быть рассмотрена в двух аспектах. 1). Как взаимодействие объектов, протекающее по естественным законам. 2). Как искусственное, человеком созданное и организованное действие. В научном эксперименте выделяются свойства объекта, интересующие экспериментатора. В развитых формах эксперимента некоторые объекты изготавливаются искусственно, к ним относятся в первую очередь приборные установки, с помощью которых проводится экспериментальное исследование (например, в современной ядерной физике это могут быть установки приготовляющие пучки частиц, стабилизированные по определенным параметрам: (энергия, пульс, поляризация)).
II. Познавательные процедуры, осуществляющие переход от данных наблюдения к эмпирическим зависимостям и фактам.
Переход от данных наблюдения к эмпирическим зависимостям и научному факту предполагает исключение из наблюдений содержащихся в них субъективных моментов (связанных с возможными ошибками наблюдателя, случайными помехами, искажающими протекание изучаемых явлений, ошибками приборов) и получение достоверного, объективного знания о явлениях.
Такой переход предполагает два типа операций. 1.) Рациональная обработка данных наблюдения и поиск в них устойчивого инвариантного содержания. Для формирования факта Необходимо сравнить между собой множество наблюдений, выделить в них повторяющиеся признаки и устранить случайные погрешности, связанные с ошибками наблюдателя. Если в процессе наблюдения производится наблюдение, то требуется определенная статистическая обработка результатов измерения и поиск среднестатистических величин в множестве этих данных. Поиск инварианта свойственен не только естественнонаучному, но и социально-историческому познанию. Например, историк, устанавливающий хронологию событий прошлого стремится выявить и сопоставить множество исторических свидетельств. 2). Для установления факта необходимо истолкование выявляемого в наблюдениях инвариантного содержания. В процессе такого истолкования используются ранее полученные теоретические знания. Например: У. Крукс экспериментируя с катодными лучами зарегистрировал их отклонение под воздействием магнита. Полученные в этом опыте данные наблюдения были интерпретированы им как доказательства того, что катодные лучи являются потоком заряженных частиц. Основанием такой интерпретации послужили теоретические знания о взаимодействии заряженных частиц и поля, почерпнутые из классической электродинамики. Именно применение этих знаний привело к переходу от инварианта наблюдений к соответствующему эмпирическому факту.
20. Структура теоретического знания. Функции научной теории.
(Лекция Сориной) Структура теоретического знания: а) модели частных областей знания; б) модели развитых научных теорий (могут включать уровень а)). Формирование теорий, в рамках которых задается система законов и способы получения нового знания из уже имеющегося - гипотетико-дедуктивный метод. Таким образом структура теории рассматривается по аналогии с формализованной математической теорией, которой принадлежит иерархическая система высказываний, где из базисных утверждений верхних ярусов выводятся высказывания нижних вплоть до сравнимых с полученными эмпирически → противоречие: эмпирический уровень выстраивается по индуктивной системе, она неустойчива, рискованна, так как один факт может ее опровергнуть; а теоретическая модель устойчива (так как дедуктивна), но не дает приращения знания, только уточняет существующее → не могут вместе представить однозначную структуру научного знания; с самого начала была проблема интерпретации.
В интеррогативной модели структура научного знания: эмпирический уровень – теоретически нагруженные вопросы, теоретический – вопросы и ответы на них. Теоретическая нагруженность последующих рассуждений вне зависимости от области исследования задается структурой вопроса: а) явная предпосылка вопроса; б) неизвестные вопросы – то пространство, в рамках которого необходимо проводить исследование. Вопрос присутствует в теории: 1) в текстах теории → исследователь реконструирует тот вопрос, ответом на который стал конкретный текст. Задача реконструкции неоднозначна: серьезный текст при чтении отвечает на вопросы читателя в зависимости от его уровня знания и целей чтения. 2) вопросы, заданные читателем – тоже зависят от читателя. Заданный вопрос может и не привести к созданию новой теории.
(Получено от Голоцвана) Единица теоретического знания – теоретическая модель и формулируемый относительно нее теоретический закон. Теоретическая модель состоит из абстрактных объектов (теоретических конструктов), которые находятся в строго определенных связях и отношениях друг с другом. Теоретические законы непосредственно формулируются относительно абстрактных объектов теоретической модели. Они могут быть применены для описания реальных ситуаций опыта лишь в том случае, если модель обоснована в качестве выражения существенных связей действительности. Теоретические модели входят в состав теории (в состав схемы). Теоретические схемы: 1) в составе фундаментальной теории – построена из небольшого набора базисных абстрактных объектов, конструктивно независимых друг от друга, и относительно которой формулируются фундаментальные теоретические законы; 2) в составе частных теорий (теоретические схемы и законы колебания, вращения тел, соударения упругих тел); 3) теоретические схемы играют важную роль в развертывании теории.
Некоторые частные теоретические схемы ассимилируются развитой теорией, поэтому они редко сохраняются в своем первоначальном виде, а чаще всего трансформируются и становятся компонентом развитой теории.
. Функции научной теории.
(Учебник Лебедева) Научная теория – логически организованное множество высказываний о некотором классе идеальных объектов, их свойствах и отношениях.
(Учебник
Микешиной) Исследователи-
21. Методы научного познания и их классификация.
(Получено от Голоцвана) Метод познания – некоторая специфическая процедура, состоящая из последовательности определенных действий или операций, применение которых либо приводит к достижению целей, либо приближает к ней. Первоначально представление о методе возникло в рамках практической деятельности, где под ним подразумевают некоторую последовательность действий для производства тех или иных вещей. В современной науке эти методы характеризуются как алгоритмы, так как они допускают однозначные решения задач массового характера.
Методы познания могут классифицироваться по разным основаниям деления.
I. По точности предсказаний: 1). детерминистские, 2). стохастические (вероятностно-статистические).
II. По функциям, осуществляемым в процессе познания: методы систематизации, методы объяснения, методы предсказания.
III. По конкретным областям исследования: физические, биологические, социальные и т.д.
IV. По уровню познания: эмпирические и теоретические методы.
Существуют три основных метода опосредовано (с применением специальных познавательных средств) получение нового знания – операциональный, экспериментальный и логико-математический. Все остальные частные методы, как правило, представляют некоторую комбинацию этих трех.
На операциональном уровне используются такие процедуры, как систематическое наблюдение, сравнение, счет, измерение. Важность процедур этого уровня в развитии естественных наук была осознана в первой четверти XX века в свете достижений ученых при создании теории относительности и квантовой механики.
В основе экспериментального способа получения нового знания лежит материальное взаимодействие, используемое в познавательных целях. Всякое специфическое воздействие при одних и тех же условиях его осуществления однозначно связано со специфической реакцией предмета исследования. В истории опытных наук эксперимент возникает в эпоху ренессанса и перехода к новому времени.
Операциональный и экспериментальный методы образуют средства получения эмпирического знания, включающего получение фактов и эмпирических обобщений.
Методы эмпирического познания.
1. Научное наблюдение: предполагает замысел, цель и средства, с помощью которых субъект переходит от предмета деятельности – наблюдаемого явления, к ее продукту – отчету о наблюдаемом явлении, к ее продукту – отчету о наблюдаемом. 2. Сравнение: предполагает существование такого отношения, в котором сравниваемые предметы объективно выступают как качественно однородные, и никакие другие свойства данных предметов не играют для указанного отношения никакой роли. Отношения, в которых предметы фигурируют как тождественные, однородные, сравнимые и т.д., существуют объективно, независимо от процедуры сравнения. 3. Измерение: процедура, фиксирующая не только качественные характеристики объектов и явлений, но и количественные аспекты. Предполагает наличие в средствах деятельности некоторого масштаба (единицы измерения), правил процесса измерения и измерительного устройства. Измерение может быть: 1) прямое, когда результат получается путем непосредственного сравнения измеряемой величины с эталоном, с помощью измерительных приборов; 2) косвенное измерение, когда искомая величина определяется на основании прямых измерений других величин, связанных с первой математически выраженной зависимостью. 4. Эксперимент. Два типа экспериментальных задач: 1) Исследовательский эксперимент- поиск неизвестных зависимостей между несколькими параметрами объекта; 2) Проверочный эксперимент, применяется в случаях, когда требуется подтвердить или опровергнуть те или иные следствия теории. 5. Абстрагирование: заключается в выработке соответствующих концептуальных элементов знания – абстрактных объектов, понятий, категорий. 6. Индукция. Метод движения мысли от менее общего знания к более общему. Перечислительная индукция – умозаключение, в котором осуществляется переход от знания об отдельных предметах класса к знанию обо всех предметах этого класса. Имеются две ее основные разновидности: 1) полная индукция: исследование конечного и обозримого класса, в посылках содержится информация о наличии или отсутствии определенного свойства у каждого элемента класса; 2) неполная: заключение обо всем классе делается на основании множества утверждений о наличии определенного свойства только у части элементов этого класса: заключения всегда являются незаконными с логической точки зрения и гипотезами в гносеологическом плане. Виды индукции: 1) Индукция через элиминацию (Фриндих Бэкон) – ученый выдвигает на основе наблюдений несколько гипотез о его причинах, затем в ходе экспериментов, наблюдений и рассуждений он должен опровергнуть все неверные предположения о причине интересующего явления. Оставшаяся неопровергнутой гипотеза считается истинной. 2) Индукция как обратная дедукция (Ст. Джевонс и В. Уэвелл) – критерием правильной индукции является дедукция: только то индуктивное восхождение мысли от частного к общему является логически правильным, которое в обратном направлении является строго логическим (дедуктивным). 7. Фальсификация. (Карл Поппер). 8. Экстраполяция. Экстенсивное приращение знания путем распространения следствий какой-либо гипотезы с одной сферы явлений на другую.
Методы теоретического познания.
1. Идеализация (Э.Мах). Связана с образованием некоторых абстрактных объектов принципиально не осуществимых в опыте и действительности. Например, понятия «точка», «бесконечность», «абсолютное твердое тело», «идеальный газ».
2. Формализация – уточнение содержания познания, осуществляемая посредством того, что с изучаемыми объектами явлениями и процессами данные области действительности определенным образом сопоставляются некоторые материальные конструкции, обладающие относительно устойчивым характером и позволяющие выявить и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов. Два типа формализованных теорий: 1) полностью формализованные (построены в аксиоматически дедуктивной форме с явным указанием используемых логических средств); 2) частично формализованные (язык и логические средства), используемые при развитии данной науки, явным образом не фиксируются (лингвистика, различные разделы биологии).
3. Математическое моделирование. Математическая модель – абстрактная система, состоящая из набора математических объектов. Два типа математических моделей: 1. модель описания: не предполагает каких бы то ни было содержательных утверждений о сущности изучаемого круга явлений. Соответствие между формальной и физической структурой не обусловлено какой либо закономерностью и носит характер единичного факта; 2. Модель объяснения. Структура объекта находит себе соответствие в математическом образе, она обладает способностью объяснения.
4. Рефлексия – основной метод метатеоретического познания в науке, познание обращенное ученым на самого себя. Здесь подвергаются анализу сами результаты. Конечная цель – выявить, насколько обоснованы, точны, истинны полученные результаты. В зависимости от того, на каком этапе находится развитие той или иной отрасли знания и какие задачи выдвигаются на первый план, доминирует определенный тип рефлексии: 1) рефлексия над результатами познания; 2) анализ познавательных средств и процедур; 3) выявление предельных культурно-исторических оснований, философских установок, норм и идеалов исследования.
Научное познание:
1. Методы эмпирического познания (научное наблюдение, эксперимент, измерение, использование приборов, эмпирическое обобщение, выдвижение эмпирических гипотез, формулировка эмпирических законов, их эмпирическое подтверждение, фальсификация, экстраполяция и др.).