Шпаргалка по "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 19:13, шпаргалка

Краткое описание

1 Философия, ее предмет и функции 3
2 Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения. 3
3.Возникновение, структура и основные характеристики философского знания 5
4 ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ 8
5.Основные философские школы и направления, критерии их классификации 8
6.Исторические формы материализма и идеализма. 10
Периодизация и типология 13
8.Философия Древней Индии: обзор философских школ и идей. 14

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 216.84 Кб (Скачать файл)

— Шеллинг переносит на природу  предложенные Фихте принципы диалектического  развития, природа у него — развивающийся  дух;

— Гегель представил развернутую, всестороннюю теорию идеалистической диалектики. Он исследовал весь естественный, исторический и духовный мир как процесс, т. е. в его беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, противоречиях, перерывах постепенности, борьбе нового со старым, направленном движении;

— Фейербах в своей диалектике рассматривает связи явлений, их взаимодействия и изменения, единство противоположностей в развитии явлений (дух и тело, сознание человека и  материальная природа).

№36.Философские  идеи классического немецкого материализма.

Философия Людвига Фейербаха (1804 – 1872) считается завершающим этапом немецкой классической философии, видными  представителями которой были Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте, и началом  материалистической эпохи в немецкой и мировой философии.

Главное направление философии  Фейербаха – критика немецкого  классического идеализма и обоснование  материализма.

Материализм как направление философии  возник задолго до Фейербаха (Древняя  Греция – Демокрит и Эпикур; Англия нового времени – Бэкон, Локк; Франция  – просветители-материалисты), однако указанные материалистические философские  школы были, главным образом, внутренним национальным явлением своего времени  и отличались непоследовательностью  и противоречиями, находились под  сильным влиянием теологии, искали компромисс между материалистическими  идеями и существованием Бога (формой подобного компромисса был, в  частности, деизм).

Философия Людвига Фейербаха стала  первым случаем глубоко последовательного  материализма, основными чертами  которого были:

полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового  религиозного влияния;

попытка объяснить Бога и религию  с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы;

материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем  окружающего мира и человека;

большой интерес к социально-политическим вопросам;

убеждение в познаваемости окружающего  мира.

Философия Фейербаха стала водоразделом между немецкой классической философией и немецким материализмом XIX в., предтечей  марксизма. Сформировавшаяся под большим влиянием философии Фейербаха марксистская философия (К. Маркс, Ф. Энгельс) вышла за национальные рамки Германии и стала общемировой философией, особенно популярной в середине и конце XIX – первой половине ХХ вв. В ряде стран, пошедших по коммунистическому пути развития (СССР, Китай, Восточная Европа, некоторые страны Азии и Африки), материалистическая философия (выросшая на основе философии Фейербаха, Маркса, Энгельса и др.) стала официальной и общеобязательной.

2. Критика Фейербахом гегелевской  философии.

Ранний период философии Фейербаха  характерен критикой идеалистической  философии, особенно Гегеля. Так, Фейербах:

отвергает идею тождества бытия  и мышления;

не признает наличия абсолютной идеи – самостоятельной субстанции и первопричины материального мира;

логически доказывает невозможность  отчуждения (превращения) абсолютной идеи в материальный мир – окружающий мир очевиден и осязаем, в то время  как абсолютная идея – лишь догадка  разума, выдумка Гегеля;

не признает единства философии  и религии;

отвергает диалектику (ошибка Фейербаха).

Философию Гегеля Фейербах считает  искусственной, подверженной предрассудкам, обращенной в прошлое, не соответствующей  новейшим достижениям науки.

3. Антропология Фейербаха.

В противовес объективному идеализму  Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что:

единственно существующими реальностями являются природа и человек;

человек является частью природы;

человек есть единство материального  и духовного;

человек должен стать главным интересом  философии;

идея существует не сама по себе, а  есть продукт сознания человека;

Бога как отдельной и самостоятельной  реальности не существует; Бог –  плод воображения человека;

природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем  не уничтожима;

все, что нас окружает (предметы, явления), - различные проявления материи.

№37. Формирование западной постклассической философии.

В творчестве Гегеля западноевропейская классическая философия достигла пика своего развития. Этому немецкому  мыслителю удалось решить фундаментальную  проблему, стоящую перед философией со времен Платона - проблему тождества  субъекта и объекта. После того, как  неогегельянцы осмыслили факт исчерпанности  классического рационального дискурса, им и их оппонентам стало очевидно, что у философии осталось два  возможных направления развития: или двигаться по пути уточнения  классической философии, критиковать  её отдельные стороны, моменты, уточнять нюансы, второстепенные аспекты, или  же создавать новую парадигму. До середины девятнадцатого века западная философия пребывала в состоянии  растерянности, пыталась "улучшить" Гегеля, сознавая постепенно бесперспективность этой задачи. Но одновременно шел поиск  и новых, альтернативных классической философии форм и способов философствования. В результате этих творческих исканий  к концу XIX столетия появилось множество  философских направлений, школ и  отдельных учений, объединенных в  философской историографии названием "постклассической философии".

Хотя в постклассической философии  нет видимого стилевого и содержательного  единства, можно выделить некоторые  общие черты, присущие составляющим её персоналиям, школам, течениям:

 

* Иррационализм - убеждение, что  мир невозможно выразить только  с помощью рациональных форм  и способов познания.

* Разведение философии и науки,  попытка показать, что это совершенно  различные способы познания.

* Использование возможностей художественного  дискурса для достижения целей  философского знания.

* Повышенный интерес к экзистенциальной  проблематике.

* Возрождение интереса к онтологическим  исследованиям. 

 

В последнее десятилетие девятнадцатого века начали складываться предпосылки  философских направлений, ставших  популярными в двадцатом веке и доминирующих в философской  палитре современности вплоть до конца XX столетия. Некоторые из них  перешли в новое тысячелетие. К этим направлением относятся: позитивизм, прагматизм, экзистенциализм, феноменология, герменевтика, структурализм. Каждое из них выступило с претензией на замещение роли гегелевской философии, то есть стремилось выработать систематическое  видение мира.

Период с 30-х по 80-е годы ХIХ столетия можно назвать переходным в истории западной философии: старые формы философствования исчерпали себя, а новые еще не сложились. Тем не менее, национальные философии этого времени выдвинули ряд имен, вошедших в историю философии и культуры и заложивших предпосылки неклассического способа философствования.

Немецкая философия в XIX веке

 

Философия в Германии, после смерти Гегеля, не представляла собой цельного в содержательном и формальном отношении  образования. Младогегельянство к  концу 40-х годов сошло на нет, исчерпав возможности экспликации гегелевского наследия, а Ницше, Шопенгауэр, неокантианцы стали авторитетами лишь в начале следующего столетия. Можно выделить такие явления немецкой философской мысли 19 века:

 

* Психологизм и реализм (Я.Фриз, И.Гербарт).

* Идеалистические учения ( В.Вундт, Р.Лотце, Г.Фехнер ).

* Материализм ( Л.Фейербах, Э.Гегель).

* Пессимизм ( А.Шопенгауэр, Э.Гартман).

* Имманентная философия ( В.Шуппе, И.Ремке).

* Позитивизм (Р.Авенариус, Э.Мах,  А.Риль).

* Индивидуализм ( М.Штирнер, Ф.Ницше).

* Неокантианство (О.Либман, Г.Риккерт,  В.Виндельбанд).

 

В перспективе сегодняшнего состояния  западной философии очевидно, что из перечисленных учений лишь несколько заслуживают более подробного ознакомления: материалистическая концепция Фейербаха, пессимизм А.Шопенгауэра, индивидуализм Ф.Ницше и неокантианство.

№38«Философия жизни» как течение западной философской  мысли.

 

Философия Жизни

- направление в западноевропейской  философской мысли, сложившееся  в последней трети 19 в. в  Германии и получившее известность,  гл. обр., в первой трети 20 в.  Ф.Ж. утрачивает самостоятельное  значение после Второй мировой  войны в связи с утверждением  философии экзистенциализма, которая  дополнила основные принципы  Ф.Ж. феноменологическим методом  и акцентировала внимание на  ряде новых острых проблем  современной эпохи. Ф.Ж. возникла в эпоху, когда европейский капитализм начинает проявлять первые симптомы своего кризиса, выразившиеся в нарастании иррациональности общественной жизни, учащении конфликтов между личностью и обществом и во все большем поглощении тотальностью социума человеческой индивидуальности. Осознание такого рода “экзистенциального будущего” оказалось чревато серьезной внутрифилософской переориентацией. Наступает полоса сильных в своем пафосе умонастроений, когда иррациональность общества пытались эксплицировать через аналогичные свойства самой человеческой природы, как имеющей глубинные и вечные, “как сама жизнь” корни. Отсюда и столь резкий протест против панлогического усечения мироздания, гипертрофировавшего рассудочность и абстрактный рационализм, оказавшихся во многом несостоятельными перед запросами времени. Была выдвинута идея о том, что в своей попытке построить целостное мировоззрение, философия не может и не должна опираться исключительно на естественные науки. Более того, она не должна абстрагироваться и от конкретного человека с его реальными жизненными проблемами. В имманентно-философском плане в Ф.Ж. сформировался резкий отказ от традиционного гармонизирующего системо-созидания и его главной движущей силы – науки; акцент был сделан на преодолении рационализма предшествующей философской классики, оцененного как преходящее историческое явление. Ф.Ж. может быть рассмотрена, т.обр., как реакция (хотя и гипертрофированная) против издержек рассудочного века Просвещения; реакция, главным пафосом которой стало противопоставление разуму сил самой жизни с ее иррациональностью, непосредственностью и принципиальной недоступностью, для всякого рационального осмысления. Целостная реализация данного умонастроения и привела в конечном счете к такого рода философскому движению, как Ф.Ж., представленному именами Ницше, Дильтея, Зим-меля, Шпенглера и Бергсона. Среди философских предшественников этого направления – молодой Гете периода “Бури и натиска”, призывавший дополнить “единодержавие рассудка красотой непосредственного воззрения и стихией жизненного чувства”; немецкие романтики; Шопенгауэр и, как это ни парадоксально, представители немецкой классической философии (особенно Гегель с его феноменологизмом и Шеллинг как автор учения о слепой бессознательной воле). Однако, в отличие от своих предшественников, взгляды которых находились еще в пределах классического типа философствования, т.к. по существу ставили задачу примирить хотя и различные, но в сущности родственные элементы познания, Ф.Ж. с самого начала была ориентирована на принципиальный разрыв этой гармонии, отводя разуму по преимуществу утилитарно-прикладное, вспомогательное место в познавательной активности. Ф.Ж. возникла также и как реакция на тот кризис, который а последней трети 19 в. переживало механистическое по своей сути естествознание. Под влиянием успехов в биологии, вплотную приблизившейся к исследованию проблемы живого, наметились попытки объяснить законы неорганической материи опираясь на т.наз. новый “витализм” и “органицизм”. Сложилась устойчивая тенденция “жизненного объяснения” всего и вся, которая постепенно выходит за рамки естественных наук, охватывая психологию, культурологию, историю, этику, религию и т.д. Позднее ее концентрированным выражением станет герменевтический метод в философии и науке, а пока интерпретацией такого рода интенций занялась Ф.Ж., ставящая перед собой задачу построения целостного миропонимания, опираясь исключительно на понятие “жизни” – этой первичной реальности, целостного органического процесса, предшествующего разделению мира на идеальное и материальное. При этом жизнь понималась не только как сущность мира (онтологический аспект); она же провозглашается и единственным органом его познания (гносеологический аспект). Иначе говоря, сама жизнь должна философствовать из себя самой. Так, особенности предмета постижения диктуют специфику самих форм его познания, трансформируя всеобъемлющую онтологическую реальность-жизнь в плоскость психического по сути процесса – непосредственного переживания, которое расшифровывалось здесь как расширение человеческого Я – до “космического” посредством “вживания” в то, что должно быть познано. В этом смысле “жизнь” становится непосредственно переживаемой сущностью мира. С помощью понятия “жизнь” создавалось представление о мире как целом, о способе его постижения, о смысле человеческой жизни и тех ценностях, которые придают “жизни” этот смысл. При этом возникла чисто виталистская теория ценностей, дедуцируемая из тех же основополагающих принципов Ф.Ж.: если мир в его глубочайших основах есть жизнь, то в человеческой жизни важна только сама эта жизнь, которая и наполняет смыслом существование. Так, жизнь становится универсальным принципом мироздания, охватывая одновременно и проблемы бытия, и проблемы познания и ценностей. Спектр взглядов основных представителей Ф.Ж. оказывается чрезвычайно многообразен, т.к. само понятие “жизни” в силу его расплывчатости и многозначности дало возможности для самых различных его интерпретаций, как биологических, психологических, так и культурно-исторических. Ф.Ж. оказала, без преувеличений, колоссальное воздействие на европейскую культуру и самосознание 20 в. Особенно велико это влияние оказалось для гуманитарной сферы знания, представители которой до сегодняшнего дня эффективно реализуют многие из методологических установок Ф.Ж. (дескриптивно-деструктивный феноменологизм и филологизм Ницше, герменевтику Дильтея, антиисторицизм и антицентризмШпенглера с его циклической моделью уникально-автономных культурных организмов, идеи о “закрытом обществе” Бергсона и мн. др.). Задав мощную, инородную философской классике антисциентистскую традицию, Ф.Ж. явилась по сути, первым историческим выражением нового типа философствования, ставшего господствующим в европейской ментальности, начиная с 30-40-х 20 в. со свойственными ему отказом как от претензий на завершающее системоосмысление мира, так и от поддержания мифа о единстве этого мира и разума.

№39.Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.

Позитивизм - широко распространенное течение в философии, основанное в 30-х гг. XIX в. французским философом  Огюстом Контом (1798 — 1857). Во Франции  этого течения придерживались Э. Линттре, Э. Ренан. В Англии позитивизм был представлен в творчестве Джона Стюарта Миля (1806 — 1873) и  Герберта Спенсера (1820 — 1903). В Германии идеи позитивизма развивали Якоб Молешотт (1822 — 1893) и Эрнст Геккель (1834 — 1919), в России — 

Н. К. Михайловский и П. Л. Лавров и  другие.

Названные философы относятся к  «первому позитивизму». «Второй позитивизм»  связан с деятельностью Э. Маха (1838 — 1916) и Р. Авенариуса (1843 — 1896), немецких ученых, называвших свою философию  эмпириокритицизмом, а также с  деятельностью французского ученого  А. Пуанкаре (1854 — 1912).

Идеи позитивизма были подхвачены и преобразованы в трудах Бертрана Рассела (1872 — 1970), Рудольфа Карнапа (1891 — 1970), Мориса Шлика (1882 — 1936), Людвига  Витгенштейна (1889 — 1851) и др.

Философия этих мыслителей получила название неопозитивизма. В дальнейшем идеи представителей неопозитивизма нашли  развитие в трудах постпозитивистов (К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун и др.).

Программу позитивизма с учетом его эволюции можно представить  так:

? познание должно быть освобождено от мировоззренческой и ценностной интерпретации;

? вся прежняя, традиционная философия как доктринерски-догматическая, метафизическая, т. е. направленная на поиски первопричин и субстанциональных начал и сверхчувственных сущностей, должна быть упразднена и заменена либо непосредственно специальными науками (наука — сама себе философия), либо обзором системы знаний, учением о языке науки;

? следует отказаться от крайностей материализма и идеализма и пойти третьим путем.

Как совокупность философских идей, распространенных по всему миру, позитивизм имеет следующие черты:

? В противовес субъективному идеализму И. Канта, позитивизм отказывается от признания априорного познания единственным средством достижения подлинного знания. В качестве единственного средства научного познания позитивисты выделяют научные методы.

? Наука рассматривается позитивистами в качестве средства познания и преобразования мира. Позитивисты верят в силу научной рациональности.

? Позитивисты полагают, что наука способна выявить в процессах природы и общества закономерное.

? Для позитивизма характерна вера в прогресс.

 

НЕОПОЗИТИВИЗМ

Неопозитивизм («логический атомизм», «логический позитивизм», «аналитическая философия», «логический эмпиризм») является широко распространенным философским  течением. В рамках этого течения  были развиты идеи «первого позитивизма» и «второго позитивизма».

Информация о работе Шпаргалка по "Философия"