Шпаргалка по "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 19:13, шпаргалка

Краткое описание

1 Философия, ее предмет и функции 3
2 Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения. 3
3.Возникновение, структура и основные характеристики философского знания 5
4 ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ 8
5.Основные философские школы и направления, критерии их классификации 8
6.Исторические формы материализма и идеализма. 10
Периодизация и типология 13
8.Философия Древней Индии: обзор философских школ и идей. 14

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 216.84 Кб (Скачать файл)

«Логический позитивизм зародился  в так называемом «Венском кружке», который образовался в начале 20-х гг. под руководством М. Шлика (1882 — 1936), в который входили Л. Витгенштейн, Р. Карнап, Ф. Франк, О. Нейрат, Г. Хан и др. Наряду с «Венским кружком» и берлинским «обществом эмпирической философии» (Г. Рейхенбах) в 30-х гг. возникали: группа «аналитиков» в Англии (Дж. Райл и др); львовско-варшавская школа в Польше

(К. Твардовский, К. Айдукевич,  А. Тарский).

Общая черта неопозитивизма, чаще всего называемого сегодня «аналитической философией», — детальное исследование языка с целью прояснения философских  проблем. Наиболее крупными представителями  аналитической философии считаются  Б. Рассел (1872 — 1970) и Л. Витгенштейн (1989 — 1951). Рассел прожил долгую жизнь  и написал много работ. В соавторстве  с А. Уайтхедом он издал фундаментальный  труд «Начала математики» (1910). Позже  он самостоятельно писал «Анализ сознания» (1921), «Исследование значения и истины» (1940), «Человеческое познание, его сфера и границы» (1950), «История западной философии» (1948) и др.

Б. Рассел, будучи крупным математиком, вложил большой вклад в дело применения логического анализа к исследованию основ математики. Он полагал, что  при этом важно уточнить смысл  слов и предложений, составляющих знание, путем преобразования менее ясных  положений в более ясные. Метод логического анализа он применил к философии. В своих работах «Наше знание внешнего мира» (1914) и «Логический атомизм» (1924) он выдвинул мысль о том, что с помощью логики можно раскрыть сущность философии.

Следует отметить, что как философ  Б. Рассел не ограничивал круг своих  интересов лишь логическим анализом языка. Он внес заметный вклад в исследование проблем теории познания, социальной философии и этики.

Ученик Б. Рассела Людвиг Витгенштейн  считается одним из самых оригинальных мыслителей XX в. Он автор «Логико-философского трактата» (1921) и «Философских исследований». Тексты философа составлены из пронумерованных  фрагментов. В первом сочинении он применил метод логического анализа, а во втором — метод лингвистического анализа.

В «Логико-философском трактате»  мир представляется как совокупность фактов. Последние выступают как  события, которые в свою очередь  состоят из объектов и являются их возможными конфигурациями. О событиях повествуют логические атомы — элементарные высказывания. Из фактов формируется  представление о мире и картина  мира. Обо всем этом возможны высказывания, составляющие содержание знания.

Необычному толкованию в этом сочинении  было подвергнуто понимание термина  «философия». Витгенштейн считает  философию лишь средством логического  прояснения мыслей. Философия, по его  мнению, — не учение, а деятельность по разъяснению и прояснению мыслей. Согласно Витгенштейну, для того чтобы  философствовать, не обязательно говорить, поскольку и демонстрация молчания тоже в определенном случае может  быть философским отношением к действительности.

Неудовлетворенность своей попыткой отразить «картину» мира в языке  в такой мере ясно и точно, как  ему хотелось, привела мыслителя  к созданию трактата «Философские исследования». В этом сочинении логический анализ языка замещается его лингвистическим  анализом. Язык в нем рассматривается  не как логический «двойник», противоположный  миру, а как средство отношения  к миру в ходе его применения с  элементами творчества, игры. При этом языковые игры рассматриваются как  метод обнаружения возможностей. Философия в этом сочинении выступает  как средство научения мышления.

Другие представители неопозитивизма Р. Карнап, Ф. Франк, Г. Рейхенбах, К. Гемпель  и др. тоже внесли значительный вклад  в развитие теории познания и философии  науки. При этом было сделано значительное приращение знаний о сущности и назначении языка науки, о логике развития научного знания и механизмах его роста, о  функциях науки, о критериях оценки знания и т. п.

Историки философии при анализе  построений позитивизма особое внимание уделяют рассмотрению представителями  этого течения вопроса о проверке истинности знания. Процесс установления истинности научных утверждений  осуществляется неопозитивистами с  помощью принципа верификации, обозначающего  установление истинности научных утверждений  в результате их эмпирической проверки. В соответствии с этим принципом  всякое научно осмысленное высказывание о мире должно предоставлять возможность  его сведения к совокупности высказываний, фиксирующих данные чувственного опыта. Например, истинность предложения: «Этот  дом панельный» устанавливается  из зрительного контакта с ним. Те высказывания, которые не могут быть сведены к данным чувственного опыта  и найти в нем подтверждение, например «время необратимо» или  «движение — форма существования  материи» относятся неопозитивистами к псевдопредложениям и обозначают псевдопроблемы. Этот принцип показался  недостаточно эффективным, что послужило  поводом для отказа от него со стороны  представителей «четвертого позитивизма», или постпозитивизма.

 

ПОСТПОЗИТИВИЗМ

Начиная с 60-х гг. XX в. наиболее значимыми  для логико-методологических исследований становятся концепции постпозитивизма, или, как его иногда называют, «четвертого  позитивизма». Продолжая поиски позитивизма  в области повышения научности, строгости философии, его представители, наиболее известными из которых являются К. Поппер (1902 — 1994), Т. Кун (род.в 1922),

И. Лакатос (1922 — 1974), П. Фейерабенд (род. в 1924), уточняют теорию развития знания. В противоположность логическому позитивизму, принимавшему в качестве критерия научности принцип верификации, К. Поппер выдвигает принцип фальсифицируемости. Подчеркивая, что современное научное знание носит крайне абстрактный характер, что многие его положения не могут быть возведены к чувственному опыту, он утверждает, что главным для определения научности является не подтверждение, а возможность опровержения положений науки: если возможно найти условия, при которых протокольные (т. е. базисные, первичные) предложения теории ложны, то теория опровержима. И это не случайно, ведь ни одна научная теория не принимает все факты, а утверждает одни и отрицает, исключает другие, не соответствующие ее основным положениям. Следовательно, в принципе возможна ситуация, когда будут обнаружены факты, противоречащие теории, и она окажется неверной. Если опытного опровержения нет, теория считается «оправданной».

Абсолютизируя фактор относительной  истинности знания, Поппер выдвигает  положение о том, что научными считаются лишь те теории, которые  в принципе могут быть опровергнуты, и что опровергаемость — фундаментальное  свойство научного знания.

Утверждая, что любая научная  теория заинтересована в том, чтобы  быть опровергнутой, Поппер абсолютизировал  действительно присущую процессу развития науки характеристику. Он представляет собой не простое количественное накопление фактов в рамках одной-единственной теории, объясняющей законы мироздания или прибавление новых теорий к старым, а последовательный процесс смены теоретических конструкций, существенно отличающихся друг от друга, часто принципиально отвергающих предшествующие научные объяснения.

Поппер обрисовал яркую и  драматичную картину научной  жизни, в которой происходит борьба теорий, их отбор и эволюция. Он считал, что если теория опровергнута, она  должна быть немедленно отброшена и  выдвинута новая, поэтому научная  жизнь представляет собой поле борьбы теорий, которые могут возвыситься  только посредством «убийства» противостоящих им.

Необходимо отметить, что для  постпозитивизма говорить о научности  теорий — не одно и то же, что говорить об их истинности. Так, хотя истина, по Попперу, объективно существует, она  в принципе недостижима вследствие предположительного, и, в конечном итоге, ложного (ибо каждая теория будет  опровергнута) характера любого знания. Человеческое знание может создавать  лишь более или менее правдоподобные теории.

№40.Экзистенциализм.

Экзистенциализм (фр. existentialisme от лат. existentio — существование), также философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается прежде всего идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.

В чистом виде экзистенциализм как  философское направление никогда  не существовал. Противоречивость этого  термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и  неповторима, означает переживания  отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого.

Эта противоречивость является причиной того, что практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто чётко выражал  свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр. Его позиция  была обозначена в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские  устремления отдельных мыслителей начала XX века.

Согласно экзистенциальному психологу  и психотерапевту Р. Мэю, экзистенциализм  не просто философское направление, а скорее культурное движение, запечатлевающее  глубокое эмоциональное и духовное измерение современного Западного  человека, изображающее психологическую  ситуацию, в которой он находится, выражение уникальных психологических  трудностей, с которыми он сталкивается.

Экзистенциализм (согласно Ясперсу) возводит свои истоки к Кьеркегору, Шеллингу и Ницше. А также, через Хайдеггера и Сартра, генетически восходит к  феноменологии Гуссерля(Камю считал экзистенциалистом даже Гуссерля[5]).

Экзистенциальная философия —  это философия бытия человека[6]

Основная категория философии  экзистенциализма — это экзистенция.

В философии существования нашёл  отражение кризис оптимистического либерализма, опирающегося на технический  прогресс, но бессильный объяснить  неустойчивость, неустроенность человеческой жизни, присущие человеку чувство страха, отчаяния, безысходности.

Философия экзистенциализма — иррациональная реакция на рационализм Просвещения  и немецкой классической философии. По утверждениям философов-экзистенциалистов, основной порок рационального мышления состоит в том, что оно исходит  из принципа противоположности субъекта и объекта, то есть разделяет мир  на две сферы — объективную  и субъективную. Всю действительность, в том числе и человека, рациональное мышление рассматривает только как  предмет, «сущность», познанием которой  можно манипулировать в терминах субъекта-объекта. Подлинная философия, с точки зрения экзистенциализма, должна исходить из единства объекта  и субъекта. Это единство воплощено  в «экзистенции», то есть некой иррациональной реальности.

Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» — например, перед лицом  смерти. В результате мир становится для человека «интимно близким». Истинным способом познания, способом проникновения  в мир «экзистенции» объявляется  интуиция («экзистенциальный опыт»  у Марселя, «понимание» у Хайдеггера, «экзистенциальное озарение» у  Ясперса), которая являет собой иррационалистически  истолкованный феноменологический метод Гуссерля.

Значительное место в философии  экзистенциализма занимает постановка и решение проблемы свободы, которая  определяется как «выбор» личностью  одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают сущностью, эссенцией. Человек же постигает  свою сущность в течение всей жизни  и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может  объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как строящий себя «проект». В конечном счёте, идеальная  свобода человека — это свобода  личности от общества.

№41.Философия  психоанализа.

Психоанализ (нем. Psychoanalyse) — психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом. Психоанализ расширялся, критиковался и развивался в различных направлениях, преимущественно бывшими коллегами Фрейда, такими как Альфред Адлер и К. Г. Юнг, а позднее нео-фрейдистами, такими, как Эрих Фромм, Карен Хорни, Гарри Стек Салливан и Жак Лакан.

Основные положения психоанализа заключаются в следующем:

? человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;

? эти влечения преимущественно бессознательны;

? попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;

? помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;

? конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и т. д.;

? освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание (например, при соответствующей профессиональной поддержке[1]).

Современный психоанализ в широком  смысле — это более 20 концепций  психического развития человека. Подходы  к психоаналитическому терапевтическому лечению различаются столь же сильно, как и сами теории. Термин также обозначает метод исследования детского развития.

Классический психоанализ Фрейда обозначает специфический тип терапии, при котором «анализант» (аналитический  пациент) вербализует мысли, включая  свободные ассоциации, фантазии и  сны, на основании чего аналитик пытается сделать заключение о бессознательных  конфликтах, являющихся причинами симптомов и проблем характера пациента, и интерпретирует их для пациента, для нахождения пути разрешения проблем. Специфика психоаналитических интервенций как правило включает конфронтацию и разъяснение патологических защит и желаний пациента.

Теория критиковалась и критикуется  с различных точек зрения[2][3][4], вплоть до утверждения, что психоанализ  является псевдонаукой[5][6][7][8][9][10], однако он практикуется многочисленными клиническими психологами и врачами в настоящее  время. Психоанализ также получил  распространение в философии, гуманитарных науках, литературной и художественной критике как дискурс, метод интерпретации  и философская концепция[11][12]. Он оказал существенное влияние и на формирование идей сексуальной революции.

Топографическая модель психического аппарата

? Сознание — часть психики, осознаваемая индивидом — определяет выбор поведения в общественной среде, однако не всецело, так как сам выбор поведения может инициироваться бессознательным. Сознание и бессознательное антогонистичны, в бесконечной борьбе бессознательное всегда побеждает. Психику автоматически регулирует принцип удовольствия, который модифицируется в принцип реальности, при нарушении баланса осуществляется сброс через бессознательную сферу.

Информация о работе Шпаргалка по "Философия"