Шпаргалка по "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 19:13, шпаргалка

Краткое описание

1 Философия, ее предмет и функции 3
2 Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения. 3
3.Возникновение, структура и основные характеристики философского знания 5
4 ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ 8
5.Основные философские школы и направления, критерии их классификации 8
6.Исторические формы материализма и идеализма. 10
Периодизация и типология 13
8.Философия Древней Индии: обзор философских школ и идей. 14

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 216.84 Кб (Скачать файл)

Некоторые книги Ветхого Завета восходят к очень древней устной

традиции священных преданий. Его  непосредственное формирование,

как предполагают историки, происходило  с XIII но

I в. до н.э. В Ветхий Завет  входят несколько десятков книг (католический

канон — 46, еврейский — 36) па различные  темы —

философские, религиозные, исторические и др. Написаны они

разными авторами, среди которых  особое положение занимает

пророк Моисей.

Новый Завет, сформировавшийся в начале I тыс. нашей эры,

также является собранием произведений различных авторов —

учеников Христа, именуемых, по церковной  традиции, апостолами.

Канонический Новый Завет состоит  из 27 произведений

(4 евангелия, Деяния апостолов, 17 посланий и Откровение Иоанна

Богослова), в которых описываются  преимущественно эпизоды

жизни и учение Христа. Однако существует большое количество

неканонических (апокрифических —  от гр. «тайный») книг,

которые по разным причинам не были включены в Библию.

Эзотерическая философская традиция придает этим книгам

большое значение, так как считается, что именно в них содержатся

пояснения важнейших сокровенных  положений учения

Христа, а также раскрываются некоторые  тайны его земной и

посмертной жизни. Апокрифические произведения первоначально

были связаны с деятельностью  гностиков — религиозно-философского

течения последователей Христа, стремившихся к

синтезу христианства, античной и  восточной философии па основе

эзотерической доктрины. Библейские, а иногда и апокрифические

произведения — важнейший непосредственный источник

философских размышлений средневековых  мыслителей.

 

Влияние античной философии на христианскую мысль оказалось

более сложным и неоднозначным. В ранние века формирования

христианства (поздняя античность) оно было довольно

значительным. Это относится прежде всего к идеям пеопифаго-

рейцев, герметистов, неоплатоников, в меньшей мере перипатетиков

и стоиков. Сторонники гностической традиции открыто

опирались па некоторых греческих  мыслителей (Пифагор, Платон

и др.) и использовали их философские  системы для познания,

обоснования и толкования истин  христианского Откровения. Однако

позже, по мере укрепления в христианстве ортодоксально-

церковной линии, начинается ожесточенная борьба против

язычества, к которому была причислена и античная философия.

Тем не менее последняя все же сохранилась в культурном пространстве

средневековой цивилизации. Когда  основные догматы

церкви были сформированы, возникла необходимость в их разум-

пом обосновании. И вот тут опять пригодилась античная философия

— в виде платонизма и аристотелизма. После признания

императором Константином Великим (IV в.) христианства как

официальной государственной религии  многие идеи платонизма

и неоплатонизма входят в богословие и используются для его философской

разработки. Философию Аристотеля христианские

теологи но-пастоящему открывают для  себя лишь много веков

спустя — в период расцвета схоластики (после XII в.), когда его

основные труды будут переведены с греческого и арабского языков.

Тогда отношение к языческой  философии существенно меняется.

5.2. ПЕРИОДИЗАЦИЯ

Средневековая философия делится  па два основных периода:

патристика (связана с религиозной  и философской деятельностью

ранних отцов церкви) и схоластика (связана с систематической

разработкой христианской философии). Они, в свою очередь, распадаются

па несколько этапов.

1. Ранняя патристика (II — IV вв. н.э.). Формируются основы

христианских догматов, появляются первые развернутые теологические

учения. Образуется объединенная религиозная  организация

— церковь.

2. Зрелая и поздняя патристика (IV—VII вв.). Этот этан связан

преимущественно с комментированием и началом систематизации

христианской философии. Возрастает влияние неоплатоиизма и аристотелизма. Усиливаются мистические настроения.

Появляются первые схоластические тенденции.

3. Ранняя схоластика (VII — XII вв.). После закрытия языческих

школ философия остается только в христианских монастырских

школах. Целью схоластики как школьной философии (от гр.

схоластикос — «школьный», «ученый») было уже не свободное

изучение действительности, а разумное объяснение и доказательство

истин Откровения.

4. Расцвет схоластики (XII — XIII вв.). Появляются средневековые

университеты. На основе философии  Аристотеля Фома Ак-

випский систематизирует католическую теологию.

5. Поздняя схоластика (XIV — XV вв.). Появляются новые

тенденции в схоластической философии: критика теологических

философских систем (томизма), возрастание  интереса к натурфилософии

и пауке, идейные столкновения схоластических философских

школ.

Ниже будут рассмотрены некоторые  наиболее важные проблемы

средневековой философии.

20. Обзор проблематики  христианской средневековой философии.

5.3. БОГ И ПРИРОДА

В центре средневековой философии  и всей культуры находится

Бог и его отношения с человеком. Эта особенность религиозного

мировоззрения называется теоцентризмом. Представления

о Боге в христианской традиции принципиально  отличается от

его понимания в античной философии. На смену античному политеизму

приходит монотеизм (единобожие). Бог  един, хотя и существует

в трех ипостасях (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух).

У древних греческих философов  формируется

абстрактное, философское понимание

Божественного Начала. Платону оно  представляется

как Единое или Высшее Благо;

Аристотелю — как Высшая Разумность

или Перводвигатель. Христианская философия

в этом вопросе делает шаг назад, так

как во многом аптропоморфизирует (очеловечивает) Бога, наделяет

его личностными качествами. На первый план теперь выходит всемогущество

Бога или его воля, и даже любовь, па которую прямо

указывает Библия («Бог есть любовь»), остается в тени.

Для греков боги были природными существами. Как правило, они

не противопоставлялись космосу  или физису. Даже у Платона, Единое

которого является трансцендентальным началом, идеи, звезды,планеты считаются божественными. Христианские же теологи активную

силу (т.е. Бога) выносят из природной  сферы. Он существует как

бы над пей, вечно, сам по себе и является песотвореппым бытием.

Природа — его творение. Причем творение из «ничего», без всяких

промежуточных элементов, активных и  пассивных начал (материи,

идей, форм, атомов) античной онтологии. Христианская онтология

предполагает одно начало — Бога (идеалистический монизм).

Природа, согласно средневековой теологии,

только участвует в бытии, но подлинным

бытием не обладает. Обратим

внимание и па другой аспект проблемы

бытия. Для греков совершенным считалось

бытие упорядоченное, организованное

и ограниченное определенным пределом. Беспредельное

расценивалось как хаос, т.е. неупорядоченное  несовершенство.

Теперь наоборот: Бог — беспредельное, неограниченное бытие,

и всемогущество воспринимается как  высшее совершенство.

Концепция о сотворении мира Богом  из

креационизмом.

В сущности, христианская философия

в разработке проблемы Бога исходит  из

двух основных идей: идеи творения и

идеи откровения. Первую мы рассмотрели.

Вторая означает следующее. Бог  как

высшее беспредельное бытие  недоступен

самостоятельному человеческому  познанию.

Но он открывает себя людям в  Откровении,

через которое посредством веры

и божественной благодати человек  может

приближаться к его познанию.

Познание Бога и приобщение к  жизни

вечной в Боге для человека является высшей

целью. На ее достижение и должны

быть направлены все духовные усилия.

Познание природы в определенной мере

возможно и с помощью разума. Но природа

сама но себе христианских теологов и

философов почти не интересует, разве  что

как сфера естественных символов, способствующих осмыслению

божественного закона. Таким образом, идея Откровения находится

в основе христианской теории познания.

ПРОБЛЕМА СУЩНОСТИ

И СУЩЕСТВОВАНИЯ

В античной философии наибольшее внимание этой проблеме

уделял Аристотель. Но он еще не проводит четкого разделения

сущности и существования. Это  делает талантливый философ поздней

античности Боэций (V—VI вв.). Его  трактаты по логике,

а также переводы и комментарии  к логическим произведениям

Аристотеля окажут немалое влияние  па последующую средневековую

философию.

Обосновывая петождествеппость Творца и творения, Боэций

указывает па то, что сущность (эссенция) вовсе не то же самое,

что существование (экзистенция). Каждая вещь, по его мнению,

может иметь и сущность, и существование, которые совпадают

только в Боге, так как он есть простая субстанция. Все остальные

вещи являются составными (сложными). Их сущность не совпадает

с существованием. Сущность приобретает  существование

только тогда, когда она получает бытие от Бога. Сущности вещей

связаны с понятиями о них. Они воспринимаются разумом. Существование

связано с реальным бытием вещей. Оно  воспринимается

благодаря непосредственному опытному взаимодействию

с вещами.

После закрытия античных философских  школ эта проблема,

но существу, станет доминирующей для всей средневековой философии

как проблема универсалий и как  проблема существования

тварпого человека перед лицом  трансцендентного Творца

(Августин Блаженный).

5.5. ДИСКУССИЯ ОБ УНИВЕРСАЛИЯХ

(РЕАЛИЗМ, КОНЦЕПТУАЛИЗМ,

НОМИНАЛИЗМ)

Дискуссия об универсалиях длилась  практически в течение

всего Средневековья, а по значимости являлась если не самой

главной, то одной из важнейших  философских проблем этой эпохи

(основные философские идеи Средних  веков см. схему 22).

«В начале было слово», — провозглашает Библия. Неудивительно,

что философы обратились к выяснению  того, что есть «слово»

(т.е. понятие) и как оно  соотносится с конкретными вещами. По-этому суть спора об универсалиях (общих понятиях) состояла

в вопросе соотношения идеальных  понятий и реального бытия

вещей или, иными словами, в соотношении  общего и единичного,

мышления и действительности.

Вопросы об универсалиях были поставлены Порфирием в конце

III в. В схоластический период  сформировались три подхода к  решению

этих вопросов, которые кульминировали в трех основных

(были и другие) направлениях схоластической философии — реализме,

номинализме и концептуализме.

Реалисты (Августин Блаженный, Гильом из Шампо, Ансельм

Кентерберийский, Альберт Великий, Фома Аквинский) считали,

что общие понятия, т.е. универсалии, реально существуют и не зависят

от человеческого сознания. Крайние  реалисты полагали, что

универсалии существуют независимо от вещей и до них. Умеренные

думали, что они реальны, по пребывают  в единичных

вещах.

Наиболее жизнеспособным и удобным  для Церкви оказался

реализм Альберта Великого и его  ученика Фомы Аквинского. Последний

утверждал, что универсалии существуют: 1) до единичных

вещей как их идеи в божественном разуме; 2) в самих вещах —

как их сущности; 3) после вещей —  как понятия о них в человеческом

разуме. Человеческий разум способен постигать сущность

вещей, т.е. общие понятия, потому что  они существуют в разуме

божественном. В познании реалисты ставят разум выше воли. У номиналистов

наоборот.

Крайний реализм в своей сути восходит к учению Платона

о независимом существовании идей в идеальном мире. Умеренные

реалисты близки к точке зрения Аристотеля, у которого

общее (т.е. форма) тесно связано  с единичным — отдельными

вещами.

Номиналисты (от лат. потеп — «имя», «название») предполагали,

что универсалии существуют только в сознании человека

как понятия о вещах или их наименования. По мнению Оккама,

даже Бог сначала творит вещи актом своей воли, а уже потом

в его разуме возникают идеи как  представления или понятия об

этих вещах. В реальности кроме  единичных вещей ничего не существует.

В чистом виде эта точка зрения восходит к кипику Ап-

тисфепу и стоикам, которые, споря  с Платоном, утверждали, что

идеи пребывают только в человеческом разуме. Номиналистами

были: Пьер Абеляр, Росцелин, Уильям Оккам, Николай из

Отрекура.

Концептуализм занимал промежуточное  положение между

крайним реализмом и крайним  номинализмом. Его можно считать

умеренной формой номинализма. Концептуалисты (Пьер

Абеляр, Дуне Скот) думали, что универсалии  объективно в онтологическом

смысле не существуют, они пребывают  в человеческом

разуме, по вместе с тем им соответствует нечто общее, существующее

в самих вещах.

5.6. ВЕРА И РАЗУМ

Высшей целью человеческих устремлений  христианская философия

провозглашала богопозпапие и спасение человеческой души.

Этот тезис никем не оспаривался. А вот вопрос о том, как достигается

богопозпапие, имел разные решения. В  большинстве

случаев проблема упиралась в соотношение  веры и разума.

Важнейшая роль веры в познании Бога обосновывается в библейском

Информация о работе Шпаргалка по "Философия"