Шпаргалки по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2013 в 21:11, шпаргалка

Краткое описание

Иссторико-филосовский процесс не представляет собой единое движение, которое могло бы быть представлено как развитие от низших форм человеческой мысли к высшим. Однако в различные исторические эпохи возникали специфические для конкретного общественного состояния системы мысли, являющиеся во многом продуктом предшествующих и, в свою очередь оказывающие влияние на последующие. Поэтому имеет смысл говорить о своего рода исторических формах философии, для каждой из которых специфическими являются понятия, цели, методология и круг основных вопросов.

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.docx

— 246.79 Кб (Скачать файл)

Творческая природа сознания предполагает не только и не столько  пассивное следование за наличным состоянием действительности, но и проектирование ее желательного будущего, путей его  достижения.

Опережающее отражение реальности (термин П.К. Анохина) до-стигает здесь, с помощью человеческого сознания, своего максимума.   

Хотя опережающее ход  событий отражение мира появляется в за-чатке уже у инфузорий, а выраженную форму приобретает ещё у насекомых (которые, допустим, укрываются от дождя до его начала, по первым признакам ухудшения погоды — падению атмосферного давления, потемнению небосклона, шуму ветра и т.п.). Эта способность к опережающему отражению действительности основывается на отражении живыми существами циклов природных явлений — смены дня и ночи, сезонов года, колебаний температуры, т.п. Мириады раз отвечая на такого рода цикличные факторы среды, однотипные организмы все убыстряли свои реакции на них. В конце концов  те особи, что выжили в борьбе с природой за свое существование, смогли реагировать досрочно — на первые же звенья определенного цикла, которые, таким образом, выступают для них в качестве сигналов будущих стадий цикла. На базе опережающего отражения действительности развивается психика как регулятор целесообразного поведения вообще, не обязательно в строго стандартных ситуациях, каковы природные циклы.  

В неорганической природе  процессы отражения отличаются оп-ределённой пассивностью — в том смысле, что его результаты не расшифровываются их носителями и практически не влияют на их дальнейшее существование. Живая природа активизирует способность материи к отражению, поднимает соответствующие процессы до уровня саморегуляции организмов и биоценозов. Биологические формы отражения отличаются избирательностью, способностью организмов к более или менее творческому отношению к поступающей в их сенсорные датчики информации.

С понятием отражения тесно  связано понятие информации (от лат. informatio — ознакомление, разъяснение). Оно получило широкое распространение в связи с появление новых средств связи и управления во второй половине XX в. (от телефона с телеграфом и до компьютеров). С этих времён информация так или иначе отличается от родственных выражений («знания», «сведения» и т.п.). Прежде всего тем, что информация измерима количественно; а кроме того, информация в значительной степени обезличена, носит межсубъектный характер. Понятие знания, в таком случае, чаще связывают с личностным опытом, умением действовать в проблемных ситуациях. Вот, допустим, военный имеет информацию о противнике — сумеет ли он найти самый верный путь к победе? То же врач, педагог, да кто угодно в мире сложной деятельности. Студентам выдаётся в принципе  одна и та же информация. Откуда же тогда разделение на двоечников и отличников? Информация может быть одна для всех её субъектов, а вот используют её по-разному.

Этапы развития биологического отражения.

Его элементарной формой служит раздражимость. Она свой-ственна уже простейшим организмам и растениям. Предполагает наличие отдельных нервных клеток. Представляет собой способность всякого живого тела избирательно, направленно реагировать на биотические (жизненно важные для обмена веществ) факторы внешней и внутренней среды. Реакция раздражимости состоит в структурной перестройке или функциональных изменениях, передвижениях раздражённого тела в пространстве. Примерами такой реакции могут служить таксисы простейших, настии многоклеточных, тропизмы растений (допустим, гелиотропизм подсолнечника и т.п.).

Чувствительность как  более сложная форма биологического отражения позволяет существам  с нервной системой реагировать  уже на абиотические,  но сигнальные факторы среды (так, скажем, по запаху, свету, звуку, которые сами по себе прямо  на обмен веществ не влияют, рыбы или птицы, не говоря уже о млекопитающих, оперативно ориентируются насчет опасности  или же источников питания). Чувствительность позволяет организму заблаговременно и быстро ориентироваться среди благоприятных, необходимых ему, нейтральных и вредных, угрожающих факторах среды; устанавливать с ней подвижные, управляемые связи. Благодаря появлению в ходе эволюции чувствительности отпала необходимость формировать все новые и новые органы тела для приспособления к изменяющейся обстановке жизни высших существ. 

Дальнейшее развитие чувствительности в филогенезе порождает    самое  сложное и адекватное — психическое  отражение действитель-ности. Ее начальной формой выступает ощущение. Оно возникает в результате непосредственного воздействия отдельных свойств среды на органы чувств (анализаторы) высших животных и человека. Процесс ощущения складывается из соприкосновения световых, звуковых волн, молекул химических веществ с периферийной частью анализатора (рецептором); кодирования соответствующих факторов и их передачи в виде дискретных электрохимических импульсов в центральную часть анализатора, где и возникает собственно ощущение как первоэлемент психики, условная модель тех или иных свойств отражаемых объектов (цвет, температура, форма, боль, комфорт и т.д., и т.п.). 

Мозг и психика. Их соотношение  представляет важнейшую тему философии  и науки, которая называется психофизиологическая проблема. Соотносятся ли и как  именно материальные (нейробиологические) процессы нервно-мозговой деятельности, с одной стороны, и психические  переживания, душевные функции индивида, с другой?

Идеализм отвечает на этот вопрос в общем отрицательно. Предста-вители этого направления в философии полагают дух первичным по от-ношению к материи, высшей реальностью по сравнению с низменной материей тела и, в частности, мозга. Мысль, идея предсуществует, по их мнению, в некоем сверхъестественном, идеальном мире; вне и независимо от мозга, который в лучшем случае выступает проводником идей к индивидуальному сознанию. Причем объективный идеализм (в лице Платона, Гегеля, Шопенгауэра, других великих мыслителей, в особенности богословов) полагает источником психики некое Мировое начало (Бога, Идею, Абсолютный дух, Космическую волю, т.п.). А субъективный идеализм (Дж. Беркли, Э. Мах и прочих солипсистов) находит единственной реальностью внутренний мир индивидуальных ощущений, вне которых остается по сути непознаваемой все остальное, внешнее бытие.   

Вульгарный материализм  (К. Фогт, В. Бюхнер, Я. Молешотт — основоположники) считает психику разновидностью материи; надеется свести идеальные процессы в душе и уме человека к свойствам его мозговой ткани.

Дуализм  (Р. Декарта, В. Г. Лейбница и др.) постулирует полную независимость души и тела; в том  числе так сказать параллелизм  мозга и психики.

Научный материализм (утвердившийся  в биологии и философии благодаря  трудам русских в первую очередь  исследователей — И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, А.А. Ухтомского и их сподвижников) полагает головной мозг необходимым органом психики, ее природным носителем и центром. Экспериментальные и теоретические  достижения современной нейробиологии превратили материалистическую концепцию психики в надежно аргументированную теорию.

В то же время, нельзя полностью  сбрасывать со счетов аргумента-цию идеализма и дуализма. Они в принципе верно обращают внимание на важнейшие — надличностные (общественные) и межличностные (коллективные) условия функционирования мозга как органа психики и особенно сознания; относительную автономность психики, ее творческую силу по отношению к объективной реальности.

Сложная система головного  мозга людей включает в себя (по И.П. Павлову, А.Р. Лурия и другим представителям отечественной нейробиологии) три основных подсистемы:

• энергетический блок тонуса, расположенный в глубине мозговых образований серого вещества; состоящий  из его филогенетически старейших  отделов — подкорковых, которые  отвечают за регуляцию химического  обмена веществ в организме + ретикулярная (сетевидная) формация, где возникают  импульсы возбуждения, которая питает энергией мозговую кору;

• информационный блок —  задние отделы больших полушарий, теменно-височно-затылочные области мозга, отвечающие за прием, переработку и хранение информации из внешнего и внутреннего миров; прежде всего — зрение, другие ощущения, восприятия, представления, вообще первую сигнальную систему; память;

• блок, программирующий  поведение — лобные доли коры больших  полушарий, ответственные за выработку  и сохранение наме-рений, планов деятельности, контроль за ее ходом; они же осуществляют перевод в речь, на уровень второсигналов (слов) данных первой сигнальной системы (рефлексов).     

 

    1. Бессознательно.

Психика человека далеко не исчерпывается сознанием. Она включает в себя целый ряд бессознательных  процессов, впрочем, различных по содержанию, филогенетическому «возрасту», соотношению  с сознанием.

Классификация бессознательных  реакций психики человека:

1. Предсознание — неосознаваемые механизмы жизнедеятель-ности, которые сформировались в филогенезе до появления сознания, а в онтогенезе представляют собой, как правило, наиболее удалённые от фокуса сознания пласты психики, так сказать структурное бессоз-нательное. К нему относятся:

• неосознаваемые автоматизмы  поведения (безусловно-рефлек-торные действия вроде ходьбы, работы органов чувств, прочих телодвижений; условно-рефлекторные действия наподобие навыков плавания, езды на велосипеде, игры на музыкальных инструментах, чтения и т.п.);

• стихийно формирующиеся  установки (термин психолога Д.Н. Узнадзе) — предварительная готовность организма  к совершению определенных действий в определенных ситуациях под  влиянием прошлого опыта; способности  к опережающего отражению действительности (так в незнакомой обстановке индивид  поневоле мобилизуется ввиду возможной  опасности, появляется чувство тревожности  или страха, тогда как празднику  предшествует некая эйфория; и т.п.);

• внешнее и внутреннее выражения эмоций (непроизвольные био-химические реакции организма, мимика и жесты, т.п. ответы на достаточно сильные раздражители среды обитания).

2. Подсознание — неосознаваемые  побудители сознательных по-ступков. Эти компоненты психики возникают одновременно с сознанием, но вытесняются из его области в сферу бессознательного, ее ближние к сознанию пласты и оттуда косвенно, через барьеры сознания воздействуют (часто искаженно) на поведение индивида. Поэтому эти компоненты бессознательной психики носят функциональный или же динамичный характер, могут быть загнаны глубже в бессознательное, а могут быть так или иначе осознаны, особенно с помощью врача, вообще близкого и чуткого человека.

К области подсознательного относятся различные нервные рас-стройства — психопатические комплексы и неврозы личности, воз-никшие под влиянием межличностных конфликтов, других жизненных затруднений.

3. Над- или же сверхсознание (термин К.С. Станиславского, заим-ствованный им из мистической философии) — интуитивные решения сложных проблем практики, науки и искусства. Это наиболее творческое выражение внесознательной психики, ее основной вклад в самореализа-цию личности, в культуру человечества.

Как видно, роль бессознательного в психике не менее значима, нежели сознания. Благодаря возможностям бессознательного уменьшается нагрузка на сознание, высвобождается пространство души для сознательного творчества. Кроме того, именно бессознательное первым принимает на себя вызовы и удары среды, давая сознанию  возможность подготовиться к решению сложных и неприятных проблем. Вместе с тем, между сознанием и бессознательным рано или поздно, чаще или реже возникают конфликты, обострение которых составляет особый класс нервных заболеваний.

Первой и до сих пор  основной теорией бессознательной  психики и методом врачевания вызванных ею недугов стал психоанализ  в медицине, фрейдизм  в психологии и философии. 

Зигмунд Фрейд (1856–1939) —  выдающийся австрийский врач, психолог и философ. Родился в небогатой  еврейской семье во Фрейберге (Австро-Венгрия; ныне Пршибор, Чехия). В 1860 г. семья Фрейда перебралась в столицу — Вену, где будущий ученый прожил большую часть своей жизни. Закончил медицинский факультет Венского университета. В годы учебы был активным членом добровольного объединения студентов — «Союза по изучению истории, политики и философии». Мечтал о карьере научного работника в области экспериментальной биологии, но необходимость помогать обнищавшей семье заставила его стать практикующим врачом-психотерапевтом. Много занимался самообразованием, изучал историю культуры разных стран и эпох, многие отрасли естествознания, знал несколько языков (немецкий, идиш, иврит, английский, французский, латынь и древнегреческий). Как видно, именно сочетание научно-теоретических интересов, книжных знаний и богатого клинического опыта борьбы с неврозами пациентов помогли Фрейду сделать его выдающиеся открытия  в психологии и психиатрии.

Исходный пункт развития фрейдизма состоял в открытии функционального бессознательного. Фрейд как врач работал прежде всего со случаями женской истерии. Она выражалась, как правило,  в потере чувствительности отдельных участков тела; фобиях — навязчивых состояниях, ночных кошмарах, бессоннице; спазмах сосудов и т.п. симптомах. Этот класс психических расстройств — неврозы — не обнаружил анатомо-физиологи-ческих и биохимических причин. По сути дела, это были серьёзные расстройства психики при совершенно здоровом до такого расстройства организме. Соответственно, подобные болезни не поддавались ни медикаментозному лечению, ни физиотерапии. Фрейд в роли начинающего врача перепробовал все возможные средства врачевания вплоть до микродоз наркотиков (кокаина) и гипноза, но радикального эффекта при врачевании неврозов они не давали. Напротив, метод гипноза порой усугублял страдания пациентов, так как их реакции в состоянии глубокого торможения сознания не всегда поддавались контролю и прогнозу врача.

Структура человеческой психики  по З. Фрейду включает в себя три  основных уровня-подсистемы:

Ego — “Я”, т.е. индивидуальное сознание человека, все его мысли, чувства, планы и воспоминания; эта — центральная в большинстве случаев поведения часть души действует по принципу реальности, руководствуясь инстинктом самосохранения;

Super-ego — «Сверх–Я», т.е. своего рода надсознание, представля-ющее собой коллективный опыт тех общностей, куда включен данная личность (семьи, профессии, сословия, этноса, конфессии и т.д.); эта часть психики формируется под влиянием норм и принципов религии (грех), морали (совесть), политики и права (обязанность, долг) и других областей духовной культуры общества; для нее главное — принцип долга, отступления от которого порождают чувство вины; сверхсознание образует своего рода защитный барьер между душой личности и всеми впечатлениями реальности; причем те из них, которые противоречат воспринятыми человеком заповедям добра и зла, приличного и безобразного, не пропускаются через этот барьер в сознание, а вытесняются в следующую часть психики;

Информация о работе Шпаргалки по "Философии"