Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2013 в 21:11, шпаргалка
Иссторико-филосовский процесс не представляет собой единое движение, которое могло бы быть представлено как развитие от низших форм человеческой мысли к высшим. Однако в различные исторические эпохи возникали специфические для конкретного общественного состояния системы мысли, являющиеся во многом продуктом предшествующих и, в свою очередь оказывающие влияние на последующие. Поэтому имеет смысл говорить о своего рода исторических формах философии, для каждой из которых специфическими являются понятия, цели, методология и круг основных вопросов.
Творческая природа сознания предполагает не только и не столько пассивное следование за наличным состоянием действительности, но и проектирование ее желательного будущего, путей его достижения.
Опережающее отражение реальности (термин П.К. Анохина) до-стигает здесь, с помощью человеческого сознания, своего максимума.
Хотя опережающее ход событий отражение мира появляется в за-чатке уже у инфузорий, а выраженную форму приобретает ещё у насекомых (которые, допустим, укрываются от дождя до его начала, по первым признакам ухудшения погоды — падению атмосферного давления, потемнению небосклона, шуму ветра и т.п.). Эта способность к опережающему отражению действительности основывается на отражении живыми существами циклов природных явлений — смены дня и ночи, сезонов года, колебаний температуры, т.п. Мириады раз отвечая на такого рода цикличные факторы среды, однотипные организмы все убыстряли свои реакции на них. В конце концов те особи, что выжили в борьбе с природой за свое существование, смогли реагировать досрочно — на первые же звенья определенного цикла, которые, таким образом, выступают для них в качестве сигналов будущих стадий цикла. На базе опережающего отражения действительности развивается психика как регулятор целесообразного поведения вообще, не обязательно в строго стандартных ситуациях, каковы природные циклы.
В неорганической природе процессы отражения отличаются оп-ределённой пассивностью — в том смысле, что его результаты не расшифровываются их носителями и практически не влияют на их дальнейшее существование. Живая природа активизирует способность материи к отражению, поднимает соответствующие процессы до уровня саморегуляции организмов и биоценозов. Биологические формы отражения отличаются избирательностью, способностью организмов к более или менее творческому отношению к поступающей в их сенсорные датчики информации.
С понятием отражения тесно связано понятие информации (от лат. informatio — ознакомление, разъяснение). Оно получило широкое распространение в связи с появление новых средств связи и управления во второй половине XX в. (от телефона с телеграфом и до компьютеров). С этих времён информация так или иначе отличается от родственных выражений («знания», «сведения» и т.п.). Прежде всего тем, что информация измерима количественно; а кроме того, информация в значительной степени обезличена, носит межсубъектный характер. Понятие знания, в таком случае, чаще связывают с личностным опытом, умением действовать в проблемных ситуациях. Вот, допустим, военный имеет информацию о противнике — сумеет ли он найти самый верный путь к победе? То же врач, педагог, да кто угодно в мире сложной деятельности. Студентам выдаётся в принципе одна и та же информация. Откуда же тогда разделение на двоечников и отличников? Информация может быть одна для всех её субъектов, а вот используют её по-разному.
Этапы развития биологического отражения.
Его элементарной формой служит раздражимость. Она свой-ственна уже простейшим организмам и растениям. Предполагает наличие отдельных нервных клеток. Представляет собой способность всякого живого тела избирательно, направленно реагировать на биотические (жизненно важные для обмена веществ) факторы внешней и внутренней среды. Реакция раздражимости состоит в структурной перестройке или функциональных изменениях, передвижениях раздражённого тела в пространстве. Примерами такой реакции могут служить таксисы простейших, настии многоклеточных, тропизмы растений (допустим, гелиотропизм подсолнечника и т.п.).
Чувствительность как
более сложная форма
Дальнейшее развитие чувствительности в филогенезе порождает самое сложное и адекватное — психическое отражение действитель-ности. Ее начальной формой выступает ощущение. Оно возникает в результате непосредственного воздействия отдельных свойств среды на органы чувств (анализаторы) высших животных и человека. Процесс ощущения складывается из соприкосновения световых, звуковых волн, молекул химических веществ с периферийной частью анализатора (рецептором); кодирования соответствующих факторов и их передачи в виде дискретных электрохимических импульсов в центральную часть анализатора, где и возникает собственно ощущение как первоэлемент психики, условная модель тех или иных свойств отражаемых объектов (цвет, температура, форма, боль, комфорт и т.д., и т.п.).
Мозг и психика. Их соотношение представляет важнейшую тему философии и науки, которая называется психофизиологическая проблема. Соотносятся ли и как именно материальные (нейробиологические) процессы нервно-мозговой деятельности, с одной стороны, и психические переживания, душевные функции индивида, с другой?
Идеализм отвечает на этот вопрос в общем отрицательно. Предста-вители этого направления в философии полагают дух первичным по от-ношению к материи, высшей реальностью по сравнению с низменной материей тела и, в частности, мозга. Мысль, идея предсуществует, по их мнению, в некоем сверхъестественном, идеальном мире; вне и независимо от мозга, который в лучшем случае выступает проводником идей к индивидуальному сознанию. Причем объективный идеализм (в лице Платона, Гегеля, Шопенгауэра, других великих мыслителей, в особенности богословов) полагает источником психики некое Мировое начало (Бога, Идею, Абсолютный дух, Космическую волю, т.п.). А субъективный идеализм (Дж. Беркли, Э. Мах и прочих солипсистов) находит единственной реальностью внутренний мир индивидуальных ощущений, вне которых остается по сути непознаваемой все остальное, внешнее бытие.
Вульгарный материализм (К. Фогт, В. Бюхнер, Я. Молешотт — основоположники) считает психику разновидностью материи; надеется свести идеальные процессы в душе и уме человека к свойствам его мозговой ткани.
Дуализм (Р. Декарта, В. Г. Лейбница и др.) постулирует полную независимость души и тела; в том числе так сказать параллелизм мозга и психики.
Научный материализм (утвердившийся
в биологии и философии благодаря
трудам русских в первую очередь
исследователей — И.М. Сеченова, И.П.
Павлова, В.М. Бехтерева, А.А. Ухтомского
и их сподвижников) полагает головной
мозг необходимым органом психики,
ее природным носителем и центром.
Экспериментальные и
В то же время, нельзя полностью сбрасывать со счетов аргумента-цию идеализма и дуализма. Они в принципе верно обращают внимание на важнейшие — надличностные (общественные) и межличностные (коллективные) условия функционирования мозга как органа психики и особенно сознания; относительную автономность психики, ее творческую силу по отношению к объективной реальности.
Сложная система головного мозга людей включает в себя (по И.П. Павлову, А.Р. Лурия и другим представителям отечественной нейробиологии) три основных подсистемы:
• энергетический блок тонуса,
расположенный в глубине
• информационный блок — задние отделы больших полушарий, теменно-височно-затылочные области мозга, отвечающие за прием, переработку и хранение информации из внешнего и внутреннего миров; прежде всего — зрение, другие ощущения, восприятия, представления, вообще первую сигнальную систему; память;
• блок, программирующий поведение — лобные доли коры больших полушарий, ответственные за выработку и сохранение наме-рений, планов деятельности, контроль за ее ходом; они же осуществляют перевод в речь, на уровень второсигналов (слов) данных первой сигнальной системы (рефлексов).
Психика человека далеко не исчерпывается сознанием. Она включает в себя целый ряд бессознательных процессов, впрочем, различных по содержанию, филогенетическому «возрасту», соотношению с сознанием.
Классификация бессознательных реакций психики человека:
1. Предсознание — неосознаваемые механизмы жизнедеятель-ности, которые сформировались в филогенезе до появления сознания, а в онтогенезе представляют собой, как правило, наиболее удалённые от фокуса сознания пласты психики, так сказать структурное бессоз-нательное. К нему относятся:
• неосознаваемые автоматизмы поведения (безусловно-рефлек-торные действия вроде ходьбы, работы органов чувств, прочих телодвижений; условно-рефлекторные действия наподобие навыков плавания, езды на велосипеде, игры на музыкальных инструментах, чтения и т.п.);
• стихийно формирующиеся установки (термин психолога Д.Н. Узнадзе) — предварительная готовность организма к совершению определенных действий в определенных ситуациях под влиянием прошлого опыта; способности к опережающего отражению действительности (так в незнакомой обстановке индивид поневоле мобилизуется ввиду возможной опасности, появляется чувство тревожности или страха, тогда как празднику предшествует некая эйфория; и т.п.);
• внешнее и внутреннее выражения эмоций (непроизвольные био-химические реакции организма, мимика и жесты, т.п. ответы на достаточно сильные раздражители среды обитания).
2. Подсознание — неосознаваемые побудители сознательных по-ступков. Эти компоненты психики возникают одновременно с сознанием, но вытесняются из его области в сферу бессознательного, ее ближние к сознанию пласты и оттуда косвенно, через барьеры сознания воздействуют (часто искаженно) на поведение индивида. Поэтому эти компоненты бессознательной психики носят функциональный или же динамичный характер, могут быть загнаны глубже в бессознательное, а могут быть так или иначе осознаны, особенно с помощью врача, вообще близкого и чуткого человека.
К области подсознательного относятся различные нервные рас-стройства — психопатические комплексы и неврозы личности, воз-никшие под влиянием межличностных конфликтов, других жизненных затруднений.
3. Над- или же сверхсознание (термин К.С. Станиславского, заим-ствованный им из мистической философии) — интуитивные решения сложных проблем практики, науки и искусства. Это наиболее творческое выражение внесознательной психики, ее основной вклад в самореализа-цию личности, в культуру человечества.
Как видно, роль бессознательного в психике не менее значима, нежели сознания. Благодаря возможностям бессознательного уменьшается нагрузка на сознание, высвобождается пространство души для сознательного творчества. Кроме того, именно бессознательное первым принимает на себя вызовы и удары среды, давая сознанию возможность подготовиться к решению сложных и неприятных проблем. Вместе с тем, между сознанием и бессознательным рано или поздно, чаще или реже возникают конфликты, обострение которых составляет особый класс нервных заболеваний.
Первой и до сих пор основной теорией бессознательной психики и методом врачевания вызванных ею недугов стал психоанализ в медицине, фрейдизм в психологии и философии.
Зигмунд Фрейд (1856–1939) — выдающийся австрийский врач, психолог и философ. Родился в небогатой еврейской семье во Фрейберге (Австро-Венгрия; ныне Пршибор, Чехия). В 1860 г. семья Фрейда перебралась в столицу — Вену, где будущий ученый прожил большую часть своей жизни. Закончил медицинский факультет Венского университета. В годы учебы был активным членом добровольного объединения студентов — «Союза по изучению истории, политики и философии». Мечтал о карьере научного работника в области экспериментальной биологии, но необходимость помогать обнищавшей семье заставила его стать практикующим врачом-психотерапевтом. Много занимался самообразованием, изучал историю культуры разных стран и эпох, многие отрасли естествознания, знал несколько языков (немецкий, идиш, иврит, английский, французский, латынь и древнегреческий). Как видно, именно сочетание научно-теоретических интересов, книжных знаний и богатого клинического опыта борьбы с неврозами пациентов помогли Фрейду сделать его выдающиеся открытия в психологии и психиатрии.
Исходный пункт развития
фрейдизма состоял в открытии
функционального
Структура человеческой психики по З. Фрейду включает в себя три основных уровня-подсистемы:
Ego — “Я”, т.е. индивидуальное сознание человека, все его мысли, чувства, планы и воспоминания; эта — центральная в большинстве случаев поведения часть души действует по принципу реальности, руководствуясь инстинктом самосохранения;
Super-ego — «Сверх–Я», т.е. своего рода надсознание, представля-ющее собой коллективный опыт тех общностей, куда включен данная личность (семьи, профессии, сословия, этноса, конфессии и т.д.); эта часть психики формируется под влиянием норм и принципов религии (грех), морали (совесть), политики и права (обязанность, долг) и других областей духовной культуры общества; для нее главное — принцип долга, отступления от которого порождают чувство вины; сверхсознание образует своего рода защитный барьер между душой личности и всеми впечатлениями реальности; причем те из них, которые противоречат воспринятыми человеком заповедям добра и зла, приличного и безобразного, не пропускаются через этот барьер в сознание, а вытесняются в следующую часть психики;