Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2013 в 21:11, шпаргалка
Иссторико-филосовский процесс не представляет собой единое движение, которое могло бы быть представлено как развитие от низших форм человеческой мысли к высшим. Однако в различные исторические эпохи возникали специфические для конкретного общественного состояния системы мысли, являющиеся во многом продуктом предшествующих и, в свою очередь оказывающие влияние на последующие. Поэтому имеет смысл говорить о своего рода исторических формах философии, для каждой из которых специфическими являются понятия, цели, методология и круг основных вопросов.
Сознание – это одна
из черт человека, определяющая его
специфическое положение в
Философия выделяет основные типы отношения сознания к миру:
– познание (одной из форм существования сознания является знание);
– практика, которая представляет собой целенаправленную деятельность одаренного сознанием человека;
– ценностное отношение к миру, к обществу, к человеку, которое определяется системой моральных, эстетических и других действующих в обществе норм. Сознание многофункционально:
– оно обеспечивает жизнедеятельность человека и общества в такой же степени, как и материальное производство;
– оно порождает мир идеальных образов, мир особых идеальных объектов и дает возможность отрываться от материального мира, уходить за его пределы, возвышаться над ним;
– оно идеально дает проигрывать действия и предвидеть результаты материальных действий, позволяет выбирать наилучшие, как ему представляется, способы действий для достижения заранее поставленных целей;
– оно способно возвыситься над реальным миром и реальными отношениями настолько, что может увести человека в вымышленный мир, принимая эти вымыслы за высшую реальность, за истинно сущий мир;
– оно может переключить мысли, чувства человека на этот мир и подчинить ему многие формы жизнедеятельности человека.
В жизни возникли и развились по меньшей мере две сферы духовной жизни, где элементы вымысла оказались преобладающими:
– религия;
– искусство.
Сознание, с одной стороны, может создать возможности для активной преобразующей деятельности в материальном производстве, в науке и технике, в общественной деятельности, с другой стороны, оно может допустить уход в мир искусства, в мир религии, в мир фантазии.
Сознание – это особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен мир, и он сам. Сознание мгновенно связывает, соотносит то, что человек увидел, услышал, и то, что он почувствовал, подумал, пережил.
Многие философы определяют сознание как благостный дар человеку, ибо лишь в сознании он дан себе как «я», устремленное к вершинам духовного бытия, возвышенной любви и дружбы, сострадания и радости и т.п.
Сознание не только чудо мироздания, но и крест. Один из талантливейших философов советского периода Э.В. Ильенков был уверен, что в сознании дано человеку не только все знание о мире, но и вся боль мира. Не случайно, чтобы унять боль
(душевную или физическую), отключают на какое-то время сознание с помощью алкоголя, наркотиков и т.д. Именно потому, что у человека есть сознание, он способен к душевному страданию.
В истории философии проблема сознания имеет два уровня своего решения. Первый заключается в описании способов, каким вещи даны в сознании, существуют в нем. На философском языке – это описание феномена (от гр.phainomenon – являющееся) сознания. Второй - имеет цель объяснить сам феномен. В философии античности и Нового времени указанные уровни не различались, а потому считалось, что описание способов существования вещей в сознании и есть решение вопроса о природе сознания. В ХХ веке философы выделили вопрос о возможности сознания в самостоятельный.
Другая особенность сознания
– умение человека сосредотачиваться
внутри себя, направлять свое внимание
на внутренний мир была разработана
в культуре христианства. Необходимость
общения с трансцендентным
Культура как предмет философского рассмотрения
Изучением культуры занимаются многие науки — история, архео-логия, социология, этнография, искусствоведение, антропология. Сущест-вуют несколько сот различных определений того, что можно назвать культурой, десятки подходов к ее изучению, теоретических концепций, моделей культуры. Это приводит и к отказу от идеи поиска утверждения какого-либо осмысления культуры как единственно верного, и к выде-лению и систематизации наиболее распространенных и перспективных в научном и практическом отношениях точек зрения на культуру.
В основе становления понятия «культура» лежит потребность в теоретическом осмыслении существенных сдвигов в общественном бытии человека, которые начались в Новое время и вызвали глубокие изменения в отношении человека к природе, обществу, самому себе. Впервые предметом философского изучения становится культура как одна из центральных категорий просветительской философии истории (Вольтер, Тюрго, Кондорсе, Вико, Гердер), занимающейся интерпретацией исторического процесса и исторического познания.
Идея культуры выражала степень
развитости разумного начала, поступательного
исторического развития, воплощенного
в религии, науке, искусстве, праве,
морали как объективациях разума.
Кроме того, формируется целостное
понимание культуры, рассматриваемой
как развитие способностей ума (Гердер),
проводится различие между культурой
умения как цивилизованностью и
культурой воспитания как нравственностью
(Кант). Гегель анализировал такие проявления
культуры, как искусство, религия, философия
(наука) в качестве различных форм
самопознания разума, в виде духа народа,
творящего историю и
В «философии жизни» дух, рассматриваемый как субстанция культуры, был истолкован как проявление целостности, организации психической жизни, мировоззрения, а не разума, поэтому явления культуры с точки зрения этой философии требуют особого типа постижения — психологического понимания (Дильтей). На этой основе формируются представления о культуре как о механизме социального подавления бессознательных психических процессов (Фрейд), об исторической самобытности и локальности культур, каждая из которых обладает особым менталитетом, «душевным настроем» жизни.
«Философия культуры» (этот термин в начале XIX в. ввел немецкий романтик А. Мюллер) как относительно самостоятельная область философии стремилась синтезировать теории о сущности и значении культуры как сферы духовной жизни. Основным для философии культуры явился вопрос о существовании культурных универсалей, могущих служить основанием для осмысления сфер культуры, ее судьбы. В качестве таких универсалий как норм культуротворчества, могущих служить основанием для философского осмысления как культуры в целом, так и ее отдельных проявлений, рассматривались:
1) общезначимые временные ценности — логические, эстетические, нравственные (Виндельбанд, Риккерт); 2) логические основания различных сфер культуры (Коген, Наторп); 3) символополагающая деятельность как субстанциональная основа всех сфер культуры, понимания явлений культуры как символических форм (Кассирер); 4) универсальные струк-туры ценностного сознания (Щелер); 5) представления о психобио-логическом единстве человечества (Юнг); 6) идеи об осевой изначальности смысла культуры, по отношению к которому смыслы всех ее последующих разновидностей являются своего рода частными шифрами (Ясперс).
Основные модели культуры в истории философской мысли. В истории философского осмысления культуры можно выделить основные модели культуры.
Натуралистическая модель сводила культуру к предметно-вещественным формам ее проявления, видела в культуре человеческое продолжение природы (Вольтер, Руссо, Гольбах). Натурализм превращает культуру в одно из звеньев природной эволюции, воплощающее развитие способностей «естественного человека». Именно благодаря культуре человек не исключается из природы, а образует высшее звено в ее развитии, обосновывает идеалы разумного человека из его естественных потребностей. Французские просветители заменили понятие «культура» понятием «цивилизация», лишили культуру категориального статуса, свели ее к естественным механизмам человеческого поведения, или судьбам общества, нации. Немецкие просветители в центр своего внимания ставили нравственное воспитание, связывали понятие «культура» с личностным развитием человека, тогда как «цивилизация» отождествлялась ими с социально-политической жизнью людей.
Природные предпосылки сознания позволяют понять его естественно-историческое происхождение и его же место, предназначение в реальном мире земной жизни. Не проследив этих природно-общественных основ сознательной психики, мы обречены считать её сверхъестественным чудом, загадочным даром людям малопонятно откуда.
Ключевое понятие научной,
материалистической психологии — отражение.
В этом качестве философской категории
оно далеко не сводится к оптическим
процессам зрительного
Структура акта отражения:
• воздействие одного предмета на другой или же (чаще) их взаимо-действие;
• изменение состава, структуры или функций одного объекта или обоих под влиянием их взаимодействия;
• частичное уподобление одного из взаимодействовавших объек-тов другому; сохранение каких-то «следов» взаимодействия после его прекращения; перенос информации о воздействовавшем объекте на подвергшийся таковому влиянию.
Общие особенности любых процессов отражения и их корреляты на уровне человеческого сознания.
1. Материальные предпосылки
и носители отражения. Любое
отражение включено в физико-
Так и сознание возникает и существует только при наличии:
• во-первых, развитого головного мозга, непосредственного вместилища психики; всей нервной системы и, наконец, целого организма человека в его онтогенезе;
• во-вторых, чувственно-предметной, практической деятельности самого индивида с искусственными орудиями и технологиями;
• в-третьих, общения формирующейся личности с людьми, стоя-щим за ними миром человеческой культуры (язык, социальные нормы, духовные ценности).
В целом, путь формирования психики и затем ее сознательных отделов — пролегает от действия к мысли. Благодаря чему внешние схемы физического действия переходят во внутренний план психики (психологи называют эту магистраль становления сознания интерио-ризацией).
2. Вторичность отражения по отношению к отражаемому объ-екту. Отраженное качество всегда прямо зависит от характера этого последнего. Отражением вправе называться лишь копия (причем более или менее верная) чего-то иного, внешнего по отношению к себе и своему носителю. Проще говоря, зеркало отразит того, кто в него по-глядится. Но оживает зеркальное изображение только в сказках.
Так и психика, особенно сознание остаются работоспособными лишь при условии своей адекватности, соответствия в конечном счете действительности. Окончательный отрыв от реальности в этом случае представляет собой психиатрическую патологию (вроде шизофрении). Сказанное не надо понимать как отрицание особой реальности выдуман-ного художниками мира искусства или сформулированной учеными си-стемы научных абстракций; у таких субъективных миров свои законы истинности, правдивости, требующие своего соблюдения их творцами и пользователями.
3. Своеобразие отражение
в зависимости от особенностей
отражающего объекта (в случае
психического отражения
Сознание в данном плане во многом предопределяется как наслед-ственностью, генетической предрасположенностью индивида к тому или другому типу поведенческих реакций, так и условиями его жизни, особенно в детстве, когда формируется индивидуальность. В указанных смыслах известный тезис марксизма о том, что бытие определяет сознание отчасти справедлив. Как говорится, во дворцах мыслят и ведут себя в чём-то иначе, чем в хижинах. А отчасти потому, что сформировавшееся сознание в дальнейшем отражает действительность уже избирательно своей системе ценностей и целей своего обладателя — личности.
4. Наконец, результат всякого
отражение зависит не только
от одного или другого из
взаимодействующих объектов, но
и от самого процесса