Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 17:00, шпаргалка
Зарождение философии, ее исторические типы.
Философия-наука о наиболее всеобщих связях и закономерностях бытия.Это так же целостное и сущностное видение мира выступающее в роли науки и мировоззрения.
В начале философия включала все знание о человеке и мире, они не были разделены на о
Материализм — направление в философии, не признающее самостоятельного идеального (духовного) начала в сотворении и бытии окружающего мира и объясняющее окружающий мир, его явления, человека с точки зрения естественных наук.
Атеистическо-
Ее видными представителями являлись Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.
Английская философия XVII — XVIII вв. имела свою специфику:
• материалистическую направленность (большинство философов Англии, в противоположность философам других стран, например Германии, предпочитало материалистически объяснять проблемы бытия и резко критиковало идеализм);
Немецкая классическая философия. Значение философии Гегеля, его диалектика
Немецкая философия XIX в. — уникальное явление мировой философии.
Уникальность немецкой философии в том, что за чуть более чем 100 лет ей удалось:
• глубоко исследовать проблемы, веками мучающие человечество, и прийти к таким выводам, которые определили все будущее развитие философии;• совместить в себе почти все известные в тот период философские направления — от субъективного идеализма до вульгарного материализма и иррационализма;• открыть десятки имен выдающихся философов, которые вошли в "золотой фонд" мировой философии .
Основные направления:• немецкая классическая философия • материализм
• иррационализм, "философия жизни".
В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:• объективный идеализм (Кант, Гегель);• субъективный идеализм (Фихте);• материализм (Фейербах).
Немецкая классическая философия разработала несколько общих проблем, что позволяет говорить о ней как о целостном явлении. Она:
• повернула внимание философии от традиционных проблем к исследованию человеческой сущности;• особое внимание уделила проблеме развития;• значительно обогатила логико-теоретический аппарат философии;• взглянула на историю как целостный процесс.
Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны:
• теория объективного идеализма
• диалектика как всеобщий философский метод.Диалектика,по Гегелю,основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира.
Философия — синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи.
Согласно Гегелю предмет философии должен быть шире, чем это традиционно принято, и должен включать в себя:
• философию природы;• антропологию;
• психологию;• логику;• философию государства;• философию гражданского общества;• философию права;
• философию истории;• диалектику — как истину всеобщих законов и принципов
Антропологический материализм Фейербаха
Хар-ая особенность мат-ма Фейербаха- антропологизм, явившийся следствием историч.условий предреволюц-ой Германии и выражением идеала революц.буржуазн.демократии. исходным пунктом фил-ой эволюции Ф.была критика идеалистического понимания Гегелем человеч.сущности, сведение ее к самосознанию. Отказ от подобной точки зрения неминуемо вел и к отказу от идеализма вооюще. Заслугой Ф.явл.подчеркивание связи идеализма с религией. Резкой критике подвергает Ф.также идеалистич.хар-ер гегелевской диалектики. Критика Гегеля открывала путь к использованию рацион-го содержания гегелевской философии и в этом отношении способствовала формированию марксизма. Однако Ф.просто отбросил фил-ию Гегеля и поэтому не сумел увидеть главного его достижения- диалектики. Осн.содерж.и смысл фил-ии Ф.-отстаивание мат-ма. Антропологизм Ф.проявл-ся в выдвижении на первый план сущности человека, кот.рассм-ся им как “единственн.,универс-ый и высший” предмет фил-ии. Но провести последовательно матер-ую точку зрения в этом вопросе Ф.не удается, т.к.человек для него- абстрактный индивид, чисто биологич.существо. в теории познания Ф.отстаивает точку зрения эмпиризма и сенсуализма, решительно выступает против агностицизма. Вместе с тем он не отрицал и значение мышления в познании, пытался хар-ть объект в связи с деятельностью субъекта, выссказывал догадки об общ-ой природе чел познания и сознания и т.д. Но в целом Ф.не преодолел созерцательности домарксовского материализма. Это связано с тем, что в понимании истории Ф.еще целиком оставался на позициях идеализма. Идеалистич.воззрения на обществ.явл-я вытекают из стремления Ф.применить антропологию как универсальную науку к изучению общественной жизни. Идеализм Ф.особенно ярко проявляется в исследовании религии и морали. Религия рассматривается им как отчуждение чел свойств: ч как бы удваивается и в лице бога созерцает свою собственную сущность. Т.о. религия выступает как “бессознательное самосознание” ч. Причины такого удвоения Ф.видит в чувстве зависимости человека от стихийных сил природы и общества. Особый интерес представляют догадки Ф.о соц.и историч.корнях религии.
Предпосылки возникновения марксисткой философии,ее особенности и качественно новые идеи
40-ые года 19-ого века
Основоположники Маркс и Энгельс. Германия- Кауцкий, Россия –Ленин, Плеханов.
Марксизм- философское экономическо-политическое учение, составляющее основу движения рабочего класса. Возник как научное выражение интересов рабочего класса. Это так же наука о познании мира и его революционном преобразовании.
Исторические предпосылки:
Первая половина 19ого века- зарождение капитализма. Сформировался оабочий класс. Развитие капитализма обеспечило конфликт рабочих и буржуазии.
Естественно-научные предпосылки:
Достижения в естественно-
Таким образом естественно переходят от изучения вещей к изучению процессов, закономерностей (от метафизического к диалектическому подходу)
Теоретические предпосылки: Фейербах- происхождение человека.
Философия марксизма
Философия Маркса и Энгельса- единство исторического материализма и диалектического материализма. По характеру носит социально-центрическая ( по главе всего общество).
Диалектический материализм: это марксистское учение, метод познания мира, наука о наиболее общих законах развития общества.
Материя- категория, обозначающая объективную реальность, данную нам в ощущении и независимости от нашего сознания.
Главный метод познания в ДМ- диалектика,а истолкования- материалистичны.
Диалектические положения, на которых основан ДМ:
Всеобщая связь явлений, Все находится в движении, развитии. Скрытые количественные изменения непременно переходят в качественные явления. Борьб противоположностей.
Матери.положения ДМ:
В основе всего материя. Мир познаваем.
Исторический материализм- распространение положений ДМ на изучение общества.
В ИМ решающую роль на развитие общества является материализм условной жизни людей, производство материальных благ и производственные отношения.
История- история экономического развития общества.
Производственные отношения- отношения, складывающиеся в процессе производства материальных благ. (сотрудничество, взаимная помощь, господство и подчинение).
Производственные отношения зависят от уровня развития производственных сил.
Производственные силы- совокупность средств производства (машины, станки) и людей, которые приводят в движение средства производства.
Надстройка (общественное сознание):церковь, право,мораль,нравственность.=> экономический базис (общественное бытие): производственные силы, производственные отношения.
Общественно-экономические формации – исторические типы общества. Характеризуется определенными соотношениями производственных сил и производственных отношений.
Переход от одной формации к другой-революция.
Социализм- учение, выдвигающее в качестве целей и идеалов такое общество, в котором отсутствует эксплуатация человека человеком, социальное угнетение, утверждается справедливость. Главный принцип социализма: «от каждого п способностям, каждому по труду»
Коммунизм- бесклассовое резрыночное общество, общество основанное на равенстве. Главный принцип: от каждого по способности, каждому по потребности.
Проблема человека:
1)Сущность
человека-деятельность
2) Труд- единство саморазвития, самореализации человека.
3) Человек
преобразует окружающий мир
4) Люди от
природы наделены задатками:
Значение марксизма:
Особенности Западной Философии 20-ого века.
Сцентизм- мировоззренческая позиция, в основе которого представление науки как наивысшей культурной ценностью
Антисцентизм- критика науки
Особенности ЗФ:
- Позитивизм
- Философия
жизни: иррационалистическое
Биологическое направление: Ницше: жизнь, биологическая реальная, главная в жизни-воля, смысл жизни- реализация воли.
Психологическое направление: Жизнь- совокупность психологических переживаний
Культурно-историческое направление: жизнь, реализация духа. Начало в различных исторических формах (религия, философия, искусство)
- экзистенциализм : сущность человека. Бытие- экзистенция- переживание субъектом своего пребывания в этом мире. Переживание- подлинное бытие, внешний мир- не подлинный.
1927 Хайдегер: Бытие и время
Сартр. Основ.положения:
-человек-тайна
-сознание-не для познания, а для переживания
- подлинное существование не охможно когда человек уходит в себя (аффект, клин.смерть)
-свобода.
Позитивизм
Позитивизм- философское направление, возникшее в 30-ые годы 19-ого века , оно исходит из положения, о том что только из спейиальной науки может быть получено полное знание.
Философия не может притендовать на самостоятельное познание реальности.
Методы: Наблюдение,эксперимент.
Стадии развития общества по Конту: теологическая, метафизическая, позитивная
Исторические формы
- абсолютная логика языка, - все подлинные проблемы связаны с языком, - главная задача науки- логический анализ ысказываний,- принцип верификации (знание истинно если его можно проверить опытом), -принцип конвенционализма (все формулы науки лишены смысла),- принцип физиколизма (все языки науки можно свести к языку физики)
4) Постпозитивизм (Поппер, Кун)
Особенности русской философии 11-18 веков.
Философия как самостоятельная наука не существует.
Сборники : «Повесть временных лет» Нестр, «поучения Владимира Мономаха», работы митрополита Иллариона: этапы истории –иудейская(ветхозаветная эпоха), - эпоха благодати (христианская) – москва-третий рим.
Русская философия 19-20 веков, основные идеи и течения.
С 18 века философия ориентировалась на Запад. РФ приобретает антисхоластический характер. Философия отделяется от религии. Появляется рационализм. Развиваются идеи просвещения.
«Ученая дружина» Петр 1, Данищин, Прокопович. Главный гос.принцип- Общая польза.
Татищев: тормозят развитие России традиции, обычаи. Главная задача- формирование светской культуры, отдельной от церковной культуры.
Славянофильство и западничество.
Западничество: Чаадаев, Герцин, Гранинков, Анинков
Славянофильство: Хомяков, Киреевский, Ансаков, Самарин.
Предмет спора: будущее России.
Западничество- направление в русской общественно-философской мысли, сторонники которого выступали за развитие россии по западно-европейского пути развития.
Направления:
-Либеральное (Грановский, Кавелин)
- Радикальное (Белянский, Герцин, Чернышевский)
Славянофильство- направление в русской общественно-философской мысли, сторонники которого отстаивали цели самобытности России, ее пути отличного от Запада.
Хомяков: идеал- община с самоуправление. *начало славянофильства*
Переписывались в журналах.
Почвенничество- идеи славянофильства во второй половине 19-ого века, течение русской народной мысли, родственное славянофильству и противоположное западничеству, возникло в 60-ые года 19-ого века.