Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 17:00, шпаргалка
Зарождение философии, ее исторические типы.
Философия-наука о наиболее всеобщих связях и закономерностях бытия.Это так же целостное и сущностное видение мира выступающее в роли науки и мировоззрения.
В начале философия включала все знание о человеке и мире, они не были разделены на о
Скачок- переход количественных изменений в качественные, или переход из одного качественного состояния в результате превышения меры. Скачки осуществляются как в форме взрыва, так и в форме растянутого ремени. Количественные изменения проиходят незаметно, непрерывно. Качественные изменения явны, они происходят скачкообразно, прерывно.
Причина и следствие. Необходимость и случайность
Всякий процесс развертывается от причины к следствию. Временная последовательность –важнейшая характеристика в причинно-следственной связи.
Причина – взаимодействие двух элементов
Следствие- изменения, возникающие в результате взаимодействия как минимум двух элементов.
Необходимость – называют не свойства и всязи, которые имеют причину своего существования в себе, которые обусловлены внутренней природой элементов. Необходимые стороны и связи наступают необходимо при соотвествующих связях
Случайность – те свойства и связи, которые имеют смысл своего существования в другом, они могут наступить, а могут и не наступить.
Возможность и действительность
Общей чертой развития выступает обусловленность настоящего прошлым, а будущего настоящем. Диалектика настоящего. Прошлого и будущего отражается в категориях возможности и действительности
Возможность- отражает тот этап становления явления, когда оно существует лишь в виде предпосылок или в качестве тенденции, которая присуща определенной действительности
Действительность – осуществившая возможность, основа формирования новой возможности. В практике действительность:
Цель- возможность, результат – действительность.
Изучения любого явления начинается с понимания возможности, т.е. предпосылок, осуществления условий.
- реальные и формальные возможности
Реальные – обусловлены обеими сторонами и связами объекта. Эта возможность при соотвествии условий реализуется неизбежно.
Формальные- обусловлены изучаемыми связями и свойства, они могут быть осуществлены, а могут и не осуществиться.
- конкретные и абстрактные
Конкретные - это такие возможности, для реализации которых условия складываются в настоящее время.
Абстрактные- возможности, для осуществления которых в настоящее время нет соответствующих условия, но они могут появиться потом.
- сущностные и функциональные
Сущностные – возможности, осуществление которых сопровождается изменением сущности или которые приводят к изменению сущности вещей.
Функциональные – реализация которых вызывает изменение свойст но не сущности
- прогрессивные, регрессивные и вариантные
Прогрессивные – такие возможности, реализация которых приводит к изменению системы от низшего к высшему
Регрессивные – от высшего к низшему
Вариантные – это возможности, при которых положения остается на одной и той же стадии.
- качественные и количественные
Осуществление качественной возможности приводит к изменению качества вещи. Количественной – к количественному изменению.
- Исключающие и сосуществующие
Исключающие – возможности, с реализацией которых исчезает другая возможность
Сосуществующие- возможность, превращение которой в действительность не исключает реализации другой возможности.
Сущность и явление
Сущность- совокупность всех необходимых свойств и связей вещей, взятых в их взаимозависимости, совокупность законов функциональности и развития вещей.
Явление- внешнее проявление сущности
С точки зрения ДМ сущность вещей- материальна,с точки зрения Идеалист.- идеальна.
Сущность раскрываает свое содержание через явление, явление всегда существенно.
Явление может быть богаче сущности, поскольку явление определяется не только сущностью, но и внешними условиями (стоимость- сущность, цена- явление)
Явление измениво- сущность в данное время –нет.
Содержание и форма
Любая система имеет содержанию и форму.
Содержание- совокупность всех элементов вещи, их взаимодействие и изменение. К содержанию относятся взаимодействия с внешними объектами
Форма- организация устойчивых связей между элементами (форма ДНК-спираль).
Маркс) по примеру формационнойтеории- форма определяется содержанием.
Диалектика формы и содержания:
1)форма =содержание
2) содержание развивается активнее,форма остается неизменной
3) Содержанию становится тесно в рамках старой формы, форма перестает соотвествовать новому содержанию
4) несоотвествие растет, становится явным, назревает конфликт
5) Содержание
разрушает форму, возникает
Социальная структура общества
Структура- внутренняя отрасль системы, включающая в себя специальные способы взаимосвязи и взаимодействия
-социально-демографическая структура (общности выделяемые по полу, возрасту)
-социально-классовая (классы, сословия)
- социально-территориальные (общности, разделяемые по месту жительства: жители города, деревни)
- социально-этнические (этнос,народность, рассы)
- социально- конфессиональные (религиозные верования)
Общество как система. Материальное производство, диалектика его развития и роль в жизни общества.
Сферы жизни общества:
Цель: создание условия для действительности, решение различных проблем.
Общество. Проблема определяющих факторов в развитии общества
Мечников: океаническая теория. Развитие общества путем освоения водных ресурсов
-речная (осовение рек – Китай)
- средиземноморская (морские пространства)
- океаническая (открытие Америки)
Теория геополитики: политика государства определяется географическими факторами (местоположение, климат)
Мальтус: опыт о законе народности населения (все проблемы от перенаселения)
Менделеев: рост населения- важнейший фактор общества
Джонс: основа общества – способ производства и распределения природного (общественного) блага.
Движущая сила общества- автоматизация производства. Абсолютная роль технического фактора в развитии общества
Уайт:концепция технологического детерминизма.
Культура:
-идеалогическая,- социологическая,- технологическая (самая важная).
5. Идеологизм (Ф,Аквинский, Гегель).
Деятельность- форма активного отношения человека к окружающему мира, содержанием которой является целесообразное осмышление изменения и преобразования мира.
Структура общественного сознания.
По Марксу: общественное сознание- осознанное бытие.
Элементы:
Обыденное сознание- совокупность идей, представлений, взглядов, которые возникают в процессе обычной жизни (моральные нормы)
Теоретическое сознание- отражает существующие связи и закономерности действительности (наука)
Общественная психология – проявление сознания больших масс (народы, классы)
Идеология – система взглядов, установок, философских этических мировоззрений, которые теоретически оформлены и отражают инетресы определенных социальных групп.
Формы общественного сознания:
- политическая форма: отражает политическую жизнь общества,
- право: отражает
явления правовой жизни
-мораль: отражает
нравственные отношения в
-искусство (культура): отражает эстетические отношение людей к окружающему миру,
-религия: отражает мир в догмах, заповедях, откровениях,
-наука: объективное
достоверное знание
Духовное сфера жизни общества. Общественное и индивидуальное сознание. Их взаимосвязь.
Для обозначений матер. явлений общества в философии используется понятие – «Общественное бытие»
Общественное бытие – это вся совокупность материальных условий жизни людей.
Общественное сознание – это совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, привычек. Отражающих общественное бытие людей, материальные условия их жизни.
Структура общественного сознания
1) Общественное и индивидуальное сознание.
Общественное сознание- существует не отдельно от конкретных людей, а в их головах в виде определенных людей, чувств и т.п. присущих конкретным людям. Это не значит, что все присущее сознание отдельного человека входит лишь то, что выражает общие интересы людей, соц. Группы, коллектива.
Общественное сознание – это совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, привычек. Отражающих общественное бытие людей, материальные условия их жизни
Индивидуальное сознание – это мир отдельной личности, мысли, чувства, привычки, стремление отдельного человека. Будучи выражением жизненных условий конкретной личности индивидуальное сознание неповторимо, уникально.
Индивидуальное сознание одновременно и богаче и беднее общественное
сознание
Общественное сознание людей неоднородно, оно включает в себя с одной стороны чувства, а с др. научные теории.
Общественный прогресс и его критерии
Вопрос об историческом прогрессе долгое время трактовался упрощенно - как непрерывное восхождение по пути к совершенству. Если в научно-технической сфере прогресс несомненен, то уже в области экономики он не столь очевиден, а состояние нравственности, развитие культуры не позволяют даже непомерным оптимистам говорить о громадном скачке по сравнению с прошлым. Рассмотрение проблемы исторического прогресса следует начать с выявления взаимосвязи прогресса и развития. Развитие нельзя считать простым синонимом изменения или приравнивать его к прогрессу. Развитие - процесс более сложный, чем изменение или совокупность изменений. Сформулировать понятие развития можно на основе анализа различных типов универсальных связей, выраженных в законах и категориях диалектики. Развитие - это особый тип изменения. Установление факта совершающихся в предмете изменений еще не свидетельствует об их характере, тенденции. Изменения могут носить количественный характер. Развитие же предполагает рождение нового, изменения качественные. Но и не всякие качественные изменения равнозначны развитию (простое разрушение предмета или циклические процессы с повторением однотипных фаз, или просто обратимые изменения типа "вода - пар - вода..."). Понятие развития выделяет из общей массы изменений такие, которые связаны с обновлением системы, с ее внутренним структурным и функциональным изменением, превращением в нечто новое, иное. Развитие нельзя понимать как линейный процесс. Так, реальное социально-историческое развитие происходит с постоянными отклонениями в сторону, с возвратами назад, нередки случаи расщепления, дивергенции развивающегося процесса (эволюция приматов) или конвергенции - слияния, синтеза, объединения различных линий развития (формирование крупных наций из различных племен). Здесь же важно отметить соблюдение принципа историзма, суть которого заключается в рассмотрении объектов как целостных систем, возникших в определенных условиях в результате действия соответствующих причин. Историзм тесно связан с концепцией детерминации явлений. История - не заданный изначально процесс с заранее предопределенным результатом. Объективные закономерности исторического развития прокладывают себе дорогу не в единственно возможной форме. Их реализация варьируема. И важно учитывать многообразие возможных форм, путей развития. Наиболее сложным типом развития является история общества, включающая в себя, кроме объективных, также субъективные факторы: взгляды, цели, интересы людей. Это чрезвычайно усложняет характер детерминации общественно-исторических процессов. В реализации исторических перспектив, возможностей участвуют человеческий выбор, идеалы, воля к действию. Двумя наиболее общими противоположными по своим характеристикам, разнонаправленными друг от друга, диалектически связанными тенденциями развития являются прогресс и регресс. Прогресс ( от лат. progress - движение вперед,успех), тип, направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Прогресс предполагает такую дифференциацию и интеграцию элементов и связей системы, которая повышает степень ее целостности, ее приспособленность к среде, функциональную эффективность, устойчивость, надежность и обеспечивает высокий потенциал последующего развития. Если же в результате процесса развития уменьшается набор полезных для системы функций, распадаются существовавшие ранее структуры, уменьшается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих существование,устойчивость и жизнедеятельность данной системы, то такой процесс называют регрессом.
Для большинства античных авторов история - простая последовательность событий, за которыми стоит нечто неизменное; в целом же она рисуется либо как регрессивный процесс, идущий по нисходящей от древнего "золотого века" (Гесиод, Сенека), либо как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии (Платон, Аристотель, Полибий). Социальная философия подымающейся буржуазии, отражавшая реальное ускорение общественного развития, была овеяна оптимизмом, уверенностью в том, что "царство разума" лежит не в прошлом, а в будущем. Прежде всего был замечен прогресс в сфере научного познания: уже Ф. Бэкон и Р. Декарт учили, что не нужно оглядываться на древних, что научное познание мира идет вперед. Затем идея прогресса распространяется и на сферу социальных отношений (Тюрго, Кондорсе). Довольно глубокую трактовку прогресса дал Гегель, выступив как против просветительского пренебрежения к прошлому, так и против ложного историзма романтической "исторической школы". При этом он рассматривал развитие общества как диалектическое соотношение прогресса и регресса, которое является выражением единства противоположностей. Однако, понимая исторический прогресс как саморазвитие мирового духа, Гегель не мог объяснить переход от одной ступени общественного развития к другой. Его философия истории превращается в теодицею, оправдание бога в истории. Диалектический материализм выработал принципиально иной подход к этой проблеме, выдвинул и обосновал объективный критерий прогресса. Прогресс не есть какая-то самостоятельная сущность или трансцендентная цель исторического развития. Понятие прогресса имеет смысл лишь применительно к определенному историческому процессу или явлению в строго определенной системе отсчета. Цели, стремления и идеалы, в свете которых люди оценивают историческое развитие, сами меняются в ходе истории, поэтому такие оценки часто страдают субъективностью, неисторичностью. Общая тенденция исторического развития - переход от систем с преобладанием естественной детерминации к системам с преобладанием социально-исторической детерминации, в основе чего лежит развитие производительных сил. Более высокому уровню развитию производительных сил соответствуют и более сложные формы производственных отношений и общественной организации в целом, повышение роли субъективного фактора. Степень овладения обществом стихийными силами природы, выражающаяся в росте производительности труда, и степень освобождения людей из-под гнета стихийных общественных сил, социально-политического неравенства и духовной неразвитости - вот наиболее общие критерии исторического прогресса. В свете указанного критерия общественно-экономические формации представляют собой закономерные стадии поступательного развития человечества. Но процесс этот противоречив, а типы и темпы его различны. Отсюда и рост социального пессимизма, многочисленные философские и социологические теории ХХ в., прямо или косвенно отрицающие прогресс и предлагающие заменить это понятие либо идей циклического круговорота (Шпенглер, Тойнби, Сорокин), либо "нейтральным" понятием "социального изменения". Широкое распространение получают также различные концепции "конца истории" и пессимистические антиутопии. Отметим, что применение критериев общественного прогресса при исследовании развития общества должно носить комплексный характер и не в отношении экономической, социальной, политической или духовной сфер общества, а в целом, т.е. все сферы рассматриваются как части единого целого, как подсистемы единой общественной системы, имеющей свою историю.