Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 11:58, курсовая работа
Целью работы является проведение комплексного исследования правового института несостоятельности (банкротства) юридических лиц, выявление правовых проблем, возникающих при применении норм данного института на практике и предложение возможных путей их решения.
Глава 2. Анализ практики применения процедуры «финансового оздоровления» в России
2.1. Анализ применения «финансового оздоровления» в российской судебной практике
Анализ динамики применения процедур банкротства за последние годы показал наметившуюся тенденцию сокращения масштабов процесса признания предприятий несостоятельными. Так, если до 2010 года наблюдался стабильный рост числа заявлений о признании должника банкротом и дел о применении различных процедур банкротства, то, начиная с 2011 года, эти цифры устойчиво сокращаются (табл. 1)[1].
Таблица 1. Динамика количество заявлений о признании должника банкротом и количества заявлений, принятых к производству
Подано заявлений
о признании должников |
Из них принято к производству | |
2008 |
14090 |
10093 |
2009 |
32190 |
25643 |
+/- к 2008 |
+ в 2,3 раза |
+ в 2,5 раза |
2010 |
91431 |
83068 |
+/- к 2009 |
+ в 2,8 раза |
+ в 3,2 раза |
2011 |
44255 |
30015 |
+/- к 2010 |
– в 2,1 раза |
– в 2,8 раза |
1 п/г 2011 |
26737 |
16447 |
1 п/г 2008 |
16976 |
13140 |
+/– к 1 п/г 2011 |
– 1,5 раза |
– в 1,2 раза |
На наш взгляд, такая
ситуация вызвана прежде всего тем,
что процедуры банкротства
Так, по оценкам Счетной палаты РФ, в течение 2009 – 2010 годов на фоне снижения задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации на 26,1 %, продолжает расти сумма задолженности, приостановленной к взысканию в связи с введением процедур наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства. По состоянию на 1 января 2011 года ее рост составил 4,5 %, причем, основная доля задолженности (64,6 %) приходится на процедуру конкурсного производства. По этим же оценкам, основная доля поступлений в бюджет в ходе реализации процедур банкротства приходится на текущие платежи (70 %), а не на погашение суммы долга, имеющейся на момент возбуждения дела о банкротстве. Все это позволяет говорить о низкой эффективности процедур банкротства с точки зрения восстановления платежеспособности организаций-должников и погашения ими задолженности перед бюджетом.
Вместе с тем, наибольшую активность в подаче заявлений о признании должника банкротом демонстрируют именно налоговые органы, которые, в соответствие с законодательством, призваны представлять интересы государства в указанных делах (рис. 1)[2].
Рис. 1. Распределение инициаторов процедур банкротства
Значительная часть из числа проводящихся процедур несостоятельности связана с банкротством отсутствующих должников (рис. 2)[3].
Рис. 2. Веса заявлений о признании банкротом в отношении реальных и отсутствующих должников
Принятие Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 20 декабря 2010 года постановления № 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращения недействующих юридических лиц» практически заблокировало исполнение ФНС России функции уполномоченного органа при инициировании процедур банкротства отсутствующих должников.
В соответствии с указанным
Постановлением одновременно с заявлением
о признании банкротом
В табл. 2 приведены сводные результаты применения процедур банкротства к отсутствующим должникам по состоянию на 01.01.2011 г.[4]
Таблица 2. Результаты применения процедур банкротства к отсутствующим должникам по состоянию на 01.01.2011 г.
Подано заявлений в арбитражный суд о признании отсутствующего должника банкротом |
17119 |
Арбитражным судом принято к производству заявлений о признании отсутствующего должника банкротом |
9416 |
Введение процедуры |
3474 |
Количество завершения дел
о банкротстве в связи с
завершением конкурсного |
29444 |
в т.ч. по процедурам банкротства, инициированным в 2009-2010г.г. |
28566 |
по процедурам банкротства, инициированным в 2011 г. |
878 |
Средняя величина бюджетных средств, затраченных на одну процедуру банкротства отсутствующего должника, руб. |
15000 |
Следует также отметить, что в 2011 году арбитражными управляющими было выявлено имущество и другие активы в 330 процедурах банкротства отсутствующего должника. Стоимость только оцененных активов 117 отсутствующих должников составила 408 млн.руб. В то же время, сумма списанной задолженности отсутствующих должников, не погашенной за счет конкурсной массы после определения суда о завершении конкурсного производства, составила на 1 января 2011 года 78 690,4 млн. рублей, или 33,4 % общей суммы списанной задолженности.
Таким образом, с точки
зрения восстановления платежеспособности
организаций-должников и
Рассмотрим теперь результаты применения различных процедур банкротства к должникам (табл. 3).
Основная тенденция в применении процедур наблюдения – преобладание доли решений по открытию конкурсного производства и уменьшение доли решений по введению процедур финансового оздоровления и внешнего управления. В целом по результатам 2010 г. только порядка 10 % предприятий «вышли из банкротства» в ходе процедуры наблюдения, 3 % – вошли в реорганизационную процедуру (внешнее управление), при этом почти 85 % перешли в стадию конкурсного производства (продажи имущества и ликвидации бизнеса), и только в отношении 0,2 % предприятий введена процедура финансового оздоровления[5].
Таблица 3. Результаты применения процедуры наблюдения
Основные результаты принятых решений по результатам проведения процедуры наблюдения |
Число решений по определенному варианту, в % к общему числу принятых решений | ||
2009 год |
2010 год |
2011 год | |
Открытие конкурсного производства |
80 |
85 |
83 |
Введение финансового оздоровления |
0,1 |
0,15 |
0,2 |
Ведение внешнего управления |
5,2 |
3 |
4,4 |
Прекращение производства по делу |
9,1 |
8,5 |
10,1 |
Отказ в признании должника банкротом |
1,5 |
1,2 |
1,8 |
Результаты применения процедур внешнего управления представляются неоднозначными. В период 1998–2002 гг. в течение каждого года процедуры внешнего управления вводились в отношении 1000–1200 предприятий-должников. До 2002 г. постепенно расширялась практика заключения мировых соглашений, но одновременно с этим рос удельный вес решений об открытии конкурсного производства.
В 2002 г. произошли довольно заметные негативные изменения в реализации процедур внешнего управления: в ходе таких процедур не более 10% предприятий «вышли из банкротства» (в 2001 г. – порядка 20%), более 30% остались в этой процедуре в силу ее продления, а порядка 60% перешли в стадию ликвидации (в 2001 г. – менее 50%). Несмотря на то, что на сегодняшний день масштабы процедур банкротства в целом и внешнего управления, в частности, заметно сократились, нельзя сказать о качественных изменениях в рамках этой процедуры (табл. 4)[6]. Это свидетельствует о низкой эффективности процедуры внешнего управления с позиций санации и реформирования бизнеса должника.
Таблица 4. Результаты применения процедуры внешнего управления
Основные результаты принятых решений по результатам проведения процедуры внешнего управления |
Число решений по определенному варианту, в % к общему числу принятых решений | ||
2009 год |
2010 год |
2011 год | |
Открытие конкурсного производства |
86,4 |
88 |
78 |
Прекращение производства по делу |
13,6 |
12 |
22 |
в т.ч. в связи с заключением мирового соглашения |
7,2 |
4,5 |
8,3 |
В связи с удовлетворением требований кредиторов |
2,1 |
3,3 |
5,5 |
Что касается конкурсного производства, то шансы предприятия выйти из этой процедуры – минимальны. Постоянно низкий удельный вес завершенных процедур конкурсного производства и расширение практики их продления связаны с проблемами реализации имущества предприятий и не представляют дополнительных возможностей для сохранения бизнеса.
Типичную ситуацию с исходом конкурсного производства можно рассмотреть на примере 2011 года (табл. 5)[7].
Таблица 5. Движение дел в ходе конкурсного производства в первом полугодии 2011 года
Остаток дел на начало отчетного периода |
Введено конкурсное производство |
Результаты проведения
процедуры конкурсного |
Остаток дел на конец отчетного периода | ||||
Прекращено производство по делу |
Введено внешнее управление |
Завершено конкурсное производство | |||||
Всего |
В том числе на основании | ||||||
мирового соглашения |
погашения требований кредиторов | ||||||
40127 |
27886 |
437 |
20 |
26 |
9 |
8112 |
59455 |
Столь низкий удельный вес мировых соглашений в рамках этой процедуры в значительной мере связан с тем, что именно в процедуру конкурсного производства «вливается», минуя прочие процедуры поток дел в отношении отсутствующих должников. Если исключить из рассмотрения должников, проходящих по упрощенной процедуре банкротства, то все равно, по грубым оценкам, конкурсное производство завершается мировым соглашением не более чем в 1–2 случаях из 100.
Рассматривая в целом
«исход» всех процедур банкротства,
можно отметить, что в подавляющем
большинстве случаев они
В то же время в рамках
как процедур внешнего управления,
так и особенно процедур наблюдения
продолжает наблюдаться значительный
удельный вес решений, связанных
с открытием конкурсного
Необходимо отметить существенную зависимость исхода банкротства для предприятия-должника от масштабов его бизнеса. Чем крупнее и значимее бизнес, тем более «щадящий» характер носят применяемые к нему процедуры банкротства.
Несмотря на то, что основное количество дел о банкротстве в 2009-2010 годах было завершено в связи с завершением конкурсного производства, следует отметить следующее. Соотношение количества организаций, в отношении которых возбуждено дело о банкротстве, с количеством введенных процедур конкурсного производства не является показателем эффективности законодательства о несостоятельности. Так, по оценкам Всемирного Банка (отчет Всемирного банка), а также Европейского банка реконструкции и развития, показателями, на основе которых оценивается эффективность законодательства о несостоятельности, являются удовлетворение требований кредиторов в ходе дела о банкротстве (размер удовлетворенных требований кредиторов третьей очереди на 1 руб. задолженности в результате завершения процедур банкротства), размер расходов на осуществление процедур банкротства (отношение расходов по делу о банкротстве к общей стоимости имущества должника), продолжительность дела о банкротстве (с даты возбуждения производства по делу о банкротстве до даты прекращения производства по делу), а также прозрачность механизмов несостоятельности (банкротства). В частности, согласно указанному отчету Всемирного банка, в Российской Федерации показатель удовлетворения требований кредиторов составляет 28,7 коп. на 1 руб. задолженности, средний размер расходов на осуществление процедур банкротства – 9%, а продолжительность дела о банкротстве – 3 года. Данные показатели свидетельствуют о недостаточной эффективности законодательства о несостоятельности.