Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 10:12, курсовая работа
Сущность финансовой безопасности государства в целом можно определить как состояние экономики, при котором обеспечивается формирование положительных финансовых потоков государства в объемах, необходимых для выполнения его задач и функций. Федеральный закон закрепляет статус Счетной палаты как постоянно действующего органа государственного финансового контроля, образуемого Федеральным Собранием РФ и подотчетного ему.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Счетная палата как высший орган государственного
финансового контроля……..…………………………………………………..5
1. 1. История формирования и правовой статус Счетной палаты РФ…….5
1.2. Состав и структура Счетной палаты РФ………………………………10
1.3. Задачи и функции Счетной палаты РФ…………………………………15
Глава 2. Основные направления и анализ деятельности
Счетной палаты РФ…………………………………………………………..20
2.1. Основные направления деятельности Счетной палаты РФ…………..20
2.2. Анализ деятельности Счетной палаты РФ…………………………….23
Глава 3. Оценка и управление эффективностью деятельности
Счетной палаты РФ…………………………………………………………..39
3.1. Выявление положительных и отрицательных моментов деятельности Счетной палаты РФ…………………………………………………………..39
3.2. Рекомендации по совершенствованию деятельности Счетной палаты РФ………………………………………………………………………………42
Заключение…………………………………………………………………….45
Список использованных источников и литературы……………………….
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Счетная палата как высший орган государственного
финансового контроля……..………………………………………………
1. 1. История формирования и правовой статус Счетной палаты РФ…….5
1.2. Состав и структура Счетной палаты РФ………………………………10
1.3. Задачи и функции Счетной палаты РФ…………………………………15
Глава 2. Основные направления и анализ деятельности
Счетной палаты РФ…………………………………………………………..20
2.1. Основные направления деятельности Счетной палаты РФ…………..20
2.2. Анализ деятельности Счетной палаты РФ…………………………….23
Глава 3. Оценка и управление эффективностью деятельности
Счетной палаты РФ…………………………………………………………..39
3.1. Выявление положительных и отрицательных моментов деятельности Счетной палаты РФ…………………………………………………………..39
3.2. Рекомендации по совершенствованию
деятельности Счетной палаты РФ…………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы……………………….47
Приложения
Введение
Сущность финансовой безопасности государства в целом можно определить как состояние экономики, при котором обеспечивается формирование положительных финансовых потоков государства в объемах, необходимых для выполнения его задач и функций. Федеральный закон закрепляет статус Счетной палаты как постоянно действующего органа государственного финансового контроля, образуемого Федеральным Собранием РФ и подотчетного ему.1
Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации является составной частью национальной безопасности.2
Государственный контроль осуществляется
в установленном порядке
Осуществляя контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, Счетная палата производит анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и готовит предложения, направленные на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом.
Место и роль Счетной палаты Российской Федерации в системе органов государственного финансового контроля, важность стоящих перед ней целей и задач, практическая необходимость и значимость данного органа на современном этапе развития государства определяет важность и актуальность темы данной работы.
Цель исследования состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию деятельности Счетной палаты РФ.
Для реализации поставленной цели следует решить следующие задачи:
Объектом исследования является Счетная палата субъекта РФ как орган, действующий в системе сложившихся управленческих и финансово-бюджетных отношений в России.
Предметом курсовой работы является деятельность Счетной палаты РФ.
Глава 1. Счетная палата как высший орган государственного
финансового контроля
1.1. История формирования и правовой статус Счетной палаты РФ
Прообразом Счетной палаты в России считается Приказ Счета Большой казны (Счетный Приказ), учрежденный 10 марта 1656 г. (23 марта по новому стилю) указом царя Алексея Михайловича. Этот день празднуется как день рождения всех государственных контрольных органов страны, в том числе – Счетной палаты Российской Федерации.
Счетная палата была создана в соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г. Цель создания и порядок формирования Счетной палаты определяется Конституцией РФ, а также ФЗ № 4 от 11 января 1995 г. «О Cчетной палате Российской Федерации». Согласно ему Счетная палата Российской Федерации является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.3
Деятельность Счетной палаты не может быть приостановлена в связи с роспуском Государственной Думы.
Местонахождение Счетной палаты - город Москва.
Фактически свою работу Счетная палата начала в июне 1995 года, после принятия соответствующего закона и назначения аудиторов Счетной палаты.
В России реалии 1990-х гг., в которых происходило формирование СП РФ – переходный период к рыночной экономике, характеризующийся правовой, социальной и экономической дестабилизацией в обществе – во многом объясняют причину нечеткого определения правового статуса и полномочий СП РФ в КРФ и ФЗ СП РФ. Одно из противоречий касается проблемы реализации Счетной палатой РФ принципа независимости, который считается одним из основополагающих принципов деятельности ВОФК, поскольку призван обеспечивать действительно всеобъемлющий контроль за деятельностью всех без исключения ветвей власти в бюджетной сфере. Способ формирования СП РФ, образующейся палатами представительного и законодательного органа страны – Федеральным Собранием (далее - ФС), предполагает ее независимость и главенствующее положение в системе других контрольных органов не только государства, но и общества в целом, поскольку ФС как демократически избранный орган власти представляет интересы всего народа. В то же время, ни в КРФ, ни в действующем ФЗ СП РФ прямо не закреплен и не раскрывается независимый характер высшего финансового контроля, осуществляемого СП РФ. Более того, СП РФ была с самого начала поставлена законодателем в зависимость от законодательного органа не только в вопросе ее образования, но и подотчетности, что в принципе противоречит КРФ.
Таким образом, в отношении СП РФ можно утверждать, что она является относительно, а не абсолютно самостоятельным органом. С одной стороны, Ст.1 ФЗ «О Счетной палате» гласит, что в рамках задач, определенных законодательством, СП РФ обладает организационной и функциональной независимостью. Ее самостоятельность с организационной точки зрения подчеркивается тем, что она осуществляет свою деятельность независимо от других государственных органов, сама определяет формы и методы своих контрольных полномочий, организации и государственные органы, подлежащие проверке, и способы воздействия на лиц, которые нерационально и незаконно используют средства федерального бюджета.4Кроме того, и Конституция и Федеральный закон «О Счетной палате» называют ее не Счетная палата Федерального Собрания, а Счетная палата РФ, дополнительной гарантией независимости Счетной палаты является особый правовой статус ее членов, которые независимы в своей деятельности и пользуются иммунитетом, предусматриваемым для судей.
Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты не могут быть задержаны, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия той палаты Федерального Собрания Российской Федерации, которая их назначила на должность в Счетную палату.
Уголовное дело в отношении Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты или аудиторов Счетной палаты может быть возбуждено только Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ.5
Инспектор Счетной палаты при выполнении им служебных обязанностей не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия Коллегии.
Кроме этого, аудиторы, избираемые палатами сроком на 6 лет, наделяются дополнительными гарантиями неприкосновенности.
Хотя Счетная палата не наделена правом законодательной инициативы, но на практике она в результате своих проверок, знакомства с разными ведомствами все настойчивее рекомендует депутатам заняться совершенствованием действующего законодательства.
С другой стороны, Счетная палата не является независимым органом, поскольку, во-первых, она образуется палатами Федерального Собрания, которые избирают Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя и аудиторов от каждой палаты. Государственная Дума и Совет Федерации могут досрочно освободить от занимаемой должности избранных ими членов СП РФ, в случаях:
а) нарушения ими законодательства Российской Федерации или совершения злоупотреблений по службе, если за такое решение проголосует большинство от общего числа соответственно членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы;
б) личного заявления об отставке;
в) признания их недееспособными вступившим в законную силу решением суда;
г) достижения ими возраста 65 лет;
д) формирования палаты Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва, при этом решение о досрочном прекращении полномочий Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты, аудиторов Счетной палаты может быть принято соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва не ранее чем через шесть месяцев после начала ее работы, если за такое решение проголосует большинство от общего числа соответственно членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Такой принцип формирования любого
института государственной
Статус Счётной Палаты также определяют другие нормативные акты. В ст. 3 того же закона указаны принципы работы Счётной Палаты:
Законность – выражается в соблюдении Счётной Палатой законов и предписаний органов государственной власти на Российской Федерации на то уполномоченных при осуществлении своей деятельности;6
Объективности – характеризуется составом проверяемых документов экономического субъекта, достаточным для получения объективной оценки их достоверности или недостоверности;
Независимости – выражается в свободе своей деятельности при осуществлении функций для которых была создана. Обеспечивается различными способами, такими как дарование определённого статуса работникам Счётной Палаты, порядок формирования, при котором происходит участие нескольких ветвей власти, финансирование только исключительно из средств федерального бюджета;
Гласности – характеризуется в прозрачности действий Счётной Палаты во время осуществления своих функций. Основными формами обеспечения гласности в деятельности Счетной палаты являются: