Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:39, курсовая работа
Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Одним из наиболее важных рычагов управления финансовой системой является финансовый контроль. В настоящее время сфера финансово-контрольной деятельности государства претерпевает серьезные изменения. Это связано с принципиально новым характером товарно-денежных отношений в современной Республике Беларусь, появлением разнообразных форм собственности и нового для страны финансового рынка. Наряду с государственным и ведомственным контролем появилась новая организационная форма финансового контроля – аудит.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ…………………………......……..7
1.1 Становление и развитие финансового контроля в РБ………………………7
1.2 Понятие и сущность финансового контроля………………………………26
1.3 Функции и значение финансового контроля……………………………...37
ГЛАВА 2 СУБЪЕКТЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ……………..…..44
2.1 Органы государственного финансового контроля……………………….44
2.2 Аудиторский контроль……………………………………………………...63
ГЛАВА 3 МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО
КОНТРОЛЯ………………………………………...……………….77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………...……..93
4 июля 1990 г. Верховный
Совет БССР принял
Особое внимание
стоит уделить конституционному
закреплению контрольных
Конституция Советской Социалистической Республики Белоруссии была принята 3 февраля 1919 г. [36], являясь переходной конституцией, не содержала норм, регламентирующих осуществление финансового контроля. 21 января 1924 г. в связи с образованием СССР была принята первая Конституция данного государства [37]. Высшим исполнительным и распорядительным органом государства был объявлен Совет Народных Комиссаров СССР, в состав которого в том числе вошел и народный комиссар финансов (ст. 37 Конституции СССР 1924 г.), в компетенцию которого входило осуществление контрольно-ревизионной деятельности в сфере расходования средств государственного бюджета.
В соответствии с Конституцией СССР 1936 г. [38] вопросы осуществления государственного бюджета и укрепления кредитно-финансовой дисциплины были отнесены к компетенции Совета Министров СССР, в состав которого в качестве обособленного подразделения вошел Комитет народного контроля СССР (ст. 70 Конституции СССР 1936 г.). 19 февраля 1937 г. была принята Конституция БССР [39], которой впервые была введена глава VI, посвященная вопросам бюджетного планирования и контроля. В соответствии со ст. 77 составление бюджета и отчета о его исполнении входило в компетенцию бюджетной комиссии, избираемой Верховным Советом БССР. Вводится принцип гласности бюджетного процесса: бюджет БССР на очередной финансовый год и отчет об исполнении бюджета за прошедший год публикуются для всеобщего сведения.
В Конституции СССР от 7 октября 1977 г. [40] появилась новая статья: в ст. 14 (абз.2) провозглашено, что в соответствии с принципом социализма государство осуществляет контроль за мерой труда и потребления. Конституция БССР 1979 г. [41] имела много общего с Конституцией 1937 г. Признавалось право каждого гражданина БССР принимать участие в осуществлении народного контроля за деятельностью государственных органов, в том числе в сфере расходования финансовых ресурсов государства (ст. 24 Конституции), однако механизм реализации этой нормы не был разработан, в связи с чем она получила декларативный характер.
Таким образом, в период существования СССР и БССР государственный финансовый контроль был предоставлен в введение единого государственного органа (Комитета народного контроля), непосредственно подчиненного Совету Министров, с выделением в качестве отдельной сферы контрольной деятельности бюджетного контроля, осуществляемого специальной комиссией, избираемой высшим законодательным органом (Верховным Советом).
27 июня 1990 г. Верховным Советом БССР принимается Декларация о государственном суверенитете Белоруссии [23], а 19 сентября 1991 г. изменяется официальное название государства – Республика Беларусь. 13 марта 1992 г. Верховный Совет Республики Беларусь принял Закон Республики Беларусь «О Контрольной палате Республики Беларусь» [64], в соответствии с которым в стране был образован подотчетный Парламенту высший государственный орган финансово-экономического контроля – Контрольная палата Республики Беларусь. В соответствии с Законом Контрольная палата наделялась полномочиями осуществления контроля за исполнением республиканского бюджета, за использованием государственной собственности, исполнением законов и постановлений Верховного Совета Республики Беларусь и соответствием им иных актов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения. Контрольная палата обладала и пользовалась правом законодательной инициативы. В составе Контрольной палаты Республики Беларусь действовали ее инспекции во всех областях и г. Минске. О своей работе Контрольная палата представляла ежегодный отчет Верховному Совету Республики Беларусь.
23 сентября 1992 г.
постановлением Совета
15 марта 1994 г. принимается Конституция Республики Беларусь [42], в которой закрепляется норма, согласно которой контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Верховного Совета, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, осуществляет Контрольная палата.
2 августа 1994
г. Указом Президента
4 августа 1995
г. Указом Президента
В соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в Конституцию Республики Беларусь республиканским референдумом 24 ноября 1996 г., Указом Президента Республики Беларусь от 5 декабря 1996 г. № 296 [68] был образован Комитет государственного контроля Республики Беларусь путем преобразования Службы контроля Президента Республики Беларусь и упразднения Контрольной палаты Республики Беларусь. С созданием Комитета государственного контроля были ликвидированы нередкий параллелизм и дублирование в работе двух высших государственных контрольных органов в стране.
В целях совершенствования
системы органов Комитета государственного
контроля и повышения эффективности
их деятельности Указом Президента Республики
Беларусь от 2 ноября 2001 г. № 617 «О мерах
по совершенствованию системы
Новая организационно-штатная структура Комитета позволила оптимизировать организацию и осуществление контроля за исполнением нормативных актов, регулирующих отношения собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, использованием государственных средств и собственности, а также за исполнением республиканского и местных бюджетов.
В целях совершенствования
системы мер по предотвращению легализации
доходов, полученных незаконным путем
был образован Департамент
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах» [74] КГК Республики Беларусь был объявлен высшим контрольным органом государства, в полномочия которого входит осуществление государственного контроля за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, а также по иным вопросам в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь. В структуру Комитета государственного контроля входят Департамент финансовых расследований, Департамент финансового мониторинга с правами юридических лиц и иные структурные подразделения.
Помимо КГК Республики Беларусь государственный финансовый контроль осуществляется Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь и Министерством финансов Республики Беларусь.
Таким образом,
история становления и развития
органов финансового
1.2. Понятие
и сущность финансового
Финансовый
контроль – составная часть, или
специальная отрасль осуществля
Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства.
Являясь самостоятельной функцией управления экономикой, контроль выступает в качестве важного этапа управленческого цикла, когда фактические результаты воздействия на управляемый объект сопоставляются с требованиями принятых решений и нормативных предписаний, а в случае выявления их нарушений принимаются необходимые меры по устранению подобных отклонений [2, с. 62].
Финансовый
контроль может рассматриваться
и как деятельность специальных
контрольных органов или
В учебной и научной литературе даются разные дефиниции финансового контроля.
Стоит отметить,
что понятие «финансовый
Так, Н.И. Химичева под финансовым контролем понимает контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и ее регионов [34, с. 123].
В.В. Бурцев под финансовым контролем подразумевает особую функцию финансов, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов законности и эффективности управления финансовыми ресурсами, а при наличии таких отклонений – своевременное принятие соответствующих коррективных и превентивных мер [7, с. 79].
Информация о работе Финансовый контроль в Республике Беларусь