Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 12:06, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является рассмотрение противодействия несанкционированному выводу капитала из России через оффшорные зоны.
Для реализации поставленной цели в выпускной квалификационной работе решены следующие задачи:
1.Рассмотреть незаконный вывоз капитала как угрозу экономической безопасности;
2.Проанализировать основные способы по незаконному вывозу капитала;
3. На основе проведенного анализа предложить пути противодействия и формирования финансового механизма по незаконному вывозу капитала.
Введение 3
Глава 1. Незаконный вывоз капитала как угроза экономической безопасности 7
1.1. Сущность, причины и каналы незаконного вывоза капитала из России 7
1.2. Нормативно-правовая база регулирования экспортно-импортных операций с капиталом в России 22
Глава 2. Основные способы по незаконному вывозу капитала 42
2.1. Оценка масштабов вывоза капитала в РФ и его влияние на экономическую безопасность РФ 42
2.2. Основные схемы по несанкционированному вывозу капитала совершаемых резидентами России с помощью офшорных зон. 53
Глава 3. Формирование финансового механизма противодействия незаконному вывозу капитала 65
3.1. Разработка механизма противодействия несанкционированному вывозу капитала из России 65
3.2. Использования финансового механизма в противодействии незаконному вывозу капитала из России. 78
Заключение 87
Список использованной литературы 93
Приложение №1 96
Приложение №2 97
По мнению специалистов, отмена толлинга и переход на прямые экспортно-импортные операции – не только реальный путь пополнения государственной казны, но и необходимое условие развития ряда стратегически важных отраслей российской промышленности.
Судоходные перевозки грузов и пассажиров. Офшорным компаниям принадлежит значительная часть мирового судового флота. Схема ухода от налогообложения с участием судовых офшорных компаний может выглядеть следующим образом. Российская судовая компания-пароходство преобразует свое иностранное представительство в офшорную компанию, либо офшорная фирма регистрируется заинтересованными лицами из числа руководства российской компании. Затем российская компания сдает свой флот в аренду своей офшорной компании, часто с заменой флага. Судовладелец получает фиксированную заниженную арендную плату, а разница от доходов по эксплуатации флота и арендной платой полностью выводится из-под налогообложения за счет льготного (иногда нулевого) налогообложения. Параллельно через другую офшорную компанию судовладельческая компания устраивает своих штатных работников на свои же суда.
Операции с нематериальными активами. Собственники интеллектуальной собственности иногда предпочитают продать своей офшорной компании патент или авторское право за определенное, как правило заниженное, вознаграждение. Затем эта компания продает лицензии на использование данного патента, в том числе и самой материнской компании. Эта схема позволяет как укрыть от налогообложения доходы от продажи лицензий, так и получить устойчивый канал перевода денежных средств за границу в виде оплаты стоимости патента, а также осуществить занижение налогооблагаемой базы.
Осуществление трудоустройства российских граждан через офшорную компанию. В некоторых случаях офшорные компании создаются для трудоустройства российских граждан за границей. Для этого офшорная компания нанимает на конкретный рейс по заявке иностранной судовладельческой компании экипаж корабля из российских граждан. Денежные средства, предназначенные для выплаты экипажу корабля, судовладелец перечисляет на счет офшорной компании, которая рассчитывается с моряками наличной валютой, оставляя себе часть средств в качестве комиссионных.
Минимизация налогов в сфере строительства. В целях минимизации налоговых выплат в строительной деятельности предприятие строительной индустрии регистрирует компанию в одной из офшорных зон. Далее офшорная компания заключает договор подряда с заказчиком по строительству различных объектов, при этом одновременно между материнской и офшорной компаниями заключается договор о совместной деятельности, по которому материнская компания выступает субподрядчиком.
Договор о совместной деятельности составляется таким образом, чтобы основная доля затрат легла на материнскую компанию, а основная масса прибыли была передана офшорной компании.
Имущественные налоги и платежи. Российское предприятие, имеющее офшорную компанию, может передать ей право собственности или передать в аренду с последующим переходом права собственности любое движимое имущество, за исключением автотранспорта. Российское предприятие с данного имущества больше не будет платить налог, а офшорная компания при наличии между РФ и офшорной юрисдикцией соглашения об избежании двойного налогообложения данным налогом не облагается.
Далее российская фирма может пользоваться этим имуществом на основании договора о совместной деятельности либо офшорная компания предоставит ей его в аренду.
Офшорные холдинги. Крупные компании с международными активами организуют свою собственность путем создания офшорного холдинга для минимизации воздействия различных налоговых систем и политических рисков.
Основной функцией холдинга является владение иностранными офшорными филиалами в качестве промежуточного звена между местными предприятиями и окончательным владельцем. Такой финансовый офшорный центр может накапливать прибыль местных предприятий, контролировать их состояние, реинвестировать накопленные средства в нуждающиеся предприятия. Типичные схемы правонарушений в сфере внешнеэкономической деятельности представлены в приложение 2.
Действующее законодательство Российской Федерации не запрещает своим гражданам и юридическим лицам создание офшорных компаний как за рубежом, так и на территории Российской Федерации. Уже на стадии регистрации офшорных компаний резидентами Российской Федерации нередко допускаются серьезные нарушения действующего законодательства, влекущие наступление административной, финансовой и уголовной ответственности. Для выявления указанных нарушений правоохранительным и контролирующим органам целесообразно обращать внимание на следующие моменты.
1. Такие валютные операции, как вложение в уставной капитал компаний (в том числе, офшорных) с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием, а также портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг, считаются связанными с движением капитала, причем данная деятельность требует наличия лицензии Центробанка РФ. Действия резидентов Российской Федерации по осуществлению валютных операций, связанных с движением капитала по регистрации зарубежных компаний без наличия соответствующей лицензии Центробанка РФ, в силу статьи 14 федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», являются незаконными.
2. Регистрация зарубежных
Целесообразно рассмотреть вопрос о лицензировании деятельности и специальной регистрации (ведении реестра) секретарских компаний на территории России. В соответствии со ст. 4 Федерального закона РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» «к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба экономической безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензирование». С этих позиций лицензированию подлежат аудиторская, страховая, оценочная, лизинговая, банковская деятельность. Отнесение той или иной деятельности к разряду лицензируемых предполагает контроль со стороны соответствующего государственного органа за предприятиями и организациями, ее осуществляющими.
Таким образом, необходимы соответствующие дополнения к закону «О лицензировании отдельных видов деятельности», предусматривающие включение деятельности по оказанию услуг по покупке/регистрации офшорных компаний в число лицензируемых видов деятельности, а также возможно разработка специального закона (на подобии законов «О лизинге», «О банках и банковской деятельности»), который бы регламентировал оказание услуг по покупке/регистрации офшорных компаний, а также предусматривал бы в качестве обязательных требования о составлении и предоставлении уполномоченным государственным органам специальных форм отчетности для организаций, занимающихся данным видом деятельности, и об их обязанности сообщать в налоговые органы и органы валютного и экспортного контроля обо всех сделках с офшорными компаниями, а также предусматривал бы ответственность за невыполнение этих обязанностей.
3. Оплата регистрации зарубежной
офшорной компании
4. При регистрации зарубежной
офшорной компании владелец
5. Нередко при регистрации
6. Принятие решения об учреждении российской акционерной компанией другой коммерческой фирмы, в том числе офшорной, должно быть выполнено в соответствии с требованиями федерального закона «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ.
В соответствии со статьей 65 данного закона, к исключительной компетенции совета директоров акционерного общества относятся вопросы создания филиалов и открытие представительств общества, а также принятие решение об участии общества в других организациях, за исключением случая, предусмотренного п.п. 20 п. 1. статьи 48 ФЗ.
В свою очередь, в статье 48 «Компетенция общего собрания акционеров» в п.п.20 п.1 указывается, что в компетенции общего собрания акционеров относится решение вопроса об участии акционерного общества в холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах, иных объединениях коммерческих организаций. При этом вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания акционеров, а также совета директоров общества, не могут быть переданы на решение исполнительному органу общества – правлению и генеральному директору акционерного общества.
На практике решение о создании офшорной компании, как правило, принимается узким кругом лиц – членов исполнительного органа акционерного общества без утверждения данного решения на заседании совета директоров или без утверждения на общем собрании акционеров.
Поэтому при установлении факта регистрации зарубежной офшорной компании контролирующим органам целесообразно предпринять следующие действия:
7. На сегодняшний день налоговые
органы России не располагают
полной информацией о доходах,
получаемых российскими
Информация о работе Финансовый механизм противодействия незаконному вывозу капитала за рубеж