Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 13:28, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры.фин.право.docx

— 385.76 Кб (Скачать файл)

а) территориальных дорожных фондов (налог  на пользователей автомобильных  дорог, налог с владельцев транспортных средств, прочие поступления);

б) территориальных экологических  фондов;

в) территориальных фондов воспроизводства  минерально-сырьевой базы;

г) всех прочих целевых бюджетных фондов субъектов Российской Федерации, утверждаемых законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23.Правовой  режим и виды гос-ых и муницип. внебюджетных фондов.

Целевые внебюджетные фонды используются для реализации финансовой политики государства и муниципальных  образований. Они представляют собой  обособленные по целевому использованию  финансовые ресурсы государства  и муниципальных образований, используемые для решения их задач и функций. Источниками их формирования являются обязательные платежи, добровольные платежи, а в случаях, прямо предусмотренных  законом, – ассигнования из бюджета и пр. Нормы БК РФ, определяющие государственные социальные фонды как часть бюджетной системы, достаточно противоречивы.

Основными правовыми источниками, регулирующими деятельность государственных  и муниципальных внебюджетных фондов, являются: Конституция РФ, БК РФ. Кроме  того, действуют Федеральные законы № 131-ФЗ «Об общих принципах организаций местного самоуправления в РФ», «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», а также положения о конкретных внебюджетных фондах.

В БК РФ закреплены принципы формирования, расходования, управления внебюджетными  фондами, порядок составления, утверждения  их бюджетов, а также составления  и утверждения отчетов об их исполнении. Эти нормы распространяются на государственные  социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования  РФ, Федеральный и территориальные  фонды обязательного медицинского страхования).

Пенсионный фонд РФ (далее  – ПФР) образован в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в РФ» в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения.

На ПФР возложена обязанность  по организации и ведению индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с ФЗ от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». ПФР осуществляет межгосударственное и международное сотрудничество России по вопросам, относящимся к его компетенции, участвует в разработке и реализации международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий и т. п.

Источниками формирования средств  ПФР являются обязательные и добровольные платежи. С 1 января 2001 г. взносы, зачисляемые в ПФР, уплачивались в составе единого социального налога.

Фонд социального страхования  РФ в соответствии с Указом Президента РФ он приобрел статус специализированного  финансово-кредитного учреждения при  Правительстве РФ. Источниками правового  регулирования его деятельности в настоящее время являются: БК РФ, федеральные законы о социальном страховании, а также Положение  о фонде социального страхования  РФ. Цель его создания – обеспечение государственных гарантий в системе социального страхования и повышение контроля за правильностью и эффективностью расходования средств. Фонд осуществляет управление средствами государственного социального страхования. Источниками формирования средств Фонда социального страхования являются обязательные и добровольные платежи и иные поступления.

Федеральный и территориальные  фонды обязательного медицинского страхования созданы в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-I «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Они действуют на основе положений Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования. Цель их создания – аккумулирование финансовых средств для обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. Фонды созданы на двух уровнях: федеральном и региональном (субъектов РФ). Это осуществлено в целях выравнивания условий по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24.Понятие  и структура неналоговых доходов  гос-ва и муницип. образований.

Неналоговые доходы в узком смысле слова — это  доходы, получаемые в виде платы  за пользование государственными фондами  или имуществом, либо компенсации  за оказанные государством услуги юридическим  или физическим лицам. Неналоговые доходы отличаются от налогов особенностями форм платежей и методов привлечения в распоряжение государства и муниципальных образований, содержанием прав и обязанностей плательщиков, с одной стороны, и органов государственной власти – с другой, неналоговые доходы государства – это поступающие в их распоряжение доходы от использования государственного имущества и деятельности органов государственной власти, платежи эквивалентного и штрафного характера, а также средства, привлеченные на добровольных началах.

Неналоговые доходы могут быть не только обязательными, но и добровольными  платежами. В частности, на добровольных началах проводятся государственные  лотереи, служащие источником доходов  государства, выпуск государственных  ценных бумаг, привлечение средств в государственные внебюджетные фонды и учреждения в порядке благотворительной деятельности и др.

Неналоговым платежам обязательного  характера в отличие от налогов  свойственна определенная возмездность, поскольку их взимание обусловлено предоставлением плательщику права на осуществление какой-либо деятельности или получение юридически значимых услуг (консульский сбор, плата за выдаваемые паспорта, плата за опробование и клеймение изделий из драгоценных металлов), права на пользование имуществом (арендная тата) и т. п. Причем эти платежи могут иметь целевое назначение, т. е. расходоваться на тот объект, за пользование которым ни были уплачены (платежи за пользование природными ресурсами). Помимо упомянутых, к неналоговым доходам относятся платежи штрафного характера.

В составе неналоговых доходов  можно выделить следующие их группы:

– доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности (доходы от сдачи в аренду государственного имущества; дивиденды по акциям, принадлежащим государству и др.);

– доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности (поступления от приватизации организаций; от продажи государством принадлежащих им земельных участков, производственных и непроизводственных фондов, транспортных средств, иного оборудования, квартир, акций и др.);

– административные платежи и сборы (исполнительский сбор; сборы, взимаемые Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД РФ, прочие платежи, взимаемые государственными организациями за выполнение определенных функций);

– штрафные санкции, возмещение ущерба (поступления за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий; санкции за нарушение порядка применения цен, за нецелевое использование бюджетных средств; административные штрафы; суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений и недостаче материальных ценностей, и др.);

– доходы от внешнеэкономической деятельности (поступления средств от централизованного экспорта и прочие поступления от внешнеэкономической деятельности; оплата процентов по государственным кредитам, предоставленным правительствам иностранных государств; таможенные пошлины и сборы и др.).

Неналоговые доходы подразделяются на три уровня: федеральные, региональные (субъектов РФ) и муниципальные (местные).

Среди неналоговых доходов имеются  платежи (сборы, пошлины, платежи за пользование природными ресурсами  и т. п.), близкие по некоторым признакам к налогам (обязательность уплаты, зачисление в бюджетную систему, подконтрольность налоговым или в соответствующих случаях таможенным органам). Но они существенно отличаются от налогов свойственным им возмездным характером.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25.Понятие  финансов гос-ых и муницип. предприятий. Финансы гос-ых и муницип. унитарных предприятий как финансово-правовой институт.

Финансы предприятий-это система экономических отношений, возникающих в процессе ф.,р.,и. предприятиями денежных фондов и доходов в связи с осущ-ем ими производственно-хозяйственной и социальной деят-ти.

Финансы предприятий являются звеном финансовой системы Российской Федерации. Роль финансов предприятий  в жизнедеятельности любого государства очень велика. Они обеспечивают не только материальное производство и социальную сферу самого предприятия, но и используются для образования денежных фондов в других сферах: пенсионном обеспечении, социальном и медицинском страховании, служат источником доходов бюджета и т.д. В связи с этим финансы предприятий являются исходной основой для всей финансовой системы страны.

Финансы предприятий относятся  к децентрализованным финансовым ресурсам, т.е. таким, которые образуются на конкретных предприятиях и используются на производственные и социальные цели этих предприятий.

Специфика финансов предприятия заключается в их распределительном характере, ибо основная часть финансовых отношений предприятия возникает в результате распределения выручки от реализации продукции, работ, услуг, валового и чистого дохода предприятия. Так, в результате распределения выручки, а затем валового и чистого дохода (не включая прибыль) на предприятии возникают: финансовые отношения с бюджетом по уплате налога на добавленную стоимость (НДС), акцизов, других налогов и неналоговых доходов; финансовые отношения с государственными внебюджетными фондами по уплате страховых взносов; финансовые отношения по поводу отчислений средств в отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды.

В результате распределения  прибыли как составной части  чистого дохода предприятия возникают: финансовые отношения с бюджетом по уплате налога на прибыль; финансовые отношения по поводу формирования целевых фондов внутрихозяйственного назначения, в том числе фонда развития производства, фонда социального развития и материального поощрения, уставного фонда и т.д.

К числу финансовых следует  отнести и некоторые отношения, возникающие в ходе использования  денежных накоплений государственных и муниципальных предприятий. Эти отношения также в своей сущности являются распределительными. Среди них: отношения по уплате в бюджет платежей за превышение предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду; отношения по уплате в бюджет штрафов за нарушения налогового законодательства и др.

Центральное место в системе  финансовых отношений предприятия отводится отношениям по формированию и использованию внутрихозяйственных фондов. Это обусловлено тем, что только последние позволяют предприятию в полной мере вести процесс расширенного воспроизводства, удовлетворять свои разнообразные потребности, а в конечном итоге — создавать новую стоимость и распределять ее. Собственно, вся финансовая деятельность предприятия, которая представляет собой организуемый руководителем предприятия процесс формирования, распределения и использования денежных доходов и накоплений предприятия, направлена на формирование и использование целевых внутрихозяйственных фондов.

С учетом отмеченного, в материальном выражении финансы предприятий представляют собой совокупность денежных фондов, т.е. финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении конкретных предприятий. К ним относятся: фонд основных средств, который представляет собой денежное выражение основных фондов предприятия; фонд оборотных средств, который представляет собой денежное выражение стоимости производственных запасов предприятия, готовой продукции на складе, финансовые активы и т.д.; фонд накопления, фонд потребления, валютный, резервный фонды и др.

Финансы государственных  и муниципальных предприятий  как объект финансово-правового  регулирования представляют собой  отношения (не только денежные), связанные  с формированием, распределением и  использованием денежных доходов и  накоплений этих субъектов. Будучи урегулированы нормами финансового права, они являются правоотношениями.

К числу финансово-правовых отношений, возникающих на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, относятся: а) правоотношения по уплате в бюджет налогов: НДС, акцизов, налога на прибыль, налога на землю и др.; б) правоотношения по уплате в бюджет неналоговых платежей; платы за загрязнение окружающей природной среды, платы за воду и др.; в) правоотношения по уплате страховых взносов и прочих платежей в государственные и местные внебюджетные фонды; г) правоотношения по поводу получения предприятием бюджетных ассигнований;

 

д) правоотношения по поводу планирования и использования своих финансовых ресурсов.

Надо учитывать, что согласно ст. 114, 115 ГК РФ государственные и муниципальные унитарные предприятия подразделяются на предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и государственные предприятия, основанные на праве оперативного управления (федеральные казенные предприятия).* Исходя из этого в правовом регулировании финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий имеются различия. Эти различия проявляются в порядке распределения прибыли вышеназванных предприятий и, соответственно, в системе финансово-правовых отношений, возникающих в связи с распределением прибыли.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"