Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 13:28, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".
Правовые основы банковской деятельности в Российской Федерации, как и в промышленно развитых странах, стали складываться с момента ее возникновения. Но особое развитие и значение они получили после 1860 г., когда помимо государственных (казенных) банков начали появляться частные банки, нуждающиеся в более четком определении своей деятельности, в контроле и надзоре за ней. Серьезное изменение в правовом обеспечении банковской деятельности произошло после революции 1917 г., приведшей к ликвидации кредитных учреждений. Декрет ВЦИК 1917 г. «О национализации банков» декларировал монополию государства на банковскую деятельность и создание на базе объединения имеющихся банков «единого Народного Банка Российской республики — государственного банка с передачей ему их активов и пассивов».
Начало формированию новой
банковской системы положила реформа
1987 г. Постановление ЦК КПСС и СМ
СССР от 17 июля 1987 г. «О совершенствовании
системы банков в стране и усилении
их воздействия на повышение эффективности
экономики» предусматривало устранение
накопившихся негативных тенденций
в банковской сфере и предлагало
структурно-функциональное изменение
банковской системы; провозглашалась
новая денежно-кредитная
Правовой основой возникающих акционерных коммерческих банков стало постановление Совета Министров СССР от 1 сентября 1988 г. № 1061 (ч. 3 п.1) «Об утверждении Устава Госбанка СССР», в котором они впервые были включены в перечень кредитно-банковских учреждений СССР. «Госбанк СССР... регулирует деятельность специализированных, коммерческих, акционерных, кооперативных банков и других кредитных учреждений в СССР...».
Дальнейшее развитие банковской системы регламентировалось принятыми Верховным Советом РСФСР двумя специальными банковскими законами: «О банках и банковской деятельности в РСФСР» и «О Центральном банке РСФСР (Банке России)», которые впоследствии неоднократно пересматривались.
Современной правовой основой
существования банковской системы
служит Гражданский кодекс РФ и Конституция
РФ. Конституционные нормы
В Гражданском кодексе
РФ определяются правовые положения
субъектов, участвующих в гражданском
обороте и осуществляющих свою деятельность
в кредитной сфере, порядок проведения
государственной регистрации (ст. 51)
и прекращения их деятельности (ст.
54). В нем также даны общие правила
о статусе юридических лиц (гл.
4), правила совершения сделок (гл. 9),
общие правила о договорах
и обязательствах (подраздел 2). Подробно
рассматриваются такие
Отдельные моменты банковской деятельности регламентируются и Уголовным кодексом РФ, обеспечивающим защиту от наиболее серьезных и общественно-опасных посягательств на права и интересы государства, иных субъектов, осуществляющих свою деятельность в кредитно-банковской сфере, а также физических и юридических лиц, пользующихся услугами банков и иных кредитных учреждений. Например, в ст. 185—186 УК РФ предполагается уголовное преследование за изготовление или сбыт поддельных денег и ценных бумаг, а также выпуск любых денежных знаков, отличных от официальной денежной единицы. Статьи 158, 187 УК РФ предусматривают ответственность за подделку пластиковых карт и платежных документов. Глава 22 учреждает ответственность за совершение незаконных сделок с валютными ценностями, а также за сокрытие средств в иностранной валюте, подлежащих обязательному перечислению на счета в уполномоченные банки, и невозвращение средств в иностранной валюте за границу. Уголовный кодекс РФ предусматривает наказание за разглашение банковской тайны (ст. 183), а также за незаконную банковскую деятельность и осуществление банковской деятельности без регистрации (ст. 172).
Помимо данных законов правовые основы банковской деятельности нашли отражение в изданных Центральным банком РФ инструкциях, регламентирующих все сферы деятельности кредитных организаций, а также в положениях, указаниях, письмах. Среди них наибольшее значение имеют следующие инструкции: № 1 — «О порядке регулирования деятельности кредитных организаций», в которой отражаются основные экономические нормативы, регулирующие все стороны банковской деятельности; № 75-И — «О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности», которая заменила Инструкцию № 49, содержавшую основные требования и положения создания и реорганизации кредитной организации; № 59 — «О мерах по пруденциальному надзору»; № 8 — «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации».
Отдельные виды банковских операций регламентируются федеральными законами, например, «О лизинге» — определяет понятие, виды лизинга, правовые основылизинговых платежей, объекты и субъекты лизинговой сделки; «Об ипотеке» — регламентирует возможности развития ипотечного кредитования в нашей стране; «О простом и переводном векселе» — отражает основные положения Женевских конвенций 1930 г., «О валютном регулировании и валютном контроле» — раскрывает суть валютных операций, проводимых коммерческими банками, «О залоге» — обеспечивает надежную основу кредитования. После августовского (1998 г.) кризиса был принят Закон РФ «О реструктуризации кредитных организаций», который устанавливает основания, порядок и условия проведения мероприятий по реструктуризации кредитных организаций, определяет основные действия кредитной организации по преобразованию обязательств в уставный капитал и т.д. Большое значение имеет и Федеральный закон РФ «О банкротстве кредитных учреждений», раскрывающий, критерии и процедуру банкротства.
В целом все основные банковские законодательные и подзаконные акты призваны обеспечить управление банковской системой в целом. Так, Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установил правовой статус ЦБ РФ, принципы его организации, основные задачи и функции, взаимоотношение с органами государственной власти, систему органов управления и их компетенцию, порядок отчетности, принципы организации наличного денежного обращения, основные инструменты и принципы осуществления денежно-кредитной политики, перечень операций, основные принципы и способы банковского регулирования и надзора, принципы организации безналичных расчетов, порядок вступления в силу нормативных актов, статус, права и обязанности служащих Банка России. В свою очередь Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» установил понятие кредитной организации, банка и небанковских кредитных организаций, банковской системы РФ, определил перечень банковских операций, особенности деятельности кредитных организаций на рынке ценных бумаг, принципы взаимоотношений кредитных организаций с клиентами и государством, порядок создания кредитной организации, ее регистрации и лицензирования, основания для отзыва лицензий, порядок открытия филиалов и представительств, принципы обеспечения стабильности деятельности кредитных организаций, банковскую тайну, антимонопольные правила, принципы организации сберегательного дела, организацию отчетности кредитной организации.
И тем не менее действующее в Российской Федерации правовое обеспечение банковской деятельности, несмотря на прогрессивный характер и общую рыночную направленность, все же не в полной мере соответствует нынешней экономической ситуации и международному уровню правового регулирования общественных отношений.
47.Банковская система России
как объект финансово-
Банковская система – объект финансово-правового регулирования поскольку, связанна с общественными отношениями, возникающими в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций, обслуживания интересов публичной власти.
Разветвленная банковская система – необходимое условие развития рыночной экономики.
Банковский сектор – важнейший элемент финансовой системы РФ. Банки многократно превосходят всех других финансовых посредников по величине активов и капитала.
В
целях поступательного движения
экономики, усиления функциональной роли
банковского сектора
Основными целями дальнейшего развития банковского сектора признаны укрепление его устойчивости, повышение качества осуществления функций по аккумулированию денежных средств и их трансформации в кредиты и инвестиции, укрепление доверия вкладчиков и других кредиторов банков, усиление защиты их интересов, предотвращения использования кредитных организаций в недобросовестной коммерческой практике.
В
последние несколько лет
Коммерческие
банки выполняют важную роль в
проведении операций со средствами государственного
бюджета и государственными внебюджетными
фондами. Являясь объектом правового
воздействия, банковская система в
целом и все ее элементы в отдельности
оказываются активными
Такого рода отношения возникают между органами публичной власти и элементами банковской системы по поводу аккумуляции, распределения. Перераспределения денежных средств государства, направления их на нужды государства, осуществление контроля за движением денежных средств, правильностью расчетных, кассовых и валютных операций и т.д.
Можно выделить три группы финансово0-правовых отношений:
1. Между органами государства и элементами банковской системы;
2. Внутри банковской системы между элементами разных уровней;
3. Между элементами банковской системы и хозяйствующими субъектами.
В этих отношениях отчетливо выступают две важные составляющие:
1. Обязательный субъект, наделенный полномочиями государственно0властного характера;
2. Отношения неразрывно связанны с деньгами (имуществом).
Первая группа отношений возникает при определении органами государственной власти места и роли банковской системы в финансовой системе государства, т.е. признание за банковской системой статуса финансовой правосубъектности. В первую очередь, это отношения между органами законодательной и исполнительной власти и Центральным банком РФ как важнейший элемент банковской системы. Так, Центральный банк РФ выступает в качестве субъекта финансовых правоотношений при выполнении им обязанностей по проведению совместно с Правительством РФ единой государственной денежно-кредитной политики, операций с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов Федерации, перечислением в федеральный бюджет части прибыли.
Центральный
банк РФ – субъект финансовых правоотношений
при возложении на него обязанностей
по обслуживанию государственного долга
РФ, при получении бюджетных
Вторая группа отношений возникает между Центральным банком РФ как государственным учреждением, наделенным государственно-властными полномочиями в финансово-кредитной сфере, и кредитными учреждениями.
Кредитные
организации занимают важное место
в экономической системе любого
государства, построенного с учетом
принципов рыночной экономики. Основные
функции кредитных организаций
– обеспечение потребности