Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 13:28, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры.фин.право.docx

— 385.76 Кб (Скачать файл)

 

 

 

62.Правовые основы аудиторской деят-ти.

Аудиторская деятельность - это деятельность граждан и организаций, предметом которой является осуществление аудита, организационное и методическое обеспечение аудита и предоставление других аудиторских услуг.

К правовым и законодательным документам по аудиторской деятельности в РФ относятся:

1. Гражданский кодекс РФ.

2. Федеральный закон «Об аудиторской  деятельности» № 307-ФЗ от 30 декабря  2008г.

3. Налоговый кодекс РФ.

4. Уголовный кодекс РФ.

5. Кодекс РФ об административных  правонарушениях.

6. Закон РФ «О бухгалтерском  учете» № 129- ФЗ от 21 ноября 1996г.

7. Постановление Правительства РФ  от 6 февраля 2002г. № 80 «О вопросах  государственного регулирования  аудиторской деятельности в Российской  Федерации».

8. Положение о Совете по аудиторской  деятельности при Министерстве  финансов РФ (Приказ МФ РФ от 3июня 2002г. № 47-н).

9. Приказ Минфина РФ от 7 марта  2002г. №47 «Об утверждении Положения  о Департаменте организации аудиторской деятельности Министерства финансов РФ» и др.

10. Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» №  от  2007г.

 

Федеральный закон  «Об аудиторской деятельности»  № 307-ФЗ от 30.12.2008 г.

Федеральный закон определяет правовые основы аудиторской деятельности в России с 1 января 2009 года и содержит:

  • Формулировку понятия и цели аудиторской деятельности
  • Перечень сопутствующих аудиту услуг, которые имеют право оказывать аудиторы и аудиторские организации;
  • Требования к аудиторам и аудиторским организациям;
  • Состав прав и обязанностей аудиторов (аудиторских организаций) и проверяемых экономических субъектов;
  • Перечень организаций, для которых проведение ежегодного аудита является обязательным;
  • Требование о соблюдении принципа конфиденциальности (аудиторская тайна) при проведении аудита;
  • Требование об обязательном соблюдении принципа независимости при проведении аудита и ограничения для его обеспечения;
  • Определение правил (стандартов) аудита и требования об их обязательном применении;
  • Определение статуса аудиторского заключения и ответственность за предоставление ложного заключения;
  • Требования к обязательному контролю качества аудита;
  • Требования к аттестации аудиторов и условиях аннулирования аттестата;
  • Требования к членству в саморегулируемой организации аудиторов;
  • Определение компетенции федерального органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организацийаудиторов;
  • Требования к саморегулируемой организации аудиторов, необходимые для включения ее в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов; • Требование к аудиторским организациям об обязательном страховании рисков ответственности за нарушение условий договора при проведении обязательного аудита.
  • Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.
  • Постановлением утверждены следующие правила (стандарты) аудиторской деятельности: 
    1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности; 
    2. Документирование аудита; 
    3. Планирование аудита; 
    4. Существенность в аудите; 
    5. Аудиторские доказательства; 
    6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности. 
  • Постановление Правительства РФ от 4 июля 2003 г. № 405 "О внесении дополнений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности" дополнило ранее введенные стандарты аудита следующими правилами (стандартами):
  • 7. Внутренний контроль качества аудита; 
    8. Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом; 
    9. Аффилированные лица; 
    10. События после отчетной даты; 
    11. Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица.
  • Постановление Правительства РФ от 7 октября 2004 г. № 532 "О внесении изменений и дополнений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности" дополнило стандарты аудита следующими правилами (стандартами): 
  • 12. Согласование условий аудита;
  • 13. Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита;
  • 14. Учет требований нормативных правовых актовРФ в ходе аудита;
  • 15. Понимание деятельности аудируемого лица (отменен постановлением Правительства РФ от 19.11.2008 г. № 863);
  • 16. Аудиторская выборка. 
  • Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2005 г. № 228 "О внесении изменений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности" дополнило стандарты аудита следующими правилами (стандартами):
  • 17. Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях;
  • 18. Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников;
  • 19. Особенности первой проверки аудируемого лица;
  • 20. Аналитические процедуры;
  • 21. Особенности аудита оценочных значений;
  • 22. Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника;
  • 23. Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица. 
  • Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2006 г. № 523 федеральные правила (стандарты) были дополнены:
  • 24. Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами;
  • 25. Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация;
  • 26. Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  • 27. Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность;
  • 28. Использование результатов работы другого аудитора;
  • 29. Рассмотрение работы внутреннего аудитора;
  • 30. Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации;
  • 31. Компиляция финансовой информации. 
  • Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 557 федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности дополнены:
  • 32. Использование аудитором результатов работы эксперта;
  • 33. Обзорная проверка финансовой бухгалтерской отчетности;
  • 34. Контроль качества услуг в аудиторских организациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

63.Цели и задачи  аудита  и аудиторской деят-ти. Виды аудита.

Основной  целью аудиторской деятельности является установление достоверности  бухгалтерской или финансовой отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и  хозяйственных операций нормативным  актам, действующим в Российской Федерации. Следовательно, назначение аудита – это проверка финансовых отчетов с целью:

·  подтверждения достоверных отчетов или консультации их недостоверности;

·  проверки полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия за проверяемый период;

·  контроля за соблюдением законодательных и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологической оценки активов, обязательств и собственного капитала;

·  выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных источников.

В ходе аудиторской проверки устанавливается  правильность составления баланса, отчета о прибылях и убытках, достоверность  данных пояснительной записки. При  этом определяется:

·  все ли активы и пассивы отражены в отчете;

·  все ли документы используются в отчете и насколько фактическая методика оценки имущества отклоняется от принятой при определении учетной политики предприятия.

Отчет о прибылях и убытках аудитор  проверяет для установления правильности расчета баланса и налогооблагаемой прибыли.

Для достижения основной цели и представления  заключения аудитор изучает следующие  вопросы:

1.  общая приемлемость отчетности (соответствует ли отчетность в целом всем требованиям, предъявляемым к ней);

2.  обоснованность (существуют ли основания для включения в отчетность указанных там сумм);

3.  законченность (включены ли в отчетность все надлежащие суммы, в частности все ли активы и пассивы, принадлежащие компании);

4.  оценка (все ли категории правильно оценены и безошибочно посчитаны);

5.  классификация (есть ли основание относить сумму на тот счет, на котором она записана);

6.  разграничение (отнесены ли операции, проводимые незадолго до даты составления баланса или непосредственно после нее к тому периоду, в котором были проведены);

7.  аккуратность (соответствует ли сумма отдельных операций данным, приведенным в книгах и журналах, соответствуют ли итоговые суммы данным, приведенным в главной книге);

8.  раскрытие (все ли категории занесены в финансовую отчетность и правильно ли отражены в отчетах и приложениях книг).

Смысл целей аудита заключается в том, чтобы создать некую структуру, которая помогла бы аудитору собрать  нужное количество актуальных свидетельств, а затем решить, какие именно фактические  данные необходимо собирать ввиду конкретных обстоятельств, при которых проводится аудит. Цели остаются одними и теми же при разных проверках, но фактические  данные будут различны в зависимости  от обстоятельств.

Цели  аудита:

1.  степень общеприемлемости;

2.  правильное включение сумм;

3.  завершенность;

4.  право собственности (по включенным суммам);

5.  оценка;

6.  правильность корреспонденции и отражения сумм на счетах;

7.  разграничение (хозяйственные операции, близкие к дате баланса, следует учитывать за соответствующий период);

8.  арифметическая точность (отдельные статьи баланса соответствуют итогам в учетных регистрах и главной книге);

9.  раскрытие (правильность отражения счетов и относящихся к ним фактов данных отчетности).

Задача  аудитора состоит:

·  в оценке уровня бухгалтерского учета, квалификации учетных кадров, качество обработки информации (особенно первичной документации), правильность и законность совершения бухгалтерских записей;

·  в оказании помощи предприятиям путем рекомендаций по устранению недостатков, особенно тех нарушений, которые непосредственно повлияли на финансовые результаты, сказались на достоверности показателей отчетности;

·  в необходимости оценки не только прошлых фактов и существующих в данный момент положений, но и ориентировании руководства проверяемой организации на те будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечный результат.

В деятельности аудиторов входит также  еще одна очень важная функция  – это оказание помощи предприятиям в защите их интересов в налоговых  органах и арбитражных судах.

В зависимости от исполнителей можно  выделить внешний и внутренний аудит. Данные виды аудита тесно переплетаются  с обязательным и инициативным аудитом, т. е. внешнего аудитора могут пригласить как для проверки бухгалтерской  отчетности, так и для оценки деятельности руководства или оказания ему  помощи. В то же время эти функции  может выполнять и внутренний аудитор.

Целью внешнего аудита является предоставление гарантии достоверности бухгалтерской  отчетности. Потребители аудиторской  информации - владельцы (если они не являются руководителями организации), партнеры по совместному предприятию, правительство (для проверки правильного использования субсидий), налоговые органы, работники организации, кредиторы (в том числе банки) и другие внешние заинтересованные пользователи. Исполнители — независимые аудиторы (работники аудиторских фирм), выполняющие проверку бухгалтерской отчетности на договорных началах. 

Внутренний аудит  представляет собой элемент системы  внутреннего контроля, организованной руководством организации в целях  анализа учетных и других контрольных  данных. Его основными задачами являются: 1) проверка точности записей; 2)контроль сохранности средств; 3) предотвращение ошибок и злоупотреблений; 4) строгое  соблюдение процедур контроля; 5)оценка степени надежности представленных руководством доказательств; 6)контроль за соблюдением политики организации; 7)определение эффективности отдельных операций.

Виды аудита

Обязательный  аудит проводится в случаях, прямо установленных законодательством или по поручению государственных органов. Объем и порядок проведения обязательного аудита регламентируются законодательными нормами.

Инициативный (добровольный) аудит осуществляется по решению экономического субъекта на основе договора с аудиторской фирмой или индивидуальным аудитором.Характер и масштабы такой проверки определяет сам клиент.

Внутренний  аудит является неотъемлемым и важным элементом управленческого контроля.Некоторые виды внутреннего аудита называются управленческим, или производственным аудитом, проводится аудиторами, работающими на предприятии, следовательно, не отвечает критериям независимости в полной мере.

Внешний аудит проводится сторонними аудиторскими организациями (юридическими лицами) или независимыми аудиторами на основе договоров (заказов) с организациями.Обязательная аудиторская проверка проводится всегда только внешними аудиторами с учетом требований Закона об аудиторской деятельности, результатом работы является составление заключения. Данный вид аудита часто называют финансовым аудитом, так как он предусматривает оценку достоверности финансовой отчетности.

Аудит на соответствие предназначен для проверки соблюдения предприятием конкретных правил, норм, законов, инструкций, договорных обязательств, которые оказывают воздействие на результаты осуществляемых операций. В процессе этого аудита устанавливается соответствие деятельности предприятия его уставу, проверке подлежат правильность начисления оплаты труда, обоснованность начисления и уплаты налогов и т. д. Проверки на соответствие требуют установления соответствующих критериев для оценки их выполнения. Ими могут выступать законодательные требования, ГОСТы, согласованные условия (например, сроки поставок) и др.

Операционный  аудит применяется для проверки процедур и методов функционирования предприятия в целях оценки эффективности хозяйствования. Его целесообразно использовать для проверки выполнения бизнес-планов, смет, различных целевых программ, работы персонала и т. п. Иногда такой аудит называют аудитом эффективности работы предприятия или деятельности администрации.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"