Анализ финансового состояния туристической фирмы ООО «МХ-Видео»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 20:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования являлся анализ финансово-хозяйственной деятельности туристической организации и ее финансового состояния, разработка мероприятий по его совершенствованию в современных условиях.
Задачи исследования состоят в следующем:
1) рассмотреть сущность и правовое регулирование финансового состояния туристической организации;
2) рассмотреть систему показателей, характеризующих систему показателей туристической организации;

Содержание

Введение 3
1. Туристические фирмы, их хозяйственная деятельность и финансовый анализ её показатели 5
1.1 Туристические фирмы их деятельность, значение в развитии туризма 5
1.2 Показатели хозяйственной деятельности туристической фирмы 15
1.3 Роль экономического анализа в повышении эффективности хозяйственной деятельности туристической фирмы 20
2. Анализ финансового состояния туристической фирмы ООО «МХ-Видео» 25
2.1 Показатели и виды услуг предоставляемой туристической фирмой ООО «МХ-Видео» 25
2.2 Анализ имущественного состояния и финансовых средств туристической фирмы ООО «МХ-Видео» 28
2.3 Анализ финансового состояния туристической фирмы ООО «МХ-Видео» 33
3. Разработка мероприятия по улучшению финансового состояния туристической фирмы ООО «МХ-Видео» 39
Заключение 43
Список использованной литературы 46

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 337.50 Кб (Скачать файл)

Но для правового  регулирования туристской деятельности необходимо знать, прежде всего, законодательные формулировки определения туризма. Обратимся в первую очередь к определениям туризма, изложенным в международно-правовых документах и рекомендациях Всемирной туристской организации.

В Гаагской декларации межпарламентской конференции по туризму (10-14 апреля 1989 г.) говорится: "Туризм стал явлением, которое вошло в наши дни в повседневную жизнь сотен миллионов людей: [14].

а) он включает все свободные  перемещения людей от их места  проживания и работы, а также сферу  услуг, созданную для удовлетворения потребностей, возникающих в результате этих перемещений;

б) он представляет собой  вид деятельности, имеющей важнейшее  значение для жизни людей и  современных обществ, превратившейся в важную форму использования  свободного времени отдельных лиц и основное средство межличностных связей и политических, экономических и культурных контактов, ставших необходимыми в результате интернационализации всех секторов жизни наций;

в) он должен быть заботой  каждого. Он является одновременно следствием и решающим фактором качества жизни в современном обществе".

Туризм согласно Манильской декларации по мировому туризму 1980 г. определяется как "деятельность, имеющая в жизни народов важное значение в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую область жизни государств и их международных отношений" [21].

В настоящее время  наиболее распространенным, получившим легализацию в правовых системах различных стран мира является определение  туризма, сформулированное в 1993 г. Статистической комиссией ООН для целей статистики туризма (концепции, определения и классификации для статистики туризма), а также Рекомендациями по статистике туризма Всемирной туристской организации. Согласно данным документам туризм представляет собой деятельность лиц, которые путешествуют и пребывают в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего 1 года подряд, с целью отдыха, деловыми и другими целями[23].

Среди важнейших признаков, по которым деятельность в сфере путешествий можно причислить к туризму или туристской деятельности, выделяют следующие: [24, с. 139].

1) временность выезда (отъезда),

2) постоянное место  жительство,

3) цели туризма, 

4) ограничение туриста  в занятии оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.

В общем случае рассматриваются  признаки выезда или отъезда с  постоянного места жительства. По российскому законодательству под  постоянным местом жительства понимается место, где человек проживает  более 6 месяцев, где у него есть дом, семья, работа, имущество и т.д. Постоянно проживающий в местности или стране человек именуется резидентом, а иностранный временный посетитель - нерезидентом.

Цели путешествия являются одними из главных и определяющих признаков туризма. В любом путешествии или туристской поездке есть главная цель, по которой определяют принадлежность этого путешествия к тому или иному виду туризма. В предыдущей редакции Закона законодатель выделял пять основных целей туризма. В новой редакции откорректированы некоторые цели и появилась новая, шестая - рекреационная.

Называется также религиозная  цель. Следует отметить позицию Межрелигиозного  совета России по вопросу отношений  религии и туризма. Совет считает, что паломничество не является туризмом в силу обрядовости действа, присущей исключительно религиозным организациям. Поэтому из религиозных целей, указанных в Законе, следует исключить религиозное (обрядовое) паломничество, но оставить культурно-религиозные цели посещения храмов, святых мест и т.д.

Наконец, важно отметить, что турист находится в поездке с различными целями, но без права занятия в стране временного пребывания оплачиваемой деятельностью именно из местного финансового источника. Данное дополнение в новой редакции Закона представляется автору весьма значимым, так как в противном случае под категорию туризма подпадал деловой туризм, который является оплачиваемым, но не в месте временного пребывания, а в месте постоянного жительства гражданина.

Интересно, что в правовых системах стран СНГ мы также находим различные определения туризма. Украинское право рассматривает туризм, с одной стороны, как отрасль экономики, с другой - как "временный выезд человека из места постоянного проживания в оздоровительных, познавательных или профессионально-деловых целях без занятия оплачиваемой деятельностью" (преамбула из ст. 1 Закона Украины "О туризме") [28, с. 144].

Статья 2 Закона Республики Молдова "О туризме" устанавливает, что туризм является отраслью национальной экономики с комплексными функциями, включающей имущество и услуги, предоставляемые для потребления лицам, путешествующим за пределами своей обычной среды в течение менее 1 года с иной целью, нежели осуществление оплачиваемой деятельности в посещаемом месте [28, с. 146].

В Директиве Совета Европейского экономического сообщества от 13 июня 1990 г. N 90/314/ЕЕС "О путешествиях, отпусках и поездках, включающих все" под турпродуктом (туром, услугами, включающими все) понимается предварительно намеченное сочетание не менее двух нижеперечисленных элементов, предлагаемых для продажи по глобальной цене, если период оказания услуг превышает 24 часа или включает ночь: [31, с. 14].

  • транспортные услуги;
  • услуги проживания;
  • другие услуги в секторе туризма, не относящиеся к транспорту или к проживанию, составляющие значительную часть "услуг, включающих все"[25].

Данное определение  одновременно учитывает специфику  понятий "туризм", "турист", закрепленных в международных актах.

Тем не менее, во многих странах определение объекта туристской деятельности не соответствует Директиве, что создает проблему разного толкования понятий. В прежней редакции Закона о туризме туристский продукт понимался как право на тур, предназначенное для реализации туристу. Тур - это комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гида-переводчика и другие, предоставляемые в зависимости от целей путешествия. Отсюда можно было сделать вывод, что турпродукт - это право на туристские услуги. Это определение не поддавалось никакой логике и не соответствовало ни одному из известных ранее. [4].

Конечно же, турпродукт не может быть лишь правом на тур, это  малая часть отношений из сложного пакета составляющих. Под туристским продуктом следует понимать упорядоченную  целенаправленную совокупность туристских услуг, работ и товаров, состоящую как минимум из двух или более единичных или множественных туристских услуг. Турпродукт имеет время действия услуг свыше 24 часов и включает ночевку (размещение) и услуги перемещения (перевозки). Туристский продукт (турпакет) предлагается по общей цене, включающей все оказанные услуги и все расходы, а потребительские свойства его соответствуют условиям договора. Туристская услуга - совокупность целенаправленных действий в сфере обслуживания, которые ориентированы на обеспечение и удовлетворение потребностей туриста или экскурсанта, отвечающих целям туризма. В состав туристских услуг входят: бронирование услуг, включая перевозку и размещение, оформление разрешительных документов, перевозки, встречи, трансфер, размещение, питание, экскурсии, аттракции, медицинское сопровождение, страховка услуги гидов-переводчиков и др. К категории работ относятся любые виды работ предприятий туристской индустрии и смежных отраслей: банковской, финансовой сферы, системы связи, проката автомашин, система охраны и др. Туристские товары - материальные предметы потребления, сувенирная и иная товарная продукция, прямо или опосредованно необходимая туристу в процессе потребления туристских услуг [32, с. 17].

Таким образом, взаимосвязь  этих трех составляющих турпродукта - туристских услуг, работ и товаров - зависит от цели туризма и уровня подготовленности и состоятельности организаторов. Туристский продукт является основой тура.

Туристский продукт  отличается от туристской услуги тем, что если туристская услуга может быть куплена и потреблена только в месте ее производства, то туристский продукт может быть приобретен и по месту жительства, но потреблен только в месте производства туристских услуг [24, с. 214].

Некоторые ученые, в частности  М.Б. Биржаков, предлагают разграничивать два смысла такого понятия, как "турпродукт", - экономический и юридический. Так, данная концепция нашла отражение в Модельном законе для государств - участников СНГ "О туристской деятельности". Под экономической природой туристского продукта понимается упорядоченный и взаимоувязанный комплекс туристских услуг, работ, товаров. Тогда туристский продукт можно классифицировать на региональный, национальный и местный. Под юридической природой туристского продукта понимается право туриста на получение в будущем отдельных или комплексных туристских услуг  [33].

Из вышеизложенного сделать вывод, что для туризма в соответствии с международными нормами характерны следующие отличительные черты. Во-первых, наличие особого субъекта, совершающего путешествие, именуемого туристом. Во-вторых, турист непременно должен посетить другую местность, отличную от его обычной среды. В-третьих, туризм совершается в свободное время, в целях отдыха, лечения, деловых поездок и других целях, не связанных с оплачиваемой деятельностью из местного источника финансирования.

1.2 Показатели  хозяйственной деятельности туристической фирмы

 

Одним из основных требований функционирования туристических организаций и их ассоциаций в условиях рыночной экономики являются безубыточность хозяйственной и другой деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования. Главная задача туристических организаций - хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества предприятия. Основными показателями, характеризующими результаты коммерческой деятельности туристических организаций, выступают валовой доход, прочие доходы, издержки обращения, прибыль и рентабельность. [30]

Цель анализа объемных показателей деятельности туристических организаций - выявление, изучение и мобилизация резервов роста доходов, прибыли, повышения рентабельности при улучшении качества обслуживания клиентов туристических организаций. В процессе анализа проверяют степень выполнения планов по доходам, издержкам, прибыли, рентабельности, изучают их динамику, определяют и измеряют влияние факторов на результаты коммерческой деятельности туристических организаций, выявляют и мобилизуют резервы их роста, особенно прогнозные. Одной из основных задач анализа является также изучение экономической целесообразности и эффективности распределения и использования прибыли.

Для достижения этих целей туристические организации должны решать такие задачи:

  • оценивают, в какой степени была обеспечена максимизация прибыли;
  • в случаях убыточной работы выявляют причины такого хозяйствования и определяют пути выхода из сложившейся ситуации;
  • рассматривают доходы на основе их сопоставления с расходами и выявляют прибыль от реализации;
  • изучают тенденции изменения доходов по основным  группам турпродукта и в целом от деятельности туристической организации;
  • выявляют, какая часть доходов используется на возмещение издержек, налогов и образование прибыли;
  • рассчитывают отклонение величины балансовой прибыли по сравнению с величиной прибыли от реализации и определяют причины этих отклонений;
  • исследуют различные показатели рентабельности за отчетный период и в динамике;
  • выявляют резервы увеличения прибыли и повышения рентабельности и определяют, как и когда возможно использовать эти резервы;
  • изучают направления использования прибыли и оценивают, обеспечено ли финансирование за счет собственных средств развития хозяйственной деятельности.

На практике используется внешний и внутренний анализ.

Внешний анализ базируется на публикуемых отчетных данных и поэтому содержит ограниченную часть информации о деятельности туристических организаций. Целью его является оценки рентабельности работы туристической организации, эффективности использования капитала. Итоги этой оценки учитываются во взаимоотношениях туристической организации с учредителями, кредиторами, налоговыми органами и служат основой определения положения этого предприятия на рынке, в отрасли и в деловом мире. Естественно, что публикуемая информация не затрагивает всех сфер деятельности предприятии, содержит укрупненные данные, в основном об их финансовой деятельности туристических организаций, и в силу этого обладает способностью к сглаживанию и вуалированию негативных явлений, имеющих место в деятельности туристических организаций. [30]

Наибольшее значение в деле оценки результатов деятельности туристических организаций и определении мер по увеличению прибыли и повышению рентабельности имеет внутренний анализ. Он основан на использовании всего комплекса экономической информации, первичных документов и данных аналитического, статистического, бухгалтерского учета и отчетности. Аналитик имеет возможность реально оценить состояние дел на предприятии. Он может получить из первоисточника достоверные сведения о ценовой политике предприятия и его доходах, о формировании прибыли от реализации, о структуре издержек и других расходах, дать оценку положения предприятия на рынках туристических услуг, о валовой (балансовой) прибыли т.п. [30]

Информация о работе Анализ финансового состояния туристической фирмы ООО «МХ-Видео»