Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 14:36, дипломная работа
Целью дипломного проектирования является изучение механизма экономической оценки и управления резервами повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия и разработка рекомендаций по выявлению внутрипроизводственных резервов на основе имеющихся теоретических и практических разработок отечественных ученых и зарубежных исследователей.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..……….4
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ
РЕЗЕРВАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………7
1.1 Значение и задачи выявления резервов финансово-хозяйственной деятельности предприятий ……………………………………………….….7
1.2 Основные методы расчета резервов предприятия……………………20
1.3 Особенности деятельности и производственных резервов строительного предприятия………………………………………………….28
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОАО «Брянская МПМК-2»……………………………………………....38
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО
«Брянская МПМК-2»»…………………………………………………….38
2.2 Анализ финансового состояния предприятия……………….…..47
2.3 Анализ и оценка внешней среды предприятия……………….....62
3. ВЫЯВЛЕНИЕ РЕЗЕРВОВ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ОАО
«Брянская МПМК-2» ……………………………………………………...70
3.1 Выявление резервов увеличения объема строительно-монтажных работ ОАО «Брянская МПМК-2»………………………….…………...70
3.2 Расчет технико-экономической эффективности выполнения штукатурных работ по новой технологии ……………………………….…...78
3.3 Оценка финансового состояния организации при использовании выявленных резервов………………………………………….………91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..……97
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………102
Анализ показателей, детализируемых по хронологическим периодам, выявляет динамику и ритмичность протекания хозяйственных явлений. Детализация по времени позволяет установить периоды (месяцы, дни), на которые стабильно приходятся лучшие или худшие результаты, т.е. выявить определенные закономерности.
- любое самостоятельное предприятие регулярно составляет отчетность;
- минимальный состав отчетности и ее основных показателей известен;
- отчетность составлена по определенным и заранее известным (по основным параметрам) алгоритмам и правилам;
- данные отчетности, по определению, подтверждены первичными документами;
- в подавляющем большинстве случаев отчетность не является конфиденциальным документом, причем нередко ее можно получить, не испрашивая разрешения ее составителей (например, согласно российскому законодательству, предприятия определенных форм собственности обязаны публиковать отчетность и, в том числе, сдавать ее в органы статистики, куда любое заинтересованное в ней лицо может обратиться);
- достоверность данных отчетности предприятий определенных форм собственности подтверждена независимыми экспертами (аудиторами);
- отчетность дает наиболее полное представление об имущественном и финансовом положении предприятия, ее подготовившего;
- отчетность относится к документам, подлежащим хранению в течение определенного и достаточно длительного срока, поэтому с ее помощью можно получить представление о финансовой истории предприятия.
Резервы снижения себестоимости строительно-монтажных работ имеют особенности подсчета и оцениваются следующим образом.
Снижения себестоимости СМР можно достичь за счет снижения затрат на строительные материалы, детали, конструкции и определить по формуле:
где Ум.р. – удельный вес затрат на материальные ресурсы (или отдельного вида материала, конструктивного элемента) к сметной стоимости всех строительно-монтажных работ;
Уп..р. – процент снижения нормы расхода материалов, конструкций, деталей (или отдельного их вида);
Уц – процент снижения цены материалов, конструкций, деталей или отдельного их вида.
Снижение себестоимости СМР за счет увеличения выработки при улучшении использования строительных машин и механизмов можно
рассчитать по формуле:
где Д – уровень расходов на эксплуатацию машин в сметной базовой себестоимости, %;
α – доли условно постоянной части в расходах на эксплуатацию строительных машин, %;
Вч - планируемое увеличение выработки машин, %.
Особое внимание необходимо уделить элементу «Сокращение накладных расходов». В этих целях составляется реальная смета накладных расходов и делается сопоставление ее с размером накладных расходов, предусмотренных в сметной стоимости СМР. При разработке накладных расходов учитывается их сокращение по отдельным статьям сметы с учетом возможной экономии. При этом дополнительная заработная плата определяется на основе данных плана по труду, а расходы на социальное страхование — исходя из фонда заработной платы и установленных ставок отчислений на социальное страхование; износ приспособлений и устройств, сооружений рассчитывается исходя из установленных норм износа.
Рост выработки в сравнении со сметой снизит накладные расходы на величину, определяемую по формуле:
где Кв – коэффициент определения доли накладных расходов, зависящих от выработки;
Впл - средняя выработка одного рабочего по плану;
Всм - средняя выработка одного рабочего по смете.
Снижение уровня накладных расходов от уменьшения удельного веса основной заработной платы рабочих можно определить по формуле:
где Кз - коэффициент определения доли накладных расходов, зависящих от удельного веса основной заработной платы;
Зпл - удельный вес заработной платы по плану;
Зсм - удельный вес основной заработной платы по смете.
Таким образом, процесс поиска резервов на предприятии должен быть систематичным, и при этом должен быть максимально достоверным и точным. Данное направление – одно из видов деятельности финансовой службы предприятия.
1.3. Особенности деятельности и производственных резервов строительного предприятия
Место любой отрасли в народно-хозяйственном комплексе и ее роль в общественном производстве определяются воздействием конечных результатов ее функционирования на экономическое и социальное развитие страны, а также связями с другими отраслями.
Главенствующую роль в расширении любого производства играют строительные организации. Выполнение запланированных объемов строительно-монтажных работ, своевременный ввод в действие производственных мощностей и объектов в ходе реконструкции, технического перевооружения, нового строительства или расширения действующих предприятий с целью повышения технического уровня производства и его эффективности являются непосредственными задачами строительства.
Строительство органически связано с остальными отраслями экономики не только непосредственным участием в их развитии, но также и потреблением продукции практически всех отраслей. Так, строительные организации потребляют в процессе возведения зданий и сооружений более 30% всех перевозимых грузов, значительную часть продукции машиностроения, сельского хозяйства, практически в полном объеме продукцию промышленности строительных материалов, в значительной мере - черной металлургии, лесной, деревообрабатывающей, химической и других отраслей промышленности.
Строительная отрасль, ежегодный объем инвестиций в которую в последние годы увеличивался на 30%, является огромным потенциалом для роста ВВП России.
Развитие строительной отрасли, как основы экономики любого региона, является системной задачей для развития экономики страны. В этой связи выстраивание государственной политики в области строительства, включая вопросы безопасности, является не одной из ряда задач, а важнейшей задачей государственного управления.
Важнейшим показателем функционирования той или иной отрасли народного хозяйства считается доля ее участия в ВВП страны. Ниже, на рисунка 3 и 4 можно последить структуру ВВП России по отраслям в 2007 и 2008 году.
Рисунок 3 – Структура ВВП России по отраслям за 2007 год (в процентах)
Рисунок 4 - Структура ВВП России по отраслям за 2008 год (в процентах)
Рост валового внутреннего продукта России по итогам 2008 года составил 5,6%, а общий его размер достиг 41 триллиона 668 миллиардов рублей. Наибольший рост в 2008 году показала строительная отрасль – 13,2 %.
Далее необходимо проанализировать общий объем выполненных строительных работ, как в целом по России, так и по Брянской области, который является наиболее обобщающим показателем функционирования строительной отрасли в целом. Его можно представить на рисунке 5.
Рисунок 5 - Общий объем выполненных строительных работ в 2008 году и январе – марте 2009 года
Из представленных на рисунке 5 данных можно сделать вывод о том, что объем выполняемых строителями работ по-прежнему находится на уровне 60-70% от докризисного. Так за первый квартал 2009 года объем строительных работ в денежном выражении составил 80,7% относительно первого квартала 2008 года. С учетом годовой инфляции, реально выполняемый объем работ составляет 67% от докризисного уровня.
Исходя из анализа данных, представленных на рисунке, можно сделать вывод, что, в целом, динамика на рынке строительства Брянской области совпадает с динамикой по России.
В строительном комплексе по-прежнему все надежды на государство, которое обещало локомотиву российской экономики верность и поддержку в форме 440 миллиардов рублей разностороннего «финансирования». Здесь и закупка готового жилья для льготников, и олимпийские Сочи, и развитие инфраструктуры. Одно из главных направлений финансирования, конечно, поддержка строительных компаний – как застройщиков, так и производителей строительных материалов. В списке системообразующих предприятий и претендентов на госпомощь удалось получить место компаниям «Главстрой», ГК ПИК, «РАТМ-цемент», «Интеко» и другим крупным предприятиям отрасли.
Главным событием в деятельности строительной отрасли России стало принятие закона о саморегулируемых организациях (СРО) № 315-ФЗ [3] и, в последующем, было принято решение о внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, согласно которому строительные лицензии с 1 января 2009 больше выдаваться не будут, а юридические лица праве выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. [1]. Суть отмены лицензирования заключается в том, что лицензия перестает быть обязательным требованием для осуществления деятельности в области проектирования, строительства зданий и сооружений, а также инженерных изысканий. В основу этой идеи была заложена мысль о введении иных методов регулирования строительной отрасли, то есть государственное регулирование в строительной отрасли заменить саморегулированием. В законопроект включили норму об установлении переходного периода от лицензирования к саморегулированию. В этот период должны были принять закон о саморегулировании в строительной отрасли, разработать технические регламенты в строительстве, правила и стандарты предпринимательской деятельности. Другими словами, должны были создать инфраструктуру, необходимую для запуска нового механизма регулирования и обеспечения ответственности строителей, проектировщиков и изыскателей перед потребителями – "технических регламентов". Эти нормы должны были прийти на смену устаревшей системе СНиПов и ГОСТов, а последние - перейти из разряда обязательных требований в рекомендательные положения.
Отмена лицензирования предполагает создание саморегулируемых организаций (СРО). Главным аргументом авторов законопроекта является то, что выдача лицензий сопровождается безответственностью лицензирующих органов и коррупционностью. В стране выдано свыше 240 тысяч лицензий на проектные, строительные и изыскательные работы. Несмотря на огромное количество нарушений, по суду отозвано только 130. Основная задача перехода на СРО – переломить эту ситуацию. Кроме того, саморегулирование – это не только замена лицензирования. В первую очередь, это переход от государственного управления к общественному, взаимодействие между членами союза, выражение общих интересов, деловое партнёрство и поддержка. Главное отличие - механизм корпоративной ответственности: строители материально ответят перед гражданами.
Согласно законопроекту, строители обязаны застраховать свою ответственность перед гражданами, заключив договор со страховой компанией, а также создать фонд для компенсации возможных убытков от их деятельности. Вполне возможно, что не все компании смогут сделать такой шаг. Чем крупнее компания, тем меньше она внесет денег в фонд, так как у нее достаточно гарантий своей финансовой устойчивости. У средних и малых компаний взнос может составлять 5-7% от сметной стоимости каждого объекта.