Потребительское кредитование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 10:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является исследование функционирования рынка потребительского кредитования в России и формирование адекватной условиям развития рынка потребительского кредитования.
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
- исследовать основы развития рынка потребительского кредитования в России, выявив его сущность, структуру, особенности оказания услуг на рынке, факторы и условия развития;
- выявить особенность реализации потребительского кредитования на примере Банка «ВТБ 24» (ЗАО) и обосновать необходимость совершенствования потребительского кредитования в банке;

Содержание

Введение 4
1. Основы развития рынка потребительского кредитования в России 6
1.1. Рынок потребительского кредитования: его сущность и структура 6
1.2. Особенности оказания услуг на рынке потребительского кредитования 17
1.3. Факторы и условия развития рынка потребительского кредитования в России 26
2. Особенности реализации потребительского кредитования в банке ВТБ 24 (ЗАО) 35
2.1. Анализ и оценка финансового состояния Банка ВТБ 24 (ЗАО) 35
2.2. Анализ финансовых результатов деятельности Банка ВТБ 24 (ЗАО) в области потребительского кредитования 47
3. Совершенствование потребительского кредитования в Банке ВТБ 24 (ЗАО) 61
3.1. Обоснование необходимости совершенствования потребительского кредитования в Банке ВТБ 24 (ЗАО) 61
3.2. Рекомендации по совершенствованию потребительского кредитования в Банке ВТБ 24 (ЗАО) 68
3.3. Экономическое обоснование предложенных мероприятий 75
Заключение 81
Список использованной литературы 85

Вложенные файлы: 1 файл

Потребительское кредитование в Коммерческом Банке МНВ - копия без рис. 2.6.doc

— 3.39 Мб (Скачать файл)

В последние годы на российском рынке  появились более доступные кредитные карты (как по цене, так и по условиям их получения). Связано это с ростом потребительского кредитования как одной из наиболее востребованных населением банковской услуги. Таким образом, рынок кредитных пластиковых карт в России растет и развивается, что существенно расширяет спектр банковских услуг в сфере потребительского кредитования.

 

1.3. Факторы и условия развития  рынка потребительского кредитования  в России

 

Услуги потребительского кредитования в России предоставляют практически все коммерческие банки и различные небанковские кредитные организации.  Поэтому условия предоставления потребительских кредитов нередко могут значительно отличаться друг от друга. Вместе с тем, существующая практика потребительского кредитования в целом имеет ряд общих особенностей. Так, к числу основных факторов, влияющих на выбор формы кредитного договора и условия кредитования, можно отнести макроэкономические факторы (общая экономическая и политическая обстановка в стране, уровень официальной ставки рефинансирования Банка России, инфляционные ожидания населения, стабильность национальной валюты, уровень развития валютного и фондового рынков, конъюнктура рынка ссудных капиталов и проч.) и микроэкономические факторы, действующие на уровне банка и его клиента (конкурентоспособность банка, испытываемые им и его клиентом риски, платежеспособность клиента, качество обеспечения ссуды, является ли клиент постоянным клиентом банка, имеет ли он постоянные источники доходов и т.д.). Эти и многие другие факторы принимаются во внимание банком при определении сроков кредитования и уровня взимаемых процентных ставок.

Сегодня рынок потребительских  кредитов в России стремительно развивается. Все больше банков готовы предложить программы потребительского кредитования. Физические лица, в прошлом традиционно рассматривавшиеся лишь как источник ресурсов для банков, в последнее время становятся важной категорией заемщиков в сферах ипотечного и потребительского кредитования. В табл. 1.1. представлены данные банковской статистики об объемах привлеченных депозитов и выданных кредитов банковской системой России20.

Таблица 1.1. – Объемы привлеченных депозитов и выданных кредитов банковской системой России

Показатель

Розничный банковский бизнес (физические лица без учета ПБОЮЛ)

Корпоративный банковский бизнес (организации без учета межбанковского сектора)

2003

2004

2005

2006

2007

2003

2004

2005

2006

2007

Банковские вклады (депозиты) – всего, в т.ч.:

1559,6

1977,2

2754,6

3793,5

5136,8

384,0

564,0

936,4

1543,5

2584,7

- в рублях:

1075,1

1459,0

2082,0

3163,6

4470,6

156,5

289,4

549,4

1082,3

1937,8

- в иностранной валюте

464,8

518,2

672,5

629,9

666,4

155,9

274,6

387,0

461,2

646,9

Соотношение рубли / валюта

2,35

2,86

3,14

5,09

6,71

1,00

0,88

1,16

1,94

2,99

Кредиты выданные – всего, в т.ч.:

298,3

616,5

1174,9

2059,6

3242,1

2439,9

3423,7

4559,3

6473,2

8731,0

- в рублях:

246,1

525,2

1000,8

1754,1

2830,1

1584,5

2421,8

3104,4

4611,7

6741,0

- в иностранной валюте

52,2

91,3

174,1

305,5

412,0

855,4

1001,9

1454,9

1861,5

1990,0

Соотношение рубли / валюта

4,71

5,75

5,75

5,75

6,87

1,80

2,37

2,09

2,43

3,39


 

 

По данным табл. 1.1. можно сделать  вывод о том, что в целом  банковская система России формирует  свои кредитные ресурсы с преобладающей  долей депозитов физических лиц, а кредитует преимущественно потребности корпоративного сектора (рис. 1.1.).

Рис. 1.1. Сопоставление объемов привлеченных депозитов и выданных кредитов розничного и корпоративного секторов банковской системы России

 

Объем кредитов, предоставленных российским банковским сектором физическим лицам  в рублях и иностранной валюте, по данным ЦБ РФ, составил на 01.01.2008 г. 3242,1 млрд. руб., что почти в 1,5 раза больше (на 57,4%) по сравнению с 2006 г. Данные о выданных кредитах банковской системой России представлены в Приложении 1, на основании которого на рис. 1.2. представлена динамика кредитования частных лиц в России за период 2001-2007 гг21.

Рис. 1.2. Динамика предоставления кредитов физическим лицам, (млрд. руб.) и темпы роста выданных кредитов (%)

 

Как видно по рис. 1.2., несмотря на рост выданных кредитов населению российской банковской системой, темпы роста  выдачи кредитов постепенно снижаются. Так, если в 2004-2005 гг. выданные населению кредиты увеличивались ежегодно более, чем в два раза, то в 2006 г. рост выдачи кредитов уже составил 175,1%, а в 2007 г. снизился до 157,4%.

В отношении к суммарным активам  банковского сектора и общему объему выданных кредитов темпы роста потребительского кредитования в 2007 г. несколько выше, чем в предыдущие годы. Так, по данным, представленным в Приложении 1, доля кредитов физическим лицам в суммарных активах российских банков выросла до с 13,4% на 01.01.2007 г. до 14,7% на 01.01.2008 г., а доля во всем объеме кредитования банковским сектором с 19,9% до 20,8% соответственно.

По-настоящему сильный импульс  развитию потребительского кредитования могут дать лишь рост национальной экономики и повышение среднедушевого дохода населения. На сегодняшний день активность на рынке потребительского кредитования обусловлена стабильным спросом со стороны населения, но потенциал спроса на кредитные продукты банков остается далеко не реализованным (табл. 1.2.)22.

Таблица 1.2. – Соотношение макроэкономических показателей и объемов рынка потребительского кредитования в России

Показатель

2003

2004

2005

2006

2007

Объем ВВП (номинальный), млрд. руб.

13243,2

17048,1

21620,1

26781,1

28870,0

Численность населения, млн. чел.

145,0

144,2

143,5

142,8

142,2

Объем ВВП на душу населения, ‰

91,3

118,2

150,7

187,5

203,0

Объем выданных кредитов населению, млрд. руб.

298,3

616,5

1174,9

2059,6

3242,1

Объем выданных кредитов на душу населения, ‰

2,1

4,3

8,2

14,4

22,8

Объем выданных кредитов в ВВП, %

2,3

3,6

5,4

7,7

11,2


 

Опыт стран  Западной Европы показывает, что развитое состояния розничного сектора банковских услуг характеризуется показателями, соответствующими доле выданных кредитов населению в ВВП на уровне порядка 55%23. Очевидно, что показатели российского рынка потребительского кредитования еще достаточно далеки от показателей развитых стран Западной Европы, но в качестве ориентира для сравнения целесообразно рассмотреть динамику развития потребительского кредитования в России и в странах Центральной Европы – т.н. «новых» членов ЕС, имеющих относительно равные исходные условия развития. Сопоставление основных показателей представлено на рис. 1.324.

Рис. 1.2. Сравнительные показатели развития рынка потребительского кредитования в Российской Федерации и странах  Центральной Европы

 

Несмотря на снижающиеся, но все  еще достаточно высокие темпы  роста розничного кредитования в  России, потенциал данного сегмента также остается существенным. Кроме того, наблюдаются активные процессы усиления конкуренции в данной области, что создает дополнительный импульс для развития, поскольку у клиента появляется возможность выбора. Таким образом, в ближайшие несколько лет наиболее вероятным представляется сохранение высоких тенденций развития данного направления банковского бизнеса.

Однако, у банков может возникнуть ряд проблем в данном направлении, среди которых следует выделить, например, проблемы риска при существенном увеличении кредитного портфеля российских банков. Так, в настоящее время банки кредитуют население под довольно высокие проценты, заранее закладывая высокие риски невозврата из-за недостаточного объема сведений о партнере при заключении сделки. Так, например, по состоянию на 01.01.2008 г. объем просроченной задолженности по кредитам физических лиц составил 96,5 млрд. руб. при том, что на 01.01.2007 г. просроченная задолженность составляла 50,5 млрд. руб., а уже на 01.02.2008 г. объем невозвращенной вовремя задолженности по кредитам физических лиц составил 103,3 млрд. руб.

Таким образом, в течение 2007 г. просроченная задолженность по кредитам  населению  увеличилась на 91,1% (в сравнении  с темпом прироста выданных кредитов в 57,4% это весьма настораживающий факт).

Рост рынка заметно приостановился и некоторые аналитики даже прогнозируют в недалеком будущем отрицательную  динамику развития.

Одной из весомых причин данной тенденции  является насыщение рынка – практически  все платежеспособное население  уже имеет потребительские кредиты и не может, или по каким-либо причинам не хочет брать новые. Не менее важной причиной является и недобросовестность многих банков при раскрытии эффективной процентной ставки по кредитам, т.е. в кредитном договоре содержатся скрытые платежи, не указываемые банком во время рекламных компаний и не раскрываемые сотрудниками банка при оформлении банковского договора, в результате чего лицу, взявшему потребительский кредит, приходится выплачивать значительно большую сумму, чем ожидалось, что подрывает доверие к конкретному банку и системе потребительского кредитования в целом.

Однако не только граждане замедляют  рост сегмента потребительского кредитования, во многом это зависит и от самих  банков, многие из которых для увеличения объема потребительских кредитов снижают требования при выдаче кредита, что ведет к росту так называемых «безнадежных кредитов», которые, по мнению аналитиков, являются реальной угрозой для банков. Потенциальный кризис потребительского кредитования может принести ряду банков большие финансовые проблемы и замедлить рост всего сегмента.

Поскольку в России нет эффективной  системы взыскания долгов, рост объема невозвратных кредитов может стать  общей проблемой банковской системы.

Перспективы развития потребительского кредитования в России довольно неоднозначны, с одной стороны он является наиболее удобной формой кредитования населения для приобретения товаров и услуг, однако в настоящий момент существуют достаточно весомые сдерживающие факторы, которые замедляют рост сегмента и даже могут вызвать общий кризис банковской системы за счет роста невозвращенных кредитов.

Банкам следует уделять больше внимания развитию скоринговых систем, с помощью которых банки оценивают  потенциальные риски, связанные  с выдачей кредитов. Для того, чтобы закрепиться на рынке и завоевать свою долю, банки стремились выдать как можно больше кредитов, а теперь главным становится вопрос качества выдаваемых кредитов с точки зрения снижения рисков.

Рост кредитных рисков вынуждает  банки снижать ставки, поскольку наращивание кредитных ставок при ухудшении качества кредитных портфелей ведет банки к масштабному кризису. Новые кредиты, выданные под более высокие ставки, не будут более надежными в силу того, что чем выше стоимость кредита, тем выше риск. Снижая ставки, банки улучшают качество вновь выдаваемых ссуд при адекватной коррекции скоринга. Так, уже в первой половине 2007 г. ставки потребительского кредитования в среднем сократились на 5 процентных пунктов25.

При стабильно высоком росте  спроса на потребительские кредиты очевидным становится то, что без повышения информированности населения о банках и банковских услугах, о правилах взаимоотношений клиента с банком этот сегмент финансового рынка не сможет дальше эффективно развиваться. Например, рост доли просроченной задолженности физических лиц в кредитных портфелях банков говорит о проблеме: часть заемщиков не была информирована об эффективной процентной ставке по кредиту, а кто-то, вообще не знал или не верил, что кредит придется когда-то отдавать.

Решая непосредственно основную задачу возврата долгов, банки и коллекторские  агентства должны нести потенциальному заемщику экономические знания, позволяющие  тому впоследствии вернуть долг. По мнению экспертов, должны активно применяться  методы воспитания финансовой грамотности человека, которые может использовать специалист (банковский работник, сотрудник коллекторского агентства)26, поскольку отсутствие у большинства населения финансовой образованности является одним из слагаемых роста просроченной задолженности по кредитам.

Можно выделить ряд столь же важных факторов, сдерживающих развитие российского  рынка потребительских кредитов:

- наличие преимущественно краткосрочной  структуры банковских пассивов, что не позволяет развивать  долгосрочное кредитование физических лиц и не стимулирует спокойствие и постоянство как клиентов, так и кредитных организаций в участии в данных сделках;

- наличие так называемых «белых», «серых» и «черных» доходов физических лиц – потенциальных заемщиков, что не позволяет, с одной стороны, кредитным организациям с полной уверенностью судить о реальном финансовом состоянии потенциальных клиентов, а с другой стороны – самим физическим лицам в полной мере удовлетворять имеющиеся у них потребности;

- неоправданно высокий уровень процентных ставок, применяемых кредитными организациями, что делает заведомо невыгодным использование потребительских кредитом потенциальными клиентами со средним достатком.

Таким образом, в области потребительского кредитования существует ряд неразрешенных  проблем. Эти проблемы связаны с недостаточностью нормативной базы, отсутствием необходимой правоприменительной практики, а также невысокой пока культурой потребительского кредитования населения.

В то же время, практика российских банков в этой сфере финансовых услуг вселяет определенную надежду на то, что эти проблемы носят временный характер и найдут свое разрешение в недалеком будущем. Темпы роста объемов потребительского кредита в России пока еще позволяют говорить о росте доверия населения к кредитным продуктам. Позитивный опыт накапливается и самими банками. При этом ожидания положительной динамики потребительского кредитования предопределяются целым рядом факторов.

Во-первых, рост реальных доходов населения  увеличивает число платежеспособных потенциальных заемщиков. Более высокий уровень доходов обусловливает опережающий рост потребностей, которые выходят за узкие рамки платежеспособного спроса. В результате возникает внешне парадоксальная ситуация, когда с увеличением слоя зажиточных граждан усиливается потребность жить в долг. Кредитоспособность горожан за последние годы заметно выросла, что сделало потребительское кредитование для них более доступным.

Во-вторых, в настоящее время  ведется активная работа по совершенствованию  соответствующей законодательной базы и созданию бюро кредитных историй, что также призвано уменьшить риски кредитования населения. Однако, есть обоснованные опасения ряда экспертов о том, что появятся новые, ранее не характерные для экономики нашей страны риски, связанные с так называемым «человеческим фактором» лиц, обслуживающих работу кредитных бюро27.

Информация о работе Потребительское кредитование