Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 14:04, курсовая работа
Основной целью данной научной работы является оценка положения предприятия на основе методик финансового менеджмента и применение наиболее подходящей маркетинговой стратегии. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
• произвести экспресс анализ деятельности предприятия;
• проанализировать формирование капитала;
• проанализировать размещение капитала;
• рассчитать и проанализировать показатели ликвидности;
• определить финансовую устойчивость организации;
• проанализировать эффективность и интенсивность использования капитала предприятия;
• проанализировать финансовые результаты деятельности предприятия;
• рассчитать основные показатели финансового менеджмента;
• определить тип политики управления текущими активами и текущими пассивами;
• провести анализ движения денежных потоков;
• определить положение предприятия в матрице финансовой стратегии;
• определить цену капитала предприятия;
• дать рекомендации по улучшению или поддержанию финансового состояния ОАО АПЗ «РОТОР»
• Выбрать подходящую стратегию маркетинговой войны
Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе представлены стратегии видения маркетинговой войны. Во второй главе производится анализ финансового состояния ОАО АПЗ «РОТОР». В заключении работы приводятся рекомендации по улучшению финансового состояния предприятия на основе результатов проведенного анализа.
Введение. 3
1. Применение различных маркетинговых стратегий на рынке на основе теории Джека Траута о маркетинговых войнах 5
2. Оценка положения ОАО АПЗ «Ротор» на основе методик финансового менеджмента и определение основных направлений его развития 9
2.1 Экспресс анализ деятельности предприятия 9
2.2 Анализ формирования капитала и его структуры 15
2.3 Анализ размещения капитала изменение в составе и структуре и анализ этих изменений 21
2.4 Расчет и анализ показателей ликвидности 23
2.5 Определение финансовой устойчивости организации 26
2.6 Анализ эффективности и интенсивности использования капитала предприятия 28
2.6.1 Рентабельность совокупного капитала, коэффициент оборачиваемости, рентабельность продаж. Факторный анализ рентабельности совокупного капитала 28
2.6.3 Анализ оборачиваемости оборотного капитала 30
2.6.4 Расчет экономического эффекта за счет ускорения оборачиваемости текущих активов 31
2.6.5 Анализ доходности собственного капитала 31
2.7 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 34
2.9 Тип политики управления текущими активами и текущими пассивами 38
Выбор политики комплексного оперативного управления текущими активами и текущими пассивами. 38
2.10 Анализ движения денежных потоков 40
2.11 Положение предприятия в матрице финансовой стратегии 41
2.12 Цена капитала предприятия 42
Заключение 44
Список использованных источников 45
2.6.5 Анализ доходности собственного капитала
Рентабельность собственного капитала замыкает всю пирамиду показателей эффективности функционирования предприятия, вся деятельность которого должна быть направлена на увеличение суммы собственного капитала и повышение уровня его доходности.
Рентабельность собственного капитала (ROE) и рентабельность совокупного капитала (ROA) тесно связаны между собой:
где МК – мультипликатор капитала (финансовый рычаг) – показывает сколько рублей имущества приходится на рубль нашего собственного капитала.
МК= Активы/СК
Таким образом:
Прибыль/СК=Прибыль/А* А/ СК
Прибыль берется чистая, МК может увеличиваться за счет заемных средств.
Данная взаимосвязь показывает
зависимость между степенью финансового
риска и прибыльностью
ROA можно разложить на составные части, тем самым расширить факторную модель:
ROE= Rpn * Коб * МК.
1) Количественный фактор – Рентабельность продаж (Rpn) характеризует эффективность управления затратами и ценовой политики предприятия.
ΔROE=ΔRpn * Коб0 * МК0
2) Качественный
фактор – Коэффициент
ΔROE=Rpn1 * ΔКоб0 * МК0
3) Качественный
фактор – Мультипликатор
ΔROE=Rpn1 * Коб1 * ΔМК
Углубить анализ ROE можно за счет более детального изучения причин изменения каждого факторного показателя.
Для проведения анализа доходности собственного капитала представим ROE как произведение следующих факторов:
ROE = Дчп*ROA*МК, или
Чистая прибыль Чистая прибыль Балансовая прибыль Совокупные активы
= * * ,
Собственный Балансовая Совокупные активы Собственный капитал
капитал прибыль
Дчп – доля чистой прибыли в общей сумме балансовой прибыли;
ROA – рентабельность совокупного капитала определяется как отношение балансовой прибыли к величине совокупных активов (состоящих из собственного капитала и заемных средств) и характеризует прибыльность совокупного капитала.
Таблица 14 – Факторный анализ рентабельности собственного капитала
Показатели |
Формула |
2010 год |
2011 год |
Изменение |
Изменение доли чистой прибыли |
ЧП/БП |
4,056 |
0,150 |
-3,906 |
Коэффициент оборачиваемости капитала |
Выручка/К |
1,8424 |
1,7865 |
-0,0560 |
Рентабельность продаж |
БП/Выручка |
3,0563 |
15,7236 |
12,6673 |
Мультипликатор |
Сов. активы/Ср. СК |
4,1292 |
1,7719 |
-2,3573 |
∆ROE (d чп) |
∆dчп*kоб0*Rпр0*М0 |
-90,831 | ||
∆ROE(kоб) |
dчп1*∆kоб*Rпр0*М0 |
-0,105797 | ||
∆ROE(Rпр) |
dчп1*kоб1*∆Rпр*М0 |
13,995 | ||
∆ROE(М) |
dчп1*kоб1*Rпр1*∆М |
-9,917 | ||
ROE |
-86,859 |
Уменьшение доли чистой прибыли в общей сумме балансовой прибыли понизило рентабельность собственного капитала, уменьшение рентабельности совокупного капитала снизило рентабельность собственного капитала на, а снижение мультипликатора капитала, т.е. снижение уровня заемных средств по сравнению с собственными, понизило данный показатель.
Финансовые результаты деятельности
предприятия характеризуются
Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности являются:
Ниже представлен анализ финансовых
результатов ОАО АПЗ «Ротор» (таблица
15).
Таблица 15 – Анализ финансовых результатов предприятия
Наименование показателя |
За отчетный период |
За аналогичный период прошлого года |
Горизонтальный анализ |
Вертикальный анализ | |||
отклонение |
отклонение в % |
Уд. Вес в % отчетного периода |
Уд. Вес в % баз. Периода |
Изменение | |||
Выручка |
946 168 |
1 110 366 |
-164 198 |
-14,79 |
100 |
100 |
0,00 |
Себестоимость продаж |
911 356 |
1 060 183 |
-148 827 |
-14,04 |
-96,32 |
-95,48 |
-0,84 |
Валовая прибыль (убыток) |
34 812 |
50 183 |
-15 371 |
-30,63 |
3,68 |
4,52 |
-0,84 |
Коммерческие расходы |
16105 |
22908 |
1,70 |
-2,06 |
3,77 | ||
Управленческие расходы |
0,00 |
0,00 |
0,00 | ||||
Прибыль (убыток) от продаж |
18 707 |
27 275 |
-8 568 |
-31,41 |
1,98 |
2,46 |
-0,48 |
Доходы от участия в других организациях |
886 |
1 416 |
-530 |
-37,43 |
0,09 |
0,13 |
-0,03 |
Проценты к получению |
1 918 |
5714 |
-3 796 |
-66,43 |
0,20 |
-0,51 |
0,72 |
Проценты к уплате |
1 128 |
1 020 |
108 |
10,59 |
-0,12 |
-0,09 |
-0,03 |
Прочие доходы |
82 907 |
135 852 |
-52 945 |
-38,97 |
8,76 |
12,23 |
-3,47 |
Прочие расходы |
73 470 |
24 576 |
48 894 |
198,95 |
-7,77 |
-2,21 |
-5,55 |
Прибыль (убыток) до налогооблажения |
29 820 |
144 661 |
-114 841 |
-79,39 |
3,15 |
13,03 |
-9,88 |
Текущий налог на прибыль |
10526 |
10101 |
425 |
4,21 |
1,11 |
-0,91 |
2,02 |
в т.ч. Постоянные налоговые обязательства (активы) |
1 558 |
22 284 |
-20 726 |
-93,01 |
-0,16 |
2,01 |
-2,17 |
Изменение отложенных налоговых обязательств |
-1 361 |
3 513 |
-4 874 |
-138,74 |
-0,14 |
-0,32 |
0,17 |
Изменение отложенных налоговых активов |
1 643 |
6 966 |
-5 323 |
-76,41 |
0,17 |
0,63 |
-0,45 |
Прочее |
16 |
356 |
-340 |
-95,51 |
0,00 |
0,03 |
-0,03 |
Чистая прибыль (убыток) |
22 282 |
137 651 |
-115 369 |
-83,81 |
2,35 |
-12,40 |
14,75 |
К прочим доходам относятся: доходы от реализации прочих активов, доходы от сдачи имущества в аренду (здания), доходы от реализации акций, не вращающихся на организованном рынке ЦБ, доходы от положительной курсовой разницы, от списания кредиторской задолженности, доходы в виде штрафных санкций по хозяйственным договорам.
К прочим расходам относится:
налог на имущество, расходы на мотивацию
и обучение дилеров, расходы по сделкам
приобретения, расходы на демонтаж
телекоммуникационного
22 282тыс. руб., в предыдущем году чистая прибыль составляла 137 651тыс. руб.
За отчетный год чистая прибыль сократилась за счет сокращения выручки
(на 14,79 %) и увеличение издержек по сравнению с предыдущим годом. Можно сделать вывод о том, что у предприятия не очень хорошо развита финансовая и маркетинговая политика, что позволяет получать невысокую прибыль.
2.8 Основные показатели финансового менеджмента
Необходимые значения финансовых показателе и их расчеты приведены в таблице ниже.
Таблица 16 – Исходные данные для расчета основных показателей финансового менеджмента
Показатели |
Формула |
На начало года |
На конец года |
Проценты к уплате (ПУ) |
070 ф2 |
-1 020 |
-1 128 |
Прибыль до налогообложения (БП) |
140 ф2 |
144 661 |
29 820 |
Валюта Баланса (ВБ) сред. |
300 ф1 |
602 662 |
529 632 |
Выручка (TR факт.) |
010 ф2 |
1 110 366 |
946 168 |
ЗК |
ВБ-СК |
445 284 |
359 512 |
СК |
490 ф1 |
157 378 |
170 120 |
К |
ЗК+СК |
602 662 |
529 632 |
Постоянные издержки (TFC) |
030+040 ф2 |
22908 |
16105 |
Переменные издержки (TVC) |
020 ф2 |
-1 060 183 |
-911 356 |
В 2011 году упало о значение валовой маржи 1 857 524 с тыс. руб. а в 2010 году составляло 2 170 549 тыс. руб.,
%. В совокупности снижение
экономической рентабельности
Таким образом, с учетом уменьшения плеча финансового рычага на 0,72%, показатель ЭФР снизился до 9,69% (в сравнении с 54,47% в 2010 г.). Положительное значение ЭФР доказывает, что при использовании заемного капитала мы получаем больше дохода, чем сумма процентов, которую должны заплатить за использование заемного капитала.
Сила воздействия операционного (производственного) рычага (СВОР) в 2011 году составила 62,29 повысилась на 47,29 по сравнению с 2010 годом. Эффект сопряженного рычага обуславливает изменение чистой прибыли на 603,55% при изменении выручки на 1%. Данный показатель снизился по сравнению со значением 817,26% в 2010 году, что объясняется снижением как ЭФР.
Таблица 15 – Основные показатели финансового менеджмента
Показатели |
Формула |
На начало года |
На конец года |
Экономическая рентабельность (ЭР), % |
БП+ПУ/ЗК+СК |
23,83 |
5,42 |
Ср. ставка процента (%) |
ПУ / ЗК |
0,23 |
0,31 |
Дифференциал фин. рычага, % |
Эр. - % |
24,06 |
5,73 |
Плечо фин. Рычага |
ЗК/СК |
2,83 |
2,11 |
Эффект фин. Рычага (ЭФР), % |
(1-Т)*(Эр. - %)*ЗК/СК |
54,47 |
9,69 |
Коммерческая маржа, % |
(БП + ПУ) / TRфакт. |
12,94 |
3,03 |
Коэф. трансформации |
TRфакт. / ВБ |
1,84 |
1,79 |
Сила воздействия |
валовая маржа/прибыль |
15,00 |
62,29 |
Эффект сопряженного рычага, % |
СВОР*ЭФР |
817,26 |
603,55 |
Валовая маржа (абсолют. коэф.), тыс. руб. |
TRфакт. - TVC |
2 170 549 |
1 857 524 |
Валовая маржа (относит. коэф.) |
Вал. маржа абс. / TRфакт. |
1,9548 |
1,9632 |
Пороговая выручка (TRпорог.) |
(TFC+ ПУ) / Вал. Маржа относ. |
11 197 |
7 629 |
Запас фин. прочности (абсолют. ед.) |
TRфакт. - TRпорог. |
1 099 169 |
938 539 |
Запас фин. прочности (относит. ед.) |
(TRфакт. - TRпорог.) / TRфакт. |
0,99 |
0,99 |
Точка безубыточности |
TRфакт*TFC. / (TRфакт-TVC) |
11718,82 |
8203,41 |