Пути повышения эффективности системы управления рисками в ОАО «Уральский Банк Реконструкции и Развития»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 19:49, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы заключается в изучении особенностей системы управления рисками кредитной организации на примере ОАО «Уральский Банк Реконструкции и Развития».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие и сущность рисков кредитных организаций;
изучить классификацию рисков кредитных организаций
выявить общие принципы построения системы управления рисками кредитной организации;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..6
1 Теоретические аспекты системы управления рисками кредитной
организации…………………………………………………………………........10
1.1 Понятие и сущность риска кредитной организации 10
1.2 Классификация рисков кредитной организации 13
1.3 Этапы системы управления рисками кредитной организации 22
2 Анализ системы управления рисками кредитной организации в ОАО
«Уральский Банк Реконструкции и Развития»………………………………....48
2.1 Краткая характеристика банка 48
2.2 Анализ основных финансово–экономических показателей банка. 52
2.3 Оценка системы управления рисками в ОАО «Уральский Банк
Реконструкции и Развития» 65
3 Пути повышения эффективности системы управления рисками в ОАО «Уральский Банк Реконструкции и Развития»……………………………...78
3.1 Разработка мероприятий по снижению рисков кредитной
организации 78
3.2 Экономическое обоснование предложенных мероприятий по
снижению рисков кредитной организации. 89
Заключение 97
Список использованных источников…………

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом_с норма.docx

— 506.17 Кб (Скачать файл)

 

 

Бизнес – планирование определяет пути решения стратегических задач, внедрение банковских услуг и структурные ограничения на операции банка, которые позволяют ему достичь оптимальных финансовых результатов при ограничении совокупного уровня риска банка. Разработка стратегии проводится в процессе стратегического планирования, а тактика определяется бизнес – планом банка.

Стратегия в области рисков основывается на деятельности банка: чем агрессивнее стратегия, тем выше может быть величина предельных потерь, выраженная в размере капитала банка, а при консервативной стратегии – в прибыли банка.

На уровне такого стратегического управления можно применить различные способы для более эффективного контроля над рисками[13].

На шестом этапе рассматриваются меры по управлению рисками, которые включают ранее разработанные методы их профилактики и нейтрализации. Меры по управлению банковским риском представлены в таблице 5:

Таблица 5

Основные группы методов воздействия на риск

 

Наименование метода

Инструментарий

Программа по снижению рисков

Исключение риска

Без финансирования

Страхование

Программа возможного предотвращения рисков

Снижение вероятности возникновения риска

Самострахование

Получение финансовых гарантий

Программа минимизации разрушительных последствий при реализации риска

Снижение возможного ущерба банковскому капиталу

Привлечение внешних источников (кредит, через хеджирование страхование)

Другие методы (договорные, юридические, делегирование полномочий)


 

Эффективность управления риском во многом зависит от умения использовать в полной мере все методы и приемы. Методы управления риском состоят из приемов снижения его степени. Можно выделить три основных способа снижения риска:

  • отказ от риска (простое уклонение от мероприятия, связанного с риском, т.е. отказ от каких-либо операций, несущих в себе неприемлемый для банка риск, а значит и отказ от прибыли);
  • снижение риска (самострахование – резервирование, диверсификация, лимитирование, минимизация);
  • передача риска третьему лицу (страхование, хеджирование, распределение).

Решение принимает руководство банка в соответствии с разработанной системой полномочий. Учитывается финансовое положение банка и рыночного окружения, оценивается вся совокупность рисков, принятых банком, а также возможность управления принимаемыми рисками.

Диверсификация - распределение активов и пассивов по различным компонентам, как на уровне финансовых инструментов, так и по их составляющим с целью снижения риска.

В основу данного метода положен портфельный подход, предполагающий рассмотрение активов и пассивов банка как элементов единого целого - портфеля, обладающего характеристиками риска и доходности. Это позволяет эффективно проводить оптимизацию параметров финансовых рисков.

В качестве основных форм диверсификации используются следующие:

  • диверсификация портфеля ценных бумаг (формирование портфеля определенной структуры, отражающей потребность банка в получении процента на вложенный капитал, с одной стороны, а с другой - в обеспечении прироста капитала за счет роста курсовой стоимости ценных бумаг с учетом приемлемого уровня риска);
  • диверсификация кредитного портфеля (предоставление кредитов более мелкими суммами большему числу клиентов при сохранении общего объема кредитования);
  • диверсификация валютной корзины банка (формирование валютной корзины с использованием нескольких валют с целью уменьшения потерь в случае падения курса одной из валют);
  • диверсификация источников привлечения средств (привлечение депозитных вкладов, межбанковских кредитов более мелкими суммами, размещение ценных бумаг среди большего количества инвесторов с целью уменьшения вероятности досрочного изъятия средств).

Формирование резерва на покрытие потерь позволяет покрыть риск за счет собственных средств банка, зарезервированных ранее. Для эффективного применения данного метода необходимо определить оптимальный для банка размер создаваемого резерва. Под ним следует понимать такую его величину, которая была бы минимальной, и в то же время достаточной для покрытия возможных убытков.

Таким образом, банки с помощью количественных и качественных методов должны оценить вероятность потерь по операциям и на основании оценки возможных убытков принять решение о величине резерва, которая регулируется нормативными актами ЦБ РФ.

Согласно законодательствубанки обязаны создавать резервы на возможные потери по всем операциям, по которым существует риск несения потерь[2]:

  • кредитные и срочные операции;
  • операции с ценными бумагами;
  • операции с резидентами оффшорных зон;
  • факторинговые операции.

Данная мера направлена на обеспечение банками стабильных условий финансовой деятельности и позволяет избежать колебаний величины их прибыли в связи со списанием потерь. При этом рост резерва увеличивает расходы (уменьшает капитал), а уменьшение резерва увеличивает доходы (капитал).

Хеджирование - использование одного финансового инструмента для снижения риска, связанного с неблагоприятным влиянием рыночных факторов на цену другого, связанного с первым инструментом. Таким образом, хеджирование применяется для снижения риска потерь, связанных с изменением рыночных факторов (цен на финансовые инструменты, обменных курсов валют, процентных ставок) путем применения определенных мер. Такими мерами являются: фьючерсные операции, опционы, операции своп.

Фактически хеджирование означает создание встречных требований и обязательств по операциям с ценными бумагами, валютой или реальными активами. При заключении фьючерсных контрактов и опционов хеджирование выступает формой страхования цены и прибыли от нежелательного изменения (в результате резкие колебания можно сгладить).

Важную роль в банковской деятельности играет страхование финансовых рисков.

Страховая компания может помочь банку в минимизации кредитных рисков следующим образом.

Субъективные факторы обычно исключаются, минимизируются или нейтрализуются на стадии подготовки и принятия решения о финансировании проекта, то есть выдаче кредита. Например, не считаются надежными: кредитование абсолютно нового бизнеса; текущего бизнеса с новым руководством; бизнеса «с нуля», полностью финансируемого за счет кредитования, без участия собственных средств предприятия или его акционеров. Для этого банки содержат большой штат экспертов, которые могут адекватно оценить вероятность успеха проекта. Здесь возможно использование таких инструментов, как страхование от ошибки в проектировании или страхование строительно-монтажных рисков. Можно застраховать основных исполнителей проекта от несчастного случая, нетрудоспособности и смерти по любой причине, при этом выгодоприобретателем на величину непогашенной задолженности будет являться банк. Объективные факторы риска можно минимизировать (не все) с помощью классических видов страхования: страхования от огня, страхования грузов, страхования от перерыва в производстве в результате аварии и т.д. Конечно, нельзя застраховаться от действий властей, изменений налогового законодательства и мошенничества.

В итоге, страховая компания предлагает застраховать риск невозврата кредита или других финансовых потерь банка, связанных с дефолтом заемщика или неполным покрытием потерь после реализации залога. Страховой случай признается таковым, если он произошел в результате объективных, случайных причин (стихийных бедствий, гибели груза и т.д.), личностных факторов (болезнь, инвалидность или смерть ключевых фигур проекта) и частично субъективных ошибок (проектировщика, наладчика и т.д.). Можно говорить о расширении перечня страховых случаев за счет иных субъективных причин, но только при страховании полного набора всех возможных рисков, что приводит к увеличению суммарного страхового тарифа.

Таким образом, основные принципы страхования кредитных рисков банка следующие:

  1. При наступлении страхового случая потери несут страховщик и банк.
  2. Страхуется только весь портфель кредитов или портфель однородных кредитов.
  3. Страхованию подлежат только прямые убытки банка (не покрываются страхованием проценты, неполученная прибыль и непредвиденные расходы).

Возможные программы страхования для банков.

1) Страхование кредитного риска банка при выдаче долгосрочных (сроком до 3 лет) кредитов. Разновидности:

а) страховым случаем является просрочка очередного платежа более чем на 3 месяца;

б) Страховым случаем является невозмещение банком своих потерь после реализации залога при дефолте заемщика.

В обоих случаях страхователем выступает банк.

Такое страхование позволяет:

  • снизить соотношение собственных и заемных средств заемщика;
  • сократить срок возврата денежных средств, повысить ликвидность банковских активов в случае дефолта заемщика;
  • разделить риск со страховщиком.

2) Страхование кредитного риска банка по портфелю выданных краткосрочных (до 1 года) кредитов. Страхователь - банк. Страховой случай - просрочка очередного платежа более чем на 3 месяца. Сопутствующее страхование ключевых фигур - физических лиц: страхование заемщика от несчастного случая в пользу банка на сумму задолженности. Страхователь - заемщик.

3) Страхование овердрафта по дебетовым корпоративным картам. Страховой случай - неуплата в срок, превышающий срок оплаты задолженности по договору банковской карты на 4 недели. Страхователь - банк.

4) Классические виды страхования, сопутствующие кредитованию, например страхование предмета залога (зданий, товаров, оборудования, имущества, ценностей и т.д.).

5) Комплексное страхование банковских рисков (продукт BBB). По данному виду страхования страхователь-банк может получить страховую защиту от следующих рисков:

  • ущерб от умышленных действий, совершенных любым сотрудником банка в одиночку или в сговоре с другими лицами с целью нанести ущерб банку или приобрести для себя незаконную финансовую выгоду;
  • убытки от утраты (гибели, исчезновения), повреждения в помещении банка ценного имущества, принадлежащего банку либо его клиенту;
  • убытки от пропажи ценного имущества при транспортировке;
  • убытки от подделки или умышленных изменений документов;
  • ущерб, понесенный банком, в результате операций с ценными бумагами;
  • ущерб от принятия банком в качестве платежного средства фальшивой банкноты или монеты любой страны мира при условии, что стандартные детекторы подлинности валют, используемые банком, не смогли выявить подделку и что банкноты (монеты) не вышли из обращения;
  • убытки в результате противоправных действий третьих лиц.

Выбор конкретных методов управления или их сочетание производится в зависимости от вида риска, специфики деятельности банка, финансового состояния и т.д.

На седьмом этапе производится реализация мер по управлению рисками, включающие реинжиниринг, мониторинг и регулярный контроль риска[30].

Реинжиринг является важным инструментом антикризисного направления, потому что он направлен на перестройку бизнес процессов для  радикального улучшения деятельности банков. В этой связи проводятся исследования в области пассивных операций и активных операций. Цель управления активами и пассивами включает сведение к минимуму кратких и долгосрочных последствий процентного риска, оптимизацию чистого  процентного дохода при минимизации риска потери ликвидности, риска  недостаточности собственного капитала. Это процесс планирования, а также измерения степени риска и управления им.

Мониторинг риска означает регулярную независимую  оценки и  контроля над риском с механизмом обратимой связи. Мониторинг реализуется через информационные должностные отчеты, внутренний и внешний аудит и деятельность, подобную кредитному анализу. Отчетность, применяемая в рамках мониторинга, обеспечивает менеджерам обратную связь, а также предоставляет детальную и укрупненную информацию. В свою очередь, данная информация позволяет им анализировать текущую деятельность, что необходимо как для принятия решений в отношении отдельных направлений деятельности банка, так и решений, касающихся банка в целом.

Контроль риска включает в себя все меры, направленные на своевременное выявление риска с целью его снижения или исключения. Можно выделить три способа контроля риска:

  • внутренний аудит;
  • внешний аудит;
  • внутренний контроль.

  Внутренний  аудит осуществляется внутренним  структурным подразделением коммерческой  организации, обеспечивающим независимую  оценку адекватности и эффективности  функционирования банка и осуществляющим  деятельность в соответствии  с требованиями Положения Банка  России от 16.12.2003 № 242-П. Внутренний  аудит организован в интересах  кредитной организации и регламентирован  ее внутренними документами. К  институтам внутреннего аудита  относятся назначаемые собственниками  банка ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы  внутренних аудиторов. Контроль  и мониторинг рисков осуществляется, в первую очередь, в рамках  существующей в банке системы  внутреннего контроля.

Информация о работе Пути повышения эффективности системы управления рисками в ОАО «Уральский Банк Реконструкции и Развития»