Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2014 в 22:02, курсовая работа
Для многих компаний слияния и поглощения являются неотъемлемым элементом корпоративных стратегий. Рост бизнеса за счет внутренних источников накопления порой оказывается медленным и неопределенным. Посредством слияний и поглощений компания может приобрести мощный импульс к развитию.
С другой стороны, слияния и поглощения — инструмент конкурентного соперничества за ресурсы, рынки сбыта, каналы распределения, технологии, ноу-хау. От того, насколько компания эффективно использует внешние возможности для решения своих внутренних стратегических задач, напрямую зависит ее конкурентоспособность.
Введение………………………………………………………………………………4
1. Теоретические основы слияния и поглощения…. ……………………………….5
1.1 Общая характеристика……………… ………………………………………….5
1.2 Цели и мотивы осуществления сделок слияний и поглощений, выбор объектов………………………………………………………………………………7
1.3 Классификация типов слияний и поглощений………………………………..19
1.4 Волны слияния и поглощения…………………………………………………22
2. Враждебные поглощения
Понятие, признаки и причины враждебного поглощения. Отличие враждебных поглощений от дружественных слияний…………………………………………26
3. Практические аспекты слияний и поглощений……………………………….33
3.1 Особенности слияний и поглощений в различных странах………………..33
3.2 Практика слияний и поглощений в Республике Беларусь………………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..54
Помимо традиционных мотивов интеграции могут встречаться и специфические. Так, слияния для российских компаний представляют собой один из немногих способов противостояния экспансии на российский рынок более мощных западных конкурентов.
Более наглядно место слияний и поглощений в корпоративной стратегии компании можно проследить, рассматривая различные типы слияний и поглощений.(2)
1.3 Классификация типов слияний и поглощений
В современном корпоративном менеджменте можно выделить множество разнообразных типов слияния и поглощения компаний. Считаем, что в качестве наиболее важных признаков классификации этих процессов можно назвать:
Остановимся на наиболее часто встречающихся типах слияния компаний. В зависимости от характера интеграции компаний целесообразно выделять следующие типы:
В свою очередь можно выделить три разновидности конгломератных слияний:
слияния с расширением продуктовой линии (product line extension mergers), т.е. соединение неконкурирующих продуктов, каналы реализации и процесс производства которых похожи. В качестве примера можно привести приобретение компанией Procter & Gamble, ведущим производителем моющих средств, фирмы Clorox - производителя отбеливающих веществ для белья;
слияния с расширением рынка (market extension mergers), т.е.
приобретение дополнительных каналов реализации продукции, например, супермаркетов, в географических районах, которые ранее не обслуживались;
вл. чистые конгломератные слияния, не предполагающие никакой общности.
В зависимости от национальной принадлежности объединяемых компаний можно выделить два вида слияния компаний:
а.) национальные слияния - объединение компаний, находящихся в рамках одного государства;
61) транснациональные слияния - слияния компаний, находящихся в разных странах (transnational merger), приобретение компаний в других странах (cross-border acquisition).(3)
Учитывая глобализацию хозяйственной деятельности, в современных условиях характерной чертой становится слияние и поглощение не только компаний разных стран, но и транснациональных корпораций.
В зависимости от отношения управленческого персонала компаний к сделке по слиянию или поглощению компании можно выделить:
а.) дружественные слияния - слияния, при которых руководящий состав и акционеры приобретающей и приобретаемой (целевой, выбранной для покупки) компаний поддерживают данную сделку;
б:) враждебные слияния - слияния и поглощения, при которых руководящий состав целевой компании (компании-мишени) не согласен с готовящейся сделкой и осуществляет ряд против захватных мероприятий. В этом случае приобретающей компании приходится вести на рынке ценных бумаг действия против целевой компании с целью ее поглощения.
В зависимости от способа объединения потенциала можно выделить следующие типы слияния:
aJ) корпоративные альянсы - это объединение двух или нескольких компаний, сконцентрированное на конкретном отдельном направлении бизнеса, обеспечивающее получение синергетического эффекта только в этом направлении, в остальных же видах деятельности фирмы действуют самостоятельно. Компании для этих целей могут создавать совместные структуры, например, совместные предприятия;
ба) корпорации - этот тип слияния имеет место тогда, когда объединяются все активы вовлекаемых в сделку фирм.
В свою очередь, в зависимости от того, какой потенциал в ходе слияния
объединяется, можно выделить:
гф производственные слияния - это слияния, при которых объединяются производственные мощности двух или нескольких компаний с целью получения синергетического эффекта за счет увеличения масштабов деятельности;
бг) чисто финансовые слияния - это слияния, при которых объединившиеся компании не действуют как единое целое, при этом не ожидается существенной производственной экономии, но имеет место централизация финансовой политики, способствующая усилению позиций на рынке ценных бумаг, в финансировании инновационных проектов.
Слияния могут осуществляться на паритетных условиях («пятьдесят на пятьдесят»). Однако накопленный опыт свидетельствует о том, что «модель равенства» является самым трудным вариантом интеграции. Любое слияние в результате может завершиться поглощением.
В зарубежной практике можно выделить также следующие виды слияний компаний:
1.4 Волны слияния и поглощения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таким образом, пять волн слияний следует
рассматривать в рамках временного периода
1887-2000гг. Период этот превышает целый век
и данные о «волнах» весьма интересны,
как и диалектика смены форм слияния.
Первая волна связана преимущественно
с горизонтальными слияниями, что характеризует
объединение крупных компаний, функционирующих
в одном сегменте рынка, не связанных технологически.
Обострение конкуренции в конце 19-го начала
20-х вв. отмечается многими исследованиями.
Вторая волна знаменует собой обострившуюся
борьбу за сырьевые источники, стремление
компаний к доступу продукции промежуточных
периодов и в связи с этим экспансией в
страны 3-го мира. К тому же период второй
волны связан с экономическим кризисом
1929-1933гг., когда многие компании были на
грани выживания и требовались более жесткие
формы корпоративного управления, что
дает горизонтальная схема функционирования
корпораций.
Третья волна, охватывающая последующий
период, характеризуется появлением новых
продуктов и стремлением компаний стать
производителями их, с целью чего создается
много продуктовая модель корпораций,
превращая их в конгломераты.
Четвертая волна – 80-е гг., отражает по-прежнему
главенствующую роль конгломератных слияний,
но одновременно и стремление к использованию
различных схем слияний и поглощений,
и значительное число распадающихся конгломератов.
Слияние и поглощение пятой волны находятся
под влиянием масштабной глобализации,
либерализации перемещения труда и капиталов,
создания мирового рынка слияний и поглощений.
Все указанные факторы способствуют более
свободному движению инвестиционных потоков.
Увеличившаяся благодаря высоким мировым
ценам на нефть прибыль российских нефтяных
компаний была частично направлена на
цели слияний и приобретений, в том числе
международных. В настоящее время для
многих российских предприятий слияние
или поглощение является эффективным
элементом стратегии будущего развития.(7)
Понятие, признаки и причины враждебного поглощения. Отличие враждебных поглощений от дружественных слияний
Настоящим бичом современной экономики стали враждебные поглощения. Печально, но факт: какие бы миролюбивые заявления ни делали юридические компании, специализирующие на сделкам слияния и поглощения, для большинства из них основным источником доходов являются именно корпоративные захваты.
Враждебное поглощение – тендерное предложение, которое менеджмент компании-покупателя выдвигает на фондовом рынке на акции предприятия-цели (обычно, контрольный пакет акций)[2].
Тендерное предложение – предложение на покупку определенного пакета акций определенной компании, по определенной цене, в течение определенного периода времени. Информация является общедоступной, т.е. известной все заинтересованным участника фондового рынка.
Признание сделки враждебным поглощением зависит скорее от действий управляющих и акционеров компании-цели, в случае, если атакующая компания выполнила все требования органов регулирования об афишировании своих действий.
Главной причиной возникновения этого явления стало общественное отношение к проблеме появления класса новых собственников. Основная масса населения справедливо полагает, что небольшая кучка людей получила под контроль всенародное достояние – промышленность. Следовательно, легитимность их статуса собственников довольно призрачна, из чего следует возможность перераспределить имущество
Операции поглощения означают переход контроля над поглощенным предприятием от одной группы собственников к другой. При враждебных поглощениях смена контроля влечет и смену команды управляющих поглощенного предприятия. Именно механизм враждебных поглощений позволяет, в известной степени, сгладить проблему разделения собственности и контроля в акционерном обществе и возникающих из нее агентских конфликтов между управляющими и акционерами.
Враждебные поглощения, по сути, являются практическим воплощением такого явления, как конкуренция за управление активами. Такая конкуренция предполагает, что менеджеры в акционерных обществах, наделенные необходимыми полномочиями, управляют принадлежащим акционерам имуществом в целях увеличения их благосостояния.
В случае неэффективности управления рыночная стоимость активов снижается, что выражается в первую очередь в снижении рыночной стоимости акций фирмы. Подобные ситуации и становятся импульсом для рассмотрения вопроса о возможности враждебного поглощения. При этом предполагается, что смена управляющей команды приведет к повышению качества управления активами акционерного общества, то есть произойдет перемещение активов в более эффективное использование. Нет нужды говорить о том, что чем лучше отработан механизм такого перемещения, тем выше уровень эффективности национальной экономики.
Целью враждебных поглощений является увеличение благосостояния акционеров и постижение конкурентных преимуществ на рынке.
На пути к достижению указанных выше целей компания разрабатывает конкретную стратегию своей деятельности.
Исходя из этого компанией могут быть выбраны следующие основные стратегии, или концепции, своего развития[3]: