Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 10:38, дипломная работа
Целью настоящей работы является изучение и оценка вступающего в скором времени Федерального закона № 44 (ФЗ-44) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", как основы правового регулирования закупок товаров, работ и услуг в Российской Федерации.
В качестве задач данной работы можно выделить следующие пункты:
- рассмотрение действующей системы регулирования государственных закупок товаров, оказания услуг, выполнения работ в Российской Федерации, в том числе нормативно-правовое регулирование закупок для государственных (муниципальных) нужд, осуществляемых государственными (муниципальными) учреждениями различных типов (Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" как основа правового регулирования государственных закупок, Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"), ее преимущества и недостатки.
С принятием ФЗ № 44 количество способов размещения заказа заметно увеличилось. Список способов выбора поставщика пополнился конкурсом с ограниченным участием, двухэтапным конкурсом и запросом предложений. Причем, открытый аукцион теперь может проводиться только в электронной форме.
Итак, рассмотрим особенности новых способов размещения заказа.
Начнем с конкурса с ограниченным участием.
Согласно ч. 1 ст. 56 ФЗ № 44, «под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор»40.
Данный способ размещения заказа проводится в случае, когда
1. «поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации»;41
2. выполняются работы по
При проведении конкурса с ограниченным участием к участникам конкурса Правительство Российской Федерации может устанавливать дополнительные требования, например наличие необходимого оборудования и квалифицированных сотрудников. Стоит отметить, что дополнительные требования, представленные участниками размещения заказа не могут быть критерием оценки.
Особенностью такого типа конкурса является еще и то, что имеется этап отбора участников на соответствие дополнительным требованиям, именуемый предквалификационным отбором.
Следующим новым типом размещения заказа, необходимым для рассмотрения, является двухэтапный конкурс.
Основным отличием данного типа конкурса от других является возможность заказчика менять объект или критерии оценки заявок.
Данный тип конкурса в соответствии с ч. 2 ст. 57 ФЗ № 44 проводится «для заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции, энергосервисного контракта, а также в целях создания произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности)»43, а также в случае, если заказчику необходимо уточнить те или иные характеристики товаров, услуг или работ.
На первом этапе участники размещения заказа подают предложения в отношении объекта закупки без указания предложений о цене контракта, на начальном этапе обеспечение заявки может не предоставляться.
В результате рассмотрения заявок, заказчиком могут быть уточнены требования к функциональным, техническим, качественным или эксплуатационным характеристикам объекта закупок или к критериям оценки конкурсных заявок в соответствии с новыми характеристиками объекта закупок в соответствии с ч. 9 ст. 57 ФЗ № 44.
На втором этапе конкурса участниками, которые участвовали в первом этапе, подаются окончательные конкурсные заявки с указанием цены и с учетом измененных параметров контракта. Причем, участник на этом этапе имеет право отказаться от участия в конкурсе на основании ч. 13 ст. 57 ФЗ № 44.
Очередным нововведением в способе выбора поставщика является запрос предложений.
Согласно ч. 2 ст. 83 ФЗ № 44, заказчик может проводить запрос предложений в исключительных случаях, при этом заказчику запрещается вносить изменения в извещение о проведении запроса предложений.
Так, в соответствии с вышеуказанной нормой, подобная процедура проводится в случаях:
1. заключения договора
2. заключения контракта на
3. заключения федеральным
4. заключения контракта на
5. осуществления закупок дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, торговыми представительствами Российской Федерации, официальными представительствами Российской Федерации при международных организациях и иными заказчиками, осуществляющими свою деятельность за пределами территории Российской Федерации, для обеспечения такой деятельности в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятнадцать миллионов рублей;
6. осуществления закупки товара, работы или услуги, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком в одностороннем порядке.
7. осуществления закупок
8. признания повторного конкурса,
электронного аукциона не
9. осуществления закупок изделий народных художественных промыслов, образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.44
Что касается способов размещения заказа, которые регулировались ФЗ № 94, то такие способы также претерпели некоторые изменения.
Так, при проведении открытого конкурса после этапа опубликования извещения о проведении такого способа размещения заказа на официальном сайте для размещения информации, заказчик не вправе отменить проведение конкурса, а лишь внести в извещение корректировки.
Необходимо отметить, что, согласно ч. 2 ст. 37 ФЗ № 44, при проведении конкурса или аукциона в случае, когда «начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки».45
Процедура проведения открытого аукциона в электронной форме масштабных изменений не претерпела. Стоит отметить, что в целях борьбы с демпингом заказчик должен будет предоставлять при заключении контракта дополнительную информацию в случае снижения начальной (максимальной) цены контракта на 25 процентов и более.
По мнению автора настоящей работы, антидемпинговые меры способны сократить количество размещений заказа, исполнение контракта по предмету которых будет надлежащего качества, однако, в целом на состояние рынка они не повлияют, так как поставщику необходимо максимизировать прибыль, минимизируя издержки, в результате чего такой поставщик, скорее всего, станет экономить на качестве товара.
Запрос котировок также не подвергся кардинальным изменениям, и процедура в целом осталась той же, что закреплена в ФЗ № 94.
Как уже отмечалось ранее, в ФЗ № 94 была регламентирована сама процедура размещения заказа. С принятием нового закона ФЗ № 44 появилось такое необходимое направление регулирования сферы государственного заказа, как этап исполнение контракта.
Так, в соответствии с нормами ст. 94 ФЗ № 44 исполнение контракта включает в себя приемку заказчиком поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, а также отдельных этапов исполнения контракта, проводя экспертизу, имея право привлекать экспертов для ее проведения, а в случае размещения заказа у единственного поставщика, это является обязанностью заказчика. Поставщик обязан, в свою очередь, своевременно представлять сведения об исполнении контракта. Также исполнением обязательств по контракту со стороны заказчика является оплата поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ, а также отдельных этапов поставки. Отныне к заказчикам предъявляется требование к опубликованию отчетов по исполнению контракта, которые содержат сведения о надлежащем или ненадлежащем исполнении контракта поставщиком, о его изменении или расторжении, а также результаты экспертиз, заключения экспертов по качеству исполнения контракта.
Изменение контракта не допускается, за исключением определенных случаев. Одним из таких случаев в соответствии со ст. 95 ФЗ № 44 является установление заказчиком возможности изменения условий контракта в документации о закупке и в контракте, во-первых, «при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта», во-вторых, «если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов».46 В числе других случаев имеется возможность изменения контракта:
- на основании решения
- изменения регулируемых
- при уменьшении ранее
Расторжение контракта, согласно ФЗ № 94, допускается только по обоюдному согласию сторон, а также по решению суда. По сравнению с ФЗ № 94, Законом о контрактной системе предусмотрены дополнительные основания расторжения контракта между заказчиком и поставщиком, указанные в ст. 95 ФЗ № 44.
Одним из таких оснований является одностороннее расторжение контракта, если такая возможность указана в контракте. Для подобного расторжения контракта со стороны заказчика основанием является заключение экспертизы о ненадлежащем исполнении обязательств по контракту, а также в случае выявления заказчиком недостоверных сведений о соответствии поставщика требованиям документации, представленных поставщиком. В случае расторжения контракта заказчик вправе осуществлять повторное размещение заказа путем проведения запроса предложений.
В случае одностороннего расторжения контракта одна из сторон должна направить в адрес другой стороны уведомление о расторжении контракта.
Причем, контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта и наоборот.
Очередным пунктом, необходимым для рассмотрения, на взгляд автора, является обеспечение исполнения контракта, ввиду того, что в действующей системе государственного заказа весьма распространено представление поддельного обеспечения вплоть до того, что не так давно было отменено такой вид обеспечения исполнения контракта, как договор поручительства, и на эту тему ведется немало дискуссий.
Так, в соответствии со ст. 45 ФЗ № 44 «обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией, для участия в открытом аукционе в электронной форме участником должно быть представлено обеспечение заявки на участие только путем внесения денежных средств в размере от одной второй процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта или, если при проведении аукционов начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, один процент начальной (максимальной) цены контракта».47