Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 12:30, курсовая работа
Актуальность темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его сложности и многогранности. Особенно в данный период, когда впервые очередной трехлетний бюджет принимался в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры, продолжающегося мирового финансового кризиса, замедления темпов роста отечественной экономики. Ближайшие годы и, прежде всего 2009 год, станут серьезным испытанием на прочность для бюджетной системы и экономики страны.
Цель курсовой работы изучить реформы в бюджетной системе РФ и перспективы развития.
Введение 4
1. Бюджетная система РФ основное звено системы финансов 6
1.1. Сущность и роль бюджета в социально-экономическом развитии общества. 6
1.2. Бюджетная система и принципы ее построения. 12
2. Бюджетная система. 15
2.1. Структура бюджетной системы. 15
2.2. Доходы и расходы федерального бюджета 18
3. Система межбюджетных отношений. 28
3.1. Сущность межбюджетных отношений. 28
3.2. Проблемы бюджетного федерализма РФ и пути их решения. 32
3.3. Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений в 2009-2010 годах. 35
4. Бюджеты субъектов РФ. Местные бюджеты. 41
4.1. Местные бюджеты. 41
4.3. Бюджетный процесс в Республике Татарстан на современном этапе. 49
5. Перспективы развития РФ. 54
5.1. Бюджет РФ на 2009-2011гг.. Стратегическое планирование до 2023 года. 54
5.2.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. 60
Заключение 63
Список используемой литературы 67
Приложение 69
Распределение отдельных видов неналоговых доходов в 2007 г. по типам муниципальных образований приведено в таблице 4.
Второй основной составляющей доходов местных бюджетов являются межбюджетные трансферты из бюджетов бюджетной системы РФ.
В структуре доходов местных бюджетов сохраняется значительная доля дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, объем которых в 2007 г. составил 1129,6 млрд. руб., или 57,9% в общем объеме их доходов. По сравнению с 2006 г. указанные поступления в местные бюджеты исполнены с ростом на 27,9%.
В общем объеме межбюджетных трансфертов 49,7% занимают субвенции из региональных фондов компенсации на исполнение отдельных государственных полномочий РФ и субъектов РФ, делегированных органам местного самоуправления. Объем субвенций местным бюджетам увеличился по отношению к 2007 году на 28,4% и составил 561,6 млрд. руб.
Доля межбюджетных трансфертов местным бюджетам, связанных с финансовым обеспечением собственных полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, в общем объеме межбюджетных трансфертов составила 50,5% (568,0 млрд. руб.), с увеличением по отношению к предыдущему году на 27,4% (122,3 млрд. руб.).
В собственных доходах местных бюджетов в 2007 г. межбюджетные трансферты из бюджетов других уровней в форме дотаций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов составили 40,9%. Значительная доля приходится -на финансовую помощь в местных бюджетах республик:
Дагестан (68,1%),
Тыва (66,8%),
Алтай (63,1%),
Обращает внимание значительное изменение соотношения целевых и нецелевых межбюджетных трансфертов, выделяемых из региональных бюджетов.
Так, в составе межбюджетных трансфертов (без учета субвенций из фондов компенсаций) доля дотаций местным бюджетам занимает 47,8%, что ниже уровня 2006 г. (57,4%). Объем дотаций в 2007 г. составил 271,4 млрд. руб. и сократился по сравнению с 2006 г. на 6,1%, или на 15,6 млрд. руб.
Бюджеты муниципальных районов являются основными получателями дотаций (56,2%, или 152,4 млрд. руб.), что связано с низкой налоговой составляющей в их собственных доходах. Представление дотаций бюджетам городских округов исполнено в объеме 71,3 млрд. руб., бюджетам поселений — 47,7 млрд. руб.
Из общего объема дотаций 78,4%, или 212,9 млрд. руб., — это дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований. По сравнению с 2006 г. их объем вырос на 13,4%, или 25,1 млрд. руб.
По отношению к уровню 2006 г. в 2 раза, или на 140,5 млрд. руб., увеличился объем субсидий местным бюджетам, который составил 264,9 млрд. руб. В 33 субъектах РФ объем субсидий превышает объем дотаций, причем в некоторых из них — в десятки раз.
Основными получателями субсидий являются бюджеты городских округов (129,7 млрд. руб., или 49,0%) и муниципальных районов (117,2 млрд. руб., или 44,2%), что в первую очередь определяется кругом закрепленных за ними полномочий по решению вопросов местного значения. На бюджеты поселений приходится 18,0 млрд. руб., или 6,8%.
Распределение указанных субсидий осуществлялось в 2007 г. субъектами РФ через систему региональных фондов стимулирования и развития.
Фонды муниципального развития в 2007 г. были созданы в 50 субъектах РФ, фонды софинансирования социальных расходов — в 65. Кроме того, с целью оказания дополнительной финансовой помощи муниципальным районам для исполнения их полномочий по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений в 10 субъектах РФ из фондов софинансирования социальных расходов предоставлялись субсидии на формирование районных фондов финансовой поддержки поселений на сумму 8,1 млрд. руб.
В 2007 г. 13 субъектов РФ приняли законы о предоставлении из местных бюджетов субвенций, перечисляемых в региональные бюджеты для формирования региональных фондов финансовой поддержки поселений, муниципальных районов и городских округов (в 2006 г. — в 12), в том числе в 4 регионах — впервые с 2007 г. Общий объем указанных субсидий из местных бюджетов увеличился по сравнению с 2006 г. в 2 раза до 4,1 млрд. руб. Максимальный объем указанных межбюджетных трансфертов приходится на местные бюджеты:
- Московской области (924 млн. руб.);
- Республика Татарстан (753,4 млн. руб.);
- Республика Саха (Якутия) (536,1 млн. руб.);
- Ростовская область (500,7 млн. руб.) ;
- Оренбургская область (412,9 млн. руб.).
Перевыполнение плановых показателей по доходам позволило дополнительно профинансировать расходы местных бюджетов на 165,4 млрд. руб., или 9,4%.
По отношению к 2006 г. в структуре основных расходов местных бюджетов 2007 г. отмечаются изменения: доля расходов на управление выросла на 0,2%,
При анализе исполнения местных бюджетов необходимо особенно остановиться на показателях сбалансированности местных бюджетов.
Как и в 2006 г., в целом по стране местные бюджеты в 2007 г. исполнены с про-фицитом. Объем поступивших доходов превышал объем произведенных расходов на 15,0 млрд. руб. при запланированном дефиците 81,2 млрд. руб. (аналогичные показатели 2006 г. составляли 10,2 млрд. руб. и 57,4 млрд. руб.). При этом в 60 субъектах РФ профицит местных бюджетов составил 32,6 млрд. руб., в том числе в местных бюджетах:
- Челябинской области — 3,6 млрд. руб.;
- Красноярского края — 3,3 млрд. руб.;
- Ямало-Ненецкого АО — 2,4 млрд. руб.;
- Сахалинской области — 2,2 млрд. руб.
Увеличение объема профицита объясняется рядом причин: превышением плановых доходных показателей местных бюджетов.
Исполнение расходов
местных бюджетов в 2007 г. по типам
муниципальных образований
Существенным показателем исполнения местных бюджетов является размер их кредиторской задолженности. По состоянию на 1 января 2008 г. кредиторская задолженность местных бюджетов уменьшилась на 11,9 млрд. руб. и составила 35,1 млрд. руб. Эти изменения иллюстрируются данными таблицы 6. (приложение 4)
Наибольший объем кредиторской задолженности приходится на местные бюджеты областей:
Иркутской — 5,3 млрд. руб., или 13,7% к общему объему расходов;
Ульяновской — 2,7 млрд. руб., или 20,3%,
Сахалинской — 2,5 млрд. руб., или 14,0%;
Камчатской — 1,3 млрд. руб., или 9,7%;
Республики Карелия — 1,0 млрд. руб.
В 26 субъектах РФ местные бюджеты исполнены с дефицитом в общем объеме 17,6 млрд. руб., в том числе в Московской области - 6,0 млрд. руб., Тюменской области - 4,0 млрд. руб., Свердловской области — 1,3 млрд. руб.. в Ханты-Мансийском АО — 1,0 млрд. руб.
В целях обеспечения финансовой устойчивости местных бюджетов, испытывающих недостаток поступления доходов для обеспечения собственных расходных обязательств, в течение 2007 г. из бюджетов субъектов РФ предоставлялись бюджетные кредиты, объем которых составил 25,3 млрд. руб. (в 2006 г. - 23,6 млрд. руб.).
Республика Татарстан является одним из регионов РФ с лидирующими показателями экономического роста. Оценка конкурентоспособности региона и предприятий осуществляется ведущими зарубежными школами, а также рядом российских консалтинговых компаний. Согласно их анализу, рейтинг конкурентоспособности РТ находится незначительно ниже данного показателя Москвы, но выше, чем в среднем по России.
К основным параметрам оценки
конкурентоспособности
- соотношение изменений инвестиций и валового регионального продукта (ВРП);
- долю инновационной продукции в ВРП;
- баланс ввоза-вывоза; уровень инфляции;
- достаточность энергосистемы; достаточность трудовых ресурсов;
- величину реальной заработной платы;
- долю убыточных предприятий;
- развитую нормативно-правовую базу;
- развитие логистики;
- наличие природных ресурсов и состояние экологии;
-состояние преступности и коррупции;
- стабильность государственных преференций;
- защиту интеллектуальной собственности.
Основой доходного потенциала бюджетов регионов выступает ВРП, часть которого в результате распределительных и перераспределительных процессов аккумулируется в доходах бюджетов соответствующего уровня. В Республике Татарстан ВРП по итогам 2006 г. составил 620 млрд. руб. Примерно 10% ВРП аккумулируется в консолидированном бюджете республики, 90% «работают» в секторах экономики. За 2004-2008 гг. рост ВРП составил 2,4 раза, прибыль увеличилась с 80 до 125млрд. руб., или 1,6 раза. Доходы на душу населения выросли в 2,7 раза и достигли 14,4 тыс. руб. Рост этих показателей оказал позитивное влияние на стабильное увеличение объема бюджетов всех уровней.
Собственные доходы консолидированного бюджета РТ за этот период возросли в 1,8 раза, собственные доходы бюджета РТ – в 1,9 раза, местных бюджетов – в 1,8 раза. Одновременно было обеспечено снижение недоимки предприятий республики. За 5 лет она снизилась на 400 млн. руб., или на 25% (с 1622 млн. руб. в 2004 г. до 1222 млн. руб. в 2008 г.).
За пять лет (2003-2007 гг.) налоговые и неналоговые доходы федерального бюджета взимаемые с территории республики, выросли в 3,6 раза с 65 млрд. до 233 млрд. руб. Среди субъектов Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ, регион является крупнейшим налогоплательщиком. Его доля в налоговых поступлениях с территории ПФО в консолидированный бюджет РФ в 2007 г. Составила 17,9%.
Одновременно объем трансфертов из федерального бюджета с 2005 по 2007 гг. снизился на 40% - с 23,1 млрд. до 13,7 млрд. руб.
По итогам 2008 г. в консолидированный бюджет поступило 139,2 млрд. руб. (за исключением «отрицательных» трансфертов в сумме 667 млн. руб.), в том числе налоговых и неналоговых доходов – 114,9 млрд. руб., федеральных средств – 24,3 млрд. руб.
В бюджет республики мобилизовано 114,8 млрд. руб. Собственные доходы составляют 89,8 млрд. рублей, безвозмездные перечисления – 25 млрд. руб. В местные бюджеты налоговые и неналоговые доходы поступили в объеме 25,1 млрд. руб.
Расходная часть консолидированного бюджета освоена за 2008 г. в объеме 146,3 млрд. руб. По бюджету республики кассовые расходы составили 119,4 млрд. руб., в том числе межбюджетные трансферты местным бюджетам выделены полностью в сумме 30,5 млрд. руб. Расходная часть местных бюджетов составила 58,1 млрд. руб.
Таким образом, параметры роста бюджета были высокими (см. таблицу 8 в приложение 4).
Основополагающие принципы бюджетной политики республики в области расходов представлены в приложении 4.
В 2007 г. помимо планового повышения заработной платы бюджетникам на 15% с 1 сентября было произведено дополнительное повышение заработной платы педагогам на 10%, работникам дошкольных учреждений на 25%. Кроме этого, всем работникам бюджетной сферы с 1 октября 2007 г. были установлены персонифицированные адаптационные выплаты в размере 771 руб. Существенное влияние на уровень заработной платы оказало ее повышение с 1 февраля 2008 г. на 14%.
В целях повышения
адресности мер социальной поддержки
в РТ разработана Концепция
Выплата пособий на постоянной основе предусмотрена только тем, кто в силу объективных причин (по возрасту или по состоянию здоровья) не в состоянии самостоятельно обеспечить себе достойную жизнь. Для неработающих трудоспособных граждан срок выплаты пособия ограничивается временем, необходимым на проведение комплекса мер по трудоустройству. Данная Концепция определяет пути решения проблем трудоустройства различных категорий граждан, как за счет их переобучения и переквалификации, так и путем поддержки миграции населения в те районы республики, где ощущается недостаток рабочей силы.
Особая статья расходов республиканского бюджета – развитие инфраструктуры. Причем финансирование этих мероприятий осуществляется не односторонне из бюджета Татарстана, а усилия направлены на концентрацию средств республиканского и местных бюджетов на приоритетных отраслях экономики региона. Значительные средства предполагается сосредоточить на строительстве жилых домов (более 4 млрд. руб. по программе социальной ипотеки), на ликвидации недоремонта жилого фонда (около 5 млрд. руб.).
Большое внимание в республике уделяется развитию дорожной сети. В 2008 г. из бюджета Татарстана на дорожное хозяйство направляется 10,9 млрд. руб. Одним из приоритетных направлений работы в области дорожного строительства, на которые направляется около 50% всех предусмотренных на указанные цели расходов, является развитие сети сельских дорог, что особенно важно в свете реализации национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса».
Не смотря на то, что
Татарстан относится к