Состав и структура государственных доходов и расходов и их закрепление за бюджетами различных уровней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 12:30, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его сложности и многогранности. Особенно в данный период, когда впервые очередной трехлетний бюджет принимался в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры, продолжающегося мирового финансового кризиса, замедления темпов роста отечественной экономики. Ближайшие годы и, прежде всего 2009 год, станут серьезным испытанием на прочность для бюджетной системы и экономики страны.
Цель курсовой работы изучить реформы в бюджетной системе РФ и перспективы развития.

Содержание

Введение 4
1. Бюджетная система РФ основное звено системы финансов 6
1.1. Сущность и роль бюджета в социально-экономическом развитии общества. 6
1.2. Бюджетная система и принципы ее построения. 12
2. Бюджетная система. 15
2.1. Структура бюджетной системы. 15
2.2. Доходы и расходы федерального бюджета 18
3. Система межбюджетных отношений. 28
3.1. Сущность межбюджетных отношений. 28
3.2. Проблемы бюджетного федерализма РФ и пути их решения. 32
3.3. Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений в 2009-2010 годах. 35
4. Бюджеты субъектов РФ. Местные бюджеты. 41
4.1. Местные бюджеты. 41
4.3. Бюджетный процесс в Республике Татарстан на современном этапе. 49
5. Перспективы развития РФ. 54
5.1. Бюджет РФ на 2009-2011гг.. Стратегическое планирование до 2023 года. 54
5.2.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. 60
Заключение 63
Список используемой литературы 67
Приложение 69

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 8.48 Мб (Скачать файл)

Одним из направлений  повышения доходов бюджета республики остается сокращение использования  «серых» зарплатных схем. Ранее при республиканских налоговых инспекциях были созданы комиссии по легализации теневой заработной платы. Стало значительное увеличение числа поданных деклараций – 13 тысяч, что в 8 раз превышает аналогичный показатель 2006 г. Сумма дополнительных заявленных платежей возросла почти в три раза – с 230 млн. руб. в 2006 году до 650 млн. руб. в 2007 г.

Реформирование бюджетной  системы РТ привело к новому качественному  уровню управления государственными финансами. Среди нововведений наиболее существенными можно считать внедрение в бюджетный процесс:

- принципов бюджетирования, ориентированного на результат;

- трехлетнего (среднесрочного) планирования показателей не только регионального бюджета, но и бюджетов муниципальных районов и городских округов. Обеспечивающего предсказуемость распределения бюджетных ассигнований;

- единого порядка формирования  бюджетов всех уровней бюджетной  системы Татарстана;

- четкого и прозрачного  распределения доходных источников  и расходных полномочий между  уровнями бюджетов республики;

- единого порядка исполнения кассового исполнения бюджетов бюджетной системы РФ органами федерального казначейства.

Межбюджетные отношения  с муниципалитетами – очень важный вопрос. В республики с 2008 г. для стимулирования развития муниципальных образований  создан специальный фонд, который формируется за счет субвенций из республиканского бюджета в объеме 700 млн. руб. Муниципальные районы и городские округа имеют возможность ежегодно гласно бороться за данные средства путем улучшения своих макроэкономических показателей и качественного использования бюджета.

        Общемировые кризисные тенденции стали оказывать существенное влияние на снижение темпов экономического роста с нарастанием кредиторской задолженности бюджетных учреждений. Общая совокупность долгов на конец года (2008) составила более 12 млрд. руб.

Бюджет республики на 2009 год принят бездефицитным в  объеме 99,7 млрд. руб. в соответствии с макроэкономическими показателями развития республики на федеральных  параметрах.

 

 

 

 

 

 5. Перспективы развития РФ.

5.1. Бюджет РФ на 2009-2011гг.. Стратегическое планирование до 2023 года.

 

Впервые очередной трёхлетний бюджет принимался в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры, продолжающегося мирового финансового кризиса, замедления темпов роста отечественной экономики. Ближайшие годы и, прежде всего 2009 г., станут серьёзным испытанием на прочность для бюджетной системы и экономики страны.

Установленные Законом  № 204-ФЗ относительно высокие темпы роста расходов федерального бюджета в 2009-2010 гг. значительно превышают прогнозируемые темпы роста национальной экономики, темпы роста инфляции. Принятый бюджет полностью соответствует целям и задачам экономической политики. Утверждённые на 2009 г. бюджетные расходы учитывают изменившуюся финансово-экономическую ситуацию в стране и в мире и не нуждаются в каких-либо принципиальных пересмотрах. Конкретные корректировки в расходной части федерального бюджета, конечно, возможны, но лишь как ответная реакция на воздействия внешней среды в процессе оперативного финансового управления.

Для обеспечения долговременной бюджетно-финансовой устойчивости и  предотвращения последствий неблагоприятных экономических тенденций необходимо проведение государством контрциклической политики, не допуская наращивания бюджетных обязательств в период пика мировых цен на углеводороды, но поддерживая и повышая внутренний спрос во время снижения темпов экономического роста, замещая, таким образом, снижение внешнего спроса. Строительство объектов транспортной и промышленной инфраструктуры, осуществление социальных программ, оснащение Вооруженных Сил — все это должно дать в 2009 г. новые рабочие места, увеличение внутреннего спроса, обеспечение заказами отечественных производителей.

Для расширения внутреннего  спроса будут использованы ресурсы Резервного фонда, который служит надежной страховкой для экономики в моменты кризиса. К концу 2009 г. объём Резервного фонда прогнозируется в размере 5,1 трлн. руб., а в течение года из его ресурсов будет израсходовано более 1 трлн. руб. на пополнение доходной части федерального бюджета, поскольку показатели доходов оказались ниже прогнозируемого уровня. Кроме того, из этого же источника будет оказана финансовая помощь регионам, компенсирующая выпадающие доходы их бюджетов вследствие снижения ставок ряда налогов, которые по предварительной оценке Минфина России составят 550—560 млрд. руб.

В доходах бюджетной  системы значительную долю сохраняют  налоговые поступления от экспорта нефти и газа. В 2008 г. эта доля составляла 50% всех бюджетных доходов. В 2009 г. доля нефтегазовых доходов федерального бюджета должна снизиться до 30%, а возможно, и ещё больше. Такие ожидания обусловлены значительно большим снижением мировых цен на нефть, чем это предполагалось при проведении бюджетных расчётов.

В связи с этим может  возникнуть сомнение в реальности исполнения федерального бюджета на 2009 г. и трёхлетнего бюджета в целом в условиях снижения нефтегазовых доходов, замедления роста ВВП в сравнении с запланированными показателями, усиления инфляционных ожиданий, нестабильностью в банковской системе, вызовами мировой финансовой системы, оказывающими негативное влияние на российскую экономику.

        На начало 2008 г. (т.е. до своего разделения) размер Стабилизационного фонда был равен 3,849 трлн. руб. К декабрю 2008 г. объемы Фондов, выделившихся из него, составили соответственно: Резервного — 3,588 трлн. руб., Национального благосостояния — 1,672 трлн. руб. Поэтому при цене нефти в 50 и в 40 дол. за баррель все социальные обязательства государства будут выполнены.

Федеральная казначейская система, обеспечивающая исполнение и региональных, и муниципальных бюджетов, работает таким образом, что деньги дойдут до каждого потребителя. И заработная плата в бюджетных учреждениях, и пенсии, и все социальные выплаты будут выплачиваться вовремя.

Конечно, накопленные  финансовые резервы не ликвидируют  всех рисков мирового финансового кризиса, который в силу своего глобального  характера затронул Россию. Но эти резервы дают возможность правительству обеспечить социальную поддержку в случае высвобождения части рабочих мест — соответствующим образом профинансировать пособия, обеспечить возможность переквалификации, перераспределение рабочей силы, переход к новому этапу развития предприятия. Это — функция государства, и она будет исполняться неукоснительно.

По прогнозам, рост мировой  экономики в 2009 г. будет самым  низким за последние 20 лет. Международный валютный фонд прогнозирует, что по паритету покупательной способности он не превысит 2,2%. Это означает, что все страны мира в разной степени будут иметь рост, но в наиболее развитых странах, странах Организации экономического сотрудничества и развития этот показатель будет иметь отрицательную величину. Например, ожидаемое падение ВВП в США в 2009 г. составит 0,7%, в странах Еврозоны — 0,5%. Соответственно, снижение идет и на других развивающихся рынках. Снижены прогнозные показатели и по России. Спрос на товары российского экспорта — нефть, газ, металлы и другие природные ископаемые, а также на оборудование и на технологии будет существенно снижен. Такое сокращение спроса уже ощущалось в четвертом квартале 2008 г. Однако существующая сегодня модель бюджетного процесса позволяет полностью исполнять принятый федеральный бюджет, несмотря на уточнения или фактически складывающиеся показатели в следующем году по росту цен на нефть, доходам бюджета.

В принятом федеральном бюджете была заложена цена на нефть в

-  2009 г. - 95 дол. за баррель;

- 2010 г. - 90 дол. за баррель;

- 2011 г. - 88 дол. за баррель.

Сейчас, по предварительной оценке, эти значения будут значительно ниже — соответственно, 50, 55 и 60 дол. Это означает, что принятый бюджет будет исполнен, но наполнения Резервного фонда и Фонда национального благосостояния не будет. При 50 дол. за баррель нефтегазовый трансферт бюджета для исполнения расходов придется наполнять из Резервного фонда, как, впрочем, и для компенсации других несобранных доходов бюджета.

Федеральный бюджет на 2009 г. и плановый период 2010 и 2011 гг. сформирован исходя из необходимости финансирования всех заявленных Правительством РФ программ, в первую очередь социальных.

Объемы ВВП по прогнозам  составят в: 

- 2009 г. — 51 трлн.руб.;

- 2010г. - 59трлн. руб.;

- 2011 г. -более 67 трлн. руб.

Рост ВВП планируется не менее 6% в год.

Уровень инфляции будет  снижаться с 8,5% в 2009 г. до 6,8% в 2011г.

        Трехлетний бюджет сформирован с профицитом, который на 2009 г. заложен в размере 1,9 трлн. руб., на 2010 г. — 1,4 трлн. руб., на 2011 г. — 1,5 трлн. руб. Доходы бюджета на 2009 г. определены в объеме почти 11 трлн. руб. К 2011 г. они должны возрасти до 13 трлн. руб. При этом темпы их прироста должны составлять в среднем около 9% в год. Таким образом, темпы роста доходов бюджета запланированы более низкие, чем они были в 2008 г., что связано, в первую очередь, с сокращением нефтяных доходов.

       Общий объем расходов федерального бюджета на 2009 г. предусмотрен в размере 9 трлн. 25 млрд. руб. В 2010-2011 гг. расходы бюджета увеличатся, в первую очередь за счет увеличения ассигнований на социальную сферу. Можно сказать, что главный акцент в бюджете сделан на улучшение качества жизни людей.

Этого возможно достичь  только с помощью ускоренного инновационного экономического развития страны. Поэтому одним из главных приоритетов бюджетных расходов является увеличение ассигнований, направленных на развитие национальной экономики. Впервые на её нужды выделяется 1 трлн. руб., что на 34,8% больше расходов на эти же цели в 2008 г. Также впервые бюджетных средств на экономику будет выделено больше, чем на такие традиционно затратные разделы бюджета, как «национальная безопасность и правоохранительная деятельность». При этом почти 40% выделяемых средств пойдёт на развитие транспорта и дорожного хозяйства.

Объем финансирования экономической сферы к 2011 г. по сравнению с 2008 г. увеличивается почти в 1,8 раза. Основную долю в структуре расходов составляют средства, направляемые на развитие транспорта и дорожного хозяйства, причем планируется увеличение этой доли с 36,3% в 2008 г. до 57,7% в 2011 г. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродуктов, сырья и продовольствия получит в 2009 г. 120 млрд. руб.

Свыше 2 трлн. руб. в 2009 г. будет израсходовано на нужды национальной обороны и безопасности страны.

Одна из основных социальных статей бюджета - расходы на пенсионное обеспечение. В 2009 г. отчисления в пенсионную систему возрастут на 360 млрд. руб., поскольку на 40% будет увеличена базовая часть трудовой пенсии, а ее средний размер составит 5859 руб. Будет увеличен среднегодовой прожиточный минимум (с 4135 до 4989 руб.) - показатель, который служит ориентиром для расчета социальной помощи населению. В следующем году будет проиндексирован размер материнского капитала. Он возрастет с 276 тыс. руб. до 299, 7 тыс. руб. Объем Федеральной целевой программы «Жилище» составит 75,5 млрд. руб.

Рост расходов заложен  практически по всем статьям бюджета. В 2009 г. существенно, более чем на 59% увеличатся ассигнования на здравоохранение, на 20% — на культуру, на 26% — образование. Дополнительные средства получат наука и спорт. Полностью будут профинансированы олимпийские стройки.

В рамках федерального бюджета  на 2009 г. и плановый период 2010-2011 гг. предусмотрены дотации бюджетам субъектов Федерации в размере:

432 млрд. руб. в 2009 г.;

455 млрд. руб. в 2010 г.;

483 млрд. руб. в 2011 г.

       Субсидии бюджетам субъектов Федерации увеличены в 2009 г. на 10,3 млрд. руб. Большая часть этой суммы — 6 млрд. руб. — выделяется на строительство медицинских центров по оказанию помощи в области акушерства и гинекологии.

Потребуется поддержка  и государственным внебюджетным фондам - ПФР, ФФОМС и ФСС, в которых  ожидается некоторое снижение темпов роста доходов по сравнению с запланированными.

       Особое внимание в современных условиях требует долговая политика. Расходы на обслуживание государственного долга в 2011 г. по сравнению с 2009 г. возрастут в 1,6 раза.

5.2.Концепция  долгосрочного социально-экономического  развития Российской Федерации.

 

Наряду с тем, что  уже второй раз в России принимается трехлетний федеральный бюджет, сегодня осуществляется переход к еще одному инструменту экономического и финансового планирования -бюджетной стратегии на 15-летний период, в данном случае до 2023 г.

Следует отметить, что  два самостоятельных документа - Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. и бюджетная стратегия на период до 2023 г. определяют магистральный путь нашего движения вперед. При этом бюджетная стратегия, нацеленная на увязку долгосрочных целей экономической политики и реальных возможностей и ресурсов, будет обновляться примерно каждые два года, иначе невозможно принимать долгосрочные федеральные целевые программы, такие как программа перевооружения армии до 2020 г., стратегия строительства дорог до 2020 или 2030 г. Документ будет дорабатываться в сторону большей детализации отраслевых подходов, приписывания мер на ближайшие 15 лет.

Основной задачей долгосрочного  бюджетного планирования является увязка проводимой бюджетной политики с задачами по обеспечению долгосрочного устойчивого роста экономики и повышения уровня и качества жизни населения. Такие долгосрочные планы сейчас разрабатывают все ведущие страны. Например, в США и Великобритании такие долгосрочные бюджетные планы охватывают период от 50 до 75 лет.

Информация о работе Состав и структура государственных доходов и расходов и их закрепление за бюджетами различных уровней