Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 12:30, курсовая работа
Актуальность темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его сложности и многогранности. Особенно в данный период, когда впервые очередной трехлетний бюджет принимался в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры, продолжающегося мирового финансового кризиса, замедления темпов роста отечественной экономики. Ближайшие годы и, прежде всего 2009 год, станут серьезным испытанием на прочность для бюджетной системы и экономики страны.
Цель курсовой работы изучить реформы в бюджетной системе РФ и перспективы развития.
Введение 4
1. Бюджетная система РФ основное звено системы финансов 6
1.1. Сущность и роль бюджета в социально-экономическом развитии общества. 6
1.2. Бюджетная система и принципы ее построения. 12
2. Бюджетная система. 15
2.1. Структура бюджетной системы. 15
2.2. Доходы и расходы федерального бюджета 18
3. Система межбюджетных отношений. 28
3.1. Сущность межбюджетных отношений. 28
3.2. Проблемы бюджетного федерализма РФ и пути их решения. 32
3.3. Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений в 2009-2010 годах. 35
4. Бюджеты субъектов РФ. Местные бюджеты. 41
4.1. Местные бюджеты. 41
4.3. Бюджетный процесс в Республике Татарстан на современном этапе. 49
5. Перспективы развития РФ. 54
5.1. Бюджет РФ на 2009-2011гг.. Стратегическое планирование до 2023 года. 54
5.2.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. 60
Заключение 63
Список используемой литературы 67
Приложение 69
- государственная пошлина; таможенная пошлина и таможенные сборы;
- налог на пользование недрами; налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
- налог на дополнительный
доход от добычи углеводородов;
- сбор за право пользования
объектами животного мира и
водными биологическими
- лесной налог; водный налог;
- экологический налог;
-федеральные лицензионные сборы.
Региональные налоги
Региональные налоги и сборы включают:
- налог на имущество организаций;
- налог на недвижимость; дорожный налог;
- транспортный налог;
- налог с продаж; налог на игорный бизнес;
- региональные лицензионные сборы.
Местные налоги
К местным налогам и сборам относятся:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц;
- налог на рекламу;
- налог на наследование или дарение;
- местные лицензионные сборы.
Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:
- обеспечение деятельности
Президента Российской
- функционирование федеральной судебной системы;
- осуществление международной
деятельности в
- национальная оборона
и обеспечение безопасности
- фундаментальные исследования
и содействие научно-
- государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
- государственная поддержка атомной энергетики;
- ликвидация стихийных
бедствий и чрезвычайных
- исследование и использование космического пространства;
- содержание учреждений, находящихся в государственной собственности
- формирование федеральной собственности;
- обслуживание и погашение госдолга РФ;
- компенсация государственным
внебюджетным фондам расходов
на выплату государственных
- пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
- проведение выборов
и референдумов Российской
- обеспечение реализации решений федеральных органов власти, приведших к увеличению расходов или уменьшению доходов бюджетов других уровней;
- финансовая поддержка
субъектов Российской
- официальный статистический учет и др.
Таблица 2. Объемы финансирования расходов федерального бюджета РФ в 2005-2007 гг. (в % от ВВП)
2005 |
2006 |
2007 | |
Общегосударственные вопросы |
2,58% |
2,19% |
2,62% |
из них: обслуживание государственного долга |
1,06% |
0,65% |
0,45% |
Национальная оборона |
2,71% |
2,57% |
2,57% |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
2,05% |
2,08% |
2,05% |
Национальная экономика |
1,17% |
1,31% |
2,17% |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
0,04% |
0,20% |
0,90% |
Охрана окружающей среды |
0,02% |
0,03% |
0,03% |
Образование |
0,73% |
0,78% |
0,89% |
Культура, кинематография и средства массовой информации |
0,22% |
0,21% |
0,22% |
Здравоохранение и спорт |
0,42% |
0,56% |
0,77% |
Социальная политика |
0,88% |
0,81% |
0,71% |
Межбюджетные трансферты |
5,77% |
5,68% |
5,92% |
ВСЕГО РАСХОДОВ |
16,58% |
16,40% |
18,85% |
Таблица 3. Распределение расходов федерального бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ (млрд. рублей)
Расходы федерального бюджета |
2005 |
Удельный вес % |
2006 |
Удельный вес % |
2007 |
Удельный вес % |
Всего |
3 539,450 |
100 % |
4 431,076 |
100% |
6 531,389 |
100% |
Общегосударственные вопросы |
521,432 |
14,73% |
623,208 |
14,06% |
1 122,104 |
17,20% |
Национальная оборона |
578,350 |
16,34% |
686,148 |
15,48% |
839,102 |
12,85% |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
455,310 |
12,86% |
556,337 |
12,55% |
674,790 |
10,33% |
Национальная экономика |
263,259 |
7,44% |
358,628 |
8,09% |
730,234 |
11,20% |
ЖКХ |
12,110 |
0,34% |
54,336 |
1,23% |
296,241 |
4,53% |
Охрана окружающей среды |
4,760 |
0,13% |
6,816 |
0,15% |
8,231 |
0,13% |
Образование |
160,468 |
4,53% |
211,976 |
4,78% |
287,080 |
4,40% |
Культура, кинематография и СМИ |
48,375 |
1,37% |
55,834 |
1,26% |
70,772 |
1,08% |
Здравоохранение и спорт |
94,078 |
2,66% |
160,347 |
3,62% |
94,078 |
1,44% |
Социальная политика |
185,874 |
5,25% |
216,506 |
4,89% |
286,410 |
4,40% |
Межбюджетные трансферты |
1 215,429 |
34,34% |
1 500,937 |
33,90% |
1 939,742 |
29,67% |
Таблица 4. Динамика поступлений доходов в Федеральный бюджет РФ (млрд. рублей) (в 2005 году безвозмездные поступления)
Доходы федерального бюджета |
2005 |
Удельный вес % |
2006 |
Удельный вес % |
2007 |
Удельный вес % |
Налог на прибыль |
328,746 |
6,60% |
485,681 |
7,90% |
635,607 |
8,54% |
Налоги и взносы на соц. нужды |
266,159 |
5,34% |
310,412 |
5,03% |
389,087 |
5,23% |
Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ |
1 162,553 |
23,34% |
1 049,017 |
17% |
1 489,323 |
20% |
Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ |
445,342 |
8,94% |
593,028 |
9,61% |
874,330 |
11,74% |
Государственная пошлина, сборы |
22,517 |
0,45% |
25,002 |
0,40% |
26,660 |
0,36% |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
4,674 |
0,07% |
2,291 |
0,03% | ||
Доходы от внешнеэкономической деятельности |
1 644,570 |
33,02% |
2 301,236 |
37,30% |
2 364,266 |
31,80% |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
81,555 |
1,64% |
113,338 |
1,84% |
88,220 |
1,18% |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
36,274 |
0,73% |
53,501 |
0,86% |
46,551 |
0,62 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
64,164 |
1,30% |
95,869 |
1,55% |
125,407 |
1,70% |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
1,045 |
0,02% |
1,512 |
0,02% |
6,976 |
0,09% |
Административные платежи и сборы |
8,379 |
0,17% |
3,252 |
0,05% |
41,226 |
0,55% |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
1,762 |
0,03% |
2,735 |
0,04% |
3,869 |
0,05% |
Прочие неналоговые доходы |
3,293 |
0,07% |
2,787 |
0,04% |
2,187 |
0,03% |
Всего доходов |
4 979,756 |
100% |
6 170,484 |
100% |
7 443,923 |
100% |
Таблица 5. Распределение расходов федерального бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов. (млрд. рублей)
Расходы федерального бюджета |
2008г |
2009г |
Отклонение |
2010г | ||||
Сумма, млрд. руб. |
Удельный вес,% |
Сумма, млрд. руб. |
Удельный вес,% |
По сумме, млрд. руб. |
По удельному вес,% |
Сумма, млрд. руб. |
Удельный вес,% | |
Общегосударственные вопросы |
828,78 |
12,61% |
899,84 |
12,08% |
71,06 |
-0,54% |
963,10 |
11,90% |
Национальная оборона |
509,10 |
7,75% |
566,74 |
7,61% |
57,64 |
-0,14% |
596,19 |
7,37% |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
521,84 |
7,94% |
642,61 |
8,62% |
120,77 |
0,68% |
693,51 |
8,57% |
Национальная экономика |
702,32 |
10,69% |
789,62 |
10,60% |
87,30 |
-0,09% |
528,55 |
6,53% |
ЖКХ |
54,56 |
0,83% |
56,29 |
0,76% |
1,73 |
-0,07% |
51,86 |
0,64% |
Охрана окружающей среды |
9,33 |
0,14% |
10,21 |
0,14% |
0,88 |
0,00% |
10,96 |
0,14% |
Образование |
307,20 |
4,68% |
313,64 |
4,21% |
6,44 |
-0,47% |
339,85 |
4,20% |
Культура, кинематография и СМИ |
83,81 |
1,28% |
73,01 |
0,98% |
-10,80 |
-0,30% |
67,58 |
0,84% |
Здравоохранение и спорт |
211,69 |
3,22% |
245,22 |
3,29% |
33,53 |
0,07% |
295,36 |
3,65% |
Социальная политика |
270,86 |
4,12% |
342,67 |
4,60% |
71,81 |
0,48% |
396,54 |
4,90% |
Межбюджетные трансферты |
2281,56 |
34,73% |
2423,12 |
32,52% |
141,56 |
-2,21% |
2720,97 |
33,63% |
Условно утвержденные расходы |
0,00 |
0,00% |
186,30 |
2,50% |
186,30 |
2,50% |
404,50 |
5,00% |
Секретные статьи |
789,25 |
12,01% |
901,88 |
12,10% |
112,63 |
0,09% |
1021,00 |
12,62% |
Всего |
6570,30 |
100,00% |
7451,15 |
100,00% |
880,85 |
8089,97 |
100,00% |