Теоретические основы анализа финансово-хозяйственной деятельности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 11:59, курсовая работа

Краткое описание

Профессиональное управление финансами неизбежно требует глубокого анализа, позволяющего наиболее точно оценить неопределенность ситуации с помощью современных количественных методов исследования. В связи с этим существенно возрастает приоритет и роль анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, основным содержание которого является комплексное системное изучение финансового состояния предприятия и факторов его формирования с целью оценки степени финансовых рисков и прогнозирования уровня доходности капитала.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основной разработки научно обоснованных планов и управленческих решений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1 Основные показатели хозяйственной деятельности организации 5
1.2 Формирование стратегий для принятия решений по финансовому менеджменту 12
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «КОМФОРТ» 19
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Комфорт» 19
2.2 Анализ финансового состояния ООО «Комфорт» 22
2.3 Оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации ООО «Комфорт» 30
3 ОЦЕНКА И РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «КОМФОРТ» 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………45

Вложенные файлы: 1 файл

Курсов_анал фин сост_Магу_2011(2).doc

— 823.50 Кб (Скачать файл)

      Для анализа рентабельности в программе  рассчитываются две группы коэффициентов  рентабельности: рентабельность капитала и рентабельность деятельности. Они  рассчитываются по данным отчета о  прибылях и убытках.

      1. Рентабельность капитала

      Рентабельность  всех активов по прибыли является наиболее общим показателем. Он определяется по формуле:

                                  ,                                    (9)

      где — рентабельность активов;

              — прибыль до налогообложения.

      Показатель  рентабельности собственного капитала определяет эффективность использования  средств собственников, вложенных в организацию, позволяет сравнить с возможным доходом от вложения этих средств в другие организации (ценные бумаги), служит важным критерием при оценке уровня котировки акций на бирже. Коэффициент рассчитывается по формуле:

                                   ,         (10)

      где — рентабельность собственного капитала.

      С помощью коэффициента рентабельности оборотного капитала рассчитывается сумма балансовой прибыли, заработанная каждым рублем оборотного капитала. Этот коэффициент рассчитывается по формуле:

                                   ,                                    (11)

      где — рентабельность оборотного капитала.

      Коэффициент рентабельности перманентного капитала показывает, какова прибыльность использования всего капитала организации, находящегося в его долгосрочном пользовании. Значение коэффициента определяется по формуле:

                                   ,                                    (12)

      где — рентабельность перманентного капитала.

      Наиболее  полное представление о рентабельности производственной деятельности организации дает коэффициент рентабельности функционирующего капитала. Он определяется по формуле:

                                   ,                                      (13)

      где — рентабельность функционирующего капитала;

             — прибыль от продаж.

      Коэффициенты  группы рентабельности деятельности позволяют  оценить прибыльность всех направлений  деятельности организации.

      Коэффициент рентабельности всех операций по балансовой прибыли показывает, насколько эффективно и прибыльно организация ведет свою деятельность по всем направлениям. Этот коэффициент находится по формуле:

                                  ,                               (14) 

      где R – рентабельность всех операций;

        , Дв — доходы от прочих операций.

      Коэффициент рентабельности основной деятельности (рентабельность продаж) показывает рентабельность именно основной деятельности организации, очищенной от прочих доходов и результатов, что позволяет пользователю определить эффективность и планировать поступление балансовой прибыли от основной деятельности. Коэффициент рассчитывается по формуле:

                                   ,                                      (15) 

      где — рентабельность основной деятельности.

      Рентабельность  реализованной продукции к затратам на ее производство определяет эффективность  затрат, произведенных организацией на производство и реализацию продукции. Этот коэффициент рассчитывается по формуле:

                                   ,                                    (16)

      где — рентабельность реализованной продукции;

      Z — сумма затрат на производство реализованной продукции.

      Таким образом, финансовые результаты деятельности организации характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль организации получают, главным образом, от реализации продукции, а также от других видов деятельности. Устойчивая текущая прибыль служит индикатором правильности выбранного курса, стратегическая цель которого – повышение уровня благосостояния собственников организации. Изучение финансовых результатов является основным моментом для понимания текущего положения компании и особенностей ее развития. Рентабельная работа организации определяется прибылью, которую оно получает. Для анализа рентабельности в программе рассчитываются две группы коэффициентов рентабельности: рентабельность капитала и рентабельность деятельности.

      1.2 Формирование стратегий для принятия решений по финансовому менеджменту

 

     Антикризисное управление, антикризисный менеджмент, антикризисная стратегия и тактика, антикризисный управляющий —  эти термины, привнесенные зарубежными  экономистами и менеджерами, стали  одними из самых популярных и модных в деловых кругах России.

     В них вкладываются различные понятия, представленные на рис. 1.

Рис. 1. Различные понятия антикризисного управления

     Суть  антикризисного управления выражается в следующих положениях [14, с.86]:

     —  кризисы можно предвидеть, ожидать  и вызывать;

       — кризисы в определенной мере  можно ускорять, предварять, отодвигать;

     —  к кризисам можно и необходимо готовиться;

     —  кризисы можно смягчать;

     — управление в условиях кризиса требует  особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;

     —  управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.

     Кризис  в различных своих проявлениях  существенно меняет условия деятельности организации. Следовательно, система  антикризисного управления в значительной мере отличается от традиционного управления. Обобщенная сравнительная характеристика традиционного и антикризисного управления приведена в таблице 2.

     Таблица 2

Сравнительная характеристика традиционного и  антикризисного управления

Параметр  сравнения Традиционное управление Антикризисное управление
Условия деятельности организации - невысокий  темп изменений

- предсказуемость  ситуации

- управленческие  проблемы повторяющиеся

- высокий темп  изменений

- непредсказуемость  ситуации

- управленческие  проблемы не повторяющиеся, новые

Цели  деятельности организации Традиционная  цель – получение максимальной прибыли Антикризисные цели, связанные с ликвидацией  причин кризисных тенденций или  их последствий. Критерии – минимизация  времени, минимум потерь при преодолении  кризисных тенденций
Решение управленческих проблем - реакция в  ответ на возникшую проблему

- ориентация  на прошлый опыт

- предвидение  и возможное предупреждение проблем

- творческий  поиск (ориентация на прошлый  опыт, как правило не имеет  смысла)

Организация ресурсов для достижения целее Жесткая структура Маневренная (гибкая) структура на основе распределения  ресурсов в соответствии с антикризисными приоритетами
Характер  управленческой информации - регламентированные  информационные потоки

- точная, избыточная  информация

- зависимость  информационных потоков от складывающейся  ситуации

- недостоверная,  недостаточная информация 

Организационная структура управления - стабильная  или экстенсивно изменяющаяся

- четкое распределение  функций на длительный период

- узкая профессиональная направленность

- гибкая, меняющаяся  в соответствии с антикризисными  приоритетами

- отсутствие  четкого распределения функций  на длительный период

- широкая и  частично непредсказуемая область  действий

Стиль руководства Умение установить единство подходов Умение вдохновить людей на восприятие изменений
Персонал - обладает необходимым  профессиональным инструментарием

- благоприятный  морально-психологический климат

- не обладает  необходимым профессиональным инструментарием,  соответствующим требованиям новых условий

- характеризуется  стрессовым состоянием, повышенной  конфликтностью, сопротивлением изменениям

 

     Основной  целью антикризисного управления организацией должно быть обеспечение в течение  длительного периода ее конкурентного  преимущества (или равновесия на рынке), которое позволит за счет реализации продукции получать достаточно денежных средств для оплаты всех обязательств, сохранения надежной финансовой устойчивости и дальнейшего развития производства.

     Создание  системы антикризисного управления преследует две главные задачи:

     - предотвращение и снижение риска  возникновения кризиса в организации;

     - снижением отрицательных последствий кризисной ситуации и возможно быстрая их ликвидация (рис. 2).

Рис. 2. Особенности условия и задач антикризисного управления 

     С позиций финансового менеджмента  возможное наступление банкротства  представляет собой кризисное состояние предприятия, при котором оно неспособно финансировать свою хозяйственную деятельность.

     Система антикризисного управления финансами  базируется на определенных принципах:

     1) Постоянная готовность к возможному  нарушению финансового равновесия  организации. Финансовое равновесие организации очень изменчиво в динамике. Его изменение на любом этапе экономического развития предприятия определяется реакцией на изменение внешних и внутренних условий ее хозяйственной деятельности.

     2) Ранняя диагностика кризисных явлений в финансовой деятельности организации с целью своевременного использования возможностей их нейтрализации.

     3) Дифференциация индикаторов кризисных  явлений по степени их опасности  для финансового развития предприятия.  Финансовый менеджмент использует в процессе диагностики банкротства организации арсенал индикаторов ее кризисного развития.

     4) Срочность реагирования на отдельные  кризисные явления в финансовом  развитии организации. Каждое  появившееся кризисное явление  не только имеет тенденцию  к расширению с каждым новым хозяйственным циклом организации, но и порождает новые, сопутствующие ему кризисные финансовые явления. Поэтому, чем раньше будут включены антикризисные механизмы по каждому диагностированному кризисному явлению, тем большими возможностями к восстановлению нарушенного финансового равновесия будет располагать организация. Финансовый менеджмент на данном этапе может быть направлен на реализацию трех принципиальных целей, адекватных масштабам кризисного состояния организации [19, с.67]:

     - устранение неплатежеспособности  организации;

     - восстановление финансовой устойчивости  организации (обеспечение ее финансового  равновесия в краткосрочной перспективе);

     - изменение финансовой стратегии  с целью обеспечения устойчивого  экономического роста организации (достижение ее финансового равновесия в долгосрочной перспективе), самофинансирование.

     5) Адекватность реагирования организации  на степень реальной угрозы  ее финансовому равновесию. Используемая  система механизмов по нейтрализации  угрозы банкротства в подавляющей своей части связана с финансовыми затратами или потерями, вызванными сокращением объемов операционной производственной деятельности, приостановлением реализации инвестиционных проектов и т. п.

     6) Полная реализация внутренних  возможностей выхода организации из кризисного финансового состояния. В борьбе с угрозой банкротства, особенно на ранних стадиях ее диагностики, организация должна рассчитывать исключительно на внутренние финансовые возможности.

     7) Выбор эффективных форм санации  организации. Если масштабы кризисного финансового состояния предприятия не позволяют выйти из него за счет использования внутренних механизмов и финансовых резервов, организация вынуждена прибегнуть к внешней помощи, которая обычно принимает форму его санации.

     Любую ситуацию, в которой предприятие  не успевает подготовиться к изменениям, можно считать кризисной. Чтобы  этого не произошло, необходимо вовремя  понять причины, по которым экономика  предприятия оказалась в кризисе, и принять меры еще до внешнего проявления финансовых затруднений. Практика российских предприятий, находящихся в кризисной ситуации, указывает комплекс причин, из-за которых предприятие попадает в кризис. Их условно можно разделить на две группы:

     —  внешние причины, которые не зависят  от предприятия или на которые предприятие может повлиять в незначительной степени;

     —  внутренние причины кризиса, которые  возникли в результате деятельности самого предприятия.

     Внутренние  факторы, возникающие в результате деятельности самого предприятия, также могут быть причиной кризиса. Если проблем с продажей продукции нет, причина заключается не в самой продукции, а в оборачиваемости оборотных средств. Если оборачиваемость малая, проблема связана с большой длительностью производственного цикла. Необходимо выявить слабое звено цикла. Это могут быть задержки с оплатой отпущенных товаров. Тогда причины кризиса связаны с ценовой политикой и контролем цен, с условиями договора на продажу товара (например, поставки товара осуществляются без предоплаты). Высокие цены могут быть связаны с высокими издержками производства. Тогда следует выяснить динамику изменения затрат на производство товара и причины их роста [11, с.92].

Информация о работе Теоретические основы анализа финансово-хозяйственной деятельности организации