Теоретические основы управления финансовыми ресурсами предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 18:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение сущности и механизма управления финансовыми ресурсами предприятия.
Поставленная цель предполагает решение ряда задач:
рассмотрение теоретических основ управления финансовыми ресурсами предприятия;
анализ сущности, состава и источников формирования ресурсов и капитала;
изучение объективных предпосылок развития теории управления финансовыми ресурсами предприятия;
анализ финансовых ресурсов предприятия ОАО «Учебно-курсовой комбинат»;
предложение путей совершенствования возможностей управления финансовыми ресурсами.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом Комбинат.doc

— 506.50 Кб (Скачать файл)

Принцип сопоставления предельного дохода с предельными издержками. Другим подходом к определению объемов продукции, которые конкурентное предприятие захочет предложить на рынке по любой возможной цене, является определение и сравнение сумм, которые каждая дополнительная единица продукции будет добавлять к валовому доходу, с одной стороны, и к валовым издержкам — с другой. Иначе говоря, предприятию следует сравнить предельный доход (MR) и предельные издержки (МС) каждой последующей единицы продукции. Любую единицу продукции, предельный доход от которой превышает ее предельные издержки, следует производить. Почему? Потому, что на каждой такой единице продукции фирма получает больше дохода от ее продажи, чем она прибавляет к издержкам, производя эту единицу. Следовательно, единица продукции добавляет к совокупным прибылям или — может быть и такой случай — уменьшает убытки. Точно так же, если предельные издержки единицы продукции превышают ее предельный доход, фирме следует избегать производства этой единицы. Она добавит больше к издержкам, чем к доходу; такая единица продукции не будет окупаться.

На начальных стадиях производства, когда объем выпуска относительно небольшой, предельный доход будет обычно (но не всегда) превышать предельные издержки. Следовательно, прибыльно производить в пределах этого объема производства. Но на последующих стадиях производства, когда объем выпуска относительно велик, повышающиеся предельные издержки вызовут обратное действие. Предельные издержки будут превышать предельный доход. Очевидно, что следует избегать производства продукции, попадающего в этот интервал, в интересах максимизации прибылей. Разделять эти два интервала производства будет особая точка, в которой предельный доход равен предельным издержкам. Эта точка — ключ к правилу, определяющему объем производства: предприятие будет максимизировать прибыли или минимизировать убытки, производя в той точке, где предельный доход равен предельным издержкам. Для удобства мы будем называть этот руководящий принцип максимизации прибыли  правилом MR=MC. Для большей части данных о соотношении MR и МС не будет выраженного целым числом уровня производства, при котором MR и МС точно равны. В таких случаях предприятию  следует произвести последнюю целую единицу продукции, у которой MR превышает ее МС. Это правило предполагает, что предприятие предпочтет производить, нежели закрыться. Итак, предельный доход должен быть равен или должен превышать средние переменные издержки, или предприятие сочтет более предпочтительным закрыться, чем производить объем продукции, при котором MR=MC.

Нужно подчеркнуть, что правило MR=MC является точным ориентиром максимизации прибыли для всех предприятий, независимо от того, являются ли они чисто конкурентными, монополистическими, монополистически конкурентными или олигополистическими. Применение правила не ограничивается особым случаем чистой конкуренции.

Максимизация прибыли в долговременном периоде. Долговременный период позволит предприятию ОАО «Учебно-курсовой комбинат» вносить определенные изменения, которые невозможно сделать в краткосрочном периоде. В краткосрочном периоде существует данное число предприячтий в отрасли, каждая из которых имеет постоянное, не меняющееся оборудование. Действительно, предприятия могут закрываться в том смысле, что они производят ноль единиц продукции в краткосрочном периоде; но у них нет достаточного времени, чтобы ликвидировать свои активы и выйти из бизнеса. Напротив, в долговременном периоде предприятия, уже находящиеся в отрасли, располагают достаточным временем, чтобы либо расширить, либо сократить свои производственные мощности, и, что более важно, число предприятий в отрасли может либо увеличиваться либо уменьшаться по мере того, как новые предприятия вступают или существующие фирмы покидают отрасль.

Общее рыночное предложение товара сформируется как сумма значений по всем производящим предприятиям. И если типичное предприятие  на небольшом участке имело экономическую прибыль, то это производство станет привлекательным для новых производителей. Наоборот, если большинство предприятий отрасли несет убытки, начинается отток капиталов в другие сферы экономики. Очевидно, что центром, вокруг которого происходит это движение, является точка, в которой типичное предприятие имеет нулевую экономическую прибыль, то есть точка, в которой цена совпадает со средними валовыми издержками. Это точка конкурентного равновесия. Чем легче проникнуть в отрасль новым конкурентам, тем быстрее сократятся сверхприбыли и понизятся цены. Чем легче «убежать» из отрасли, тем, при прочих равных условиях, быстрее будет достигнуто повышение цен до уровня, гарантирующего нормальную прибыль производства. Именно поэтому в условиях несовершенной конкуренции отдельные фирмы стремятся проводить политику, ограничивающую доступ на рынки новым компаниям, что помогает признанным лидерам сохранять сверхприбыли в течение длительного времени.

Кривая предложения отрасли с постоянными издержками в долговременном периоде. Отрасль с постоянными издержками означает, что расширение отрасли за счет вхождения в нее новых фирм не окажет влияния на цены ресурсов или, следовательно, на издержки производства. Графически вхождение новых фирм не изменяет положение кривых долговременных средних издержек отдельных фирм в отрасли. В каких случаях это происходит? Большей частью, когда спрос определенной отрасли на ресурсы составляет незначительную часть от общего объема спроса, отрасль может расширяться без существенного влияния на цены и затраты ресурсов.

В долговременном периоде кривая предложения отрасли с постоянными издержками является совершенно эластичной.

Графически это показано на рисунке 1. Предположим, что первоначально отраслевой спрос – D1D1, отраслевой объем производства —Q1 и цена продукта составляет 100 дол. Эта ситуация является ситуацией долговременного равновесия. Теперь условимся, что спрос увеличивается до D2D2, нарушая это равновесие. Возникающие в результате экономические прибыли привлекут новые фирмы. Поскольку это отрасль с постоянными издержками, вхождение в нее новых фирм будет продолжаться, и отраслевой выпуск будет расширяться до тех пор, пока цена вновь не понизится до неизменного минимального уровня средних валовых издержек. Это будет при цене 100 дол. и объеме производства Q2. Такой анализ применим и для противоположного случая. Сокращение в краткосрочном периоде отраслевого спроса с D1D1 до D3D3 вызовет массовый отток фирм и в конечном счете восстановление равновесия при цене 100 дол. и объеме производства Q3. Линия, которая соединяет все точки, такие, как эти три, показывает различные сочетания цен и предложенного количества продукции, которые являлись бы наиболее прибыльными, когда у фирмы было бы достаточно времени, чтобы осуществить все желаемые приспособления к предполагаемым изменениям в отраслевом спросе. По определению, эта линия является кривой отраслевого предложения в долговременном периоде. В отрасли с постоянными издержками, как видно на рисунке 1, эта кривая SS является совершенно эластичной. [4, 196]

Рис. 1. Кривая предложения отрасли с постоянными издержками.

 

Кривая предложения отрасли с возрастающими издержками в долговременном периоде. Отрасли с постоянными издержками — редкий случай. Большинство отраслей являются отраслями с возрастающими издержками, при этом кривые их средних издержек сдвигаются вверх, по мере того как отрасль расширяется, и вниз, по мере того как отрасль сужается. В большинстве случаев вхождение новых фирм окажет влияние на цены ресурсов и, следовательно, издержки на единицу продукции отдельных фирм в отрасли. Когда отрасль использует значительную часть какого-то ресурса, общий объем предложения которого не просто увеличить, вступление новых фирм будет увеличивать спрос на ресурс по сравнению с предложением и повысит цены на него. Именно это происходит в отраслях, где используются высокоспециализированные ресурсы, первоначальное предложение которых не может быть быстро увеличено. Результатом более высоких цен на ресурсы будут более высокие средние издержки фирм в отрасли в долговременном периоде. Более высокие издержки, следует заметить, означают сдвиг кривой издержек в долговременном периоде для типичной фирмы вверх.

В конце концов при увеличении спроса на продукт, вызывающем экономические прибыли и приток новых фирм в отрасль, возникнет двустороннее давление на прибыли, грозящее их уничтожению. С одной стороны, вхождение новых фирм будет увеличивать рыночное предложение и понижать цену продукта, и, с другой стороны, сплошная кривая средних валовых издержек типичной фирмы сдвинется вверх. Это означает, что цена равновесия теперь будет выше первоначальной. Отрасль будет производить больше продукции только по более высокой цене, потому что расширение отрасли увеличило средние валовые издержки, и в течение долговременного периода цена продукта должна возместить эти издержки. При более высокой цене произойдет увеличение объема производства, или кривая отраслевого предложения для отрасли с возрастающими издержками станет восходящей. Вместо получения Q1, Q2 или Q3  единиц продукции по той же самой цене 100 дол. в отрасли с возрастающими издержками Q3 единиц могли бы появиться по цене 90 дол., Q1 — по 10 дол. и Q2 единиц по 110 дол. Более высокая цена требуется, чтобы стимулировать увеличение производства, потому что издержки на единицу продукции увеличиваются, по мере того как расширяется отрасль.

Рис. 2 Кривая предложения отрасли с переменными издержками.

Графически это показано на рисунке 2. Первоначальный рыночный спрос, отраслевое производство и цена —  D1D1, Q1 и 100 дол. соответственно. Увеличение спроса до D2D2 нарушит это равновесие и повысит экономические прибыли. По мере того как новые фирмы вступают в отрасль, отраслевое предложение будет увеличиваться, вызывая тенденцию к понижению цены продукта, а цены ресурсов будут расти, вызывая рост средних валовых издержек производства. Вследствие этих увеличений средних валовых издержек новая цена равновесия в долговременном периоде установится на некотором уровне выше первоначальной цены (например, 110 дол.). Наоборот, снижение спроса с D1D1 до D3D3 сделает производство неприбыльным и вызовет массовый отток фирм из отрасли. Сокращение спроса на ресурсы относительно их предложения понизит цены на них и вызовет понижение средних валовых издержек производства. Следовательно, новая цена равновесия будет установлена на некотором уровне ниже первоначальной цены (например, 90 дол.). Соединив эти три точки равновесия, мы получим восходящую кривую предложения в долговременном периоде, как изображено SS на рисунке 2. [4,198]

Экономисты обычно считают, что наиболее типичными являются отрасли с возрастающими издержками. Сельское хозяйство и добывающие отрасли, такие, как горная промышленность и лесоразработки, — отрасли с возрастающими издержками, потому что каждая использует значительную часть некоторого основного природного ресурса — сельскохозяйственные угодья, залежи полезных ископаемых и лесные участки. Расширение существенно повлияет на спрос на эти ресурсы и вызовет более высокие издержки.

Итак, максимизация прибыли в краткосрочном периоде конкурентной фирмой может быть исследована, используя принцип сопоставления валового дохода с валовыми издержками или принцип сопоставления предельного дохода с предельными издержками. Фирма будет максимизировать прибыли, производя такой объем продукции, при котором валовой доход превышает валовые издержки на наибольшую величину. Убытки будут минимизированы путем производства, при котором превышение валовых издержек над валовым доходом является минимальным и меньше, чем совокупные постоянные издержки.

При условии, что цена превышает минимум средних переменных издержек, конкурентная фирма будет максимизировать прибыли или минимизировать убытки в краткосрочном периоде, производя такой объем продукции, при котором цена или предельный доход равны предельным издержкам. Если цена меньше, чем средние переменные издержки, фирма будет минимизировать свои убытки, закрываясь. Если цена выше, чем средние переменные издержки, но меньше, чем средние валовые издержки, фирма будет минимизировать свои убытки, производя объем продукции, при котором P=MC. Если цена превышает средние валовые издержки, объем продукции, при котором P=MC, будет обеспечивать максимум экономических прибылей для фирмы.

Применение правила MR(P) = MC при различных возможных рыночных ценах приводит к выводу о том, что отрезок кривой предельных издержек фирмы в краткосрочном периоде, который лежит над средними переменными издержками, есть кривая предложения в краткосрочном периоде.

В долгосрочном периоде конкурентная цена будет иметь тенденцию сравняться с минимумом средних издержек производства, так как экономические прибыли заставят фирмы вступать в конкурентную отрасль до тех пор, пока эти прибыли не будут сведены на нет конкуренцией. Наоборот, убытки вызовут массовый отток фирм из отрасли до тех пор, пока цена продукта снова не покроет издержки на единицу продукции.

Кривая предложения в долговременном периоде совершенно эластична для отрасли с постоянными издержками, но является восходящей для отрасли с возрастающими издержками.

В чисто конкурентной экономике действия стремящихся к прибыли производителей приведут к такому распределению ресурсов, которое максимизирует удовлетворение потребностей. Равенство в долговременном периоде цены и минимума средних издержек указывает на то, что конкурентные фирмы будут использовать наиболее эффективную из известных технологий и назначать самую низкую цену с учетом своих издержек производства. Равенство цены и предельных издержек указывает, что ресурсы будут распределены в соответствии с потребительскими вкусами. Конкурентная система цен будет перераспределять ресурсы в ответ на изменение в потребительских вкусах, технологии или запасах ресурсов с тем, чтобы поддерживать эффективность распределения ресурсов длительное время.

Информация о работе Теоретические основы управления финансовыми ресурсами предприятия