Финансовое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 18:28, реферат

Краткое описание

Финансовое планирование обеспечивает предварительный контроль за образованием и использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов, создает предпосылки укрепления финансового состояния предприятия. Финансовое планирование невозможно без планирования хозяйственной деятельности. Но не следует считать финансовое планирование пересчетом тех или иных производственных показателей.
Основные задачи, решаемые финансовым планированием:
обеспечение финансовыми ресурсами и денежными средствами основной хозяйственной деятельности предприятия;
определение прибыли и возможных факторов ее увеличения;
определение финансовых взаимоотношений с бюджетами и банками;
обеспечение сбалансированности между доходами и расходами предприятия;
контроль за финансовым состоянием и платежеспособностью предприятия.

Содержание

Введение 3
1. Цели и задачи финансового планирования 6
2. Практическая часть 19
Заключение 34
Список использованной литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

Работа.docx

— 91.01 Кб (Скачать файл)

- контроль  за финансовым состоянием, платежеспособностью  и кредитоспособностью предприятия.

Также финансовое планирование  включает в себя следующие  этапы:

1. Анализ  финансовой ситуации (Анализируются  финансовые показатели деятельности  предприятия за предыдущий период  на основе бухгалтерского баланса,  отчета о прибылях и убытках,  отчета о движении денежных  средств. Основное внимание уделяется  таким показателям, как объем  реализации, затраты, размер полученной  прибыли. Проведенный анализ дает  возможность оценить финансовые  результаты деятельности предприятия  и определить проблемы, стоящие  перед ним.);

2. Разработка  общей финансовой стратегии предприятия  (разработка финансовой стратегии  и финансовой политики по основным  направлениям финансовой деятельности  предприятия, на этом этапе  составляются основные прогнозные  документы, которые относятся  к перспективным финансовым планам  и включаются в структуру бизнес-плана  в том случае, если он разрабатывается  на предприятии);

3. Составление  текущих финансовых планов (уточнение  и конкретизация основных показателей  прогнозных финансовых документов  путем составления текущих ФП);

4. Корректировка,  увязка и конкретизация финансового  плана (состыковка показателей  финансовых планов с производственными,  коммерческими, инвестиционными, строительными и другими планами и программами, разрабатываемыми предприятием);

5. Осуществление  оперативного финансового планирования 

6. Выполнение  финансового плана (осуществление  текущей производственной, финансовой  и прочей деятельности предприятия,  определяющей конечные финансовые  результаты деятельности в целом);

7. Анализ  и контроль выполнения плана  (определение фактических конечных  финансовых деятельности, сопоставление  их с запланированными показателями, выявление причин и следствий  отклонений от плановых показателей,  разработка мер по устранению  негативных явлений

 Все  подсистемы финансового планирования  на предприятии находятся во  взаимосвязи и осуществляются  в определенной последовательности. Исходный этап планирования - прогнозирование  основных направлений финансовой  деятельности, осуществляемое в  процессе перспективного планирования, которое определяет задачи и  параметры текущего ФП. База для  разработки оперативных финансовых  планов формируется на стадии  текущего финансового планирования.

 

 Цели, организация и процессы  планирования

Цели  планирования могут быть различны на разных предприятиях. Функциям планирования может придаваться разное значение в зависимости от вида и величины предприятия.

 

План как экономический прогноз.

 Руководство  любого предприятия независимо  от его вида и величины обязано  знать, какие задания в области  экономической деятельности оно  может запланировать на следующий  период. Группы заинтересованных  в деятельности предприятия лиц  предъявляют определенные минимальные  требования к результатам его  работы. К тому же при планировании  некоторых видов деятельности  необходимо знать, какие экономические  ресурсы требуются для выполнения поставленных задач. Это относится, например, к планированию в области привлечения капитала (приобретения кредитов, увеличение акционерного капитала и т. п.) и определения объема инвестиций.

Бюджет как основа для контроля.

 По  мере реализации заложенных в   бюджете планов необходимо регистрировать  фактические результаты деятельности  предприятия. Сравнивая фактические  показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый  бюджетный контроль. В этом смысле  основное внимание уделяется  показателям, которые отклоняются  от плановых, и анализируются  причины этих отклонений. Таким  образом пополняется информация  обо всех сторонах деятельности  предприятия. Бюджетный контроль  позволяет, например, выяснить, что  в каких-либо областях деятельности  предприятия намеченные планы  выполняются неудовлетворительно.  Но можно, разумеется, предположить  и такую ситуацию, когда окажется, что сам бюджет был составлен  на основе нереалистических исходных  положений. В обоих случаях  руководство заинтересованно в  получении информации об этом, с тем чтобы предпринять необходимые  действия, т.е. изменить способ  выполнения планов или ревизовать  положения, на которых основывается  бюджет.

Бюджет как средство координации.

 Бюджет  представляет собой выраженную  в стоимостных показателях программу  действий (план) в области производства, закупок сырья или товара, реализации  произведенной продукции и т.д.  В программе действий должна  быть обеспечена временная и  функциональная координация (согласование  отдельных мероприятий). Рентабельность  сбыта зависит, например, от величины  ожидаемой цены поставщика и  условий производства; количество  выпускаемой продукции - от ожидаемого  объема реализации; величина отпускной  цены – от того, каких объемов  закупок сырья и материалов  требует программа производства  и реализации.

Бюджет как основа для постановки задачи.

Разрабатывая  бюджет на следующий период. В таком  случае существует большая вероятность  того, что разработчикам плана  хватит времени для выдвижения и  анализа альтернативных предложений, чем в той ситуации, когда решение  принимается в самый последний  момент.

План как средство делегирования полномочий.

 Одобрение руководством  предприятия  плана подразделения  служит сигналом того, что в  дальнейшем оперативные решения  принимаются на уровне этого  подразделения (децентрализовано), если они не выходят за установленные  бюджетом рамки. Если же бюджеты  на уровне подразделений не  разрабатываются, руководство предприятия  вряд ли будет в такой степени  склонно к децентрализации процесса  принятия оперативных решений.

Организация планирования зависит от величины предприятия. На очень мелких предприятиях не существует разделения управленческих функций  в собственном смысле этого слова, и руководители имеют возможность  самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по составлению планов должна производиться  децентрализовано. Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области  производства, закупок, реализации, оперативного руководства и т.д. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются  предложения относительно тех действий, которые было бы целесообразно предпринять  в будущем.

Бюджеты подразделений разрабатываются  изолированно друг от друга. При расчете, например, плановых показателей реализации, а значит и величины покрытия необходимо знать условия производства и  запланированные отпускные цены. Чтобы обеспечить действенную систему  координации, на многих предприятиях разрабатывается  инструкция по составлению планов, в которой содержится повременной  план, а также распределение обязанностей и ответственности при расчете  бюджетных показателей.

В литературе о планировании на предприятии обычно различают две схемы организации  работ по составлению бюджетов (планов): по методу break-down (сверху - вниз) и по методу build-up (снизу - вверх). По методу  break-down работа по составлению бюджетов начинается "сверху". Т.е. руководство предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия, форме включаются в планы подразделений. По методу build-up поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый бюджет (план), который в последствии может войти составной частью в общий план предприятия.

Методы  break-down и build-up представляют две противоположные тенденции. На практике не целесообразно использовать только один из этих методов. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений.

 

Предприятие должно осуществлять планирование и контроль в двух основных экономических областях. Речь идет о прибыльности (рентабельности) его  работы и финансовом положении. Поэтому  бюджет (план) по прибыли и финансовый план являются центральными элементами внутрифирменного планирования.

Планирование потребности в  оборотном капитале.

 На  предприятии необходимо проводить  планирование использование,  как  основного, так и оборотного  капитала. Важным фактором планирования  использования оборотного капитала  является планирование времени  поступления дохода и расхода.  Наличие оборотного капитала  предприятия должно покрывать  расходы со времени начала  производства до оплаты продукта  потребителем.

Планирование потребностей в основном капитале.

 По  мере развития предприятия станки  изнашиваются, изменяется технология, требуются новые здания, оборудование, компьютеры. Часто сроки приобретения  основного капитала достаточно  велики.

Это означает, что важно включить финансовое планирование в процесс стратегического планирования предприятия. Если предприятие хочет  завоевать новые рынки и расширить  производство продукта, оно должно заботиться о потребности в капитале в процессе формирования долгосрочных планов по маркетингу и основных исследований по производственным методам.

Планирование источников дохода.

 Известно  много источников фондов предприятия,  включая доход от продажи продукции,  инвестиции ее собственников,  а также займа. Задача, прежде  всего, состоит в нахождении  лучшего источника для каждой  потребности и именно в то  время, когда возникает такая  потребность.

Качественное планирование заключается в том, чтобы получать необходимые фонды не только вовремя, но и по самой низкой цене. Для  этого нужно найти банк, который  может их предоставить в настоящее  время, соотнести источник фондов с  целью, для которой они будут  использоваться, сбалансировать различные  источники, так как нельзя полагаться лишь на банковские займы, только на выпуск акций или поступлений доходов. В частности, нужно правильно  выбрать время: продавать акции, когда рынок акций процветает, не брать взаймы, когда учетные  ставки высоки и т.д. 

 

 Проблемы и пути совершенствования финансового планирования на предприятиях

  Наряду с осознанной необходимостью широкого применения совершенного финансового планирования в нынешних условиях действуют факторы, ограничивающие его использование на предприятиях. Основные из них:

  • высокая степень неопределённости на российском рынке, связанная с продолжающимися глобальными изменениями во всех сферах общественной жизни (их непредсказуемость затрудняет планирование);
  • незначительная доля предприятий, располагающая финансовыми возможностями для осуществления серьёзных финансовых разработок;
  • отсутствие нормативно- правовой базы отечественного бизнеса.

Большие возможности для  осуществления эффективного финансового  планирования имеют крупные компании. Они обладают достаточными финансовыми  средствами для привлечения высококвалифицированных  специалистов, обеспечивающих проведение широкомасштабной плановой работы в  области финансов.

На небольших  предприятиях, как правило, для этого  нет средств, хотя потребность в  финансовом планировании больше, чем  у крупных. Малые фирмы чаще нуждаются  в привлечении заёмных средств  для обеспечения своей хозяйственной  деятельности, в то время, как внешняя  среда у таких предприятий  менее поддаётся контролю и более  агрессивна. И как следствие- будущее  небольшого предприятия более неопределённо  и непредсказуемо.

Анализ причин недостаточной эффективности  функционирования целого ряда предприятий  позволил выявить основные проблемы и сформулировать следующие принципы постановки системы планирования:

  • процесс изменения системы планирования должен успевать за процессами слияния, поглощения, соответствующими изменениями в структурах, системах управления предприятий и холдингов;
  • планирование (корректировка и уточнение) должно осуществляться «сверху вниз» по принципу «дерева целей» то есть системно, тогда планы будут комплексными и самодостаточными;
  • должно осуществляться сценарное планирование с учетом изменений внешней среды, внешних и внутренних рисков;
  • нужно планировать защитные действия и контрдействия для компенсации реальных угроз конкурентов, их лоббистских действий и т.д.;
  • следует оптимизировать планы и производственные программы с учетом стратегических интересов собственника, по экономическим и инвестиционным критериям;
  • система планирования должна быть привязана к имеющейся на предприятии системе центров ответственности, полномочий, системе контроллинга, иначе реализация даже самых лучших планов будет неэффективной;
  • обязательное требование — система планирования должна включать в себя систему мотивации для топ-менеджеров, «ключевых» руководителей и специалистов.

Информация о работе Финансовое планирование