Государственное регулирование инвестиций на примере Калужской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 00:13, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы заключается в анализе инвестиционного климата региона России (Калужской области) и разработке мер по его активизации в ближайшие сроки.
В соответствии с этим в работе необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть основные этапы становления законодательства на федеральном и региональном уровнях.
Проанализировать состояние инвестиционного климата и социально-экономического положения Калужской области в настоящее время.
предложить перечень реальных инвестиций для активизации туристической отрасли Калужской области.
В процессе написания дипломной работы были использованы такие методы исследования, как диалектический метод (направленный на изучение причин, динамики и направленности развития инвестиционного климата в Российской Федерации), метод системного анализа, правовой и др.
Методологическую основу данной дипломной работы составляет использование разработок отечественных и зарубежных ученых, информация из книг, журналов, а также материалы внешнеэкономического развития России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Формирование государственной инвестиционной политики в России…6
1.1 Характеристика развития, законодательства об инвестициях в РФ 6
1.2. Проблемы инвестиционной активности в России. Основные цели, принципы и задачи инвестиционной политики 11
1.3. Инвестиционная политика Калужской области. 19
ГЛАВА 2. Инвестиционные ресурсы региона. 27
2.1 Условия формирования регионального инвестиционного климата в Калужской области. Оценка инвестиционных ресурсов региона 27
2.2 Инвестиционный риск как характеристика инвестиционной привлекательности региона. 44
ГЛАВА 3. Туризм как реальный сектор инвестиционных вложений. 55
3.1. Туристский потенциал Калужской области 55
3.2. Туристическая отрасль Калужской области: реальные инвестиционные проекты 60
3.2.1. Реконструкция гостиницы «Людиново» в городе Людиново 60
3.2.2 Строительство гостиничного комплекса «Липки» в Малоярославецком районе.61
3.2.3 Строительство туристической гостиницы в Малоярославецком районе в
п. Детчино 61
3.2.4 Строительство комплекса на федеральной автотрассе «Украина» 62
3.2.5 Строительство туристического центра в п. Детчино 63
3.2.6. Строительство и реконструкция круглогодичного спортивно-туристического комплекса «Квань» в пригороде Калуги 63
3.2.7. Строительство сети гостевых домов вдоль р. Угры в национальном парке «Угра» 64
3.2.8. Проектирование и строительство туристского приюта в п. Березичский Стеклозавод Козельского района (место "Старая речка") 66
3.2.9. Создание центра рыболовного спорта 67
3.2.10. Реконструкция Детского санаторно-оздоровительного лагеря круглогодичного действия «Сосновый бор» 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76

Вложенные файлы: 1 файл

ок.doc

— 497.50 Кб (Скачать файл)

Настоящий Федеральный  закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (далее - ФЗИД), (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 "22-ФЗ) регулирует инвестиции в объекты капитальных вложении, под которыми понимаются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества за изъятиями, установленными федеральными законами4.

В целом ФЗИИ и ФЗИД формируют основу для регулирования  инвестиций в условиях рыночной экономики, обеспечивают либерализацию правового режима доступа на российский рынок российских и иностранных инвесторов, создают условия для использования разнообразных правовых форм организации частного предпринимательства, предусмотренных ГК РФ,

Описанные выше тенденции в развитии законодательства об инвестициях нашли отражение в законодательных и иных актах, принятых на современном этапе развития законодательства об инвестициях.

Дальнейшее  развитие регулирования инвестиций в России будет неизбежно связано с усилением влияния роли и значения международных механизмов и адаптации к ним внутренних институтов, обеспечивающих защиту прав инвесторов. Появление и развитие новых форм инвестиций будет способствовать защите прав инвесторов через создание новых механизмов распределения и "распыления" инвестиционных рисков.

1.2. Проблемы инвестиционной активности в России. Основные цели, принципы и задачи инвестиционной политики.

 

Россия является весьма привлекательной сферой приложения иностранного капитала: огромный научно-технический потенциал, большой рынок сырьевых ресурсов, практически полное отсутствие конкуренции со стороны местных товаропроизводителей, всепоглощающий рынок потребления, дешевая и относительно квалифицированная рабочая сила, высокая норма прибыли и другие факторы создают благоприятный инвестиционный климат. Однако Российской Федерации не удается реализовать свои естественные преимущества.

Притоку в  инвестиционную сферу частного национального и иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию. Слабый приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется разногласиями между исполнительной и законодательной властями.5 Центром и объектами Федерации, наличием межнациональных конфликтов в самой России и войн непосредственно на ее границах, социальной напряженностью (забастовки, недовольство широких слоев общества ходом реформ), разгулом преступности и бессилием властей, неблагоприятным для инвесторов законодательством, инфляцией, спадом производства, падением курса рубля и его не конвертируемостью и др. Еще одним барьером для иностранных инвестиций выступает несовершенное налоговое законодательство. Непомерные налоги, налоговое непостоянство, нечеткость законодательной базы, непоследовательное применение норм различными инстанциями, отсутствие системы беспристрастного аудита и процедур апелляции налоговых служб, по мнению западных исследователей, лишили инвестиционный бизнес возможности действовать в рамках закона.

Российские  исполнительные и судебные власти должны, по мнению иностранных специалистов, добиться следующего:

  • соблюдения введенных в действие законов и норм;
  • реформирования и завершения формирование юридической базы защиты прав интеллектуальной собственности в России с целью соответствия ее международным стандартом;
  • укрепления судебной защиты прав интеллектуальной собственности;
  • рассмотрения возможности ограничения количества судов, уполномоченных разрешать споры, связанные с товарными и торговыми знаками;
  • создания Высшей патентной палаты РФ;
  • организации на официальном уровне диалога государственных и частных организаций с целью помочь в разработке законодательства по правам интеллектуальной собственности.
  • жилищные субсидии из федерального бюджета в региональные для финансирования переселения северян;
  • финансирование зон особого правового режима (закрытые административно-территориальные образования, свободные экономические зоны, территории проживания малочисленных коренных народов Севера);
  • федеральная финансовая поддержка приоритетных отраслей народного хозяйства и др.

Большую тревогу  у зарубежного инвестора также  вызывает возрастающая криминализация экономики. Западные средства массовой информации пестрят сообщениями о разгуле организованной преступности на российском рынке, что представляет реальную опасность для иностранного капиталовкладчика.

Российское  правительство в последние годы проявляло в отношении зарубежных компаний скорее двойственность, чем  радушие. Официальная политика предписывает оказывать поддержку прямым зарубежным инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности, пытаясь вложить капитал в российскую экономику. Российское законодательство не имеет устоявшейся базы, коммерческая деятельность наталкивается на множество бюрократических преград, и, кроме того, складывается впечатление, что многие российские политики просто боятся прямых зарубежных инвестиций. Некоторые в России убеждены, что иностранные инвестиции - это не более чем "надувательство", и зарубежные компании откровенно эксплуатируют российскую экономику.

Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного "голода" в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так и иностранных), - постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности. В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен. Потребность страны в иностранных инвестициях составляет 10-12 млрд. долл. в год.

Однако для  того, чтобы иностранные инвесторы пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном климате. Требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране, как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций.

Для стабилизации экономики и активизации инвестиционного  климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране, как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения инвестиций.

Основные цели, принципы и задачи инвестиционной политики государства

Главные цели инвестиционной политики государства - последовательное повышение уровня жизни населения, инвестиции в человека, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе.6

Основной  задачей в этой связи является создание и поддержание условий  для прироста частных инвестиций в реальный сектор экономики, который бы полностью удовлетворял спросу рынка на инвестиционные ресурсы.

Приоритетами  государственной инвестиционной политики в этих условиях должно быть в содействии коренной модернизации производства и его структурной перестройки, повышения конкурентоспособности обрабатывающего сектора промышленности, ускоренному инвестиционному развитию секторов «новой экономики», прежде всего становления инновационных и информационных отраслей, формирования нового технологического облика национального хозяйства.

Достижение указанных  целей государственной инвестиционной политики требует осуществления комплекса мер по созданию благоприятного инвестиционного климата в стране, поддержке инвестиционных инициатив рыночного сектора экономики, формированию законодательных и институциональных условий хозяйственной деятельности частных инвесторов, адекватных современным требованиям рынка.

Процесс правового упорядочения политики государственной поддержки отдельных территорий в целях сокращения экономической и социальной неравномерности в развитии регионов должен осуществляться на основе формирования единых представлений о принципах и механизмах государственной поддержки. Среди механизмов государственной поддержки заслуживают внимания следующие:

  • установление на отдельных территориях временных особых правовых режимов регулирования определенных видов деятельности;
  • дополнительная финансовая поддержка в виде целевых трансфертов:
  • федеральные программы социально-экономического развития регионов;
  • бюджетные инвестиции;
  • передача в собственность субъектов РФ и органов местного самоуправления акций акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности;

В связи с  вышеизложенным основные принципы политики государства в инвестиционной сфере должны быть следующими7:

Среди мер  общего характера в качестве первоочередных следует назвать:

- достижение  национального согласия между  различными  властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями по поводу приоритетности решения общенациональной проблемы выхода России из экономического кризиса; ускорение работы Государственной думы над общехозяйственным  и уголовным законодательством, нацеленным на создание в стране цивилизованного некриминального  рынка;

  • радикализация борьбы с преступностью;
  • торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением  невыплаты трудящимся зарплаты;
  • пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;
  • мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;

- внедрение  в строительство системы оплаты  объектов за конечную строительную продукцию;

  • запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;
  • предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;
  • формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы.

В числе  мер по активизации инвестиционного  климата необходимо отметить:

  • принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;
  • создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок "под ключ";
  • создание в кратчайшие сроки Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России;
  • разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его полной конвертируемости.

области создания благоприятного инвестиционного климата:

  • усиление роли государства как гаранта поддержания благоприятного и предсказуемого нормативно-правового режима хозяйственной деятельности отечественных и зарубежных инвесторов;
  • публичность проводимой государственной инвестиционной политики;
  • введение иммунитета инвесторов в отношении вступления в силу правовых норм, улучшающих условия внутренних инвестиций в части взаимоотношений инвесторов с государством, предоставление законодательных гарантий инвесторам в сохранении стабильных условий хозяйствования;

-создание  равных конкурентных условий  хозяйственной деятельности всем инвесторам независимо от формы собственности, способствующих эффективному размещению капитала и устойчивому экономическому развитию;

- отказ от  практики избыточного вмешательства  в дела бизнеса;

  • введение в действие эффективных законодательных и практических механизмов защиты интересов и прав инвесторов при реализации инвестиционных проектов;
  • устранение противоречий нормативно-законодательной базы инвестиционной деятельности, снятие барьеров входа на рынок капиталов;
  • либерализация рынка инвестиционных проектов путем упрощения процедур согласования и получения разрешительной документации при их разработке и реализации (принцип «одного окна»);
  • обеспечение возможности получения инвесторами достоверной информации об организациях с целью анализа и выбора объектов инвестиций;
  • реформа бухгалтерского учета (разработка российских стандартов, отвечающих международным стандартам бухгалтерского учета);

- содействие становлению современной инфраструктуры инвестиционного рынка, обеспечивающей эффективную трансформацию сбережений национальной экономики в инвестиции в производство;

в сфере  государственного инвестирования:

  • усиление социальной направленности инвестиционной деятельности в стране, безусловный приоритет инвестиций в «человеческий» капитал, в решение проблем развития социальной инфраструктуры, здравоохранения, образования, фундаментальной и прикладной науки;
  • открытость и предсказуемость государственной инвестиционной политики, стимулирование привлечения капиталов негосударственного сектора для решения приоритетных задач социально-экономического развития страны;
  • приоритетность государственной поддержки стратегически важных для страны инфраструктурных объектов, от которых зависит устойчивое функционирование всего национального хозяйства, сфер, способствующих инновационно - технологическому прорыву, а также проектов, обеспечивающих экологическую безопасность;
  • повышение эффективности инвестиционной деятельности государственного сектора экономики, обеспечение «прозрачности» инвестиционных потоков и программ, нацеленности на решение приоритетных задач социально-экономической политики государства, безопасное функционирования их технически сложных систем;
  • безусловное выполнение инвестиционных обязательств государства в рамках утвержденного бюджета;

Информация о работе Государственное регулирование инвестиций на примере Калужской области