Государственный долг: источники и методы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 15:02, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы - анализ направлений долговой политики России, выявление проблем и способов урегулирования государственного долга.
Реализации данной цели соответствуют следующие исследовательские задачи:
 рассмотреть историю возникновения государственного долга;
 дать определение государственному долгу как экономической и правовой категории;
 охарактеризовать методы управления государственным долгом;
 изучить и проанализировать современную долговую политику РФ;
 обозначить актуальные направления долговой политики РФ;
 выявить проблемы в управлении государственным долгом и пути их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ 6
1.1. История возникновения государственного долга в России 6
1.2. Экономико-правовая природа государственного долга, виды и формы 12
1.3. Этапы и методы управления государственным долгом 22
ГЛАВА II. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ РФ 30
2.1. Оценка состава и структуры государственного долга России 30
2.2. Актуальные направления политики управления государственным долгом России 36
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ РОССИИ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ………………………………………...………..44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа Гончарик В. Н. Нягань.doc

— 758.50 Кб (Скачать файл)

     Государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Федеральные органы государственной власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств РФ и обслуживания государственного долга РФ.

     Долговые  обязательства РФ могут существовать в форме:

  • кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
  • договоров и соглашений о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
  • договоров о предоставлении РФ государственных гарантий;
  • соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

     Долговые  обязательства РФ могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет). Они погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.

     Государственный долг подразделяется на внутренний и  внешний:

  • внешний долг – обязательства, возникающие в иностранной валюте;
  • внутренний долг – обязательства, возникающие в валюте России.

     Государственные внешние заимствования Российской Федерации – займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических  лиц, иностранных государств, международных  финансовых организаций, по которым  возникают долговые обязательства  страны как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.

     Согласно  определению, данному в статье 6 Бюджетного Кодекса РФ внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

     Внутренний  государственный долг РФ включает в  себя задолженность по ГКО (государственным краткосрочным обязательствам), ОФЗ (облигациям федерального займа), ОГСЗ (облигациям государственного сберегательного займа), реструктурированную задолженность по ОВГВЗ (облигациям внутреннего государственного валютного займа), а также просроченную задолженность по централизованным кредитам сельскому хозяйству и северным регионам.

     В объем внутреннего государственного долга включаются:

  • номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
  • объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
  • объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;
  • объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации;
  • объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие настоящего Кодекса.

     Обслуживание  и погашение государственного долга  Российской Федерации финансируется  исключительно из федерального бюджета. Управление государственным долгом осуществляется Правительством.

     Предельные объемы государственного внутреннего долга и государственного внешнего долга, пределы внешних заимствований России на очередной финансовый год утверждаются Федеральным законом Российской Федерации «О федеральном бюджете» на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. Предельный объем государственных внешних заимствований страны не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга России.

     Осуществление государственных заимствований, а также предоставление государственных гарантий иным заемщикам допускаются только в случае утверждения федеральным законом о бюджете соответствующего уровня на текущий финансовый год следующих параметров:

  • привлечение средств из источников финансирования дефицита бюджета;
  • предельный размер государственного долга;
  • расходы на обслуживание соответствующего государственного долга в текущем финансовом году.

     Поступления в бюджет средств от заимствований  и других долговых обязательств отражаются в бюджете как источники финансирования дефицита бюджета.

     Все расходы на обслуживание долговых обязательств, включая дисконт – разница  между ценой размещения и ценой  погашения (выкупа) – по государственным  ценным бумагам, отражаются в бюджете  как расходы на обслуживание государственного долга.

     Доходы, полученные от размещения государственных  ценных бумаг в сумме, превышающей  номинальную стоимость, доходы, полученные в качестве накопленного купонного  дохода, а также доходы, полученные в случае выкупа ценных бумаг по цене ниже цены размещения, относятся на уменьшение фактических расходов на обслуживание государственного долга в текущем году.

     Погашение основной суммы долга России, возникшего из государственных заимствований, учитывается в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета путем уменьшения объема источников финансирования дефицита соответствующего бюджета. [20, с. 68]

     Федеральный закон Российской Федерации «О федеральном  бюджете» на соответствующий год – документ, в котором указывается полный постатейный перечень источников поступления финансовых средств, перечень выплат по внутренним и внешним долговым обязательствам Правительства, а также устанавливаются программы государственных внутренних и внешних заимствований России.

     Правительство РФ имеет право осуществлять внутренние (внешние) заимствования с превышением установленного предельного объема государственного внешнего (внутреннего) долга только в том случае, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга.

     Заемные средства могут быть использованы в том числе и на покрытие дефицита бюджета. Однако в соответствии с Бюджетным кодексом РФ предельный объем заемных средств, направляемых субъектом РФ на финансирование дефицита своего бюджета, не может превышать 30% объема доходов бюджета субъекта РФ. Для муниципального образования эта цифра, соответственно, составляет 15%.

     С введением в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации впервые  на законодательном уровне было прописано  понятие единой системы учета  и регистрации государственных долговых обязательств. Однако, по сути единой, целостной системы управления государственным долгом до настоящего времени не создано.

    1. Этапы и методы управления государственным долгом

     Долг  государства, как и финансы в  целом, может являться инструментом и объектом управления. В качестве инструмента управления государственный долг обеспечивает возможность органам государственной власти оказывать влияние на денежное обращение, финансовый рынок, инвестиции, производство, занятость, организацию населением своих сбережений и многие другие экономические процессы.

     Д.Л. Головачев дает следующее определение: «Под управлением государственным  долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений  экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика». Управление государственным долгом заключается в следующем:

  • формирование политики в отношении государственного долга;
  • установление границ государственной задолженности (в том числе в определении общего объема бюджетного дефицита и, следовательно, объемов заимствований, необходимых для его финансирования);
  • определение основных направлений и целей воздействия на микро– и макроэкономические показатели;
  • установление возможности и целесообразности финансирования за счет государственного долга общегосударственных программ.

     Под управлением государственным долгом в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных  долговых обязательств, обслуживанием, погашением и рефинансированием  государственного долга, а также регулированием рынка государственных ценных бумаг. [15, с. 34]

     Осуществление мероприятий по управлению государственным  долгом требует от государства системного подхода и определяет многоплановый  характер регулирования существующей задолженности.

     В процессе управления государственным  долгом можно выделить несколько  функциональных элементов:

  • непосредственно управление, включающее, в том числе, определение порядка, условий выпуска и размещения государственных долговых обязательств;
  • обслуживание посредством осуществления операций по размещению займов, выплате процентного дохода по ним, рефинансированию и погашению;
  • контроль за состоянием государственного долга.

     Система управления государственным долгом – это взаимосвязь бюджетных, финансовых, учетных, организационных и других процедур, направленных на эффективное регулирование его размера, стоимости и структуры.

     Функции органов государственной власти в области управления государственным  долгом распределяются следующим образом:

  • Президент Российской Федерации устанавливает основные приоритеты бюджетной политики на краткосрочную и среднесрочную перспективу;
  • Федеральное собрание Российской Федерации устанавливает в законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год верхний предел государственного долга и предел государственных внутренних и внешних заимствований;
  • Правительство Российской Федерации определяет организационные основы системы управления государственным долгом и активами, утверждает стратегию в области управления государственным долгом и финансовыми активами, утверждает основные источники и параметры заимствований, включая программу государственных заимствований;
  • Центральный банк Российской Федерации на стадии разработки и реализации стратегии в области управления государственным долгом согласует с Министерством финансов Российской Федерации вопросы соответствия долговой политики с денежно-кредитной политикой и политикой в области управления золотовалютными резервами, включая вопросы осуществления внутренних и внешних заимствований;
  • Министерство финансов от имени Правительства РФ осуществляет внешние и внутренние заимствования, реализует утверждаемую Правительством долговую стратегию, осуществляет бюджетное планирование в части государственного долга, источников покрытия дефицита федерального бюджета и планируемых расходов на обслуживание государственного долга, проводит анализ заимствований на региональном и муниципальном уровне, а также заимствований негосударственного сектора экономики, осуществляет обслуживание и погашение государственного долга;
  • Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации участвует в анализе эффективности проектов, финансируемых за счет средств внешних заимствований.

     Существует  ряд методов управления долгом в части отдельных операций с долговыми обязательствами:

  1. Рефинансирование – это выпуск новых займов, принятие новых долговых обязательств в целях покрытия ранее выпущенных долговых обязательств;
  2. Конверсия – превращение долговых обязательств в новые обязательства, изменение размера доходной части принятых обязательств;
  3. Консолидация – это изменение сроков действия ранее выпущенных долговых обязательств;
  4. Унификация – это замена двух и более ранее выпущенных государственных и муниципальных займов на один новый.
  5. Аннулирование – это отказ от принятых долговых обязательств в части либо полностью.
  6. Реструктуризация – основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. [20, с. 153]

     Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием суммы основного долга.

     Основные схемы реструктуризации включают в себя:

  • списание долга (аннулирование займа);
  • выкуп долга – куплю страной-заемщиком своих долговых обязательств на открытом рынке со значительным дисконтом.
  • секъюритизация – представляет собой механизм эмиссии дебитором новых обязательств в виде облигаций, которые или обмениваются на старый долг, или продаются на открытом рынке (формы ценных бумаг: иностранные облигации и еврооблигации).

     Конверсия долга представляет собой преобразование долговых обязательств в новые обязательства, которые улучшают состояние заемщика или в финансовом отношении, или с точки зрения перспективы.[34, с. 73]

     Выплата доходов по займам и их погашение  обычно производятся за счет бюджетных средств. Однако в условиях значительного роста государственной задолженности и нарастающих бюджетных трудностей страна может прибегнуть и к рефинансированию государственного долга.

     Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки. Увеличение срока действия уже выпущенных займов может быть достигнуто за счет консолидации государственного долга.

Информация о работе Государственный долг: источники и методы управления