Государственный долг: источники и методы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 15:02, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы - анализ направлений долговой политики России, выявление проблем и способов урегулирования государственного долга.
Реализации данной цели соответствуют следующие исследовательские задачи:
 рассмотреть историю возникновения государственного долга;
 дать определение государственному долгу как экономической и правовой категории;
 охарактеризовать методы управления государственным долгом;
 изучить и проанализировать современную долговую политику РФ;
 обозначить актуальные направления долговой политики РФ;
 выявить проблемы в управлении государственным долгом и пути их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ 6
1.1. История возникновения государственного долга в России 6
1.2. Экономико-правовая природа государственного долга, виды и формы 12
1.3. Этапы и методы управления государственным долгом 22
ГЛАВА II. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ РФ 30
2.1. Оценка состава и структуры государственного долга России 30
2.2. Актуальные направления политики управления государственным долгом России 36
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ РОССИИ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ………………………………………...………..44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа Гончарик В. Н. Нягань.doc

— 758.50 Кб (Скачать файл)

     Возможно совмещение консолидации с конверсией.

     Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее. Такая мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по системе государственного кредита.

     Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен облигаций государства обычно осуществляются только в отношении внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней задолженности. Отсрочка погашения внешних займов, как правило, проводится по согласованию с кредиторами. При этом отсрочка погашения долга может и не повлечь приостановку выплаты процентов по нему.

     Аннулирование ценных бумаг государства может проводиться по двум причинам. Во-первых, аннулирование государственного долга объявляется в случае финансовой несостоятельности государства, т.е. его банкротства. Во-вторых, аннулирование задолженности может явиться следствием прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущих властей.

     Важной является сфера управления государственным долгом, связанная с определением условий и выпуском новых займов. При определении условий эмиссии займов, главными из которых являются уровень доходности ценных бумаг для кредиторов, срок действия займов, способ выплаты доходов, государство обязано руководствоваться не только интересами достижения максимальной финансовой эффективности займов, но и учитывать реальную конъюнктуру на финансовом рынке. Успех новых займов может быть обеспечен только в том случае, если правильно учтены положение в экономике, состояние денежного обращения, уровень доходности и сроки действующих займов, предоставляемые льготы кредиторам и многие другие факторы.

     Управление государственным долгом можно условно разделить на стратегическое и оперативное. Перспективные вопросы развития государственного долга находятся в компетенции Федерального Собрания, Президента РФ и Правительства РФ, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ. Исполнительные органы готовят проекты федеральных и региональных законов (законодательной инициативой обладают также Федеральное Собрание и Президент РФ, законодательные органы и главы администраций субъектов РФ), Федеральное Собрание РФ и законодательные органы субъектов РФ их принимают, а Президент РФ и главы региональных администраций их отклоняют или подписывают.

     Прежде  всего, ежегодно в законе о федеральном  бюджете Федеральное Собрание и  Президент РФ устанавливают:

  • предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долгов;
  • источники внутреннего финансирования бюджетного дефицита, включая доходы от эмиссии государственных ценных бумаг;
  • предельный размер внешних заимствований;
  • предельные размеры государственных кредитов иностранным государствам и государствам – участникам СНГ;
  • направления использования, условия предоставления и предельные размеры бюджетных кредитов (ссуд) юридическим лицам и субъектам РФ;
  • верхние пределы государственных внутренних и внешних гарантий.

     При этом руководствуются Бюджетным  кодексом, где определено, что:

     1. Предельный объем государственных  внешних заимствований Российской  Федерации не должен превышать  годовой объем платежей по  обслуживанию и погашению государственного  внешнего долга Российской Федерации;

     2. Предельный объем государственного  долга субъекта Российской Федерации,  муниципального долга не должен  превышать объем доходов соответствующего  бюджета без учета финансовой  помощи из бюджетов других  уровней бюджетной системы Российской Федерации.

     Кроме того, по представлению Правительства  РФ Государственная Дума утверждает программу государственных внешних  заимствований и предоставляемых  Россией государственных кредитов и программу предоставления гарантий Правительства РФ.

     Президент РФ и Правительство РФ разрабатывают  и утверждают социально-экономические  программы, которые напрямую могут  затрагивать различные аспекты  развития государственного долга.

     Оперативное управление государственным долгом осуществляют Правительство РФ и его специальный орган – Министерство финансов РФ, а также Центральный банк РФ и Внешэкономбанк как агенты Минфина РФ. Эти органы определяют:

  • генеральные условия выпуска отдельных займов;
  • порядок эмиссии и обращения долговых обязательств;
  • время выпуска очередного займа и условия его функционирования;
  • организуют первичное размещение и вторичный рынок государственных ценных бумаг;
  • организуют и осуществляют выплату доходов и погашение долговых обязательств;
  • организуют и осуществляют выдачу государственных (бюджетных) кредитов и государственных гарантий;
  • осуществляют контрольные действия и другие мероприятия по оперативному управлению государственным долгом.

     Аналогичные вопросы в рамках своей компетенции  решают законодательные и исполнительные органы субъектов РФ. При этом они исходят из норм, заложенных в федеральном законодательстве.

     Обслуживание  и погашение государственного внутреннего  долга осуществляет Центральный  банк РФ. Банк проводит свою работу на основе специальных соглашений с  Минфином РФ. Обслуживание государственного долга субъекта РФ осуществляется в соответствии с федеральным и региональным законодательством.

     Обслуживание  и погашение государственного внешнего долга осуществляет Внешэкономбанк. Банк работает на основе специальных  соглашений с Минфином РФ.

     Изготовление, хранение и рассылка облигаций государственных займов возложены на соответствующие подразделения министерства финансов, реализация ценных бумаг государства – на банковскую систему. Банки свободно продают и покупают облигации государственных займов.

     Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионное вознаграждение. Межправительственные займы обычно являются безоблигационными. Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях (уровень процента, валюта предоставления и погашения займа, другие условия). [6, с. 67]

     Таким образом, при управлении государственным долгом важно достижение сбалансированности между бюджетной и долговой политикой государства, поскольку любые послабления в сторону дефицитного финансирования разрушат равновесие и проблемы с обслуживанием задолженности обострятся.

 

ГЛАВА II. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ  СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ  РФ

2.1. Оценка состава и структуры государственного долга России

     В последние годы, благодаря благоприятной  конъюнктуре мировых сырьевых рынков, грамотной политике Правительства в монетарной и фискальной сферах, существенным улучшениям в отношениях с Западом, долговое бремя России значительно сократилось.

     Современный внешний долг России состоит из двух частей: долг бывшего СССР, который приняла на себя Россия после распада СССР и новый долг России, который формировался в основном после 1992 г. С 1992 г. Россия начала активно привлекать западные кредиты, увеличивая свой внешний долг, что активно поддерживалось за рубежом. Взамен финансовой поддержки от России требовалось держать курс на проведение реформ, направленных на минимизацию государственного вмешательства в экономику.

     В настоящее время проблема внешней задолженности в России не стоит так остро, как даже пять лет назад. В последние годы доля государственного внешнего долга в общем объеме государственного долга Российской Федерации неуклонно сокращалась. Это происходило вследствие осуществления в 2003 - 2005 гг. мер по замещению внешних заимствований внутренними, и его досрочного погашения в 2005 -- 2007 гг. за счет средств Стабилизационного фонда РФ.

     В абсолютном выражении российский внешний  государственный долг на 1 января 2010 года составил 37,6 млрд. долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 3 % от объема ВВП страны. По состоянию на апрель 2010 года объем внешнего долга снизился, составив $31,1 млрд., или 2,5% ВВП. В то же время в этом месяце Россия после двенадцатилетнего перерыва снова вернулась к заимствованиям на внешнем рынке, разместив два транша еврооблигаций на $5,5 млрд.

     Для сравнения — после кризиса 1998 года внешний долг России составлял 146,4 % от ВВП. По принятому трёхлетнему бюджету на период 2008—2010 гг., госдолг должен был удерживаться в рамках 2,5 % от ВВП. Однако вследствие падения цен на нефть бюджет России стал дефицитным, и уже в 2010-м году дефицит стал покрываться за счёт новых кредитов. В наихудшем случае в ближайшие три года внешний долг России может вырасти на $60 млрд.

     В структуре внешнего долга уменьшается доля государственных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, задолженности по кредитам правительств иностранных государств и МФО, увеличивается доля государственных гарантий.

     На 1 января 2011 года основную часть государственного внешнего долга составляет задолженность по внешним облигационным займам – 39,8 млрд. долларов или 77% от внешнего госдолга. Задолженность перед международными финансовыми организациями составляет 3,1 млрд. долларов или 8%. От 2% до 2,7% в структуре внешнего госдолга составляют  коммерческая задолженность бывшего СССР, задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте и задолженность перед официальными кредиторами — членами Парижского клуба. Задолженность перед официальными кредиторами — не членами Парижского клуба – 1,7 млрд. долларов или 4% от объема внешнего государственного долга. [Приложение 1]

     К началу 2008 г. внешний государственный долг был снижен до 46,7 млрд. долл. Сегодня эта величина и того меньше, и составляет 39,8 млрд. долларов, то есть сократилась почти на 15%. При нынешней инфляции внутренние займы размещаются под невысокий процент. Однако в целом и государственный внутренний долг, и совокупный внешний (государственный и корпоративный) быстро растут. Внутренний государственный долг еще на 1 января 2005 г. составлял 757 млрд. руб., на начало 2006 г. - 851 млрд. руб., на начало 2007 г. - 1028 млрд. руб. В 2007 г. он превысил 1 трлн. руб. и к 2010 г. стал более 2 трлн. руб. Совокупный внешний российский долг на 1 января 2008 г. составлял 459,6 млрд. долл. и неконтролируемо рос. [11]

     Резкое  сокращение внешнего государственного долга стимулировало рост внутренних заимствований, используемых для рефинансирования накопленного за последние годы государственного внутреннего долга. Это стало  фактором снижения относительной нагрузки на бюджет расходов по обслуживанию долга и увеличения доли непроцентных расходов бюджета.

     С 1993 по 2011 год объем внутреннего долга вырос более чем в 500 раз, составив на 1 января 2011 года 472 млрд. рублей. С 1993 по 1998 наблюдалось стремительное увеличение объема долга (в 2-4 раза по сравнению с предыдущим годом). В 2001-2002 годах наблюдалось уменьшение как объема долга, так и государственных гарантий в валюте РФ на 45 млрд. и на 0,8 млрд. соответственно. Затем снова значительное увеличение в 2003 году в 1,3 раза. Значительный рост также наблюдался в 2010 году по сравнению с 2009 на 595 млрд. или на 28,4% [Приложение 2]

     Таблица 2.1.1

Объем государственного внутреннего долга  Российской Федерации
  по состоянию  на                    
01.01.2011 01.02.2011 01.03.2011
Объем государственного внутреннего долга  Российской Федерации - всего, (млрд. руб.) 2 940,392 2 935,419 3 083,210
в том числе:      
государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации 472,250 471,462 471,462
       
      Источник: [30, с.24]

     По  данным Таблицы 2.1.1 можно проследить положительную динамику, рост объема государственного долга РФ за первые месяцы 2011 года. За два месяца объем государственного долга увеличился на 142,8 млрд. рублей.

     Если  рассматривать структуру государственного долга на апрель 2010, то можно заметить, что основную часть составляют ОФЗ-ПД и ОФЗ-АД, то есть 738 и 848 млрд. рублей (или 39,5% и 45,4%) соответственно. ГСО-ППС составляют 150,4 млрд. рублей,  ГСО–ФПС 132 млрд. рублей. [Приложение 3]

     Всего государственный внутренний долг, выраженный в государственных ценных бумагах, составил 1869 млрд. рублей. [Приложение 3]

Информация о работе Государственный долг: источники и методы управления