Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 15:02, дипломная работа
Цель дипломной работы - анализ направлений долговой политики России, выявление проблем и способов урегулирования государственного долга.
Реализации данной цели соответствуют следующие исследовательские задачи:
рассмотреть историю возникновения государственного долга;
дать определение государственному долгу как экономической и правовой категории;
охарактеризовать методы управления государственным долгом;
изучить и проанализировать современную долговую политику РФ;
обозначить актуальные направления долговой политики РФ;
выявить проблемы в управлении государственным долгом и пути их решения.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ 6
1.1. История возникновения государственного долга в России 6
1.2. Экономико-правовая природа государственного долга, виды и формы 12
1.3. Этапы и методы управления государственным долгом 22
ГЛАВА II. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ РФ 30
2.1. Оценка состава и структуры государственного долга России 30
2.2. Актуальные направления политики управления государственным долгом России 36
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ РОССИИ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ………………………………………...………..44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
С декабря 2009 по апрель 2010 государственный долг находился примерно на одном уровне, динамика незначительная, в то время как до декабря наблюдался его рост. С июня 2009 года по декабрь рост составил 444 млрд. или 20%.
Таким образом, можно отметить динамику увеличения госдолга с одновременным уменьшением внешнего долга РФ.
Консолидированный внешний долг РФ, по данным Банка России, на 1 июля 2010 года составлял 456,1 млрд. долларов США и сократился за первое полугодие 2010 года на 11,1 млрд. долларов США, или на 2,4 %. [27]
Рис. 2.1.1. Динамика консолидированного внешнего долга РФ в 2008 – 2010 годах.
Анализ показывает, что внешний долг органов государственного управления увеличился за первое полугодие 2010 года на 4,2 млрд. долларов США, или на 13,4 %, что обусловлено осуществлением государственных внешних заимствований Российской Федерации на внешних финансовых рынках.
Внешний долг органов денежно-кредитного регулирования за первое полугодие 2010 года сократился на 2,7 млрд. долларов США, или на 16,4 %.
Наметилась тенденция сокращения внешней задолженности банков, которая за 2009 год сократилась на 23,5 %, за первое полугодие 2010 года – на 5,1 млрд. долларов США, или на 4 %.
Внешний
долг нефинансового сектора
Консолидированный внешний долг за первое полугодие 2010 года относительно ВВП сократился на 4,4 процентных пункта с 36,1 % ВВП до 31,7 % ВВП, что не превышает допустимый уровень в соответствии с принятыми международными стандартами (предельное значение – 60 %).
Объем консолидированного внешнего долга в период с 1 января 2009 года по 1 апреля 2010 года превышал объем международных резервов Российской Федерации, по состоянию на 1 июля 2010 года его объем стал меньше на 5,1 млрд. долларов США, или на 1,1 %, объема международных резервов Российской Федерации. [27]
В
структуре внешней
Для компаний заимствования - это главные ресурсы для модернизации, а объем финансирования, направляемого на создание новых предприятий, только на 15-20% состоит из средств собственников.
Корпоративный внешний долг на начало 2009 года составлял 448,3 млрд. долларов США, к началу 2010 года сократился до 425,7 млрд. долларов США и до 416,7 млрд. долларов США по состоянию на 1 июля 2010 года. [26]
Крупнейшими корпоративными должниками в России стали госкомпании. Около 20% всего корпоративного долга в России приходится на долю газового концерна «Газпром», нефтяной компании «Роснефть» и госбанка ВТБ. В пятерку крупнейших российских должников вошли ОАО «Российские железные дороги» и Россельхозбанк.
Наличие значительного внешнего долга у организаций различных секторов российской экономики привело к необходимости выделения около 11 млрд. долларов США из международных резервов Российской Федерации в целях предоставления кредитов в иностранной валюте ряду организаций для погашения и обслуживания иностранных долговых обязательств. Объем задолженности по указанным кредитам на 1 апреля 2010 года составил 6,8 млрд. долларов США (заемщики: UC RUSAL Ltd., ECO Telecom Ltd., Evraz Group S.A. и ОАО «Газпром нефть»), оставшиеся кредиты пролонгированы на 1 год. [23]
Правительство России уже ввело мониторинг задолженности госкомпаний. Центробанк сейчас имеет право ограничить объемы заимствований банками, однако на некоторые компании регулятор может воздействовать только административными методами. Самыми крупными должниками являются те компании, которые реализуют крупные инфраструктурные проекты.
Объем консолидированного внешнего долга (перед нерезидентами) на 1 июля 2010 года составил 456,1 млрд. долларов США (31,7 % ВВП), в 2009 году и I квартале 2010 года указанный долг превышал объем международных резервов Российской Федерации. По состоянию на 1 июля 2010 года указанный долг стал меньше на 5,1 млрд. долларов США объема международных резервов РФ.
Таким
образом, рост консолидированного внешнего
долга не только повышает зависимость
экономики от внешней конъюнктуры и способствует
усилению уязвимости экономического и
финансового положения страны, отрицательно
сказывается на макроэкономических показателях
страны, но и сдерживает развитие экономики,
в результате отвлечения финансовых средств
на погашение и обслуживание внешней задолженности.
2.2. Актуальные направления политики управления государственным долгом России
В соответствии с Основными направлениями долговой политики Российской Федерации на 2011 – 2013 годы, одобренными Правительством РФ 23 сентября 2010 года, государственная политика в области государственного долга будет направлена на обеспечение безусловного исполнения бюджетных обязательств, развитие эффективного рынка государственных ценных бумаг и минимизацию стоимости государственных заимствований, создание условий для осуществления корпоративных заимствований.
Согласно законопроекту в 2011 –
2013 годах в целях обеспечения
сбалансированности
Основные положения долговой политики Российской Федерации на 2011-2013:
Всего за 2011 – 2013 годы предусматривается общее привлечение средств от размещения государственных ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации, в объеме (сальдо) 4 330,5 млрд. рублей.
Государственный долг при этом увеличится с 11,8% ВВП в 2010 году до 18 % ВВП в 2013 году.
Таблица 2.2.1
Динамика объема и структуры государственного долга Российской Федерации в 2009 – 2013 годах представлена в следующей таблице.
На 1 января 2010 года | На 1 января 2011 года | На 1 января 2012 года | На 1 января 2013 года | На 1 января 2014 года | Изменение 2013 г. к 2010 г. | ||
отчет 2009 г. | Закон № 308-ФЗ (с изм.) | проект | проект | проект | млрд. руб. | % | |
Государственный долг Российской Федерации, млрд. рублей | 3 233,1 | 5 316,7 | 6 844,7 | 8 976,8 | 11 170,3 | 5853,6 | 110,0 |
% к ВВП | 8,3 | 11,8 | 13,6 | 16,0 | 18,0 | ||
в том числе: | |||||||
Государственный внутренний долг, млрд. руб. | 2 094,7 | 3 726,7 | 5 148,4 | 6 976,4 | 8 826,3 | 5099,6 | 137,0 |
% к ВВП | 5,4 | 8,3 | 10,2 | 12,5 | 14,2 | ||
Государственный внешний долг, млрд. руб. | 1 138,4 | 1 590,0 | 1 696,3 | 2 000,4 | 2 344,0 | 754,0 | 47,4 |
% к ВВП | 2,9 | 3,5 | 3,4 | 3,5 | 3,8 |
Источник: [25]
Анализ динамики показывает, что государственный долг увеличится за 2011 – 2013 годы в 2,1 раза. Увеличение государственного долга произойдет в основном за счет роста государственного внутреннего долга. Он увеличится в 2,4 раза в 2013 году по сравнению с 2010 годом, или с 8,3 % ВВП в 2010 году до 14,2 % ВВП в 2013 году.
Доля государственного внутреннего долга в совокупном объеме государственного долга в 2013 году составит 79,0 %.
Рис. 2.2.1. Динамика объема и структуры государственного долга Российской Федерации в 2008 – 2013 годах.
Объем государственного долга в 2011 году превысит показатель 2010 года на 28,7 %, в 2013 году - в 2,1 раза.
В
2011 – 2013 годах долговая нагрузка на
федеральный бюджет возрастет. В
целях определения безопасных уровней
объемов и структуры
Основные показатели, характеризующие степень долговой устойчивости, использующиеся в международной практике, применительно к РФ в 2009 - 2013 годах, представлены в таблице. [Приложение 4]
Приведенные данные свидетельствует, что возросшие объемы заимствований в плановом периоде увеличат нагрузку на федеральный бюджет, однако по числу большинства индикаторов, рассчитанных в соответствии с международной методикой, бюджетная устойчивость сохранится. Вместе с тем в связи с ростом бюджетных ассигнований федерального бюджета на исполнение расходных обязательств по обслуживанию и погашению долга в 2012 – 2013 годах может произойти превышение предельного значения (10 %) показателя ликвидности федерального бюджета (отношение бюджетных ассигнований на обслуживание и погашение долга к доходам федерального бюджета) в 2012 году - на 1,7 процентного пункта, в 2013 году - на 2,4 процентных пункта.
Верхний предел государственного внутреннего долга по состоянию на 1 января 2012 года установлен законопроектом в размере 5 148,4 млрд. рублей, что на 38,1 % выше, чем на 1 января 2011 года.
В 2013 году внутренний государственный долг увеличится в 2,4 раза по сравнению с 2010 годом.
Наиболее значимый вклад в увеличение государственного внутреннего долга вносят государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации (ОФЗ/ГСО). Доля ценных бумаг в общем объеме государственного внутреннего долга будет повышаться с 78,7 % на начало 2011 года до 81 % на начало 2014 года.
Объем внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, согласно законопроекту, в 2011 году составит 4 076,7 млрд. рублей, или больше на 39 %, чем в 2010 году. За 2011 – 2013 годы указанный долг увеличится в 2,4 раза и к концу 2013 года составит 7 147,5 млрд. рублей, или 81 % объема внутреннего долга.
В соответствии с Основными направлениями долговой политики Российской Федерации на 2011 – 2013 годы помимо эмиссии ОФЗ и ГСО предполагается осуществить выпуск еврооблигаций в рублях, первое размещение их возможно в 2010 году. Предполагается, что выпуск таких бумаг позволит привлечь новых инвесторов и содействовать укреплению позиции рубля, как одной из расчетных валют.
На внутреннем рынке государственных ценных бумаг преобладают инструменты со сроком погашения 3 - 5 лет, максимум 10 лет, выпуск более долгосрочных инструментов предполагает необходимость выплат премий инвесторам за риск, что будет способствовать удорожанию обслуживания таких бумаг.
В 2011 – 2013 годах предусматривается значительный рост государственного внутреннего долга по государственным гарантиям РФ. Законопроектом (пункт 3 статьи 15) установлены верхние пределы государственного внутреннего долга по государственным гарантиям: на 1 января 2012 года - 1 064,8 млрд. рублей, на 1 января 2013 года - 1 355,3 млрд. рублей, на 1 января 2014 года - 1 678,8 млрд. рублей.
К концу 2013 года долг по гарантиям составит 19 % объема государственного внутреннего долга Российской Федерации, или 2,7 % ВВП.
Верхний предел государственного внешнего долга по состоянию на 1 января 2012 года установлен законопроектом в размере 55,6 млрд. долларов США, или 44,9 млрд. евро, или 3,4 % ВВП, что превышает на 2,6 млрд. долларов США, или на 4,9 %, показатель, утвержденный на 1 января 2011 года (53 млрд. долларов США, или 41,7 млрд. евро). [25]
Анализ динамики показывает, что объем государственного внешнего долга в долларовом эквиваленте в 2011 году увеличится по сравнению с 2010 годом на 2,6 млрд. долларов США, или на 4,9 %, в 2013 году - в 1,4 раза.
Объем государственного внешнего долга в рублевом выражении увеличится с 3,5 % ВВП в 2010 году до 3,8 % ВВП в 2013 году, или на 0,3 процентных пункта.
Увеличение
внешнего долга обусловлено
Доля задолженности по государственным ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте, в 2011 году сократится по сравнению с 2010 годом на 4,2 процентных пункта и составит 68,7 %, в конце 2013 года составит 65,7 %.
Информация о работе Государственный долг: источники и методы управления