Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 15:02, дипломная работа
Цель дипломной работы - анализ направлений долговой политики России, выявление проблем и способов урегулирования государственного долга.
Реализации данной цели соответствуют следующие исследовательские задачи:
рассмотреть историю возникновения государственного долга;
дать определение государственному долгу как экономической и правовой категории;
охарактеризовать методы управления государственным долгом;
изучить и проанализировать современную долговую политику РФ;
обозначить актуальные направления долговой политики РФ;
выявить проблемы в управлении государственным долгом и пути их решения.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ 6
1.1. История возникновения государственного долга в России 6
1.2. Экономико-правовая природа государственного долга, виды и формы 12
1.3. Этапы и методы управления государственным долгом 22
ГЛАВА II. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ РФ 30
2.1. Оценка состава и структуры государственного долга России 30
2.2. Актуальные направления политики управления государственным долгом России 36
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ РОССИИ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ………………………………………...………..44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В
2011 – 2013 годах предусматривается
увеличение в 1,8 раза государственного
внутреннего долга по государственным
гарантиям в иностранной
Законопроектом (пункт 4 статьи 16) установлены верхние пределы государственного внешнего долга по указанным гарантиям: на 1 января 2012 года – 11,3 млрд. долларов США, на 1 января 2013 года – 15,8 млрд. долларов США, на 1 января 2014 года – 21,1 млрд. долларов США.
Доля задолженности по гарантиям в иностранной валюте в общем объеме внешнего долга увеличится с 21,7 % в 2010 году до 28 % в 2013 году.
Предусматривается снижение в 2011 – 2013 годах доли задолженности по кредитам правительств иностранных государств и МФО с 13,8 % до 6,3 %.
В течение 2011 – 2013 годов Правительство РФ должно будет полностью рассчитаться с задолженностью по межправительственным соглашениям с Германией (срок погашения 2013 год), Францией (срок погашения 2011 год) и Турцией (срок погашения 2012 год), также будет завершено погашение задолженности по ряду кредитов МФО.
В государственной долговой книге РФ числится задолженность перед Румынией (межправительственное соглашение от 29 декабря 1986 года, кредит на строительство предприятия на территории бывшей УССР) и КНДР (межправительственное соглашение от 29 декабря 1988 года), урегулирование и погашение которой в период 2011 – 2013 годов, также как и в период 2010 – 2012 годов, не предусматривается. Процентные ставки по кредитам составляют соответственно 3 % и 4 %. Счетная палата считает целесообразным предложить Правительству РФ принять меры по урегулированию задолженности по указанным межправительственным соглашениям.
Бюджетные ассигнования на обслуживание государственного долга РФ (процентные расходы) на 2011 год предусматриваются в сумме 389,9 млрд. рублей, что больше на 109,6 млрд. рублей, или на 39 %, чем в 2010 году, в 2013 году указанные расходы превысят в 2,1 раза показатель 2010 года.
В
связи с увеличением
Основной объем бюджетных ассигнований на обслуживание государственного внутреннего долга в 2011 - 2013 годах будет приходиться на ОФЗ – АД и ОФЗ – ПД: ОФЗ – АД в 2011 году – 43,5 млрд. рублей, в 2012 году – 40,4 млрд. рублей, в 2013 году – 42,1 млрд. рублей; ОФЗ – ПД в 2011 году – 213,5 млн. рублей, в 2012 году – 325,8 млрд. рублей, в 2013 году – 400,5 млрд. рублей. [25]
Такой рост процентных расходов по обслуживанию государственного внутреннего долга обусловлен не только увеличением объема государственного внутреннего долга в 2011 – 2013 годах, но и ростом планируемой доходности по государственным ценным бумагам. Расчет процентных расходов в 2011 – 2013 годах производился исходя из планируемой доходности по краткосрочным бумагам 4,5 % - 5,5 %, среднесрочным – 6 % – 8 %, долгосрочным – 8 % – 8,5 %.
Предусматривается увеличение бюджетных ассигнований на обслуживание внешнего долга, которые в 2011 году составят 91,3 млрд. рублей (3 млрд. долларов США), что на 8,3 % больше, чем в 2010 году, в 2013 году указанные ассигнования увеличатся в 1,3 раза по сравнению с 2010 годом. [41]
Этот рост обусловлен, прежде всего, увеличением объемов заимствований (выпуск и размещение еврооблигационных займов РФ на международных финансовых рынках), повышением прогнозируемых значений плавающих процентных ставок по обслуживанию кредитов в течение планового периода. Применяемые Минфином России в расчетах процентных расходов по кредитам МФО и правительств иностранных государств процентные ставки на 2011 – 2013 годы составят: LIBOR - 3,2 %, 5,0 % и 5,9 % соответственно; EURIBOR - 3,0 %, 4,4 % и 3,7 % соответственно.
Процентные платежи по государственным ценным бумагам, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте, составят в 2011 году 85,7 млрд. рублей (2,8 млрд. долларов США), в 2012 году 94,9 млрд. рублей (3,1 млрд. долларов США), в 2013 году - 106,8 млрд. рублей (3,4 млрд. долларов США).
Процентные расходы по обслуживанию новых объемов заимствований (выпуск еврооблигаций) составят в 2011 году 232,4 млн. долларов США, в 2012 году – 693,0 млн. долларов США и в 2013 году – 1 142,8 млн. долларов США. Ставки купонного дохода прогнозируются соответственно на уровне 6,64 %, 6,52 % и 6,33 %. Уровень ставок определен исходя из прогнозного уровня ставок купонного дохода по 10-летним казначейским облигациям США с учетом CDS (кредитно-дефолтный своп) на риск Российской Федерации.
Процентные платежи по кредитам, полученным Российской Федерацией от правительств иностранных государств и МФО, будут увеличиваться в 2011 – 2013 годах и составят 5,6 млрд. рублей (185,2 млн. долларов США), 6,7 млрд. рублей (218,9 млн. долларов США), в 2013 году – 6,8 млрд. рублей (217,9 млн. долларов США) соответственно. Увеличение указанных процентных расходов связано ростом в 2011 - 2013 годах плавающих процентных ставок по долларам США и евро по кредитам, предоставленным правительствами иностранных государств и МФО: по долларам США на 12,6 процентных пунктов; по евро на 7,6 процентного пункта против уровня процентных ставок, действовавших на 1 сентября 2010 года.
В процентных расходах расходы на обслуживание ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, составляют более 90 %.
Реализация
основных направлений долговой политики
РФ на 2011-2013 годы не повлечет изменения
объема полномочий и компетенции органов
государственной власти субъектов РФ
и органов местного самоуправления, выделения
дополнительных ассигнований из соответствующих
бюджетов, а также сокращения доходной
части бюджетов.
ГЛАВА III.
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ
ДОЛГОМ РОССИИ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Бюджетная, долговая и валютная политика государства неразрывно связаны между собой: государственный долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизводственных процессов, снижению экономического роста. Рано или поздно заимствования выходят за рамки возможностей государства, что вызывает необходимость сокращения расходов на социальные, инвестиционные и другие цели, не связанные с погашением и обслуживанием долга. Необоснованная бюджетная, денежно-кредитная и курсовая политика государства вызывает неуверенность на финансовых рынках в отношении инвестиционного климата, побуждая инвесторов к выдвижению требований более высокой премии за риск. Это особенно касается стран, развивающих и формирующих рынки ценных бумаг, где заемщики и кредиторы могут воздержаться от принятия долгосрочных обязательств, что может негативно отразиться на развитии финансовых рынков и экономическом росте. Чрезмерный рост государственного долга несет в себе угрозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы.
Госдолг может быть полезен только в период устойчивого экономического роста. В фазе экономического спада дефицит бюджета существенно ухудшает состояние государственных финансов, повышает риск долгового кризиса и тем самым приводит к ухудшению общего состояния экономики. Для России госдолг остается экономической проблемой и никаких выгод экономике государства не приносит.
С экономической точки зрения государственный долг представляет собой задолженность государственных органов как результат формирования дополнительных ресурсов государства, направленных на разрешение противоречий между экономическими и социальными потребностями общества на основе займов денежных средств у частных лиц, институтов негосударственного сектора и иностранных государств.
Таким образом, наличие эффективной системы управления государственным долгом является важным предварительным условием в создании такой структуры долга, которая отражает предпочтения органов государственного управления, касающиеся желаемого соотношения между риском и затратами, и в целом помогает стране свести к минимуму ее уязвимость по отношению к экономическим и финансовым потрясениям.
С введением в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации впервые на законодательном уровне было прописано понятие единой системы учета и регистрации государственных долговых обязательств.
Однако, по сути, единой, целостной системы управления государственным долгом до настоящего времени не создано, и первостепенную роль в этой ситуации играет несовершенство российского законодательства.
В правовом регулировании нуждается порядок применения операции реструктуризации, обмена долговых обязательств на инвестиции, а также конверсии и консолидации займов.
В действующем законодательстве также отсутствует система ответственности за эффективность принимаемых решений при осуществлении государственной политики заимствований и управления государственным долгом.
Необходимым является четкое определение в законодательстве процедур и механизмов взаимодействия и координации, функций и сопряженной с ними ответственности, а также обмена информацией между государственными органами, осуществляющими валютную, денежно-кредитную, долговую и бюджетную политику. При этом необходимо придать большую четкость бюджетным документам, и этим снять имеющую в них место правовую неопределенность.
Как показывают результаты проверок, учет долговых обязательств в значительной степени разобщен, а единая база данных государственных долговых обязательств отсутствует.
Государственная книга внешнего долга Российской Федерации служит только для документальной регистрации соглашений по предоставляемым займам и не содержит данных об исполнении обязательств по соглашениям обеими сторонами (изменение объемов долговых обязательств и их погашение), а также о приостановлении или аннулировании соглашений.
Классификация источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации не сопоставима с классификацией видов государственных внешних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что затрудняет оценку соответствия операций с внешними долговыми обязательствами изменениям объемов и структуры государственного внешнего долга.
Применяемый Банком России в соответствии с методикой МВФ принцип определения внешнего долга Российской Федерации основывается на делении долга по принципу резидент/нерезидент. Бюджетным кодексом Российской Федерации не предусмотрено данного деления. Внутренние и внешние долговые обязательства классифицируются Минфином России по валютному признаку. Данные об объемах государственного долга перед резидентами отсутствуют и не публикуются.
Данное положение препятствует адекватному анализу ситуации, связанной с определением совокупного национального долга Российской Федерации, и определению общих показателей долговой устойчивости.
Отсутствие
законодательно закрепленных норм определения
в соответствии с международной
практикой государственного внешнего
и внутреннего долга
Законодательных основ для управления государственным национальным внешним долгом, включающим задолженность по долговым обязательствам как Правительства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, так и остальных секторов экономики в настоящее время не создано.
Оперативные
данные о состоянии государственного
внешнего долга и операциях с
долговыми обязательствами
Расходы по обслуживанию государственного внешнего долга не отражают реального объема средств, использованных в целях проведения операций с долговыми обязательствами, так как не включают в себя расходы, связанные с выполнением агентских функций консультационных услуг по внешнему долгу.
Бюджетным кодексом Российской Федерации не предусмотрено возникновение государственного внешнего долга субъектов Российской Федерации, хотя заимствования в иностранной валюте по ряду субъектов осуществлялись ранее и продолжаются до настоящего времени.
Информация о работе Государственный долг: источники и методы управления